|
||||||
Футбол и шахматыСтр 1 из 3Следующая ⇒ тактика; стратегия; красота Адам Уэллс
Введение
«У меня численное преимущество в центре… Я контролирую эту зону… но оборона очень хорошо организована, и трудно найти хоть какую-то брешь… В то же время нельзя бросать в атаку слишком большие силы – слишком велика вероятность быстрой контратаки… лучше потерпеть и дождаться своего шанса – они наверняка в какой-то момент допустят ошибку… возможно, стоит больше использовать фланги, попытаться с их помощью растянуть оборону... левая сторона у них вроде бы не очень сильна... этим надо воспользоваться... может, нужно увеличить темп и чуть усилить давление... их оборону можно прорвать с помощью хорошей комбинации в нужный момент... пожалуй, одного из защитников можно отвлечь и заставить покинуть позицию... » Это пример внутреннего монолога. Но в чьей голове он возникает и кто этот человек? Футбольные болельщики без колебаний ответили бы, что это тренер, который следит за игрой команды и пытается выработать стратегию, позволяющую сломить сопротивление соперника. И, действительно, именно такие тактические рассуждения можно постоянно слышать из уст знатоков футбола, профессиональных игроков и просто любителей игры в любой точке земного шара. Тем не менее, существует еще одна группа людей, которые могут сделать совершенно иной, но не менее обоснованный вывод и заявить, что это совершенно очевидно мысли человека, играющего в шахматы. Истина состоит в том, что оба ответа могут быть верны. При более пристальном изучении оказывается, что сходство возникает и при рассмотрении более индивидуальных тактических элементов этих игр. «Если я смогу поставить своего коня на f6, он окажется в одной из самых опасных для соперника зон, и, опираясь на него, другие фигуры смогут развернуть атаку», – рассуждает, к примеру, шахматист, сидя над доской. А в этот же момент где-то неподалеку, на футбольном поле, тренер дает наставление атакующему полузащитнику: «Ты должен пробраться в опасную зону перед их вратарской. Тогда нападающим будет легче строить от тебя атаку». Другой тренер говорит центральному защитнику: «Тебе дали пространство для продвижения вперед, так используй его». Тем временем, шахматист размышляет, стоит ли выдвигать вперед оборонительную пешку: «Она защищает короля… но перед ней слишком много пространства… поэтому, может быть, стоит выдвинуть ее, и пусть усилит атаку». Наряду с этими сходными моментами существует и общий блок очень специфичной терминологии, используемой специалистами при анализе этих игр. Такие телевизионные эксперты как Марк Лоренсен и Дэвид Плит постоянно используют термины «перегрузка», «инициатива», «дыры», * «контроль над игрой», «комбинации» и «темп». Все это - стандартные термины, используемые в шахматном анализе. В тех же случаях, когда терминология не идентична, зачастую используются чрезвычайно похожие концепции. Несмотря на все эти сходные черты, большинство любителей футбола не проявляют никакого интереса к шахматам, и наоборот. Более того, распространено мнение, что эти игры – полная противоположность друг другу. Бесчисленные поклонники футбола считают шахматы игрой медленной, скучной и лишенной энергии. В то же время, любители шахмат часто воспринимают футбол как нечто простое и бездумное. Это не значит, что эти две игры вообще никогда не сравнивают между собой, отнюдь. Футбольные комментаторы очень часто упоминают термин «шахматы», описывая происходящее на поле. Однако это всего лишь случайные замечания, никоим образом не претендующие на серьезный анализ, да и, вообще, зачастую произносятся они в насмешливом, если не сказать, уничижительном контексте. Для многих болельщиков «камбэк» «Ливерпуля» в матче против «Милана» в финале Лиги чемпионов 2005 г. содержал в себе все те составляющие, за которые люди так любят футбол: энергию, мужество, адреналин, бойцовский дух, непредсказуемость и силу мечты, позволяющую отыграть три мяча в борьбе с соперником более высокого класса и победить. Совершенной противоположностью такой игре будет то, что многие комментаторы в современном футболе описывают как вязкую, медленную «шахматоподобную» игру, в которой команды создают очень мало моментов и заканчивают с результатом 0: 0. Однако сравнение шахмат с неинтересными футбольными матчами – вещь бесполезная и далекая от истины. Здесь не учитывается тот факт, что многие интереснейшие матчи, с большим количеством голов, также обладают особенностями, характерными для шахмат. «Камбэк» Ливерпуля в матче с «Миланом», который мы обсудим позднее, в первую очередь был вдохновлен «шахматными» по своей сути принципами. Главный тренер «Ливерпуля» Рафаэль Бенитес смог радикальным образом изменить игру своей команды вовсе не с помощью вдохновляющего спича в раздевалке. Он сделал это с помощью тщательного анализа игры и изменения тактики во время перерыва. Все последующие события были непосредственным результатом «шахматной» перестановки его игроков. Связь между шахматами и футболом - это отнюдь не туманная идея, которая приходит на ум во время просмотра определенных футбольных матчей. Это неотъемлемая составляющая всех матчей, будь они вязкими и медленными или быстротекущими и вибрирующими энергией. Разобрав эти две игры до их наиболее фундаментальных структурных компонентов, можно обнаружить, насколько реальны и всеобъемлющи общие черты, которые их роднят. И это, в свою очередь, позволяет в какой-то мере понять, почему эти игры для многих их поклонников приносят такое эстетическое удовольствие и кажутся наполненными столь глубоким смыслом.
Футбол и шахматы
По своей сути, футбол и шахматы - это игры, связанные с эффективным использованием пространства и правильным выбором момента для прорыва обороны соперника с одновременным недопущением возможности для прорыва собственной обороны. Вот, собственно, и вся суть. При этом существует весьма небольшой набор ограничительных правил. Нет сложной системы подсчета очков или установленных процедур игры. Все исключительно ясно и просто: необходимо забирать фигуры соперника или забивать ему голы, при этом действуя в пределах шахматной доски или футбольного поля. Выбор способа, которым вы будете это делать, остается исключительно за вами. Поскольку игроки обладают столь широкой свободой действий, они располагают огромным количеством вариантов того, как поступать в определенной ситуации. Таким образом, сама простота этих игр, как это ни парадоксально, делает их чрезвычайно сложными. Кроме свободы выбора, которую эти игры предоставляют игрокам, их сложность создается также за счет такого элемента как «командная работа». Ни в одном другом командном виде спорта нет такого акцента на согласованной работе игроков, как в футболе. Как и в шахматах, каждое движение (или действие) оказывает влияние на все происходящее в той зоне, где оно выполняется. Выбор неправильной позиции для фигуры или футболиста может иметь катастрофические последствия. Именно поэтому так часто случается, что группа футболистов более высокого класса проигрывает игрокам, более слабым с технической точки зрения, но взаимодействующим более гармонично, согласованно. Точно так же, любой серьезный шахматист скажет вам, что наличие на доске более сильных фигур не гарантирует победы. Решающее значение имеет сила взаимодействия фигур. Пожалуй, не удивительно, что и Рафаэль Бенитес, и Карел Брюкнер (длительное время возглавлявший сборную Чехии) – страстные поклонники шахмат и прекрасно знают, что целое – это нечто значительно большее, чем просто сумма его составляющих. Оба тренера известны умением создавать выдающиеся команды, не имея при этом выдающихся игроков. Более того, по словам агента Бенитеса, знаменитый тренер не обладает особой способностью замечать хороших игроков, настолько он привык смотреть на команду как на единое целое. Благодаря наличию бесконечного количества вариантов гармонии и взаимодействия, безграничны и возможности этих двух игр: они бесконечно сложны, бесконечно интересны, неуловимы и таинственны, и всегда открыты для нового толкования. И поэтому в них так интересно играть и так интересно их смотреть. А поскольку обе игры, по сути, основаны на одних и тех же концепциях, то, если вы поклонник одной из них, вполне вероятно, что вам понравится и другая. Одно из популярных заблуждений, связанных с шахматами, заключается в том, что это игра, основанная на чистом расчете. То есть, или ваш мозг позволяет просчитывать игру на десять ходов вперед, или нет. Такое представление не соответствует истине. Нет, конечно, расчеты занимают в шахматах немаловажное место, но также важны знания позиционной игры, инстинкт и креативность. Если играют два шахматиста, обладающие одинаковой силой с точки зрения умения рассчитывать ходы, то, как правило, выигрывает тот, кто обладает лучшим знанием позиционной игры и лучшей шахматной интуицией. Такие выдающиеся шахматисты, как Михаил Таль, часто находили креативные решения проблем и часто полагались исключительно на интуицию в тех случаях, когда не могли просчитать в уме все возможные варианты. Как говорит Каспаров, «для того, чтобы быть игроком мирового класса, нужно нечто большее, чем просто логика. Интуиция - это определяющее качество выдающегося шахматиста». Точно так же и игра в футбол – это не только хороший выбор позиции, креативность и инстинктивные реакции – значительное место в нем занимают и расчеты. В большинстве ситуаций, возникающих на поле, существует больше одного варианта того, что нужно сделать в тот или иной момент. Игрокам необходимо принимать быстрое решение и выбирать правильный вариант. Например, если игрок сместился с позиции, то нужно ли прикрыть эту позицию на время его отсутствия? Нужно ли делать быструю передачу нападающим или же послать мяч в пространство, разворачивая атаку в более медленной манере? Можно ли забегать за вингера или же это слишком рискованно? Игра связана с постоянными расчетами - быстрой оценкой ситуации и последующим принятием решения. Как говорит бывший игрок голландской сборной Арнольд Мюрен, в эту игру играют «мозгами, а не ногами». Иными словами, эти игры не такие уж разные с точки зрения того, как в них играют и их понимают, как кажется на первый взгляд. Если вам нравится играть в футбол или смотреть его, то вы можете использовать ваше знание этой игры в шахматах. И, точно так же, если вы фанатик шахмат, то сможете убедиться, что понимание шахмат поможет вам оценить хороший футбол. Одно из очевидных различий между этими играми заключается в том, что в одной из них происходит постоянное движение, вторая же, по большей части, статична. Однако, хотя многие считают шахматы медленной игрой, опыт хороших партий показывает, что это не так. В каждой статичной позиции подразумевается движение. До тех пор, пока шахматист постоянно размышляет над вариантами ходов, игр остается такой же живой и интересной, как и в любом другом виде спорта. Поэтому, если хотите продемонстрировать свое тактическое чутье, забудьте о компьютерных играх. Шахматы, во многих смыслах, дадут вам возможность сыграть в футбол на доске, контролируя каждую фигуру, и развивать понимание позиционной игры, перемещений и комбинаций с каждой новой партией.
Условные обозначения к футбольным схемам
Часть 1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Для развития атаки в шахматах и футболе необходимо выстроить связи между фигурами или игроками. То, как выстраиваются связи между фигурами в шахматах, похоже на то, как игроки выстраивают связи на футбольном поле с помощью передач. Например, если ладью поставить на определенную линию, то другая фигура может связаться с ней, переместившись на одно из полей, через которые проходит линия. Фактически эта фигура «открывается» для ладьи подобно тому, как нападающий открывается для паса полузащитника. Для того чтобы играть в «подвижные» шахматы, необходимо построить на доске сильные связи, которые будут сохраняться на протяжении всех изменений и эволюций, происходящих в игре. Если эти связи слабы, то шахматист окажется в таком же беспомощном положении, как и команда, которая не может сохранить владение мячом, – он не сможет развивать опасные атаки. Стрелки показывают связи между фигурами, опирающимися на позиции друг друга.
Стрелки показывают связи между игроками, которые реализуют их с помощью передачи мяча.
В обеих играх существуют два вида связи. Первый вид – это непосредственная связь между фигурами или непосредственный пас другому игроку. Второй вид – это связь через точку соприкосновения между двумя игроками или фигурами.
Непосредственная связь между ладьей и слоном показана стрелкой; точка Х отмечает точку соприкосновения двух фигур.
Каждая из игр основана на перемещении и реализации связей, что обеспечивает взаимодействие фигур или игроков.
Здесь Эду является четвертым игроком, готовым завершить комбинацию с помощью рывка к месту назначения завершающей передачи.
Эта атака возможна благодаря связям, выстроенным между слонами и конем. Ладья ждет момента, чтобы выдвинуться на линию слона, переместившись в точку соприкосновения Х..
В приведенных выше примерах и Эду, и ладья находятся в относительно малоактивном состоянии до тех пор, пока не превращаются в угрозу в результате связующих действий находящихся вокруг игроков и фигур. Тут уместно сравнение с линией, которую проводит на холсте художник: ее смысл раскрывается лишь тогда, когда вокруг нее возникают другие линии. Шахматы и футбол – это «архитектурные» игры, и, подобно любой прочно выстроенной структуре, сила в целом возникает в них из силы основополагающих структурных компонентов. Тщательно выстроенные сильные связи помогают забить гол или защитить фигуру. Успешные атаки в футболе не основываются исключительно лишь на размещении игроков или фигур на атакующих позициях. Существуют линии, или пути подачи мяча, которые начинаются в тылу, проходят через центральную часть поля и вверх – к наиболее выдвинутым игрокам атаки. Словно подтверждая мысль о футболе как игре архитектурной, тренеры часто говорят о том, что команде необходимо сохранять свой «строй». Если команда теряет строй, то налаживание связей становится труднее, поскольку игроки не знают, где друг друга искать. Такие же проблемы возникают и у шахматиста, чьи фигуры хаотично «разбрелись» по всей доске и не могут взаимодействовать друг с другом.
Ботвинник – Смыслов (1954)
Три белых фигуры не имеют непосредственной связи с любыми другими фигурами на доске (пешки на a2 и b2, b и слон на а8). Черные используют беспорядок в стане белых и выигрывают.
Господство в центре
В шахматах, чтобы контролировать игру, необходимо доминировать в центре доски. Причина проста – это дает больше вариантов для развития атаки. Как говорит Найджел Шорт: «Если контролируешь центр – доминируешь на всей доске». Фигуры, контролирующие центр, могут «ввести в игру» другие фигуры, которые «опираются» на них и действуют по обе стороны доски. Для поддержки более сильных фигур из центра очень хороши пешки. В футболе также, если средняя линия может контролировать игру, то другие игроки могут выдвинуться на атакующие позиции. В то же время, соперник не будет располагать настолько широким диапазоном решений для построения собственных атак. Контроль над центром доски должен быть первостепенной задачей шахматиста.
«Челси» использует суженную среднюю линию из трех игроков с тесно налаженными связями в попытке доминировать в центре в матче против команды, выстроенной в традиционной 4-4-2.
Хотя черные не представляют непосредственной угрозы, их фигуры занимают лучшие позиции для обеспечения контроля над центральной частью доски. Футбольные тренеры часто ставят своих игроков именно в эту зону. Существует множество примеров полузащитников, которые прославились, как благодаря своей агрессивности, так и мастерству работы с мячом. Алекс Фергюсон говорил, что лучший игрок за все время его пребывания на посту главного тренера «Манчестер Юнайтед» – это Рой Кин. Хотя Кин не обладал теми техническими качествами, которыми могли похвастаться многие из тех, кто был его партнером по команде на протяжении долгих лет, Фергюсон посчитал, что его яростное желание биться за середину поля – это единственный наиболее важный фактор, обеспечивший успех «Юнайтед» в тот период. Шахматы вряд ли можно назвать физическим противоборством, однако не стоит недооценивать ментальную агрессию, необходимую для того, чтобы побеждать в обеих этих играх. Как заметил однажды Эммануэль Ласкер, «шахматы – это, прежде всего, борьба». И именно в центре доски происходит наиболее ожесточенная схватка. В начале игры фигуры сражаются за то, чтобы закрепить свое право на эту зону точно так же, как футболисты стараются установить свое превосходство в середине поля с самых первых минут матча. Как и в случае с дикими животными, отстаивающими территорию, игрокам, которые проигрывают эту битву в самом начале, так и не удается прийти в себя до самого конца игры.
Смыслов – Ботвинник (1958)
Смыслов занимает два из четырех центральных полей, а также сосредоточил в центральной зоне подкрепление из более сильных фигур (исключение – ладья на h1). Построение атаки
С точки зрения шахматной терминологии, существуют два основных типа ходов. Ходы, преследующие долгосрочные цели и не учитывающие цели непосредственные, известны как ходы стратегические, или позиционные. Эти ходы используются в фазе подготовки атаки и реализуются как часть общей стратегии. Точно рассчитанные ходы, направленные на реализацию конкретных целей, называются тактическими ходами. Они используются в фазе атаки. В футбольной терминологии слово «тактика» - это, как правило, широкий термин, обобщающий в себе как стратегические, так и тактические ходы (действия). Наверное, все-таки следовало бы разграничивать эти два понятия. Существует множество шахматистов, которые сильны стратегически, но слабы с тактической точки зрения. Такая же ситуация наблюдается в футболе, однако принятая в нем терминология не позволяет четко провести это различие.
Система расстановки 4-4-2 предоставляет много возможностей для атаки по флангам, поэтому стратегия команды, расставленной по этой схеме, будет включать постоянную доставку мяча вингерам и построение атак из этих зон. Одно из основных слабых мест этой системы – это свободное пространство между подразделением средней линии и обороной, которое может использовать соперник.
«Построение Ботвинника» – прекрасно сбалансировано и дает возможность развивать пешки на b2 или f2, в зависимости от того, на какой стороне (фланге) игрок хочет сосредоточить свою атаку. Стратегия белых будет заключаться в том, чтобы строить атаку из поля d5, и этот ход хорошо поддерживают две пешки, стоящие впереди. Однако d4 является слабым местом, которое соперник попытается использовать. В каждой организационной схеме будут свои сильные и слабые места. Стратегия должна опираться на наиболее эффективное использование сильнейших сторон системы. Выбрав стратегический план, игрокам необходимо, в соответствии с этим планом, начать процесс подготовки. В шахматах этот процесс должен включать хорошее развитие фигур. Это означает ввод в действие как можно большего количества фигур в дебюте игры. Велик соблазн получить преимущество за счет быстрой атаки. Может показаться, что постоянное выдвижение фигур приведет к потере темпа атаки. Однако на самом деле редкая атака приносит успех без соответствующего развития фигур. Только тогда появится достаточно количество вариантов для взаимодействия фигур, позволяющих качественно провести атакующую фазу. Если шахматист и проводит атаку без предварительного полного развития фигур, то атака эта должна быть реализована идеально, поскольку в случае ее провала он окажется без поддержки в тылу. Тот же принцип верен и в отношении атакующих действий в футболе. Нельзя возложить всю задачу действий в атаке на плечи одних лишь нападающих. Для возникновения вариантов решений должна быть поддержка со стороны полузащитников и защитников. Команды часто боятся посылать в атаку дополнительных игроков, опасаясь сбить ее темп. Однако, хотя в краткосрочной перспективе некоторая потеря темпа возможна, когда настает момент совершить решающий бросок, предварительная работа может принести свои плоды. «Манчестер Юнайтед» под предводительством Алекса Фергюсона удалось найти подход к решению этой задачи, подобрав хорошее соотношение между тщательным «развитием» игроков и сохранением темпа.
Кин отказывается от варианта быстрой передачи мяча нападающим (i), вместо этого выбрав решение с передачей на фланг Бекхэму (ii). Бекхэм тоже решает не посылать мяч на форвардов, а подает его на ход Невиллу, который забегает вдоль правого края.
К моменту, когда, наконец, Невилл делает навес во вратарскую, в штрафной площади уже сосредоточилось большое количество игроков, что облегчает нападающим задачу поразить ворота соперника. (iii).
Здесь фигуры белых расположены удобнее для развития мощной атаки, чем черные, потому что у них развито четыре более сильных фигуры против двух фигур черных. Еще одно важное решение, которое необходимо принять тренеру или шахматисту в фазе подготовки/построения атаки, касается того, где именно сосредоточить атакующие действия. На доске или футбольном поле имеется три основных «канала» атаки: левый фланг, правый фланг и центр. На принятие решения, естественно, будет влиять оборонительная расстановка соперника. Часто оборона перекрывает определенные зоны в большей степени, чем остальные.
Ботвинник – Капабланка (1938)
Белые не стали защищать пешку на а4, вместо этого отдав предпочтение выдвижению пешки на е4. Таким образом, они приглашают черных провести атаку по своему левому флангу, чтобы самим иметь возможность атаковать через центр. Черные, как и предполагается, берут пешку на а4, в результате чего дальнейшее развитие событий зависит от того, будет ли их атака по левому флангу успешнее, чем атака белых по центру. Итог: белые прорываются по «е»-вертикали и выигрывают партию. У команд, использующих контратакующий стиль, разворачивание атаки носит другой характер. Их стратегия заключается в том, чтобы заставить соперника первым провести атаку, а затем использовать слабые места, которые тот оставляет за собой в обороне. По этой причине контратаки проводятся по вертикали и в высоком темпе, однако происходят с малой частотой. Такую стратегию использовал в шахматах гроссмейстер Карпов, а в футболе это любят делать многие итальянские тренеры.
Мобильность
В футболе важным условием сохранения владения мячом является наличие вариантов передачи мяча у игрока, который им владеет. В выдающихся командах, таких как «Манчестер Юнайтед», у игрока с мячом часто имеется три-четыре варианта его передачи. Это возможно благодаря мобильности партнеров, которые совершают рывки без мяча. Если игроки остаются статичными, количество вариантов резко снижается и становится гораздо труднее выстраивать связи с помощью передач.
Здесь у центрального защитника имеется много вариантов, поскольку четыре игрока опустились в пространство для получения мяча.
Та же концепция применима и к шахматным фигурам. Тарраш первым из гроссмейстеров указал на важность мобильности и продемонстрировал ее ценность во многих своих матчах. Он считал, что хорошая мобильность улучшает варианты решений, имеющихся у шахматиста, что позволяет с большей легкостью удерживать инициативу.
Тарраш – Шлехтер (1894)
Для обеспечения хорошей мобильности в шахматах необходимо, чтобы фигуры располагали пространством, в которое они могли бы входить. На рисунке фигуры Тарраша хорошо распределены по всему фронту и располагают различными вариантами перемещения. Черные же, наоборот, сгрудились в кучу и не могут свободно перемещаться. Тарраш без особых усилий конвертировал такое превосходство в мобильности в победу. Так как различные шахматные фигуры могут совершать различные типы перемещений, они могут устанавливать между собой самые разнообразные и сложные связи. Наверное, не удивительно, что в современном футболе также появилось нечто подобное: теперь игроки понимают, что, если использовать разнообразные перемещения, это приведет к появлению возможности более сложных взаимодействий с партнерами. Собственно говоря, они, в значительной степени, копируют перемещения фигур по шахматной доске. Например, современные игроки часто выполняют рывки по диагонали (имитируя перемещение слона) или меняют направление движения в середине рывка (подражая перемещению коня).
Позиции фигур
Каждая шахматная фигура имеет определенную ценность. Например, считается, что пешка стоит 1 очко, конь – 3 очка, а ладья – 5. Это дает нам полезный инструмент для оценки наших позиций в игре. Однако, как известно большинству шахматистов, фигуры обладают не только номинальной, или статической ценностью. * Пешка может быть более сильной фигурой, чем ладья, если правильно ею распорядиться, так же как неправильно использованная ладья может быть абсолютно бесполезна. Истина состоит в том, что ценность фигуры определяется лишь тем, как они ведут себя в определенной ситуации. Поскольку каждая шахматная партия уникальна, то не существует четкого определения, где правильно ставить фигуры, а где неправильно. Однако, точно так же, как в футболе определенные игроки лучше подходят для игры на определенных позициях, чем другие, шахматные фигуры, как правило, имеют больший вес, если занимают позиции на определенных участках доски. Например, Роберто Карлос на протяжении всего матча перемещается вверх-вниз по левому флангу, доминируя в этом пространстве. Когда игра раскрывается, ладья может делать на шахматной доске нечто подобное. Однако если Роберто Карлоса или ладью поместить в центр происходящего, где меньше свободного пространства, вероятность того, что их действия будут эффективны, значительно снизится. Конь, как правило, представляет собой более грозную силу в центре доски, потому что в этой позиции он обладает бó льшим количеством возможных вариантов. Его неудобные для соперника перемещения и способность перепрыгивать через другие фигуры затрудняет оборону против него в ограниченном пространстве. Если конь застряет на фланге, то он обычно почти не влияет на игру, поскольку перемещается медленно. Подобным же образом, влияние такого игрока как Пол Скоулс будет ограничено, если поставить его на фланге. Его умные перемещения представляют проблему для соперников, пытающихся его сдержать, а великолепная способность видеть поле позволяет ему влиять на все, что происходит вокруг него.
Бронштейн – Ботвинник (1951)
В центре доски образовалась большая плотность фигур, поэтому кони действуют в более центральных зонах. Единственное пространство образовалось на левом фланге, где удобнее использовать ладьи. Если фигуры находятся на наиболее эффективных для них позициях, то это дает огромное преимущество с точки зрения атакующего потенциала, даже если у вас меньше материала. ** Хотя у черных имеется материальное преимущество, белые фигуры расставлены на гораздо более выгодных позициях. Кони атакуют несколько полей, а ладьи доминируют в центральной «d»-вертикали. В то же время ладьи черных остаются ограничены в передвижении, кони застряли на флангах, а слон заперт позади ладьи.
Использование пространства
Одно из первых наставлений, которые молодые футболисты слышат на поле от своего тренера, – это призыв «использовать пространство». Очень важно, чтобы как футболисты, так и шахматисты, с юных лет привыкали сознательно думать о пространстве. Что же означает термин «использовать пространство»? И для футболиста, и для шахматиста это означает определить свободный участок поля или доски и использовать его для своих действий.
Смыслов – Ботвинник (1954)
Смыслов хитроумно вскрыл большое количество пространства на правом фланге. С этого момента его план игры состоит в том, чтобы атаковать это пространство с помощью пешек.
В результате, когда пешка добирается до h6 (на нижнем рисунке), Ботвинник сдается.
В футболе игрок с мячом часто выбирает направление передачи, основываясь на том, у кого на данный момент имеется больше пространства. Именно этот фактор лежит в основе решения Бекхэма передать мяч Гиггсу (на нижнем рисунке).
В шахматах имеются все необходимые инструменты для эффективного использования всего пространства доски. С помощью слонов можно использовать открытые диагонали, то же самое могут делать ладьи на горизонтальных и вертикальных линиях, а кони приспособлены для работы в условиях более ограниченных пространств. В футболе тренеры стараются построить команду, в которой различные игроки будут отвечать требованиям различных позиций на поле, что позволит более эффективно использовать пространство. Здесь вопрос заключается не просто в том, чтобы переместить игроков или фигуры в свободное пространство, а в том, чтобы иметь потенциал для организации связей с этим пространством. Например, Хаби Алонсо предоставляет «Ливерпулю» возможность использовать всю глубину и ширину поля, поскольку обладает способностью делать очень точные передачи на огромные расстояния. Поэтому вингер может уходить очень «широко», зная, что все равно получит мяч от Алонсо.
Точно так же, слон, обладающий большим диапазоном связности, может находиться в глубине и поддерживать при этом атаки по обеим сторонам доски.
В футболе и шахматах возникает постоянная необходимость вскрывать пространство, особенно на самом высоком уровне игры, где оборона лучше организована и соперник просто так пространство не отдает. Здесь недостаточно просто ждать, пока бреши возникнут сами по себе, потому что зачастую, сами они так и не появляются. В 1970-х гг. Ринус Михелс, тренер «Аякса», и его самый важный игрок Йохан Круифф начали использовать новый подход к пространству. Как отмечает тренер Дейв Секстон, «своим прессингом и ротацией мяча голландцы создавали пространство там, где его до этого не было. Все остальные продолжали строго придерживаться привычных канонов, действуя по прямым и используя фиксированные позиции». В глазах многих почитателей Михелс и Круифф выглядели шахматистами. Например, Бобби Хармс говорил, что Михелс – это «гроссмейстер футбольной тактики». И такое мнение справедливо, поскольку голландский тренер брал фундаментальные для шахмат тактические идеи и применял их в футболе. Один из приемов, предложенных Круиффом, заключался в выманивании защитников с занимаемых ими позиций. Как только защитник уходит за подопечным со своей позиции, на занимаемом им ранее участке открывается свободное пространство. Такая тактика используется в шахматах на протяжении многих веков, а в наше время стала стандартным инструментом тактического арсенала футболиста.
Правый вингер делает рывок к центру, приглашая крайнего защитника последовать за собой. Невилл входит в оставленное свободным пространство и получает пас от Кина. В шахматах это называется отвлечением фигур. Шахматист вынуждает оборонительную фигуру уйти с определенного поля, чтобы затем использовать это пространство в своих целях.
Белые хотят переместить ладью в точку Х. Слон берет коня, тем самым, подставляя себя под удар пешки. Пешка берет ладью, тем самым, вскрывая для ладьи вертикаль «е». Таль – Бенко (1964)
Таль хочет атаковать конем пешку на f7, но не может, поскольку ее защищает король. Он перемещает ладью с d1 на d8, отдавая ее черному королю, в результате получая возможность взять пешку с вилкой на короля, ферзя и ладью. Маневр с отвлечением короля приносит ему ферзя. Кроме отвлечения защитников, можно, перемещая фигуру, мгновенно организовать угрозу сопернику, открывая стоящую позади фигуру. Это называется вскрытым нападением. Такие атаки очень распространены, потому что оборонительные порядки, как правило, концентрируются на первой линии атаки и пренебрегают второй волной. Бирн – Фишер (1956) Черный конь перемещается на с3, давая возможность слону атаковать короля. Затем конь может взять белую пешку, поскольку король находится под шахом и вынужден сделать ход. В футболе часто случается нечто подобное. Именно поэтому полузащитники, идущие в атаку второй волной, например, Пол Скоулс и Фрэнк Лампард, забивают так много голов. Этот принцип применим не только в отношении фигур, находящихся на атакующих позициях, но и к фигурам в любой другой части доски. Например, ход пешки из начальной позиции ценен не только сам по себе, но и потому что при этом открывается пространство для находящихся позади нее фигур.
«Челси» – «Фулхэм» (2005)
Первая линия нападающих отвлекает защитников от Лампарда, который совершает рывок с отставанием. Он получает передачу и забивает гол.
Использование слабых мест
Ключ к победам в футболе и шахматах состоит в том, чтобы найти слабые места в обороне соперника и использовать их в свою пользу. Определение слабых мест – дело зачастую непростое и может потребовать немалой проницательности. Именно с этой точки зрения тренеры топ-клубов, имеющие хорошие аналитические способности, могут оказать значительное влияние на игру. С каждым индивидуальным действием в ходе игры что-то в общей структуре становится сильнее, а что-то слабее. Например, перемещаясь на атакующую позицию, шахматная фигура оставляет за собой слабое место в обороне. Так же и в футболе, если крайний защитник выполняет забегание, то в обороне команды на его фланге появляется слабое место. Если соперник вернет владение мячом, он попытается атаковать это временное слабое место. Важно, чтобы игроки умели распознавать такие динамические изменения в ходе игры и использовать возникающие на какие-то секунды слабые места. Если шахматист или тренер сможет заметить более «перманентный» недостаток в обороне соперника, то использует его в качестве «уязвимой точки» и будет постоянно ее проверять. Не менее важно определить слабые места соперника в атаке. Это позволяет предотвратить проблему перегруженности обороны. Отдавать обороне больше сил, чем необходимо, – политика непродуктивная, что выражено в предложенном Стейницом принципе экономии. Если соперник не может использовать себе во благо ваше слабое место, то нет необходимости это место защищать. Тренер сборной Англии Свен Горан Эрикссон не зря заменил Джеми Каррагера в матче ЧМ-2006 против Тринидада, поскольку оборона англичан была перенасыщена на левом фланге.
Каррагер передает мяч Бекхэму, который не использует всю ширину поля. В первом тайме Бекхэм несколько раз попадал под давление соперника и возвращал мяч Каррагеру для навесной передачи. Такую ситуацию нельзя было назвать идеальной, поскольку Каррагер не обладает особым мастерством выполнения таких передач. Во втором тайме Тринидад не представлял никакой угрозы для Каррагера на левом фланге. Эрикссон убрал Каррагера, поручив его обязанности Бекхэму, посчитав, что соперник вряд ли попытается воспользоваться отсутствием у Бекхэма оборонительных качеств. Вместо Каррагера на поле вышел Аарон Леннон, который представлял гораздо большую опасность для Тринидада в атаке.
Здесь Леннон использует полную ширину поля, уводя за собой на край большее количество защитников. Попадая под давление соперника, он передавал мяч назад Бекхэму, который обеспечивал навесы с оттянутой позиции на правом фланге. Именно навес Бекхэма, в конце концов, позволил прорвать оборону Тринидада и дал возможность Англии забить гол. Эта игра показывает, насколько важную роль в футболе играет тактика. На протяжении большей части матча более высокий класс игроков сборной Англии практически никак не сказывался на игре, поскольку Тринидад превосходил их тактически. И лишь благодаря умной замене Эрикссона, Англии удалось переломить ход игры. В качестве еще одного примера умения тренера определять и использовать слабости соперника можно привести матч «Челси» против «Барселоны» в Лиге чемпионов 2005 г. В то время «Барселона» считалась лучшей клубной командой мира. «Челси» - «Барселона» (2005)
«Барселона» начала игру агрессивно, сдвинув свою оборону в верхнюю часть поля и оставляя большие бреши между защитниками. Такая расстановка означала уязвимость перед контратаками. Моуринью заранее подготовил «Челси» к работе в этих условиях, и его игроки с самого начала матча начали проверять это слабое место соперника с помощью очень быстрых контратак. В результате уже через 25 минут игры счет на табло показывал 3: 0 в пользу английского клуба. В показанной ниже партии белые используют большую дыру в защите соперника.
Каспаров – Лотьер (1994) Черные занимают достаточно неплохие позиции, однако отсутствие пешки перед королем на g7 является потенциальным слабым местом, которое использует Каспаров, проводя атаку ферзем, ладьей и пешкой по правому флангу.
Здесь черные сдаются, понимая неизбежность мата. Иногда слабые места не столь очевидны, как явная дыра в защите.
Геллер – Смыслов (1953)
В своем анализе этой партии Гарри Каспаров поясняет, что черные определили пешку на с4 как слабое место обороны белых (эту пешку нельзя защитить другой пешкой). Долгосрочный план черных состоит в том, чтобы дестабилизировать белых, атаковав эту фигуру. Белые считают, что слабость черных заключается в отсутствии обороны на левом фланге черных, и сосредоточивают свои атакующие планы на этом участке.
Растягивание обороны
Одной из наиболее распространенных ситуаций, приводящих к потере фигуры, является случай, когда на оборонительную фигуру возлагаются слишком большие задачи. Например, она может одновременно защищать две или три другие фигуры. При условии, что эти фигуры не испытывают непосредственной угрозы, такой способ защиты является эффективным и гибким, позволяя другим фигурам сосредоточиться на нападении. Однако если угрозе подвергаются одновременно две фигуры, то одна из них будет потеряна, поскольку обороняющая фигура перегружена.
Моисеенко – Савченко (2006)
Черные находятся в неудачном положении, поскольку коню на f6 приходится защищать и пешку в центре, и пешку на h7. Поскольку приоритет отдается защите пешки на h7 (взятие этой пешки белым ферзем означает мат), то белый конь безнаказанно забирает центральную черную пешку. Это эквивалентно ситуации, когда на одного футболиста возлагается задача опеки двух атакующих игроков. До тех пор, пока эти два игрока не получают мяч, такой подход оправдывает себя. Однако, как только они завладевают мячом, возникает ситуация двое на одного и задача защитника значительно осложняется.
Комбинации
В футболе и шахматах комбинации, как правило, используются в фазе атаки и представляют собой один из самых интересных аспектов этих двух игр. Комбинацией можно считать ситуацию, в которой, по крайней мере, 2 игрока или фигуры взаимодействуют в одном действии, обычно в пределах небольшого участка, с целью прорыва обороны или получения преимущества. Идея состоит в том, чтобы комбинация была задумана и выполнена настолько умно, что защититься от нее было бы невозможно. Комбинации зачастую сопряжены с использованием отвлечений, вскрытых нападений и перегрузок обороны. Успешно выполненная комбинация – это один из наиболее продуктивных элементов обеих игр. В шахматах выполнение хорошей комбинации требует от шахматиста умения производить расчеты. Расчеты включают перебор вариантов перемещений и связей между фигурами. Хотя от футболистов, совершенно очевидно, не требуется обладания счетными способностями профессионального шахматиста, тем не менее, важно, чтобы они могли в какой-то мере продумывать свои действия наперед. Это позволяет им оставаться на один шаг впереди соперника и определять, когда можно начинать атаку. Так же, как и в шахматах, футбольные комбинации состоят из перемещений и связей (передач). Выдающийся футболист Арнольд Мюрен считал такие вычисления неотъемлемой частью игры: «Это игра, в которой нужно думать. Это не просто беготня по полю и упорный труд… Перед тем, как получить мяч, я уже точно знаю, что с ним делать. Я всегда думаю на два-три хода вперед». Во время тренировочных занятий шахматные и футбольные тренеры, как правило, сосредоточиваются на фазе подготовки (разворачивания) атаки. Тем самым они обучают игроков общим правилам позиционной игры и стратегии, которые те могут относительно быстро применить на практике. Обучение собственно фазе атаки для тренера вещь более трудная, поскольку атака не определяется правилами в такой же степени, как фаза подготовки к ней. Каждый раз, когда игроки входят в эту фазу, они сталкиваются с новой ситуацией и им приходится искать оригинальное решение конкретной проблемы. Поэтому, несмотря на то, что оборонительной организации и подготовке к атаке, по большому счету, обучить возможно, то в том, что касается решения конкретных проблем в фазы атаки, тренерам часто приходится полагаться лишь на проницательность и креативность атакующих игроков. Это одна из причин того, что футбольные тренеры с бó льшей готовностью платят деньги за игроков атакующего плана, чем за оборонительных. Эту способность можно развить путем длительных тренировок, однако, чтобы эффективно работать в фазе атаки, игроки должны при этом уже обладать достаточной природной проницательностью. Комбинации – это та составляющая обеих игр, где лучших успехов добиваются истинные таланты.
Фишер – Болбочан (1962)
Король Фишера может вскоре оказаться под давлением ладьи, слона и ферзя черных. Однако для него это не представляет проблемы, поскольку он разработал комбинацию с ферзем и ладьями, позволяющую быстро организовать мат черному королю. Сначала Фишер ставит ладью на е5. Это означает шах черному королю (от белого ферзя). Король перемещается на f8, беря под защиту стоящую рядом ладью. Затем Фишер берет ладью на f7 собственной ладьей, после чего черный король завершает обмен фигурами.
Белый ферзь перемещается на е6, объявляя шах черному королю, а после ухода короля на f8, Фишер снова делает шах. Слон возвращается назад для защиты, но ферзь просто берет его, объявляя мат черным. Победная комбинация, бороться с которой невозможно. «Арсенал» под руководством Арсена Венгера освоил искусство комбинационной игры и, наверное, благодаря комбинациям, забил больше голов, чем любая другая команда топ-клубов мирового футбола.
Здесь «Арсенал» вскрывает оборону «Ливерпуля» изящной комбинацией, в которой Виейра делает рывок вперед, одновременно передавая вперед мяч. Мяч разыгрывается двумя игроками «Арсенала» и возвращается к Виейра в штрафную площадь. Виейра посылает мяч в сетку ворот. Выполнение комбинаций в футболе – вещь сложная, потому что для этого требуется, чтобы группа игроков думала, как один. Если шахматист полностью контролирует свои фигуры, то для футболиста необходимо, чтобы партнеры понимали его намерения. Если игроки полностью понимают систему, по которой они играют, то будут обладать большей способностью думать наперед как группа, предвосхищая перемещения и передачи других игроков. В этом смысле тренер является гроссмейстером, и ему нужно тренировать своих игроков таким образом, чтобы они могли реализовать его личное представление о том, как нужно играть. Хотя он и не может полностью контролировать действия игроков на поле, тем не менее, в его силах разработать такую систему, которую игроки будут понимать и в русле которой они будут действовать. Это объясняет, почему такие топ-тренеры, как Арсен Венгер и Жозе Моуринью, создали команды из разноплановых игроков, которые, тем не менее, играют в одном ключе. Для того чтобы реализовать планы тренера, игроки должны обладать тактической проницательностью. Это двусторонний процесс, в котором участвует как тренер, так и игрок, и при отсутствии одного из компонентов, второй должен компенсировать этот недостаток. Оборона
В первый сезон Жозе Моуринью в «Челси», созданная им оборона была настолько сильна, что за все 38 матчей сезона, пропустила всего лишь 15 голов. На протяжении этого сезона «Челси» являла собой модель правильной обороны, к которой должны стремиться все футболисты и шахматисты. Достичь этого выдающегося рекорда удалось благодаря мастерскому следованию тем принципам, которые Ласкер описывает в своем «Учебнике шахматной игры». Два основных принципа защиты, сформулированных Ласкером и первоначально предложенных Стейницом, это: а) экономия сил и б) поддержание равномерного распределения сил по всей линии защиты. Экономная защита предполагает, что фигуры, или игроки, должны, по возможности, не мешать друг другу. При этом следует учитывать, что ограничивать действия игроков и фигур могут как «свои», так и «чужие». Например, неважный шахматист может запереть своего слона позади коня, тем самым практически сведя на нет возможности этой сильной фигуры. Эту ситуации можно сравнить с тем, когда три игрока опекают одного соперника. Во-вторых, каждая фигура должна выполнять более чем одну задачу. Например, конь может защищать одновременно до трех других фигур, слон может одновременно защищать фигуру и атаковать линию. Левый защитник должен видеть угрозу со стороны нападающего по правой стороне центральной вертикали поля. Кроме того, он должен быть готов на случай угрозы забегания крайнего защитника соперников. Если он будет слишком беспокоиться по поводу последнего варианта, то у центральных защитников могут возникнуть проблемы. Наиболее важный аспект оборонительной экономии – это выявление и исправление избыточности обороны. Обороной нужно управлять как идеально выстроенным деловым предприятием: нельзя, чтобы два человека бездельничали, выполняя работу, которую может выполнить один. Лишнего человека нужно убрать и поставить туда, где он будет более полезен. По словам самого Стейница, «следует идти лишь на такие уступки, которые совершенно необходимы, и ни на йоту больше». И только после того, как шахматист или футболист обеспечивает абсолютно экономную защиту, он может начать осваивать второй принцип – поддержание равномерного распределения сил по всей линии. По мере развития игры меняется динамика атаки и обороны. Слабые места перемещаются из одной зоны в другую. Зона, надежно защищенная в один момент, может быть ослаблена из-за изменений в действиях соперника. Игроки должны уметь гибко подстраиваться под такие изменения. Постоянно будут возникать новые «дыры» в обороне, и хорошие игроки обороны мгновенно их латают, независимо от того, существует непосредственная угроза или нет. Поддерживаяравномерную силу оборонительных линий до максимально возможной степени, команда сводит количество слабых мест и их опасность к минимуму. Существует мнение, что зонная защиты – это наиболее эффективный способ обороны, поскольку является наиболее экономичным. В шахматах хорошая оборона подразумевает понимание того, как следует оборонять зоны доски в противоположность обороне отдельных полей или фигур. Как отмечает д-р Колин Крауч, «профилактический игрок будет думать в терминах групп полей, а не просто полей по отдельности». Профилактический метод, на который ссылается Крауч, - это стиль обороны, основанный на прекращении атак еще до того, как они могут начаться. Пожалуй, наиболее известный из шахматистов, использовавших эту технику, был Анатолий Карпов. Его соперники часто впадали в отчаяние оттого, что им просто не удавалось добраться до опасных зон, чтобы начать создавать ему хоть какие-то проблемы. Очень часто такое психологическое состояние приводило к тому, что у них или заканчивались идеи, или они совершали ошибки. Именно в этот момент Карпов организовывал контратаку. Одним из лучших примеров умения Карпова терпеливо ждать своего момента, «впитывая» давление соперника, служит его партия против Паоло Рикарди. Карпов – Рикарди (2001)
До этого момента Карпов перекрывал сопернику все варианты атаки, кроме тех, которые были возможны на правом фланге черных. Рикарди посчитал, что это его единственный шанс, и выдвинул пешку на b5. С точки зрения атаки позиция черных получает некоторое развитие…
… но Карпов к этому готов.
В течение следующих нескольких ходов черные пытаются поддерживать давление на соперника, выдвигая вперед ладью и ферзя. Однако оборона настолько плотна, что на Карпова действия соперника не оказывают никакого влияния, и он продолжает «отгонять» фигуры Рикарди. После того, как у Рикарди заканчиваются идеи, Карпов предпринимает убийственную контратаку на левом фланге белых, бросая в бой коня, ладью и ферзя:
Здесь Рикарди вынужден признать свое поражение. Вся партия в исполнении Карпова идеально соответствует схеме контратакующего футбола, предложенной голландским тренером Ринусом Михелсом. Правда, Михелс не называет это «профилактикой», но принципы, в основном, одинаковы. Для него важно, чтобы команда, исповедующая этот стиль, обеспечивала «оптимальную связанность действий защитников. Тогда появляется возможность перекрыть сопернику оперативное пространство для проведения атаки». Таким образом, речь идет не столько об атаках как таковых, а о перекрывании атакующего пространства. Иными словами, атаки останавливаются еще до того, как успели начаться. Михелс говорит, что такой стиль футбола подразумевает «передачу сопернику инициативы ведения игры». Очевидно, что именно это и делает Карпов в игре против Рикарди, позволяя сопернику атаковать. Михелс продолжает: «Хорошая контратакующая команда должна обладать сильной оборонительной линией игроков, которые будут сохранять хладнокровие даже в условиях ожесточенного давления». Карпов знаменит своим умением сохранять хладнокровие и держать крепкую оборону даже при невероятно мощном атакующем натиске. И какова же, по мнению Михелса, цель такого подхода к ведению игры? «Использовать пространство, имеющееся позади обороны соперника». Опять-таки, именно то, что делает Карпов в игре против Рикарди, как только пешки соперника выдвигаются вперед и оставляют позади себя свободное пространство. Такой профилактический подход традиционно использует, например, итальянская сборная. Их оборонительная организация на всех участках поля выстроена настолько надежно, что другие команды зачастую просто неспособны создать хоть какие-то моменты, не говоря уже о том, чтобы забить гол. Как и Карпов, итальянцы организованы таким образом, чтобы пресекать начинающиеся атаки в самом зародыше. И, как только они обнаруживают у соперника слабое место, то бьют по нему молниеносно и безжалостно.
Здесь итальянская сборная смещена в глубину, позаботившись об отсутствии брешей в обороне. Они позволяют сопернику владеть мячом и атаковать.
Как только атака соперника захлебывается, организуется быстрая контратака в стиле Карпова. Полузащитники мгновенно передают мяч нападающим, а те пытаются использовать большое количество пространства позади обороны соперника.
Растягивание и сжатие
Как в шахматах, так и в футболе, атаковать было бы гораздо легче, если бы имелось больше свободного пространства. Соответственно, оборона подразумевает, что команда должна как можно лучшее перекрыть пространство. В связи с этим в ситуации атаки линии игроков или фигур, как правило, растягиваются по горизонтали, а в оборонительных ситуациях действуют ближе друг к другу. Учитывая этот фактор, существует необходимость уравновешивания атаки и обороны в ходе игры, и атакующая команда должна заранее представлять себе, каким образом можно быстро перекрыть пространство в случае потери мяча. Подобным же образом, команда, отразившая атаку, должна понимать, что теперь нужно расширять линию фронта и вскрывать игровое пространство. Знаменитые команды «Аякса» обладали умением с большой эффективностью выполнять растягивание и сжатие. Теряя мяч, они сжимались и настолько хорошо коллективно давили на мяч, что быстро его возвращали. Это экономило им время и силы и позволяло контролировать игру. Такую тактику чрезвычайно трудно реализовать, потому что для этого нужно, чтобы все постоянно следили друг за другом, поддерживая строй команды. Такой подход свойственен голландскому футболу в целом и на протяжении многих лет является отличительной чертой сборной Нидерландов. Ее игрок Руд Крол поясняет: «Когда мы оборонялись, между нами должны были оставаться только очень маленькие расстояния. В атаке мы расходились в ширину, используя фланги. В обороне мы старались не пропускать соперника дальше центральной линии. Возвращаться бегом в оборону нет необходимости и, таким образом, экономятся сил». Такая тактика требует отличного взаимопонимания между игроками. Располагать фигуры на шахматной доске нужно так, чтобы они могли делать то же самое. По этой причине важную роль играет мобильность. Плавный переход из атаки в оборону важное качество, как для любой футбольной команды, так и для шахматиста. Если рассуждать с эстетической точки зрения, то команды, умеющие эффективно сокращаться и расширяться, напоминают ровно дышащий организм, и за ними приятнее наблюдать. «Манчестер Юнайтед» под руководством Алекса Фергюсона является хорошим примером команды, которая хорошо сокращается как единое целое, и так же, как единое целое, расширяется, как только возвращает себе мяч. При этом они никогда не сокращаются слишком плотно и не расширяются слишком быстро. Прекрасное владение этой техникой продемонстрировала сборная Голландии во время выступлений на Евро-2000.
Сборная Голландии (2000)
Четыре голландца сжимаются (i), окружая игрока соперника с мячом, что позволяет Давидсу вернуть владение мячом. Сразу после этого команда растягивается по всей ширине поля (ii).
Прессинг
Прессинг в футболе или шахматах подразумевает давление на атакующих игроков или фигуры соперника с целью остановки их продвижения. Очень важно знать, когда и как оказывать давление. Игроки должны найти правильное соотношение между слишком сильным давлением и слишком слабым, при котором соперник может обойти их за счет скорости. В футболе давление на оборону соперника в тех случаях, когда он овладеет мячом, может быть эффективным инструментом, позволяющим задушить любую угрозу атаки на ранней стадии. Однако эта тактика сопряжена с большими тратами энергии, которой можно было бы найти эффективное применение в других случаях. Кроме того, любое давление можно обойти с помощью паса в среднюю линию.
Защитник передает мяч полузащитнику, через четырех игроков соперника, которые прессингуют в верхней части поля. В шахматах иногда возникает соблазн для собственного спокойствия загнать обратно фигуру соперника, которая выдвинулась на атакующую позицию. Однако может оказаться так, что, заставив фигуру соперника отступить, вы попадете в еще более опасную ситуацию, поскольку ваши оборонительные фигуры выдвинуты слишком далеко вперед. Подобные проблемы, возникающие при сильном прессинге в высокой части поля, убедили многие команды в том, что давление нужно начинать лишь тогда, когда атакующие силы соперника проникли на бó льшую глубину в их оборонительные порядки.
Здесь крайний защитник идет вперед с мячом. Вместо того чтобы попытаться его остановить, две линии из четырех защитников позволяют ему продолжать движение. И лишь тогда, когда он добирается до первой линии обороны, защитники применяют давление. Для того чтобы правильно использовать такой метод обороны, необходимо, чтобы игроки очень хорошо умели перехватывать передачи и выбирать нужный момент для сближения с целью отбора мяча. Применение оборонительного давления не означает только лишь попытку захватить фигуру или вернуть владение мячом, здесь часто речь идет о блокировании и угрозе. Ниже показаны примеры различных видов прессинга.
|
||||||
|