Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Именно взаимодействие трех уровней рождает адекватные профессиональные отношения, которые приводят ученика к положительному результату.



Именно взаимодействие трех уровней рождает адекватные профессиональные отношения, которые приводят ученика к положительному результату.

Мы не можем отказаться от какого-либо уровня:

· нам необходимо оказывать эмоциональную поддержку, повышающую мотивацию, обеспечивающую усердную работу ученика над собой (третий уровень);

· нам необходимо прислушиваться к себе и подключать интуицию, осознавать и чувствовать изменения, происходящие с нами в процессе работы и оценивать изменения, происходящие с учеником (второй уровень);

· необходимо помнить о том, что мы оказываем услуги (то есть, делаем работу не бесплатно), чтобы оставаться профессионалами и не наносить вред ни собственной личности, ни личности ученика (первый уровень).

 

Если же рабочие отношения «нагружаются» еще дружескими отношениями, происходит хаотичное наслоение тем, контекстов взаимодействия, что рождает оценочное отношение, предпочтения, обиды, вносящие хаос в работу и мешающие развитию ученика.  

 

Что именно происходит:

1. Куратор перестает быть профессионалом (возникает вопрос – зачем бы ему было нужно нарушать контракт в отношениях с учеником? Что толкнуло его на изменение характера взаимодействия? );

 

2. Куратор играет в «дружбу», расширяя зону своего влияния на ученика вне рабочей среды. Происходит навязывание видения системы, способов поведения и т. п. (возникает вопрос и к ученику – зачем ему нужен настолько объемный контакт, размытость границ в общении со специалистом? Этот вопрос раскрывает тему невозможности, неспособности ученика организовывать близкие отношения с другими людьми в его реальной жизни, нежелание рисковать и т. д. )

 

Именно поэтому основная рекомендация здесь – четко отслеживать свои границы в отношениях, не соглашаться на то, что не входит в ваши обязанности, напоминать ученику, с чем именно вы работаете.

Правила взаимодействия, установленные в начале общения, могут существенно помочь вам в этом. Четкие, подробные инструкции помогают установить границы отношений и обезопасить вас, как кураторов. Вы можете заранее обозначить то, чем вы будете заниматься, что вы можете делать. Желательно договориться о возможных рамках общения и правилах (о целях работы, возможной тематике разговоров). Если вас просят оказать услугу или выполнить поручение, то всегда можно отказаться и сослаться на установленные правила, напомнив ученику границы его и ваших обязанностей.

 

С другой стороны, если в вашем опыте были подобные случаи, и вы через силу или с готовностью соглашались выполнить просьбу, это повод задуматься о потребностях:

· Что именно заставляло вас выполнять неприемлимые просьбы?;

· Какие чувства вы испытывали, когда ученик просил вас об этом?

· Что происходило после того как вы выполнили поручение?

· Какие чувства наполняли вас?

 

Попробуйте подобрать для себя роль в подобном контакте. Вы удовлетворены ей? В конце-концов, зачем вам выполнять то, что не нравится?.

 

Для сохранения границ взаимоотношений необходимо избегать перехода на дружеские отношения. Для этого желательно регулировать степень собственной эмоциональной вовлеченности в процесс общения, реже переходить на разговоры «о домашних делах», а не о процессе работы, не посвящать ученика в особенности своей личной жизни ( хотя это не касается личных примеров и переживания опыта знакомства с системой #sektы ).

 

Если общение предполагает телефонные разговоры и скайп-беседы, то оговорить приемлемое время звонка. Обязательно давайте себе время для отдыха и следите за длительностью вашего общения: так, разговор на «тяжелые» темы желательно ограничить 30 минутами. После чего сделать паузу для отвлечения.

 

Помните, что центром взаимодействия является ваш ученик, его путь и преобразование, поэтому все силы, время работы и эмоции необходимо направить на помощь и содействие в этом процессе. В этом и есть принципиальное отличие от дружбы, где имеют значение переживания обоих участников взаимодействия.

Именно вы, как наставники и кураторы, несете ответственность за создание доверительной атмосферы без осуждений и оценки. Только в этом случае можно добиться искренности и полного раскрытия ученика, проявления его индивидуальности и более глубокой рефлексивной работы над собой [2].

 

Ученик может испытывать трудности в том, чтобы видеть отношения целостно. Он может воспринимать их:

· Только как «дружбу» (где много места для иллюзии «похожести», «полного понимания», «единения», которая может быть обусловлена и подпитывается личными проблемами и трудностями психологического характера). – привести пример взаимодействия, которое может быть характерно для такого ученика.

· Только «работа» (т. е. малопривлекательный, механистический процесс «нужности», в котором нет или мало места для удовольствия, интереса, полной осознанности, душевной отдачи и рефлексии). – привести пример взаимодействия, которое может быть характерно для такого ученика.

 

На начальных этапах знакомства и адаптации, ученик использовать довольно типичные установки и реакций, имеющие психологическую подоплеку и глубинные корни в эмоциональных проблемах. Ученик может общаться, исходя из собственного опыта, наделяя вас и систему определенными чертами. Что может происходить [1]:

 

1. Ученик может начать отрицать рекомендации, советы, процесс работы, собственные желания, поскольку они могут причинять ему дискомфорт или идти вразрез с имеющимися установками (коротко можно описать реакцией «Этого я не признаю, значит, этого нет» ). Ученик отгораживается, дистанцируется от разрушительных эмоций и переживаний, а если он начинает активно прибегать к этому, то ваше общение становиться практически невозможным;

 

2. Ученик может воспринимать куратора искаженным образом, исходя из более раннего своего опыта (прояснить, привести пример). Вы можете почувствовать, что вас вовлекают в какую-то другую модель общения, приписывают вам определенные характеристики, черты. Попытка противоречить этому плану терпит неудачу, и ученик воспринимает куратора как агрессивного, враждебного. В этот момент и вы, и ученик можете переживать негативные чувства.

 

3. Ученик постоянно ищет совершенство и стремиться «быть идеальным», ищет пути, чтобы быть совершенством. Подобные реакции говорят о некоторых трудностях в определении своей самости учеником (то есть ученик может не осознавать собственную ответственность за процесс своей работы, причины тех или иных эмоций или желаний, не всегда и не до конца знает особенности своей личности, а прибегает к шаблону). Причиной такого поведения может быть отсутствие должной заботы и поддержки в детстве. Взаимодействуя подобным образом, они пытаются обрести недоступное чувство безопасности и избавиться от стыда, маскируемого под ощущением собственного несовершенства. Типичная реакция здесь: «Только вы (эта программа) может мне помочь». Вопрос с вашей стороны о том, почему они так думают не находит адекватного ответа ( «Просто мне так кажется» ). Это приводит к невозможности нести ответственность за свою жизнь, а, следовательно, и получению нового опыта. Куратор может получать удовольствие от наслаждения своим «всемогуществом». Необходимо, чтобы ученик прошел через этап обесценивания куратора (то есть понял, что он не идеален), это позволит наладить более «чистый» контакт и подвести ученика к осознанной работе над собой.

 

4. Ученик может приписывать только плохие или только хорошие качества куратору, системе, другим диетам и способам работы над собой. Если вы стараетесь доказать обратное, то автоматически становитесь плохим. Такое поведение со стороны ученика может приводить к невозможности длительной работы, чрезмерной требовательности по отношению к людям, «черно-белому» мышлению и т. д. Куратор в таких отношениях «изматывается», в попытках угадать эмоциональное состояние ученика. У него буквально нет права на ошибку, что проявляется в особом эмоциональном напряжении при работе.

 

Что значат эти реакции и как поступать с такими учениками?  Попытайтесь понять, какую роль вы на себя взяли? Что и кому вы стараетесь доказать, участвуя в подобных отношениях? Взаимодействие на этом уровне часто граничит с удовольствием, которое свидетельствует о вашей чувствительности к потребности в признании и выполнении роли «спасателя» (с психологической точки зрения это граничит с высказыванием: «Я докажу, что все можно изменить, покажу верный путь, избавлю от трудностей, буду защищать» ).

Постепенный выход из идеализированной роли путем предъявления своих чувств и самораскрытия помогает установлению новых отношений. Возможно, ученик перестанет искать «спасателя» во внешнем мире и обратиться к себе.

Кроме того, хоть это сложно, но просто необходимо показать разнообразные стороны своей личности ученику. И один из способов – предъявление различных эмоциональных реакций. При этом следует постоянно возвращаться к ситуации «здесь и сейчас», для акцентуации на новом положительном опыте.

 

Литература:

1. Дробышевский Б. Терапевтические отношения – возможность встречи/ Вестник Гештальт терапии: сб. ст. Вып. 2. Минск, 2006. С. 45-58.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. — 240 с.

3. Фаин С. Ф., Глиссер П. Г. Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия: пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2003.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.