Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Большие парусные суда.



 

13. 05. 2020

Программа ВИК «Орден Белого Дракона»

группа №1 первого года обучения

Тема занятия: «Парусное вооружение корабля. Гребные команды. »

Задание. Ознакомиться с предлагаемым материалом.

Ответить на вопросы:

1. Что отличает бриг от бригантины, а барк от баркентины?

2. Какие есть рейковые косые паруса?

3. Чем полезно прямое парусное вооружение?

4. По какой команде начинается гребля?

 

Ранее, в материале по конструкции парусных судов, были рассмотрены основы парусного вооружения: рангоут, такелаж, паруса. В этом тексте вопросы парусного вооружения будут рассмотрены подробнее.

Кратко повторим основные термины.

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна.

Рангоут - совокупность деревянных или стальных круглых брусьев для поддержания и растягивания парусов (мачты, реи, стеньги и пр. ).

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут реи.

Реи (горизонтальные балки) служат для подвески парусов к мачтам.

Сте́ ньга — часть судового рангоута, служащая продолжением верхнего конца мачты

Такелаж- снасти корабля, все веревочные его части. Такелаж бывает стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж используется для удержания мачт на их местах.

Бегучий такелаж используется для управления рангоутом и парусами.

 

Теперь перейдем к подробному рассмотрению парусного вооружения.

 

Паруса делятся на два главных вида: прямые и косые.

 


Прямые паруса ставятся попёрек судна и крепятся к реям (горизонтальная балка на мачтах). Имеют вид равнобокой трапеции или прямоугольника. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея в горизонтальной плоскости. Нижний край иногда имеет полукруглую выемку, а нижние углы оттянуты в стороны. Прямые паруса не делятся ни на какие разновидности. Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов. Все виды прямых парусов симметричны относительно центральной вертикальной линии.

 

 

Косые паруса крепятся к рангоуту или снастями не серединой, а передним краем— так, что при безветрии висят не поперек, а вдоль судна (при ветре — в диаметральной плоскости палубы). Они могут иметь разнообразную форму. Разновидностей косых парусов множество. Все они делятся на две группы: косые простые и косые рейковые.

 

Косые простые.

 

Бермудский парус. Имеет треугольную форму. Бермудские паруса являются одними из самых простых и удобных в управлении. Бермудские паруса включают в себя два типа: задний край у них может быть прямым или округлым — с целью увеличения площади паруса. Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику*, а передний к мачте.

 

* Гик — горизонтальное рангоутное дерево, одним концом (пяткой) подвижно скреплённое с нижней частью мачты парусного судна.

 

Второй вид простых косых парусов - гафельный**.

**Гафель- наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой.


Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, а все остальное— как у бермудского паруса.

 

Третий вид очень похож на гафельный, однако он тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно — на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный. Называется такой стоячий гафель – гуари. Потому у этого типа парусного вооружения такое же название. Этот парус удобен тем, что при срочной необходимости, например, при шквале, его легко убрать. Шпрюйт*** можно довольно быстро ослабить, или вовсе обрубить, в результате гафель упадет и площадь паруса резко уменьшится в несколько раз.

 

***Шпрюйт - снасть, которой гафель-гуари притягивается к мачте. Поэтому парусное вооружение " гуари" именуют иногда шпрюйтовым.

 

Четвертый тип — шпринтовое. Шпринтовое парусное вооружение получило название от особой детали рангоута, которая называется шпринтов.


У шпринтова та же задача, что и у гафеля — удерживать задний верхний угол паруса. Но крепится у мачты шпринтов не как гафель. Своей пяткой он упирается где-то в нижнюю часть мачты выше гика, и идет круто вверх.

 

Косое рейковое парусное вооружение.

Рейковым оно называется потому, что в нем всегда присутствует особая рангоутная деталь— реек**** (не путайте с реем для прямых парусов).

****Реек- тонкий шест в морской практике, имеющий самое различное применение.

Реек ставится на мачте косо. Один конец его — тот, что потолще и покороче — смотрит наклонно вниз, а тонкий и длинный — вверх. Это общая деталь для рейкового парусного вооружения. Но формы у парусов бывают разные.

 


Первый тип — латинский. Передний край треугольного паруса пришнурованк рейку, а задний и нижний свободны. Латинский парус иногда бывает и четырехугольным, тогда свободны два нижних угла.

 

Следущие два вида косых парусов очень похожи на гафельный.


Существуют небольшие суда, которые называются " люгеры". Главный парус на них ставится четырехугольный. От названия судна пошло и название паруса — люгерный. Верхний край этого паруса держится на рееке, нижний на гике. Отличие от гафельного в том, что люгерный парус верхней частью выдается вперед мачты, а не пришнурован к ней. Так же, как бывает стоячий гафель — гуари, в люгерной системе встречается —стоячий люгер.

 

 

Четвертый вид рейкового вооружения – разрезной фок. Фактически это два паруса. Передний называют кливер, а задний—фок.

 

Итого: у прямых парусов разновидностей нет. А косые делятся прежде всего на простые и рейковые. Среди простых косых выделяются: бермудский, гафельный, гуари, шпринтовый. Среди косых рейковых: латинский, люгерный, стоячий люгер, разрезной фок.

 

В зависимости от парусного вооружения суда делятся на две категории.

Первая: большие парусные суда.

Вторая: малые парусные суда.

Определяющий фактор в этой классификации - рангоут. У малых парусных судов не бывает больше двух мачт. Но есть и большие парусные суда с двумя мачтами.

Разница в том, что на больших парусных двухмачтовых судах стоят фок-мачта и грот-мачта. То есть задняя больше передней. Или, в крайнем случае, они одинаковы. А на малых парусных судах грот и бизань мачты. Впереди большая, сзади поменьше. Иногда малые суда называются полуторамачовыми, потому что бизань бывает гораздо ниже грота.

 

Большие парусные суда.

 

Различаются три разновидности: суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением.

 

1. Суда с прямым парусным вооружением

Когда речь идет о парусах, корабль и фрегат — одинаковые понятия. Иначе говоря, фрегат— это и есть корабль, судно с полным корабельным парусным вооружением.


Итак, фрегат — судно с числом мачт от трех до пяти и с прямыми парусами на всех мачтах.

 


Бриг — судно с двумя мачтами (фок и грот) и прямыми парусами на обеих мачтах.

 

Третий тип — Барк.

 

У барка, как и у фрегата, может быть три, четыре или пять мачт. Отличие том, что бизань-мачта у барка сухая. То есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель.

 

 

2. Суда с косым парусным вооружением

У больших судов с косым вооружением тип один — шхуна.

 

Шхуна— это судно с двумя (фок и грот), тремя и более числом мачт, на которых стоят косые паруса. Среди шхун множество разновидностей. И дело здесь не в разном количестве мачт. Дело в том, какие паруса установлены на этих мачтах. Если на шхуне основные паруса бермудские, она так и называется — бермудская шхуна.

 


Наиболее распространены были гафельные шхуны.

 


В Америке была построена шхуна-великан с семью мачтами. Она была длиной более ста метров.

 

Бывают еще шхуны с реями на первой, а иногда и на других мачтах. На этих реях ставятся марсели, брамсели, а порой и бом-брамсели. Нижние паруса, самые главные, на этих судах все равно косые, гафельные, поэтому их не относят к судам с прямым парусным вооружением. А поскольку на такой шхуне есть марсель и брамсель, она так и называется:
марсельная или брамсельная.

 

Вообще видов шхун очень много. Потому что комбинации парусов на них могут быть самые разные. И в зависимости от этой комбинации меняются и названия.

 

3. Суда со смешанным парусным вооружением

Первый тип – бригантина. У этого судна, как и у брига, число мачт — две. И на фок-мачте паруса, как у брига, прямые. А грот-мачта — как на шхуне. Итак, бригантина (или шхуна— бриг)— судно с двумя мачтами, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте.

 

 


На бригантину похожа баркентина. Но у нее не меньше трех мачт. Бывают и четыре. На фок-мачте баркентины — прямые паруса, на всех остальных — косые.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.