Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(Продолжение)



Полевыми исследованиями установлено, что пение женщин тонкими голосами, пение с тонким голосом или пение с противопоставлением групп высоких и низких женских голосов было распространено на Дону практически повсеместно, даже в правобережных хуторах станицы Мигулинской, где сохраняется мощное грудное пение и стиль полифонического многоголосия со сложным переплетением голосов и солирующим дишкантом. Повсеместно на Верхнем Дону и его притоках манеру пения тонким голосом определяют термином скалú ть. Певицы, родившиеся в начале XX века, еще владели этой манерой.

Интересно отметить, что описываемые или родственные им формы пения характерны для различных групп казачества, проживающих на Тереке, а также встречаются в других регионах России – в верхнем Поволжье, на Русском Севере. Во многих случаях прослеживаются исторические связи населения Дона с указанными территориями.

В последние годы культура пения упала, напевы упрощаются, многоголосие тяготеет к высотному расщеплению голосов, образующих созвучия. Женские голоса стали в массе своей более грубыми и менее гибкими. Особенно наглядно это проявляется при сопоставлении записей одних и тех же песен, произведенных в одних и тех же населенных пунктах от ансамблей с разным уровнем мастерства.

В наши дни изменились и эстетические критерии пения, в связи с чем, высокое звучание тонких голосов оценивается как некрасивое. Показательно, что такая известная певица как Ольга Васильевна Пономарева, обладающая прекрасным вкусом и знанием традиции, призналась: «И мама скалú ла, и Нюра [сестра], но мне так не нравится! ».

В настоящее время женское пение тонкими голосами и с тонким голосом практически утрачено, и лишь иногда встречается как форма реконструкции имевшей место традиции. Она осваивается преимущественно в ансамблях, занимающихся сценической деятельностью.

Среди прозаических жанров донского казачьего народнопоэтического творчества представлены предания, былички и былины, легенды.

К преданиям относятся сюжетные устно–поэтические повествования, в которых с известной дозой вымысла, смешанного с фактическими сведениями, рассказывается о делах давно минувших дней, исторических лицах. Некоторые фольклористы относят к преданиям рассказы о происхождении гор, рек, озёр и других географических объектов, некоторые же считают их топонимическими сказками.

Былички – это народные произведения суеверного содержания, повествующие о встречах со сверхъестественными существами, о событиях, которым придается (несмотря на присутствие нечистой силы) значение подлинных фактов.

Сотрудница Ростовского госуниверситета Н. А. Архипенко выделила целый ряд жанровых особенностей, присущих быличкам: подчёркнутую истинность сообщений («с соседом случилось», «сама видела», «старики рассказывали»), указание на исключительность изображаемого («тут вдруг», «а он тут как тут»);

простоту действий фантастических персонажей (навалился, захохотал, душил, стал топить).

Она выделяет ряд мифических персонажей донских быличек: домового (наваливается и душит, мучает и опекает), ужа (покровительствует дому и семье, сосёт молоко коров, его убийство влечёт болезнь и смерть домочадцев), огненного змея (посещает родственников покойника, часто в облике умершего), сома (утаскивает под воду детей и животных), колдуна (чаще вредит брачующимся, если его недостаточно приветили и угостили), ведьма (умеет принимать обличья животных, клубка, колеса, наводит порчу).

Очень часто у донских и запорожских казаков такая женщина-ведьма превращалась в кошку.

Былины на Дону известны как «стародавние», «прадедовские» песни. Да и по содержанию, форме, манере исполнения они на протяжении ряда веков приобрели сходство с казачьими строевыми и походными песнями. Таковыми их делают краткость сюжета, сводимого до одного эпизода, соотнесенность с реалиями казачьей боевой и походной жизни, неповторимость донского пейзажа, сведение к минимуму гиперболизации и фантастического элемента, своеобразие языка, его эмоциональная окрашенность, многообразие и мелодическое богатство хорового исполнения.

Наиболее популярны у казаков были богатыри «старый казак» Илья Муромец, Добрыня-Дончак, Алеша Попович, Дюк Степанович. Они наделяются типичными чертами казаков – донских рыцарей, защитников дальних рубежей нашей Родины. Живут и действуют они в соответствии с реалиями быта боевой и походной жизни, обычаями донской казачьей республики.

В песнях-былинах отражены просторы степей, ширь и величавость тихого Дона, память о конных и морских походах, об особенностях стародавнего военно-бытового уклада жизни казачества.

Учеными-фольклористами записано более сотни вариантов таких былин: «Илья Муромец», «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня - Дончак гуляет по полю Куликовскому», «Возращение Дончака-Добрыни из туретчины», «Дюк Степанович и три разбойника», «Садко выходит на корабле во сине море».

Богата, своеобразна, интересна культура Донского края, его народное творчество.

Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.

В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще. Культура казачества - это побочная река, впадающая в большую реку русской культуры.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.