|
|||
Практическое занятие № 1. Феномен науки и законы ее развития. 1. Наука как особая сфера культуры.. 2. Наука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Практическое занятие № 1 Феномен науки и законы ее развития Цель: Сформировать у студентов-магистров представление о науке как социокультурном феномене. Занятие проводится в форме научной конференции по теме «Наука как социокультурный феномен» , где обсуждение и дискуссия предваряются короткими сообщениями о состоянии представляемой проблемы или результатах некоторой проведенной работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение. Опорные теоретические понятия: наука, функции науки, черты научного знания. Вопросы для обсуждения: 1. Наука как особая сфера культуры. - Можно ли утверждать, что функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного, так и природного происхождения? - Исследователи утверждают: «Наука в результате своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой... » Согласны ли Вы с этим утверждением. Ответ аргументируйте. - Что Вы думаете по поводу следующих утверждений: «Знание объективно, культура – субъективна. Знание – продуктивно, культура – репродуктивна... » (Знание внеморально, обезличенно, универсально…)
2. Наука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы. - Существует распространенная точка зрения, называемая тезисом ценностной нейтральности науки. Она состоит в утверждении, что научная деятельность сама по себе безразлична к ценностям. Поэтому ценностные суждения о науке касаются не ее самой, а различных внешних факторов. С этой точки зрения, ответственности за применение науки в деструктивных целях (или с непредвиденными деструктивными последствиями) подлежат другие сферы общественной жизни – власть, промышленность, бизнес. Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, т. е. занимается только средствами, а вопросы о целях и смысле человеческих действий следует относить к совершенно другим областям – религии, философии, этике и т. п. Будучи последовательно проведенным, тезис ценностной нейтральности науки должен был бы обеспечить полную автономию науки и освободить ученых от обсуждений этических вопросов. - Какова Ваша позиция по отношению к тезису о ценностной нейтральности науки? (Приведите соответствующие аргументы. )
|
|||
|