Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№12 Акустический аспект звуков речи. Акустические классификации.



№12 Акустический аспект звуков речи. Акустические классификации.

Осн. акуст. классиф. зв.: 1 по соотонош. Тона и шума. (тон-переодич. колебание, а шум-неретмичные. Только тон-гласные, тон > шум-санорные, шум-глухие, шум> тон-звонкие. 2 по силе звука: громкие, тихие. 3 по длительности: долгие, краткие. 4  по высоте: высокие, средние, низкие.

№13 Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков.

Артикуляц. определ. зв. Зв. речи-мин. ед. реч. цепи, возник в результате артикуляции человеком и характерезующаяся опред. акустич. св-вами. Артикуляция- работа реч. аппарата, сост. из 5-ти частей: 1 органы дых., легкие, бронхи, трахеи. 2 гортань с голос. связками. 3 надгортанная полость. 4 органы произношения: язык и губы-активные, твер. неба, альвеоллы и зубы-пассивные. 5 гол. мозг и нервн. сист. Осн. артиккуляц. классификации звуков: 1  деление звуков на гл. и согл. 2 Гласные: подъем, ряд, лабиолиз., полож. мягкого неба. Согласные: палатализация, по месту образов. -губн., язычные, заязычные, по способу образов., смычные, щелевые.

№14 Функциональный аспект звуков речи. Фонология. Звук речи(фон) и фонема, критерии фонемотичности.

Впервые различать фонологию и фонетику стал Трубецкий. Фонетика изучаетзвукавую субстанцию. Фонология изуч. звуковые явления с точки зрения их функционирования. Она устанавливает те отношения, кот. связывают звуковык еденицы языка. Фонема- миним. частица языка, кот. выполняет смыслоразличительную ф-цию. Фонема как еденица языка представлена в речи одним или нескалькими звуками(аллофонами). нож(ш)-ножик(ж).

Впервые на факт несовпадения звуков в языке и кол-во букв обратил внимание Датский ученый Якоб Бредсторф в 19в. Петр Карлович Услар разробатывая алфавит для одного из непесьменных языков, выделил два типа звуков: звукокачество  -различ по артикуляции и выполняет смыслоразлич. ф-цию. Звукоколичество- отлич. по акустике и артикуляции, но не выполн. смыслоразич. роль. Услар пришёл к выводу, что буквы нужны только для обознач. звуков 1-го типа-звукокачество. Дальнейшее развитие учение о фонеме получили в работах русс. уч. Будэна де Куртене, подчеркнул несовподение физич. и функцищн. свойств звука. Фонема-это определенный звукотип, устойчивое представление о звуке, кот. хранится в сознании носителя языка. Дальнейшее разв. учения о фонеме было сделано русс. уч. Щерба. Он повторил выводы Услара. фонема. это звук. элементы, кот различ по акустич. и артикул. И различаются звуковые оболочки значемых едениц языка. Трубецкий(разрабатывает такие понятия, как дифференциальные и интегральные признаки фонем, позиция фонм, нейтрализация ф, архифонема. Критерии фонематичности. Смыслоразличительный-

 

Если в одинаковых произносительных условиях звуки различают звуковые оболочки значемых едениц языка, то они явл. представителями разных фонем, а если нет-то аллофоны одной фонемы. Дистрибутивный-

 

Если два звука принципиально не могут встреч. в одинаковых произносительных условиях, то они явл. аллофонами одной фонемы. Функции фонем: Перцептивная- (от лат. -восприятие)или опознавательная-доведение звуков до восприятия. Сигнификативная (от лат. -обозначать)или смыслоразлич. -различение значимых элементов языка-морфем и слов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.