Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Яко с нами Бог. 4 страница



Воля - возможность выбора, на чем зиждется вся жизнь человека.

 

Совесть - “верховный трибунал”, беспрерывно заседающий в тайниках нашей души, голос Божий, который слышат даже те, кто отрицает Бога. (“Ухо дано нам для слуха, глаз для зрения, а совесть для надзора”).

 

Интуиция - предчувствие, сверхчувство.

 

Воображение - почти сверхъестественная способность воспроизводить в уме разные образы, предметы и события, отдаленные по расстоянию и времени.

 

Память - способность переживать, запечатлевать и вспоминать прошлое.

 

“Как телесных членов много, - говорит преп. Макарий Египетский, - и все называются одним человеком, так и у души много членов: ум, совесть, воля, помыслы, осуждающие и оправдывающие; но душа одна, и это внутренний человек”.

 

В одной из брошюр писалось о том, что если взять тело человека и разобрать его на химические элементы, то стоимость его можно будет определить в 6 миллионов долларов; чтобы из этих же химических элементов собрать человеческое тело, потребуется 6 биллионов долларов, а чтобы оживить это тело, заставить его двигаться, дышать, чувствовать, мыслить -всего мира будет мало. Потому и говорит Господь о том, что душа человека дороже всего мира: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ” (Матф. 16, 26).

5. О ВЕРЕ

 

Макарий Великий говорит, что путь к познанию Бога - доброта души. “Душа по природе своей христианка”, - сказал Тертуллиан. Один из ученых древности говорит: “Бог есть высшее Начало и Благость. Он превыше всякой природы. К Нему все стремится так естественно, как растение поворачивается к солнцу, чтобы жить”.

 

К Богу можно прийти разными путями. Сколько людей, столько и путей в Царство Божие; каждого Господь ведет к спасению. Бога можно познать через изучение природы, мы об этом говорили в первой части. Бога познают через явные чудеса, которые случаются в жизни и у неверующих людей. Такие чудеса, после которых человек с радостью переносит поношения и скорби и даже идет за веру на смерть.

 

Вот несколько примеров.

 

В одной обители в 1958 году, 8-го октября, в 5. 30 утра сторож вышел из гостиницы и увидел над собором во весь рост Божию Матерь, которая держала в Своих руках покров. Он упал на колени и стал молиться, потом вбежал в гостиницу и позвал остальных. Около 10-ти человек стояли на коленях и просили Божию Матерь о помощи. Она пребывала так минут пятнадцать, потом стала невидима, свет же на этом месте оставался до рассвета.

 

Другой пример. У Клавдии, жительницы Кемерова, бывшей актрисы, в течение двух лет болели ноги. Она не могла ходить; никакое лечение не помогало. Добрые люди посоветовали обратиться за помощью к Божией Матери. Она приняла этот совет с глубокой верой и поехала в святую обитель, где три месяца жила под открытым небом, моля Божию Матерь об исцелении. Однажды, после сильного дождя, Клавдия проползла по собору, оставляя за собой мокрый след, к чудотворной иконе Божией Матери, где Ей читали акафисты. Приложилась с верой к иконе, отползла в сторону и вдруг почувствовала в себе силу: смогла встать и передвигаться на ногах, вскоре стала совершенно здоровой.

 

Пример третий. Бригада электромонтеров пришла в недействующий собор провести электропроводку. Бригадир провел полосу на стене, где должны были проложить кабель. Эта линия проходила по иконе Спасителя, касаясь Его голеней. Одному рабочему поручили пробить в этом месте стену, но он, имея страх Божий, отказался. Отказался и второй, и третий, а четвертый, горделивого духа, дерзнул: смеясь над остальными, взял зубило, молоток и стал пробивать стену, а когда дошел до ног Спасителя, посмотрел на Его лик с усмешкой: “Ничего, сейчас отходишься! ” Пробил ноги, закончил работу и снова посмеялся над товарищами: “А вы боялись! Если бы Бог был, Он бы меня наказал”. На другой день, пробудившись утром от сна, этот смельчак хотел было встать, но почувствовал резкую боль в ногах. Он сразу вспомнил вчерашний вечер и дерзкий свой поступок и сказал сам себе: “Отходился! ” Болезнь прогрессировала; несмотря на все старания врачей, ноги стали гнить, развилась гангрена. Неоднократно делали операции, но гордый дух его все не смирялся - до тех пор, пока он не понял, что приближается конец. Пришло смирение, пришло и покаянное чувство. Позвали священника, больной покаялся, причастился, и душа его, по милости Божией, отошла с миром в вечность.

 

“Бог есть, и мы не можем в этом сомневаться, и нам не нужно этого доказывать... Бог обитает в нашей совести, в сознании всего человечества, в окружающей нас вселенной. Отрицать Бога под сводом звездного неба, у гроба покинувших нас дорогих людей, при казни христианского мученика способен только жалкий и преступный человек” - говорил итальянский государственный деятель Д. Мадзини.

 

Вера в Бога - не легенда, не миф. Это истина, непреложная, необходимая для каждого человека. Если бы религия была легендой, она не могла бы дойти до наших дней, сохранив себя в чистоте, а давно затерялась бы в веках.

 

Можно ли говорить о личностях, которые не существуют? Конечно, нет! Если бы не было Бога, и разговоров бы не было о Нем; не было бы рая и ада, ангелов добрых и злых, жизни вечной - никто бы и не говорил об этом.

 

Есть свет, но есть также и тьма. Есть добро, но тут же рядом и зло. Есть в мире истина и ложь, радость и горе и т. д. Не должны ли мы прийти к логическому выводу, что такие антиподы, которые мы наблюдаем в мире видимом, должны быть и в мире духовном? Если есть начало плотское, значит, есть и начало духовное; первое - видимое, второе - невидимое. Если есть духовная смерть, то должна быть и духовная жизнь. Если есть греховность, должна быть и безгрешность. Если есть временное, должно быть и вечное. Если есть тление, то должно быть и нетление. Если есть жизнь земная, то должна быть жизнь и загробная. Один человек проезжал по берегу Азовского моря. На берегу сидело много рыбаков, с азартом ловили рыбу. Ему пришла мысль: если бы в Азовском море не было рыбы, никто бы там не сидел и не ловил ее. Если бы не было Бога, никто бы не молился Ему, никто бы к Нему не обращался. Если в колодце нет воды, никто туда не ходит, его заколачивают, и тропинка к нему зарастает травой. Если бы в Церкви не было благодати, никто бы не ходил туда, все храмы бы закрыли, и тропинки к ним заросли бы язычеством.

 

Если бы не было Бога, отрицание Его не считалось бы атеистами таким великим геройством. Атеизм не только отрицает Бога - он ведет с Ним непримиримую войну, и в этой войне он проявляет куда больше фанатизма, чем самые преданные Богу люди. По существу борьба эта происходит между Богом и сатаной, а сердца людей являются здесь только полем сражения.

 

Мы видим, что ученый мир, основатели науки преклонялись перед Творцом вселенной, но какой-то безумец сказал, что Бога нет, и масса людей в ослеплении подхватила эту мысль. Почему? Да потому, что Бог запрещает Своим Законом совершать грехи, а человеку нравится и хочется грешить.

 

В одной книге описан такой эпизод. Однажды собрались люди, вышли в поле и сделали вызов Богу. “Если Ты, Бог, есть, - сказали они, - то почему в мире царит такая жестокость, почему столько войн, убийств, насилий, грабежей? ” Бог спросил: “А вам это не нравится? ” - “Нет, конечно”. - “Зачем же тогда вы воюете, насилуете, грабите? ”

 

Почему же Бог, спрашивают многие, если Он всемогущ, не делает так, чтобы на земле не было зла? Почему не заставляет людей быть добрыми, жить в мире и любви?

 

Представьте себе, что вы гипнотизер и хотите, чтобы ваши дети слушались и любили вас. Для этого вы приводите их в сомнамбулическое состояние, в котором они не способны ни к какому разумному выбору, и приказываете: “Сидите здесь, пока я не вернусь”. - “Ешьте! ” - “Перестаньте есть! ” - “Пожелайте мне спокойной ночи! ” Дети, как во сне, повинуются вам, и вот бесчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему Лицу... Понравилось бы вам такое послушание, порадовала бы вас такая любовь? Вряд ли. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле слушались и почитали вас; желая им только добра, вы хотите, однако, чтобы у них была свобода выбора. Вот таких детей желает иметь и Бог: Он дал нам, созданию Своему, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом. Но человек, возлюбив грех и зло, не хочет отказаться от своей порочной жизни, стремится раз и навсегда освободиться от обличающего голоса совести, не хочет идти от тьмы к свету, “чтобы не обличились дела его, потому что они злы” (Иоан. 3, 20). Отрицание Бога основано у человека не на разуме, а исходит из сердца, лукавого и порочного, враждебного Богу: “Сказал безумец в сердце своем: нет Бога” (Пс. 13, 1). Вот почему доказательства бытия Божия, основанные только на разуме, недостаточны. “Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? ” (Иов. 11, 7). Одним только разумом нельзя познать Бога: тут должны участвовать сердце, воля, чувства.

 

Грешным, порочным людям хочется, чтобы Бога не было, и они стараются внушить себе и другим, что Его действительно нет. Но от такого внушения Бог не перестанет существовать. Может ли слепой отрицать, что в мире есть цвета, а глухой - что есть музыка? Атеисты - те же слепцы, они не могут видеть Бога. То, что у них есть глаза, еще ничего не доказывает: глаза есть и у совы, но при дневном свете она ничего не видит...

 

Какой-нибудь безумец может спуститься в подвал и там проповедовать, что солнца вообще нет на свете. И правда, для тех, кто сидит в подвале, его нет; так же нет Бога и для тех, кто находится во тьме богоотрицания, во тьме зла. Мало того, эти безумные проповедники приятны им, ибо, как говорит апостол Павел, “будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням” (2 Тим. 4, 3-4). Но как солнце несомненно существует для всех, кто чувствует его свет и тепло, так и человек, чье сердце чувствует Бога, не может сомневаться в Его существовании. Один человек сказал: если бы собрались тысячи людей и привели множество доводов, опровергающих существование Бога, то я бы все равно не поверил, потому что Бог есть в моем сердце.

 

Когда человек совершает грех, он теряет ту энергию, ту силу, которую получает при рождении от Бога. Так постепенно он доходит до такого состояния, что становится пустым, ему неинтересно жить, хотя всего у него с избытком. Материализм возвеличивает плотскую, низменную, порочную природу человека и полностью отрицает жизнь духовную. Люди в наше время, особенно молодежь, поражены, как раком, неверием, скептицизмом; душа у них равнодушна ко всему неземному, а земное им приедается. И мы видим, что многие молодые люди, имея достаток во всем: в пище, в одежде, в зрелищах - все удовольствия им доступны - теряют интерес к жизни и кончают жизнь самоубийством: вешаются, травятся, бросаются под поезд. Вот к чему приводит атеистическое воспитание!

 

Атеисты - это секта безбожников. Заметим, кстати, что на земном шаре в наши дни неверующих всего 8% (См. А. Донини. “Люди, идолы, боги”. Очерк истории религии. Москва, 1962, стр. 8). У атеистов тоже есть вера, но только “с черного хода”: они верят, что Бога нет. Они верят в материю, признают ее источником всего существующего, иначе говоря, признают ее богом. Раньше язычники поклонялись той же материи, но в ее раздельности: небесным светилам, деревьям, камням; теперь материалисты обожествляют ее в целом. Для них это оказалось очень удобным. Безличную материю не нужно любить, она не требует нашего сердца, не ищет нашей воли, не призывает к добру, к чистой, свободной от зла жизни. Бог дал людям нравственный закон, повелевает жить по Его заповедям, обличает зло и проповедует любовь; материя никого не ограничивает во зле, не указывает на смысл жизни, не объясняет человеку, кто он и к чему должен стремиться. Это-то и нужно грешникам, не желающим выйти из тьмы греха и лжи к свету истины - ведь материя не запрещает грешить!... Как заметил один из героев Достоевского: “Если нет Бога, то человеку все позволительно”.

 

Атеисты отняли у человека Бога, а взамен дали идола. Они напоминают осла, который бежит вперед, потому что впереди него на палке висит мешок с сеном. Разница в том, что ослу, когда он добежит до цели, дадут сена, а здесь - бесконечный бег многих поколении, да и сена-то, собственно говоря, нет, только разговор о нем... То, что основывалось тысячелетиями, хотят за один день перевернуть, уничтожить. «Все это суета сует, томление духа! » Человек должен помнить, что голова его - не помойная яма, не мусорный ящик, куда можно сваливать все подряд... Надо, чтобы мысли были чистые, желания - добрые, надо иметь любовь к Богу и ближним. Не забывать никогда, что человек создан для вечности, что есть Бог, что душа бессмертна.

6. О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ

 

Жизнь наша невероятно коротка: не успела ладья отплыть от берега - уже должна причалить к противоположному. Если “дней наших семьдесят лет” - хотя многие не доживают до этого возраста - то из них 23 года проводится во сне, 10 лет - безрассудного детства и 10 лет на учение. Остается всего 21 лет сознательной, самостоятельной жизни, но и эти немногие годы мы проводим впустую - так, словно смерти никогда не будет.

 

Однако смерть неизбежно приходит и попирает все, чему мы поклоняемся в этом мире: красоту, гений, славу, богатство, власть... Она всех уравнивает. Человек рождается и умирает с пустыми руками: “Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит... ”(Еккл. 5, 14).

 

Каждый год смерть уносит с лица земли около 60 миллионов человеческих жизней. Не успеет секундная стрелка обежать круг циферблата, как около 100 человек оставляют этот мир. Ежегодно кладется в землю 1, 5 миллиона тонн человеческого мяса, костей, крови, чтобы, как ненужные отбросы, разложиться на первоначальные химические элементы. Неужели это все, что остается от человека, разумного, мыслящего существа? Человек за время своей жизни получает колоссальные знания. Для чего? Если Бог, Существо бессмертное, не передал этого бессмертия Своей твари, созданной по Его подобию, то зачем Ему тогда вообще было создавать человека? Зачем его нужно было одаривать способностями, талантами, знаниями, мудростью? Может ли отец, возрастивший сына, воспитавший его, давший ему образование, - сам вырыть могилу и закопать его?

 

Нет, человеческая душа бессмертна, никогда не умирает, она вечно молодая. Почему она не умирает? потому что она не материальна, а духовна. Все, что человек приобрел за время своей жизни, пойдет в тот мир вместе с ним, это его багаж, приобретенный жизненным опытом. Гроб - это дверь в будущую, вечную жизнь; тело хоронят, зарывают в землю, и оно рассыпается в прах; душа же не умирает, она живет вечно.

 

Человек создан Богом не для того, чтобы быть навозом для будущих поколений, а для вечной радости, вечного блаженства. Душе естественно верить в невидимое; она не чувствует себя на земле “дома”, а тоскует по небесной отчизне. Человек, живущий без Бога, пытается это вечное стремление к загробной жизни перенести на жизнь земную, продлить ее; он тупо верит, что наука ему поможет одержать победу над физической смертью. Но если бы человек рождался в этот мир для того, чтобы наслаждаться им, вкушать его радости, если бы в этом была цель рождения - то он и не умирал бы.

7. О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

 

“Бог создал два мира: один настоящий, другой - будущий, один чувственный, другой духовный, один на опыте, другой в надеждах, один для нас поприще, другой - место награды, одному быть в борьбе, в труде и в подвиге, другому - венцы, награды и воздаяния, один сделал морем, другой - пристанью” (св. Иоанн Златоуст).

 

Придет такое время, когда будет Страшный Суд. Все люди от первого человека и до последнего оживут, и вся эта священная могила восстанет, и будет новая весна, вечная жизнь.

 

Как будет происходить воскресение мертвых? Это тайна, которая полностью не может быть нам открыта, лишь немногое известно нам из священных книг. “Так говорит, - пророчествует Иезекииль, - Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживёте. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух... и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище” (Иез. 37, 5-6; 10). По откровению, данному св. Иоанну Богослову, воскресение тел предварит звук труб ангельских и голос Самого Господа, грядущего с неба (Иоан. 5. 28). От этого гласа Господня, подобного которому не было в мире от его создания и который отзовётся во всех концах вселенной, вся земля восколеблется, падут надгробные памятники, откроются могилы, сухие кости получат жилы и облекутся плотью, составленной из тех же частей, на которые они разложились. Что было съедено червями и зверями, птицами и рыбами, что было потреблено огнем, превратилось в воздух и землю - все это будет возвращено, так что ни на один волос не будет недостатка в настоящем теле. Тела соединятся со своими душами, т. е. души из рая и ада войдут в свои тела; и выйдут из могил как бы после глубокого и продолжительного сна.

 

Представим себе такую картину. Батальон расположился на ночлег после сражения на опушке леса. Ночью выпал снег, и при лунном свете вся эта опушка казалась кладбищем, и каждый спящий солдат - могильным бугорком. А рано утром дали сигнал подъема, и каждый солдат - могильный бугорок - зашевелился, приподнялся; началась жизнь, и все кладбище восстало.

 

Это только приблизительно может изобразить будущее воскресение мертвых в день Страшного Суда.

 

Видим мы и в природе: осенью жизнь замирает, затихает, но придет весна, дохнет теплом, и все пробудится, оживет, и те растения, которые сохранили в себе жизнь, будут цвести и благоухать. Так наступит время, и все человечество оживет, люди воскреснут в одно мгновение, люди всех времен и поколений; воскреснут и добрые и злые, а те, кто останется в живых, изменятся. Если человек на земле жил с Богом, веровал в Него, молился, значит, в нем сохранилась благодать Духа Святого, и в день Воскресения он оживет для жизни в Боге. “В воскресенье, - говорит преп. Макарий Египетский, - тела христиан прославятся и просветятся по мере благочестия души”. А тот человек, который духовно был мертв и неспособен молиться, творить добро, любить Бога и ближних и умер без покаяния - он не воскреснет для вечной жизни, но оживет для вечного мучения, для гееннского огня. Повестка на Страшный Суд дается человеку, когда он только рождается, и вся земная жизнь - это лишь подготовка к ответу, который в день Страшного Суда придется дать каждому из нас.

 

Главное, надо знать: у человека, который был верен Богу даже до смерти, любил Его, любил ближних, исполнял Его заповеди, тело будет чистым, и душа свободно войдет в него. Человек воскреснет светлым, святым, будет сиять, как солнце. А у того человека, который, живя на земле, не любил людей, Бога, нарушал Его святые заповеди и умер без покаяния, тело будет страшное, черное, от него будет исходить смрад, и душа устрашится, побоится войти в это тело, не захочет, но сила Божия заставит.

 

«Тела частью тлеют и гниют и у святых, но восстают, какими они посеяны, » - говорит преп. Симеон Новый Богослов. - Тела грешных восстают, какими они посеяны на земле: грязевидными, зловонными, плевелами зла, совершенно мрачными, как соделавшие дела тьмы и бывшие орудиями всевозможного зла лукавого сеятеля.

 

Как Бог из небытия привёл в бытие весь мир, так Ему ничего не стоит вновь всех воскресить. Ученого Ньютона спросили, как Бог может оживить все человечество, когда тела истлели, рассыпались в прах, перемешались с землей. Ньютон сделал такой опыт: взял землю, насыпал в нее горсть мелкой металлической пыли и перемешал. Как отделить землю от металла? Он взял магнит, отделил металл и сказал: “Если нам, людям, легко это сделать, то Богу, Который из небытия в бытие привел весь мир, нет никаких затруднений воскресить людей”.

 

И вот человек станет бессмертным; в это время у него откроются такие способности памяти, что он будет помнить все свои грехи, которые он совершил делом, словом, мыслью, - все это откроется в последний день. Мало того, человек будет знать, сколько людей в мире, от первого до последнего, кого как зовут, даже год рождения и все дела каждого, все слова, мысли - грешники увидят свои дела, как в зеркале, и придут в ужас. Люди скажут: “Горы, покройте нас! ” - но смерти никогда не будет. Каждого человека обличит совесть, и каждому Бог воздаст по делам его: праведнику - вечное блаженство, а грешнику - вечное мучение, в зависимости от того, как человек провел жизнь свою на земле. Если человек здесь любил наслаждаться, упивался вином, блудил, ненавидел, ругался, злился, т. е. совершал все грехи и умер без покаяния, то в раю ему места нет, потому что в Царство Небесное ничто нечистое не войдет.

 

Что посеешь, то и пожнешь: посеешь пшеницу - пожнешь небесную радость; посеешь полынь - пожнешь вечную горечь. Жил на земле с Богом - будешь с Богом и на небе; жил здесь с сатаной - будешь вместе с ним мучиться в аду.

 

Человек попал в ад; миллионы лет пройдут страданий, но это только начало, а конца никогда не будет. Если взять огромную гору мелкого песка и каждый год отбрасывать по одной песчинке, то в конце концов когда-то наступит конец этой горе, но адским мукам - никогда. Если взять большую хрустальную гору, от земли до неба, и ласточка будет прилетать в год раз на эту гору, чтобы почистить свой клювик, то когда-нибудь она сотрет эту гору; адские же муки никогда не кончатся.

 

Вот мы кратко сказали о Боге, о душе, о цели и смысле жизни. Пусть эта беседа не будет для нас бесплодной! Пусть семя, которое попало в нашу душу, принесет плод сторицею. Ибо настанет время, каждому Господь воздаст по делам его, и мы должны постоянно готовить себя к переходу в иной мир, готовить свои души - чтобы они были чистые, святые, чтобы не остался в душе ни один грех, который помешал бы нам войти в обители рая, куда мы и призваны, живя на земле.

Часть третья.

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ

 

“Если заповеди мои соблюдете, пребудете в любви Моей... ”

 

(Иоанн 15, 10)

 

Если беседа наша оказалась не напрасной и вы уверовали, что Бог есть, то на этом останавливаться нельзя. Вера без дела мертва: многие говорят, что веруют в Бога, а закона Его не исполняют; с такими людьми Бога нет. Ведь и бесы веруют и трепещут, но пойдут в вечный адский огонь...

 

Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину:

 

Место, где много плачут;

 

Место, где всегда плачут;

 

Место, где никогда не плачут.

 

Место, где много плачут, это наша земля. Плачут маленькие дети, только появившиеся на свет; плачут молодые и старые от болезней, от сердечной муки, от грехов своих и чужих; в слезах родятся, в слезах проживают свой век и в слезах умирают. Пойдите на кладбище, посмотрите, сколько там могил, и каждая омыта слезами, и какое время высушит эти слезы?

 

Откуда этот плач? Где его начало? Он начался при изгнании из рая наших прародителей: плакал Адам, теперь плачем мы, наследники его греха, пришельцы и странники на этой земле.

 

Место, где всегда плачут, в Св. Писании называется адом. Господь говорит, что там вопль, и плач, и скрежет зубов. Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть - безотрадное место плача или ужаснейшую печь огня неугасимого и посмотрите на находящегося там, горящего в пламени грешника!

 

А в раю никогда не плачут. Здесь одна только благодать, одна только радость, здесь нет ни болезней, ни слез, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

 

Мы на земле живем между раем, где вечное ликование святых, и адом, где вечное мучение грешников. Земля для нас - только пересылочный пункт, гостиница, из которой мы вот-вот выйдем. В какой час Господь позовет нас к ответу? Этого никто не знает. А Он сказал: В чем застану, в том и сужу.

 

Все зависит от нас самих. Бог дал нам свободную волю и мы можем направить ее либо к добру, либо ко злу, собрать добрый багаж или дурной. Ведь и рай, и ад начинаются здесь, на земле, начинаются в нашем сердце.

1. О СМИРЕНИИ

 

Господь говорит: «Научитесь от Меня - ибо Я кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим” (Мф. 11, 29) Стало быть, чтобы иметь в душе мир и покой, прежде всего, нужно смиряться.

 

Как смиряться? Если человек просит у Бога смирения, - говорит авва Дорофей, - то должен знать, что просит у Бога, дабы Он послал кого-нибудь оскорбить его. Бесчестия и укоризны - суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, т. е. приготовь, воспитай свою душу.

 

Как это происходит, покажем на примере.

 

В армии солдат пришел с поста в казарму и перед сном стал между коек помолиться. Сержант, видя это, взял свой ботинок и запустил ему в спину, а сам накрылся одеялом. Солдат не обратил на это внимания и продолжал молиться, а кончив, взял ботинки сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил у дежурного, кто взял и начистил его ботинки, и тот ответил: “Ваш солдат”. Вот пример христианского смирения: за зло человек отплатил добром - и приобрел душу, ибо сержант с того времени стал его другом, а вскоре познал Бога и стал последователем Христа. Смирение делится на три степени: начальную, среднюю и высшую.

 

Начальная степень - человека ругают, оскорбляют, клевещут на него, он же молчит и не оправдывается, хотя бы и был во всем прав.

 

Средняя степень - человека ругают, оскорбляют, поносят, клевещут на него, он же не только молчит, но сохраняет полный мир и покой в душе и молится за своего обидчика.

 

И высшая степень - человека поносят, ругают, оскорбляют и даже избивают, он же не только сохраняет в душе полный мир и покой, но радуется и испытывает любовь к своему врагу. “Признак смирения - радостное перенесение уничижений’ (св. Иоанн Лествичник).

 

Гордость - это основной узел, который увязывает все грехи, пороки и страсти, а смирение - меч острый, который их рассекает. Нам гордиться нечем: тело и все способности дал нам Господь, и все это не наше, а Господне. Наше у нас - лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться, а св. Иоанн Златоуст говорит: у того, кто допускает это, недостаток ума. Надо работать над собой и выработать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.

 

Как добиться этого? Предположим, мы забиваем в стену гвоздь - и ударили нечаянно молотком по пальцу; или идем по улице, поскользнулись, упали и расшибли колено. Что делать? Не надо искать виновных, раздражаться, злиться, поднимать шум; надо сказать себе: “Вот и хорошо, мало еще тебе за твои грехи, блудная свинья, пес смердящий, корова ненасытная! Потерпи, в аду еще не так будет! ” И боль тут же пройдет... Постигла нас болезнь - не ропщи, но опять осуди себя: “Ну, что, пожить думал, еще хочешь грешить? А смерть-то не за горами, а за плечами”.

 

Точно так же надо настраивать себя, когда нас оскорбят, обидят, когда на нас клевещут. И здесь тоже надо сказать себе: “Тебе это полезно, смиряйся, терпи за свои грехи, да Бога благодари, что посылает бальзам для души”. Если же мы обижаемся, когда нас ругают, и радуемся, когда нас хвалят, то должны помнить, что это болезнь души. И поношения, и похвалы надо переносить одинаково спокойно и невозмутимо.

 

Один человек работал на руднике и платил всей смене за то, чтобы его ругали и оскорбляли. Однажды он пошел в город. У ворот города сидел мудрец, который стал ругать его; человек же стоял веселый и довольный. «Чему ты радуешься? - удивился мудрец. - Я тебя ругаю, а ты такой веселый. ” - “А вот чему, - ответил тот, - я ведь за это плачу деньги, а ты меня ругаешь бесплатно”. Таких бесплатных учителей и у нас множество на каждом шагу: радуйся только да учись... “Как воду жизни, - советует св. Иоанн Лествичник, - пей поругание от всякого человека”.

 

Смиряйся! Гордым в обителях рая нет места: сатана за гордость был низвергнут с неба, и войти туда можно только через смирение.

2. ОБ ОСУЖДЕНИИ

 

“Не судите, да не судимы будете”, - говорит Господь (Матф. 7, 1).

 

Когда нас обижают и оскорбляют, надо сразу подумать: “А я разве никого не оскорблял, не осуждал? Вот и воздается мне”. Не оскорбившего надо ругать, а себя! Какой мерой мерим, такой и нам отмерится: если хотим, чтоб нас не осуждали, должны сами никого не осуждать; хотим, чтобы нас любили, должны сами всех любить.

 

Св. Иоанн Лествичник говорит: “Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других”. Поэтому, как только мы перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других. А все, кто осуждают ближнего, есть антихристы, восхищающие власть у Бога. Он один - Судия Праведный; ибо Он один знает душевное расположение каждого человека, его силу или немощь, его дарования и способности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.