Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие №7. Картина мира подростка в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», идейно-тематическое и жанровое своеобразие произведения.. 2.Охарактеризуйте тип повествования в романе. Через призму чьего сознания преподносятся события произ



Практическое занятие №7

Картина мира подростка в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», идейно-тематическое и жанровое своеобразие произведения.

 

2. Охарактеризуйте тип повествования в романе. Через призму чьего сознания преподносятся события произведения? Насколько объективно представлен окружающий мир? Насколько повествователь подвергает происходящие с ним события анализу и рефлексии? Насколько традиционен тип повествования, предложенный Дж. Сэлинджером?

 

Существенное влияние на воплощение авторского замысла и присутствие автора в тексте оказывает фигура нарратора, который берет на себя функции не только автора, рассказчика или героя, но и выступает в качестве обобщающего концептуального понятия, объединяющего элементы сюжетного, смыслового и образного пластов.

повествование от 1го лица, от лица 17летнего Холдена Колфилда, добродушного подростка, которому свойственен юношеский максимализм, пылкая жажда справедливости и… не совсем стандартные взгляды на многие явления. Он комментирует всё происходящее с ним за эти дни, комментирует субъективно и часто вдаётся в воспоминания, которые ему навеивают события, описываемые им. И комментирует воспоминания тоже. И, конечно, практически весь психологический портрет Холдена представлен именно в его подробно объясняемом отношении к действию, а не в действии самом, отношении по-детски наивном и по-взрослому философском одновременно

Холден Колфилд, его изображение основывается на его самопрезентации. Нарратор называет свое имя, описывает себя как повествующее «я», рассказывает историю, в которой излагает своё мышление.

Динамичность, напряжение передается автором с помощью использования повторов в речи главного персонажа, сквозных повторов, которые как бы пронизывают предложения, придавая особый ритм повествованию. Выбор данного стилистического средства неслучаен: главным героем является подросток, испытывающий эмоциональный кризис и возрастное влияние, что выражается в репликах мальчика, всегда возбужденных и нетерпимых. Вторая причина обусловлена описанием «непривлекательной» действительности, от которой и хочется разве, что скрыться.

Роман " Над пропастью во ржи" написан от первого лица. Герой-повествователь, шестнадцатилетний нью-йоркский подросток из респектабельной семьи Холден Колфилд

Рассказывая историю, нарратор в «Над пропастью во ржи» сразу аппелирует к слушателю и делает установку на непривычность и нестандартность своего рассказа: «Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провёл своё дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, - словом, всю эту дэвид-копперфилдовскую муть. Но, по правде, мне неохота в этом копаться»

Вступительные слова в романе «Над пропастью во ржи» одновременно обозначают композицию и дают представления об языковой личности рассказчика. «Да я и не собираюсь рассказывать свою автобиографию и всякую такую чушь, просто расскажу ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством. А потом я чуть не отдал концы, и меня отправили сюда отдыхать и лечиться».

Уже во вступлении мы встречаем обращение непосредственно к читателю, создающее ощущение интимного диалога с нарратором, личного участия. Наррация Холдена рассчитана на душевный отклик адресата или идеального реципиента, герой постоянно обращается к фиктивному читателю.

Холден не ориентируется на читателя, но его обращение, сам его рассказ содержат надежду на понимание, душевный отклик, надежду на то, что фиктивный читатель разделяет его ценности, понимает его. «Он вам понравился бы», «Вас бы, наверно, стошнило», «Вот вы его не знали, а если бы знали, вы бы меня поняли». «Если вы думаете, что она дурочка, вы сошли с ума»

Особое место в языковом портрете нарратора занимают повторы, характеризующие его мировоззрение. Этому служат и гиперболы, показывающие, с одной стороны, особую восприимчивость, чувствительность нарратора и создающие комический эффект, с другой. «Он эту треклятую карточку, наверно, держал в руках по крайней мере пять тысяч раз»

Особое значение приобретают ретроспекции, выраженные в воспоминаниях нарратора, они, не менее чем события, происходящие в реальности, углубляют и уточняют его психологический и эмоциональный портрет, характеризуя его как человека чуткого, восприимчивого, внутреннего честного и чистого. Это воспоминания об Алли, Д. Б., Фиби, возникающие на протяжении всего романа, это мысли о случайных людях, например, случай с мальчиком, который выбросился из окна или знаменитая история с чемоданами. Это то, что поразило, по-настоящему впечатлило героя, сделало его таким, какой он есть. Холден говорит, что не будет рассказывать нам свою автобиографию, но о его внутренней, духовной жизни мы, во многом благодаря ретроспекциям, знаем практически всё.

Особая повествовательная модель в художественном мире Сэлинджера вбирает в себя историко-теоретическое обобщение, аналитический комплекс проблем, фрагментарность изложения собственных субъективных взглядов. Акториальный тип повествования позволяет автору, несомненно близкому нарратору по мироощущению, дистанцироваться и как бы уйти в тень, это диалогизированный нарративный монолог нарратора, а не автора, его язык, его лексика, его стиль. Языковая картина мира углубляет и уточняет психологический портрет актора, делает его ярче и привлекательнее. Тип героя оказывает существенное влияние на стилистику романа, авторского стиля, на используемые в романе художественные приемы

 роман Сэлинджера многозначный. Многозначность проявляется в структурах текста романа, создающих идейную неопределенность. К таким структурам относится, прежде всего, форма повествования: искренний, исповедальный внутренний моно- лог повествователя вызывает симпатию и сочувствие, но одновременно этот монолог представляет собой речь героя, которая функционально характеризует его самого, предоставляя возможность посмотреть на не- го самого «со стороны»

Один из таких приемов - очень продуманная, отражающая характер и личные предпочтения самого автора детализация. Селинджера, вероятно, можно отнести к визуалистам, а это значит, что все, что касается внешнего облика, внешних проявлений личных качеств, для него является определяющим. Например, такая деталь, как то, что во всех без исключения рассказах герои курят, в каждом отдельном случае означает совершенно разное. Общее, что объединяет курящих людей у Селинджера - нервозность.

Книга Сэлинджера удивляла необыкновенной искренностью, подлинностью, откровенностью. Стремление Холдена Колфилда говорить о себе и окружающих без умолчаний, желание тесного человеческого контакта с миром

Роман Сэлинджера резко выделяется на фоне преобладавшей в то время сдержанно-объективистской манеры в духе Хемингуэя. Он представляет собой нарочито «непричесанную» лирическую исповедь в форме дневника или, как говорит сам автор, «узкопленочного любительского фильмика в прозе» с подробной фиксацией монологов. На первый взгляд, в произведении слишком много деталей, лирических отступлений и комментариев, но именно благодаря этому общение писателя с читателем приобретает предельно непосредственный, доверительный, интимный характер.

Но все равно «Над пропастью во ржи» воспринимается как прорыв в другое литературное измерение. И не только. Это больше чем литература, скорее манифест, декларация, исповедание веры целого поколения, во всяком случае, художественный документ, увековечивший и свое время, и некий тип сознания.

 

6. Суть конфликта Холдена Колфилда с обществом. Проанализируйте и дайте характеристику отношений главного героя с его семьей, сверстниками в школе, взрослыми, преподавателями. Аргументируйте свой ответ примерами из текста. Можно ли назвать поведение Холдена Колфилда противоречивым? Проанализируйте поведение главного героя в эпизоде, когда он узнает о присутствии на территории школы Джейн Галлахер, почему он так и не вышел поздороваться с нею? Есть ли другие примеры подобного нелогичного поведения героя?

Роман " Над пропастью во ржи" стал классикой не только американской, но и мировой литературы. Становление личности, переход подростка в мир взрослых — эти проблемы всегда будут актуальны.

В произведении Сэлинджера поставлена сложная проблема конфликта свободы личности и общественной морали. Этот конфликт наиболее наглядно выражен в символическом образе пропасти, о которой говорит учитель Анто- лини, и которая вынесена в заглавие русского перевода романа. В своем представлении Холден разделил общество на две части – детей и взрослых, сам же он находится посередине. Дети ему симпатичны: он по- могает незнакомой девочке зашнуровать коньки, он беспокоится за мальчика, который идет по краю мосто- вой, не обращая внимания на проносящиеся рядом автомобили, он любит Фиби и покойного брата Алли. Дети, которые олицетворяют для него искренность, в его воображении играют в ржаном поле, а он стоит на краю обрыва, то есть находится в опасности, а опасным он считает лицемерное общество взрослых. Герой не хочет следовать примеру даже близких людей – отца, старшего брата, учителя Антолини и учителя Спенсера, так как не может простить им недостойных поступков. Срединное положение героя говорит о том, что он стоит перед выбором: то ли смириться и принять фальшивую мораль взрослых, то ли отверг- нуть, оставаясь по-детски искренним. Такое положение Холдена отражает неопределенность идейного конфликта, который логически сочетается с моральной неопределенностью героя. Наконец, в романе отсутствует развязка, поскольку Холден заявляет, что не знает, какое решение он примет в будущем и каким он станет. Это означает, что в финале романа герой остается морально неопре- деленным, а идейный конфликт нерешенным. Таким образом, на основе структурной корреляции мораль- ной неопределенности героя, неопределенности и нерешенности идейного конфликта создана многознач- ность романа «Над пропастью во ржи», который предполагает множественность прочтений.

 

«Многие люди, особенно этот психоаналитик, который бывает тут в санатории, меня спрашивают, буду ли я стараться, когда поступ- лю осенью в школу. По-моему, это удивительно глупый вопрос. Откуда человеку заранее знать, что он бу- дет делать? Ничего нельзя знать заранее! Мне кажется, что буду, но почем я знаю? » Слова героя означают, что в романе отсутствует развязка идейного конфликта, так как он не знает, примирится ли он с социальным лицемерием, или будет по-прежнему бороться с ним

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.