Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос 15.По программе М.И.Моро и др. сначала изучают прием сложения в пределах 20.



 

Вопрос 11. Учебник Н. Б. Истомина. М1И ч1 стр. 80 начинается изучение сложения, идет объяснение принципа сложения. На стр. 81 приводится терминология компонентов сложения – сумма, слагаемые, значение суммы, числовое равенство, первое и второе слагаемое. Далее идет работа с заданиями на сложение.

Учебник И. И. Аргинская. М1А ч1 стр. 90 по математическому рассказу решают задачу с помощью действия сложения, после которого получают результат сложения. На стр. 92 с помощью кругов объясняют детям, что действие сложения обозначают знаком +. На стр. 94 в задании 214 детей просят поставить между числами знак +, после этого объясняют, что если между числами стоит знак +, запись называют суммой чисел. На стр. 95 в задании 217 на примере выражения 4+2=6, что число 6 – значение суммы 4+2. На стр. 96 в задании 221 просят записать суммы чисел, после этого объясняют, что числа, которые складывают, называются слагаемые.

Учебник М. И. Моро. М1М ч2 стр. 26.

На этом уроке мы с вами узнаем, как связаны между собой сумма и каждое слагаемое. Открываем учебник на странице 26, смотрим задание 1. Прочитай эти равенства, используя слова слагаемые и сумма. Первое равенство – 3+2=5 (первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5). Верно. Второе равенство – 5-3=2 (из суммы 5 вычли слагаемое 3 и получили второе слагаемое 2). Верно. Последнее равенство – 5-2=3 (из суммы 5 вычли слагаемое 2 и получили второе слагаемое 3). Все верно молодцы.

Задание 2. Нужно из каждого равенства найти с помощью действия вычитания их слагаемые. Первое неравенство – 3+1=4 (первое слагаемое 3, второе слагаемое 1, сумма 4). Верно. Из любого выражения с действием сложения можно можно составить 2 выражения с действием вычитания. 4-3= (из суммы 4 вычли слагаемое 3 и получили второе слагаемое 1). Верно. 4-1= (из суммы 4 вычли слагаемое 1 и получили второе слагаемое 3). Верно. Следующее равенство – 3+4= (первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, сумма 7). Верно. 7-4= (из суммы 7 вычли слагаемое 4 и получили второе слагаемое 3). Верно. 7-3= (из суммы 7 вычли слагаемое 3 и получили второе слагаемое 4). Верно. Последнее равенство – 5+4= (первое слагаемое 5, второе слагаемое 4, сумма 9). Верно. 9-5= (из суммы 9 вычли первое слагаемое 5 и получили второе слагаемое 4). Верно. 9-…=5 (из суммы 9 вычли такое слагаемое, что получилось второе слагаемое 5. Если 9 – значение суммы 5+4, то первым слагаемым будет 4). Верно. Молодцы.

Задание 3. Закончи предложения.

(если 9 – значение суммы 6+3, то 3 – значение разности 9-6). Верно.
(если 9 – значение суммы 7+2, то 2 – значение разности 9-7). Верно.
(если 10 – значение суммы 8+2, то 2 – значение разности 10-8 ). Верно.

Задание 4. Всего в коробке было 10 ложек. Сколько ложек теперь? Рассмотрим рисунок. От 10 ложек отняли 4 таких же ложки. Что получаем в результате? (из суммы 10 вычли слагаемое 4, получили второе слагаемое 6). Верно. Всего на блюде было 8 чашек. Сколько чашек теперь? Давайте снова рассмотрим рисунок. От 8 чашек отняли еще 2 таких же чашек. Что получаем в результате? (из суммы 8 вычли слагаемое 2, получили второе слагаемое 6). Верно, молодцы.

Вопрос 12. В данному случае используются вычислительные приемы, теоретической основой которых служат свойства арифметических действий. Ребенок должен знать взаимосвязь между слагаемыми и суммой, состав чисел в пределах 10. Получается, что для того, чтобы выяснить значение выражения 6-5=…, ребенку нужно знать состав числа 6 и увидеть взаимосвязь слаггаемых и суммы. Получаем, число 6 – значение суммы 5+1, тогда 6-5=1.

Вопрос 13. В учебниках Н. Б. Истоминой и И. И. Аргинской по очереди рассматривают состав каждого числа до 10. В результате составляют таблицу, которую затем заучивают. В нее вносятся и одинаковые случаи (1+4 и 4+1) до тех пор, пока не изучат переместительное свойство сложения. После этого повторяющиеся случаи убирают. Состав чисел 1, 2, 3, 4 обычно вообще не рассматривается, т. к. по мнению психологов состав этих чисел легко представляем, и, следовательно, дети его уже знают. Таблицы вывешиваются рядом с доской и дети должны их постепенно запомнить.

Все случаи сложения в пр. 10 надо заучить. Затем рассматривают взаимосвязь между слагаемым и суммой, и на ее основе вводят прием вычитания, он аналогичен 4-му приему в М1М, т. е. вычитание осуществляют через знания случаев сложения.

В учебниках Н. Б. Истоминой использован аналогичный подход, но предлагают частично-поисковые (проблемные) задания.

Вычитание выполняют, опираясь на знание случаев сложения и правило взаимосвязи слагаемых и суммы. М1И ч. 2 стр. 12.

И. И. Аргинская. М1И ч1

Вопрос 15. По программе М. И. Моро и др. сначала изучают прием сложения в пределах 20.

    М1М ч. 2, стр. 64. Это прием прибавления по частям. Он включает в себя две операции.

Например, 9+4

1) Сначала, прибавляем столько, чтобы получить 10:

9+1=10

2) Вспоминаем, что 4 – это 1 и 3, уже прибавили 1, значит, надо прибавить еще 3:

10+3 = 13.

Теоретическая основа приема (т. о. ):

1) состав числа 10;

2) состав чисел в пределах 10;

3) разрядный состав чисел в пределах 20.

Модели записи:

1.  9 + 4 = 13

 

3            1

2.  9 + 4 = 13

9 + 1 + 3 = 13

3. 9 + 4 = 9 + 1 +3=10+3=13

При изучении этого приема используют наглядное пособие «абак».

                                                 
               
 

 


Надо к 9 прибавить 4. Выложим в верхний ряд 9 синих кругов. Нам надо прибавить еще 4 белых круга. В верхнем ряду осталось одно свободное место, поставим туда один круг из 4-х и получим 10. Надо прибавить еще 3 круга, поставим их в нижний ряд и получим 10 + 3= 13 кругов.

После изучения приема переходят к формированию вычислительного умения (1-2 урока). Работаем над правильностью и осознанностью действий, следовательно, используем упражнения с подробными объяснениями и записью.

Затем переходят к формированию вычислительного навыка. Все случаи сложения в пределах 20 нужно заучить наизусть, но т. к. случаев много, их делят на несколько уроков и заучивают постепенно.

Стр. 66             + 2, 3                                    

9+2= 11, 9+3=12, 8+3=11, 8+3=12

Стр. 67              + 4

7+4=11, 8+4=12, 9+4=13

Стр. 68              + 5

9+5=14, 8+5=13, 7+5=12, 6+5=11

Стр. 69                + 6

9+6=15, 8+6=14, 7+6=13, 6+6=12

Стр. 70             + 7

9+7=16, 8+7=15, 7+7=14

Стр. 71       + 8, 9

9+9=18, 9+8=17, 8+8=16.

На каждом уроке разбирают несколько новых случаев, которые предлагают запомнить.

На стр. 72 дана сводная таблица сложения в пределах 20.

К этому моменту дети почти все случаи должны выучить наизусть, но дают еще несколько уроков закрепления до стр. 80.  

Для заучивания случаев на каждом уроке используют работу с карточками,

математические диктанты, дидактические игры, самостоятельные работы и т. п.

Далее детей знакомят с приемами вычитания с переходом через десяток. М1М ч. 2 с. 80.   

 Используют два приема:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.