|
||||||
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСРВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТРНАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ им. Н. К. КРУПСКОЙСтр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСРВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТРНАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ им. Н. К. КРУПСКОЙ Г. Д. ЛИТВИНЦЕВА СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО Методическое пособие для редакторов и методистов НМЦ Москва 1989 Рецензенты А. Ю. Аксельрод, драматург и режиссер. В. Н. Гагин, зав. кафедрой КПР Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РСФСР. Отв. за выпуск э. С. Кунина, заслуженный работник культуры РСФСР, Популярность театрализованных представлений, эстрадных и агитбригадных программ сегодня неоспорима. Автор пособия, опираясь на свой многолетний опыт рецензента и редактора, анализируя конкретные сценарии, помогает читателям осмыслить этот непростой вид самодеятельного искусства, выработать критерии оценки сценариев. Адресовано специалистам НМД и всем, кто интересуется эстрадными и агитбригадными программами» Всероссийский научно-методический центр наподного творчества и культурно-просветительной работы им. НоК. Крупской, 1989 ВВЕДЕНИЕ Однажды в одной высокой инстанции мы говорили с сотрудницей, в обязанности которой входила работа с авторами» Нужны были лучшие агитбригадные сценарии прошлых лет. Полистав очередную работу, яенщи-на слегка скривилась почему-то и, оглянувшись по сторонам, доверительно прошептала: " Зачем вам? Это же не ли-те~ра-ту-ра! " В самом деле. Что такое сценарии, по которым ставят агитспектак-ли, разыгрывают эстрадные обозрения, зазывают на клубные вечера? Словари толкуют сценарий как литературное произведение, но только в применении к кино и театру, а о других типах сценариев даже не упоминают. Да, это действительно не литература. " Драма как род литературы и драматургия - это отнюдь не синонимы. Однако сценарии, не являющиеся драмами, - драматургия. - пишет О. Марков, - Нельзя считать драматургию театрализованных представлений родом литературы, так как драма составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют литературной родословной. " имеется в виду балетная драматургия, музыкальная драматургия. В. Гагин рассматривает драматургию в широком омысле и в узком, доказывает недостаточность методологии литературоведческого и искусствоведческого анализа в применении к сценарию клубного мероприятия. Не стоит, видимо, принижать значимость творческого труда сценариста лишь потому, что продукт его деятельности не является литературой» Очевидно, сценарий - это особым образом организованный разнородный материал (стихи, публицистика, информация, музыка, факты жизни реальных людей, пантомима, плакат, свет и т. д. ), цель которого - вовлечение зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом. Особым образом, но каким? Значит, существует специфика, свои законы? Безусловно. Об этом написаны книги, атому обучают в институтах культуры и кулыпросветучилищах, об этом говорят на авторских творческих лабораториях и семинарах. Но для того, чтобы всерьез разобраться в идейно-художественном содержании сценария, нужны не только специальные знания, но и настоя-
I. Марков О. И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагопл-чеекой деятельности клуба. М., 1988, с. 98. 2. Гагин В. Н. Выразительные средства клубной работы, щее желание понять природу такой драматургии - драматургии жизни и искусства. " Одному редактору, - пишет Л. Никулин, - прочитали веселый фельетон. Редактор смеялся навзрыд» - Ну что, пойдет? - спросил автор. - Нет, - помирая со смеху, сказал редактор, - не пойдет. - Но почему же? - вскричал автор. - Вы же смеялись, вы и теперь смеетесь. -Правда, - сознался редактор, - я и теперь смеюсь, но я смеюсь животным смехом... Кне случалось видеть критиков, которые искренне хохотали на премьере и делались мрачными, как служители морга, когда сочиняли рецензии. " Вам встречались подобные редакторы? Наверняка, А встречались ли вам критики, пишущие о сценариях и о тех программах, которые по ним поставлены? Знаете ли вы " эстрадоведов", " агитбригадоведов", " сцена-риеведов"? Может быть, искусствоведческие статьи по интересующему нас вопросу появляются в газетах? Мы не имеем в виду скороспелые фельетонные заметки, которые время от времени публикует " Советская культура", не принимаем во внимание и лихие нападки местных журналистов на очередной сценарий агитбригады. Мы говорим о другом - о профессиональном подходе к драматургии сценариев, о доброжелательном отношении к столь елоиному и творческому делу. Тем, кто постоянно общается с авторами, редактирует и реценз-ирует сценарии, участвует в творческих лабораториях и семинарах, бывает на фестивалях и конкурсах самодеятельного искусства, хорошо известно, как богат и неисследован этот пласт художественной культуры народа. Hull и некоторые дворцы культуры имеют право заказывать и приобретать сценарии. Специалисты-заказчики должны точно ставить перед автором задачи, уметь не только анализировать сценарий, но и помогать в работе над ним. При этом сама по себе причастность к литературе или искусству не дает надежных критериев оценки сценарного творчества. Мало помогают и книги ученых: в них сильно ощутим отрыв теории от практики» В связи с этим важно подчеркнуть следующее: именно в повседневной практике эстрадных и агитационно-художественных коллективов, через творчество сценаристов и режиссеров идет процесс формирования и развития теории и методики самодеятельных театров малых форм. Исполь- I. Русская советская эстрада I9I7-I929. М„, 1976, с. 360-361. зование конкретного художественного опыта, анализ его является для нас основным методическим приемом для определения некоторых тенденций развития театров малых форм, выработки критериев оценки сценариев театрализованных, эстрадных и агитбригадных представлений. Пособие адресовано специалистам отделов художественной самодеятельности и редакторам НМД, а также всем, кто занимается театрами малых форм. ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ И ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ Появление новых тенденций в развитии культурно-воспитательной работы (потеря престижности клуба, вариативность видов и жанров художественной самодеятельности, размывание границ между искусством и бытом, ориентация на камерные формы досуга и т. д. ) делают, на наш взгляд, недостаточными существующие определения: " клубная драматургия", " театрализованные представления", " клубные театрализованные представления" » Они не охватывают многообразия художественных и вне-художественных форм, не проясняют пути их развития. Нам кажется, что можно говорить о " сценарной драматургии" » Правомерность такого определения не доказана. Однако его употребляют. Так, например, А. Чечетин в своей новой книге пишет: " В сценарной драматургии начинают пользоваться приемом мгновенной смены кадров.. »" За последние годы значительно расширился спектр досуговых форм, появились новые типы сценариев. С известной долей условности можно выделить несколько типов сценариев, которые дают некоторое представление о бытующих типах и формах» I» Сценарии массовых театрализованных праздников под открытым небом. 2. Сценарии театрализованных представлений и театров малых форм. 3» Сценарии массовых клубных вечеров. 4. Сценарии досуговых программ для кафе, дискотек, гостиных, салонов, любительских объединений. У всех четырех типов сценариев есть общие структурные признаки: наличие приема и хода, создание действенной ситуации, использование монтажа как способа организации разнородного материала и др. Но есть и отличия, которые отражены нами в своеобразной таблице (с. 6). Как видно из таблицы, сценарии отличаются по двум основным параметрам: наличие для сценариста знаний той или иной профессии и зависимость сценария от аудитории в ходе проведения мероприятия. I. Чечетин А. Искусство театрализованных представлений. К., 1988, с. 61.
Каждый тип сценария имеет " своих" теоретиков. Наиболее полно освещена теория и методика массовых театрализованных праздников. Она разработана в. трудах Д. Генкина, А. Коновича, А. Рубба, Д. Тихомирова, М. Туманова и др. Одаа из недавних работ - книга Д. Генкина и А. Коновича " Сценарное мастерство культпросветработника" (М., 1984), в которой рассматриваются театрализованные массовые праздники, слеты передовиков, праздники профессий и т. д. В учебном. пособии И. Шароева " 'Рекиссура эстрады кг массовых представлений" (М., 1986) поднимаются проблемы истории и современного состояния искусства эстрады и массовых тетрализованных праздников. Вопросам сценарного мастерства отводится второй раздел пособия. Второй тип- сценарии театрализованных представлений, литературно-музыкальных композиций, агиттеатров, агитационно-художественных бригад, эстрадных театров, театров эстрадных миниатюр - также имеет своих теоретиков. Но надо заметить, что репертуар этих зрелищных форм освещен в литературе неравномерно. Больше всего повезло, пожалуй, композициям и театрализованным представлениям. Вопросы-создания композиций нашли отражение в книгах В. Яхонтова, Д. Катышевой, З. Сав-ковой, О. Итинойи др. О театрализованных представлениях пишут А. Че-четин, О. Марков, В. Гагин, так или иначе касаются проблем театрализованных представлений режиссеры массовых праздников. Агитбригады находятся в худшем положении. Можно назвать работы А. Чечетина, А. Рубба, Е. Рогачевской, посвященные этому виду художественной самодеятельности. Авторы других книг - практики. Безусловно полезна и интересна книга А. Аскерова и М. Леонова " Беседы об агитбригаде" (М., 1985), охватывающая довольно большой круг проблем сценарного мастерства агитбригадчика. Особенно ценно то, что в работе нашли отражение такие сложные и почти не исследованные в теории и практике вопросы, как превращение конкретного факта в факт искусства, поиски образного решения номера, специфика фак-томонтажа в агитпредставлении. Авторы вводят читателя в свою творческую лабораторию, раскрывают процесс работы над сценарием, подробно анализируют удачи и просчеты. На основе собственной практики написана и книга А. Рожинского " Звонкоголосая агитация" (М., 1986), в которой он рассказывает о методах и стиле работы агитбригад, о формах художественной агитации, о том,. как собирать фактический материал, какими способами его раскрывать. О театрах малых форм и агитационном искусстве 20-30-х гг., в том числе любительском, интересны исследования Е. Уваровой. Современная самодеятельная эстрада и театры малых форм - вне поля зрения теоретиков. Клубным вечерам (третий тип) отводится главное место в трудах В. Гагина. Из новых работ можно отметить книгу М. Маршака " Кто придумал вечер? " (М., 1988), в которой содержатся размышления о том, как организовать и провести вечер, кого считать его автором, какова авторская работа над предварительной информацией о вечере; анализируется собственный опыт и опыт коллег, причем основное внимание акцентируется на нетеатрализованных формах. Вышеупомянутое пособие О. Маркова " Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба" также посвящено клубным вечерам, в центре которых " факты жизни", реальные люди и события. Автор подробно раскрывает механику, технологию создания сценария, состоящую из шести этапов. Но при этом его интересуют театрализованные формы, он пишет о клубных театрализованных представлениях массового характера. Четвертый тип - сценарии досуговых камерных форм. Эти формы -принципиально иное, чем предыдущие, явление в самодеятельном творчестве. Здесь обнаруживаются сложные зависимости между художественными и внехудожественными элементами, между организаторами досуговых мероприятий и посетителями, между группой ведущих и присутствующими. Сегодня появилось большое число форм, занимающих промежуточное положение между игрой и искусством. Выяснение природы досуговых форм предполагает комплексный подход к их изучению. Подобный тип сценариев почти не рассмотрен в литературе. Поэтому очень важно, что М. Маршак останавливается в своей книге на вечерах клубного общения, раскрывает особенности их драматургии. Тем, кто интересуется камерными театрализованными вечерами и играми воспитательного характера для детей, можно порекомендовать работу ГоКамаевой и Т. Поздняковой " Подросток в клубе" (М., 1985). Несомненная авторская удача - методика организации подобных мероприятий, сценарно-режиссерский материал. Л. Волкова в книге " Вечера и дни отдыха в клубе" (М., 1986) дает общие рекомендации методисту по подготовке вечеров отдыха, приводит сценарии, предлагает игры, викторины, аукционы, тексты для культорга-низаторов. Но. при этом она не показывает особенности драматургического процесса. В данном пособии мы остановимся на сценариях театрализованных представлений и театров малых форм< > В имеющейся литературе вопросы ицонарного мастерства освещены неравномерно. Так, если монтаж исследован достаточно полно, то проблемы хода и приема разработаны слабо, и тому же здесь, на наш взгляд, встречаются разночтения, запутывающие читателя. Мало внимания уделено и критериям отбора материала, из которого складывается сценарий, технологии создания номерао Исходя из этого и опираясь на конкретные сценарии, бытующие в практике, попытаемся раскрыть специфику сценариев театрализованных представлений и театров малых форм. СЦЕНАРИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ТЕАТРОВ МАЛЫХ ФОРМ В этом разделе мы рассмотрим такие этапы творческого процесса, как определение темы и идеи, отбор литературного материала, поиски приема и хода, выявление конфликта, монтаж, нахождение образного решения сценария, структура образа, композиция. Но сначала остановимся на специфике отдельных видов сценариев. Нам представляется возможным разделить сценарии на две группы. К-первой можно отнести театрализованные представления и литературно-музыкальные композиции, основным содержанием которых является художественно-публицистический материал. Ко второй - сценарии эстрадных обозрений, театров миниатюр, агитбригад и агиттеатров, построенные на номерах эстрадного плана. с преобладанием материала сатирического и юмористического характера. Театрализованные представления и композиции исполняют участники разных коллективов художественной самодеятельности. Эстрадные и агитбригадные программы ставятся постоянно действующими коллективами - агитбригадами, студенческими театрами эстрадных миниатюр, театрами малых форм. Теперь перейдем к определениям каждого вида сценария и его характерным, особенностям. Как известно, основоположник композиций -В. Яхонтов. Он писал: " Я, как Христос, напитал шестью хлебами черт знает сколько халтурщиков. Этот ужас довлеет надо мною, но я за него не несу никакой ответственности... конечно, дело наживное, дело легкое: взять прозу, прибавить стихи и пошел и пошел - чего проще. Но это ничего общего, конечно, с искусством композиции не имеет. Искусство. композиции подразумевает в известной степени метод мышления, а если его нет, это будет компиляция". I. -Цит. по кн.: Катышева Д. Литературный монтаж. М., 1975, с, 20 ■ II
Главный признак театрализованного представления также заключается в особем методе мышления, который заложен автором сценария. И в композиции, и в театрализованном представлении, таким образом, взгляд автора, задачи, которые он ставит перед собой, определяют и отбор материала, и способ его подачио В результате творческого соединения разных по содержанию и форме материалов сценарист должен создать новое произведение, цель которого- подвести зрителя самостоятельно к определенной мысли. Б художественной самодеятельности широко бытуют и театрализованные представления, и литературно-музыкальные композиции. . Единого определения театрализованного представления нет. В Сго-варе русского языка С. И„0жегова (М., 1980) читаем: " Представление -это театральное зрелище, спектакль". А. Чечётин пишет: " Итак, сценарий театрализованного представления можно определить как способ фиксации будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всем объеме выразительных средств". Не будем комментировать эти определения. Обратимся к практике. Авторы и издатели понимают театрализованное представление довольно широко. Театрализованными представлениями называют сценарии, состоящие из фрагментов пьес (первая разновидность). Их авторы обозначают даже действующих лиц, число которых достигает подчас 30. Эти представле-■ ния посвящены значительным общественно-политическим датам, жизни и деятельности известных людей. По такому же принципу построены новогодние представления. Иногда в них встречаются стихи и песни. Но доминирует драматургический материал и наглядно ощутимо тяготение к пьесам. Подобные сценарии бывают масштабными и тяжеловесными, весьма трудоемкими для постановки. Довольно часто печатаются сценарии театрализованных эстрадных представлений, в основе которых эстрадная драматургия (вторая разновидность). Нередко они строятся так произвольно, что сокращение одного из эстрадных номеров ничего не меняет в содержании представления. И наконец еще одна разновидность - театрализованные представления, состоящие из концертных номеров в исполнении коллективов художественной самодеятельности. Оценка таких представлений осуществляется соответственно по законам театральной драматургии (в первом случае), эстрадной драматур-I. Чечетин А. " Искусство театрализованных представлений, с. 101. гии (во втором случае)1и концертной драматургии (в третьем). На наш взгляд, в театрализованном представлении не должен доминировать тот или иной материал.. Специфика театрализованного представления - в разножанровости, в синтезе искусств, в разнообразии используемого материала и сценических выразительных средств, в выходе за рамки реалистического бытового изображения, в стремлении к условности» " Условное решение строится на законе компенсации: в воображении зрителя возникает то, что ему не досказано". Для создания представления нужен особый способ видения. Этому подчинены и сценарно-режиссерский замысел,, и мизансцены, и художественное оформление, и манера актерского исполнениями все другие выразительные средства» Таким совершенным театрализованным представлением нам кажется первая часть спектакля " Десять дней, которые потрясли мир1, 1 показанного ЦТ 7 ноября 1988 г. - (мастерская монтировка разножанрового и разнофактурного материала, метафоричность, богатство сценического языка, точность мысли, образность). Чего стоит один эпизод суда над Джоном Ридом, в -котором органично соединяются реалистическое (ответы Джона Рида), гротесковое (маски-судьи), фантастическое (оживший портрет Вашингтона)! К сожалению, в самодеятельности по-настоящему художественных театрализованных представлений почти нет. Поэтому в дальнейшем мы вынуждены приводить не лучшие образцы. Литературно-музыкальная композиция не, предполагает такого многообразия жанров и форм. Ее ограничивает уже само название, говорящее о том, что в основе -• литературный. и музыкальный материал. Хороший уровень композиций - тоже редкость. Поэтому хочется назвать книгу " Литературные композиции" (составитель О. Ю. Акакаева. Б-чка в помощь художественной самодеятельности, № 14. М., 1986), где все пять, композиций отличаются высокими идейно-художественными достоинствами. Они заинтересовывают новизной литературно-публицистического и документального материала, оригинальностью подхода к теме, нестандартностью построения, разнообразием творческого метода. Во второй группе наиболее многочисленный отряд - агитационно-художественные бригады. Прежде чем гозорить о сценариях этого вида художественной самодеятельности, уточним его суть,, В Советском энциклопедическом словаре. (И.., 1980) читаем: " Агитбригада - в СССР небольшой профессиональный или самодеятельный коллектив, в репертуар I. Велехова-Н. Охлопков и театр улиц. М., 1970, с. 289.
которого входят драматические, музыкальные. и'хореографические миниатюры, основанные на злободневном материале^ А театр миниатюр? " Театр миниатюр - вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм - одноактные пьесы, а также пародии, сценки, скетчи и т. п., иногда связанные общим сюжетом" » И наконец, эстрада. " Эстрада - вид искусства. Включает так называемые малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение)". Как видим, репертуар всех трех видов состоит из так называемых малых форм драматургии. У агитбригад, эстрадных театров и театров эстрадных миниатюр есть и другие общие свойства, присущие эстрадному искусству. Какие же это свойства? А. Анастасьев пишет: " Основой искусства эстрады, его решающим звеном является НОМЕР. И очень непросто решить двуединую задачу -построить цельное по мысли и сюжету обозрение и создать наилучшие условия для исполнения номера. То, что обозрение непременно складывается из множества номеров, определяет существенное специфическое свойство эстрады: кратковременность номера. На этом основании эстрада нередко именуется искусством малых форм. Еще одна существенная эстетическая проблема эстрадного искусства - особая природа отношений со зрительным залом. Эстрадный артист всегда и непременно обращается НЕПОСРЕДСТВЕННО К ЗРИТЕЛЯМ, и в этом одно из коренных свойств искусства эстрады» " На эстраде нужен какой-то неожиданный фокус", - сказал ленинградский артист П„Л. Муравский. В мысли артиста есть рациональное зерно: фокус как проявление неожиданного, как особый способ отражения и оценки явлений действительно присущ разным жанрам эстрадного искусства. И здесь, видимо, правильно говорить ОБ ЭКСЦЕНТРИКЕ как одном из видовых признаков эстрады. ПОКАЗАТЬ АЛОГИЗМ ОБЫЧНОГО - вот в чем суть эксцентрического искусства вообще и в частности на эстраде. " 1 Вспомним остродраматичный и в то же время очень смешной номер Ленинградского театра юмора и сатиры " Четвертая стена" - " А что артист несет домой? " на мелодию песни В„Левашова " Бери шинель - пошли домой". В сознании обывателя каждый человек должен с работы что-то нести домой. На этом и построена сценка (" несет сапожник сапоги, не-оет пирожник пироги, строитель - гвозди" и т. д. ). Авторы и исполнители номера доводят эту мысль до абсурда - " дорожник несет домой асфальт". Гротесковый метод мышления ведет их еще дальше: обычное, общепринятое вдруг становится алогичным, нелепым, если явление, поведение, присущее тем, кто работает в материальной сфере, перенести в духовную,, В самом деле: что может принести домой актер?! Это и есть эксцентрика, тот самый фокус, та неожиданность, что определяет сам принцип художественного отражения жизни на эстраде. Названные выше общие свойства позволяют нам объединить агитбригады, эстрадные театры и театры эстрадных миниатюр одним емким понятием. - " театры малых форм". Теперь'попытаемся выявить различие между ними. Сначала об агитбригадах. Многие практики считают главным отличительным свойством этого вида художественной самодеятельности агитационный настрой и наличие местного материала. Не просто злободневного для данного периода времени, а именно местного, то есть связанного с жизнью и делами конкретного района, поселка, коллектива. На наш взгляд, одно лишь присутствие агитационности и местного материала не определяет специфику агитбригад. Местные факты и события, агитационный настрой могут быть и в основе театрализованного представления, и в композиции, и в тематическом вечере, если, скажем, они посвящены истории колхоза, района, поселка. Тут важно не наличие местного материала, а способ его подачи. Способ этот выражается в следующем: отбор и исследование факта - создание на его основе театрально-эстрадного номера - обобщенная агитационная мысль - вывод из показанного. Надо заметить, что такой путь обобщения действительности в. художественную форму наиболее сложен и требует большого мастерства. Вот почему именно среди сценариев агитационно-художественных бригад больше всего низкопробных материалов, далеких от настоящей агитации и искусства» Сценарии для агитбригад, как остроумно заметил Р. Уваров, " печатаются не для послеобеденного чтения любителям изящной словесности" » Читать их трудно, потому что они построены на
I. Русская советская эстрада I9I7-I929, с. 8, 17, 22-23. «I. Уваров Р. Престижность жанра. - Клуб и художественная самодеятельность, 1982, to 9, с. 8.
местном материале, хорошо знакомом, как правило, определенным людям; потому что тут не может быть объективности в оценке достижений предприятия, колхоза (для одних - хорошо, вообще же это показатель среднего уровня); потому что стихи и песни чаще не самоценны (как в композиции и театрализованном представлении), а нужны лишь как средство раскрытия той или иной идеи, мысли и оценивается в этом случае только творческое переосмысление текстов и музыки; потому что в сценарии нет сюжета, развернутых характеристик. И, наконец, потому, что на бумаге представлена лишь малая часть. Остальное сделают на сцене свет, пантомима, лозунг, музыка, пауза, жест и т. д., то есть весь комплекс художественно-сценических средств, которые несут особенно большую нагрузку именно в агитационно-художественных программах» Сценарии эстрадных обозрений строятся на драматургии малых форм, в основе которой события и явления, присущие не одному городу, селу или производственному коллективу, а в целом нашей действительности. Конкретные факты и конкретные носители зла могут занимать в эстрадном номере очень небольшое место, как зачин для постановки темы. В то время как в агитбригаде факт - основа драматургии. Если в агитбригаде образ нередко имеет локальную заостренность, то в эстрадном обозрении - это обобщенный тип. Следует заметить, что исполнители обозрений, как и популярных капустников, лишены того агитационного публицистического личностного начала, причем открыто выражаемого, без которого невозможна агитбригада. Некоторые писатели-сатирики не замечают специфики-агитбригад или сознательно упрощают дело в свою пользу. Они берут свои монологи, фельетоны, интермедии, сдабривают их в конце " привязанными" цифрами или фактами местного значения, объединяют все какой-нибудь связкой (нередко чисто формальной, а не вытекающей из идейно-смыслового содержания программы) и адресуют сценарий агитбригаде. Мы не исключаем такой путь создания номера в агитбригаде, когда от общего идут к частному, -конкретному. Но нужно, чтобы весь ход авторско-режиссерской мысли вытекал из замысла, чтобы эти факты органично входили в ткань сценария. В энциклопедическом словаре существенных отличий в определении эстрадных театров и театров эстрадных миниатюр мы не заметили, кроме, пожалуй, того, что в последних возможна постановка одноактных пьес. Откроем пособие С. Клитиаа " Эстрада" (М., 1987) и посмотрим, что он думает по этому поводу. " Наряду с эстрадными театрами, где в центре каждого спектакля находится актер-корифей, встречаются театры миниатюр, спектакли в которых, играются коллективом артистов" (с. 96). Других отличий автор не видит. В театре миниатюр драматургической основой могут служить рассказы писателей отнюдь не сатирического характера, возможно и использование публицистики о Вспомним спектакль Московского театра миниатюр " Мы собрались здесь" о возникновении и развитии социалистической культуры, посвященный ХХУП съезду КПСС. В нем инсценированы речи писателей, прозвучавшие с трибуны I съезда советских писателей, и отрывки из их произведений. . В беседе с театроведом А. Ефремовым главный режиссер этого театра М. Левитин сказал: " На эстраде отношение к материалу поверхностней: во многом оно сводится к поиску эффектов, . ударных кусочков - так называемых реприз, к умению подать эти репризы. Театр миниатюр я считаю психологическим". Интересное наблюдение, хотя другие специалисты могут с этим не согласиться. Например, известный театральный. деятель П. Марков считал театры малых форм " внепсихологичесними". Существуют ли театры малых форм различного направления в худо-юственной самодеятельности сегодня? Все знают, как популярны и любимы в студенческой среде театры эстрадных миниатюр, которые, как правило, немыслимы без ярко выраженного пародийного начала. Только ли в вузах они обитают? Как показывают практика и результаты исследований НИИ культуры, " из года в год отмечается подъем в авторском творчестве, которое лишь отчасти отражается существующей статистикой.. Получают широкое распространение ансамбли и другие группы, в деятельности которых сочетается авторское (музыкальное и поэтическое) творчество, режиссура, элементы исследовательско-собирательской работы, общественная организационная деятельность, техническое творчество и исполнительство: агитационно-художественные бригады разных жанровых разновидностей, нетрадиционные для самодеятельности фольклорные группы несценической ориентации, многие вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии, театры малых форм, сочетающие обучение с экспериментально-творческой работой" (подчеркнуто нами - ГЛ. )2. Однако именно этот пласт самодеятельного творчества наименее изучен.
I. iuiy6 и художественная самодеятельность, 1906, f 23, с. 14 '< \. Основные направления, принципы развития и формы организации современного народного творчества. Методические рекомендации. М.. НИИ культуры Министерства культуры РСФСР, Академии наук СССР, 1988, с.
Тема, идея и гражданская позиция На первый взгляд кажется, что выбор темы и определение идеи сценария - самое легкое дело„ Но практика подтверждает, что уже здесь встречаются трудности. Каждый сценарий несет на себе печать личности автора, его гражданской позиции, мировоззренческой и худо-кественной культуры,, Люди по-разному отражают внешний и внутренний мир. По словам Ю. Кудрявцева, одни улавливают лишь самые ближайшие, на поверхности лежащие взаимосвязи между явлениями, охватываются как бы разовый уровень бытия, его конкретика, событийность, арифметика. Другие улавливают более отдаленные, глубоко лежащие взаимосвязи явлений» Отражается социальность бытия, его алгебра. Третьи улавливают прочные, постоянно существующие, глубиные взаимосвязи между явлениями. Отражаются предельно глубокий уровень, философичность бытия, его высшая математика. Посмотрим, как эти различные уровни, присущие авторам, находят выражение в сценариях. Многие, незнакомые с лучшими образцами агит-бригадного творчества, считают, что именно этот вид художественной самодеятельности дает нам типичные примеры примитивного сознания. Действительно, общий уровень агитбригад довольно низок и здесь, как нигде, наглядно проявляется поверхностно-шаблонный подход к явлениям и фактам жизни. К сожалению, сценарии для агитбригад часто пишут люди, находящиеся на первом уровне. Зная только арифметику жизни, они информируют о работе хороших и плохих доярок, о страданиях голодных коров, выносят приговор нерадивым механизаторам и т. д., не. пытаясь даже проанализировать факты, понять причины бед и поражений, В конце каждого номера они припечатывают цитату из партийного документа или расхожий газетный лозунг, программируя зрителей на букву закона или параграф постановления, а не на реальную жизнь. Люди, для которых свойствен второй уровень, видят сложные социально-экономические и нравственные проблемы сегодняшнего дня, могут исследовать события действительности, поднять факты до обобщения. Так, в начале 80-х гг. репертуарно-редакционные коллегии Министерств культуры РСФСР и СССР стали широко публиковать работы А. Аскерова и М. Леонова. В их сценариях чувствовался иной тип социального мышления, новый уровень анализа. Они видят жизнь в сложном переплетении причин I. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского. М., 1979. и следствий, во взаимной обусловленности производственных процессов и нравственных вопросов. Как правило,, сценаристы берут одну проблему ■ и тему, показывая различные ее стороны. Например, в сценарии для агитбригад " Копейка, которая бережет" (направлен для распространения Управлением культпросветучреждений Министерства культуры СССР в 1982 г. ) проблема - решение Продовольственной программы СССР, ведущая тема - цена копейки, ее роль в масштабах страны. Во всех сценах сталкиваются представители двух видов сознания: одним присущ государственный подход к народному добру, чувство хозяина; другим безразличны интересы. страны в целом, дороже выгода " своего" предприятия, личный доход. Эти авторы умеют переосмыслить устоявшееся представление, преодолеть инерцию мысли и поступка, соотнести происходящее в хозяйственной и общественной жизни с партийным документом, строкой из ленинской книги. В таком подходе к действительности, в. умении видеть перспективу перемен, в непримиримости к негативным явлениям и их носителям, в отрицании во имя утверждения - настоящая гражданская позиция Аскерова и Леонова. Но и это не предел. Оказывается, возможен и самый высокий уро-iiorfb постижения действительности, отражения мира. " Высшую математику" освоил П. Волков - режиссер из Кургана. В его сценариях " Патология ндернсто Марса", " Но продолженье есть", " Геракла вызывали? " и др. переплетаются реально-бытовые, социальные, исторические, мифологические пласты. Волкова интересуют темы войны и мира, жизни и смерти, свободы и необходимости, добра и зла, роли личности в истории» Он. улавливает глубинные связи явлений, выходит на философские обобщения. Взаимопроникновение противоположных смысловых, эмоциональных, стилистических полей, соединение трагического, фарсового, лирического и иронического начал несколько затрудняют восприятие его работу требуют определенной подготовки, интеллектуальных усилий.. Иногда даже кажется, что он намеренно эпатирует читателя и зрителя. На самом деле это такой метод художественного мышления, ироничный склад ума, причудливость фантазии - все то, что создаст неповторимый творческий почерк автора Волкова. Но, говоря о " высшей математике", следует пояснить: выходить на самый высокий уровень постижения действительности может только агит-тоатр. Давайте подумаем: агитбригада исследует местный факт с кон-iqjeTHOii практической целью - исправить положение. Стало быть, как бы ни был сложен процесс исследования, как бы точно ни выстраивалась
цепочка фактов, как бы ни был высок уровень обобщения, все равно автор агитбригадного сценария не выходит за рамки " социальности, бытия1, ' то есть " алгебры". Не может, не должен выйти - вот в чем дело. Иначе он потеряет свою агитационно-практическую цель, уйдет от конкретного жизненного объекта. И тогда возникают два вопроса. Первый: значит, высший уровень постижения действительности достигнут А. Аскеровым и М. Леоновым? Значит, это и есть агитбригадная классика? Ответим твердо - да. Второй вопрос: не сужает ли такой подход к жизни возможности агитискусства?! Наверное, сужает и обедняет, потому что в агитбригаде непременно программируется содержание " от" и " до" » Кроме того, диктуется обяза-j тедьное условие - не только высмеивать недостатки людей, но и прославлять лучших; не только критиковать явления, но и пропагандировать документы партии и правительства; не только воспитывать, но и внедрять передовой производственный опыт. Такая обязательность може тяготить и даже раздражать молодых сценаристов и режиссеров. К тому же воспевать поэтику труда, все время оглядываясь на новое постанов яение партии, задача непосильная даже для профессионала. Поэтому, вероятно, некоторые агитколлективы, расширяя тематические и творчес кие рамки, превращаются в театры эстрадных миниатюр. Многие опытные и преданные агитбригадам специалисты считают эт явление негативным, чуть ли не предательством по отношению к любим му виду художественной самодеятельности и с одержимостью борются за " чистоту" жанра. Ограждая себя и других от всевозможных влияний, он даже учебно-курсовые мероприятия для агитбригадчиков предпочитают " вести сами, не приглашая писателей, эстрадных драматургов и режиссеров. Нам такая политика кажется неверной, а может быть, и вредной» И вот почему. Агитационно-художественными бригадами в ВНМЦ им. Н. К. Крупской, как и в некоторых других центрах России, занимаются давно и с любовью» Эстрадными театрами - никто» Естественно, что молодые специалисты и режиссеры агитбригад боятся " выпасть" из агитационно-художественного искусства и остаться никому не нужными. Тогда для них не будет ни праздничных. смотров, ни волнующих конкурсов, ни " творческих лабораторий и встреч. Явно тяготея к эстраде, они продолжают оставаться в агитбригадах, тем самым принуждая себя и задерживая свое естественное творческое развитие. Не настала ли пора расцве та различных сценических- искусств, широкого авторского творчества? Ни повернуться ли лицом к театрам миниатюр, к эстраде, к мастерам iк; трого слова, к талантливым сочинителям капустников? Пусть живут и р. пвиваются во всем многообразии театры малых форм» И пусть у каждого будет свой теоретик, критик, методист, пропагандист и, конечно, мрите лъ,, Непременное требование к сценаристу - гражданственность. Когда он хорошо знает, чем живет страна, чувствует ритмы времени, одсрким какой-то идеей, тогда работа направлена на решение конкретных идейно-художественных задач» Выбор тем, сюжетов и образов не может служить критерием идейности и гражданственности. Главное - как осмыслить и решить тему» Казалось бы,. сказанное настолько очевидно, что и|)нд ли стоит об этом напоминать. Но нам много раз приходилось мстречать людей - журналистов, педагогов, культработников, которые садились писать сценарий, не имея понятия о законах сценического искусства, не считая нужным соотносить свои общественно-политические мигляды и художественные представления с тем, что отражали лз сценарии. Когда их спрашивали, о чем сценарий, для чего он написан, како-ла сверхзадача, авторы искренне недоумевали. Ответ, считали они, лежит на поверхности. Сценарий посвящен 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции - значит, надо рассказывать об этапах по -строения социализма и прославлять незыблемость революционных идей. Если написан в канун 45-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, то долг сценариста проследить героический путь советских воинов вплоть до 1945 г. Авторы добросовестно подбирают фрагменты из произведений, лучше широко известных, стихов, песен, пьес и выстраивают их в хронологическом порядке. Творческие муки незнакомы таким людям, да они и не подозревают, что это сложное дело, доступное далеко не всем. Однажды в одном уважаемом учреждении был принят и одобрен сценарий о деятельности М. И. Ульяновой, приуроченный к 100-летию со дня ое рождения. Автора хвалили за то, что он проделал большую работу по сбору (а попросту переписке) материала о М»И. Ульяновой» А как, по какому принципу он отбирал факты и события из жизни Ульяновой, что взволновало его в личности политического борца, какие драматические перипетии ее судьбы потрясли автора, осталось неизвестным. Другой автор написал сценарий к 100-летию Первомая. При этом он преследовал одну цель - познакомить читателей и. будущих зрителей с историей возникновения международного праздника. Разнофактурный ма-
териал он соединил логически-последовательно, ввел информаторов-ведущих и посчитал свою задачу выполненной. Автор и не думал, видимо, о том, что надо дать новый поворот темы, наметить путь, который должен привести к определенному идейно-художественному решению представления. Отсюда хронологическая последовательность фактов, ведущая к более полной, завершенной информации, а не к главной идее. Потом этот же автор написал сценарий к 70-летию Вооруженных Сил и опять не попытался осмыслить и конкретизировать тему, определить идею, сверхзадачу. Он вновь напомнил нам основные события и завоевания Красной Армии и закончил звонкой призывной песней. В одном сборнике предлагался сценарий театрализованного представления, написанный к юбилею образования СССР. Нам не пришлось определять тему и идею представления. Во вступлении автор сообщил: " Тема - борьба народов СССР за мир на протяжении всей истории советской страны, идея - Советский Союз оказывает растущее влияние на ход истории самим фактом своего существования". Мы внимательно прочитали сценарий и вспомнили с помощью автора историю Советского государства, были сплошные победы - революционные, трудовые, военные и в конце апофеоз счастья. Но где же борьба за мир? Была борьба за Советскую власть, за выполнение пятилетних планов, за победу в Великой Отечественной войне. Не было только борьбы за мир. Ну, а идея? Как Советский Союз оказывает растущее влияние на ход истории? Для нас слишком сложно расшифровать такое понятие, как " ход истории", в применении к сценарию. Поэтому'переведем его на доступный язык: видимо, под влиянием Советского Союза народы других стран также встали на путь борьбы за свободу, равенство и мир. Но если это так, то в сценарии нет и намека на растущее социалистическое движение. Впрочем, намек есть: От страны до страны Навели коммунисты Золотые мосты На моря и на реки, Чтоб от берега к берегу Радугой чистой Братство, Равенство Заполыхали навеки. Какой-то странный стиль, напоминающий славословие каких-то лет... Недоумение не покидает нас: Наверное, вы свой край, свой дом Теперь узнали бы с трудом. Мы показать могли бы вам Целиноград, КамАЗ и БАМ; Мир удивляют что ни день То Братск, то Липецк, то Тюмень, Донбасс и Лукомль, и Нурек - На. их плечах приподнят век! Действительно, с трудом. Когда же это было? Лет 10 назад? Оказывается, автор взял 16 стихотворений из одного и того Ее сборника " 60 лет Советской поэзии" 1977 г., это мы узнаем из списка использованной литературы. А напечатан сценарий и рекомендуется для постановки в 1986 г. Так есть ли гражданская позиция у сценариста и составителя сборника? И насколько актуальна такая работа? Еще пример. Недавно нам довелось читать сценарий, посвященный 70-летию комсомола. Уже в начале представления участникам предлагалось исполнить песню " Комсомольцы", написанную Л. Ошаниным и А. Островским, в которой звучат такие слова: Комсомольцы - беспокойные сердца,. Комсомольцы, все доводят до конца. Друзья, вперед! Нас жизнь зовет. Наша Родина кругом цветет! Рекомендовалась и другая песня - " Не расстанусь с комсомолом! ". Автор пособия ничего не имеет против этих широко известных и некогда любимых песен. Но сейчас, когда наша страна находится в сложном положении, преодолевая с трудом последствия периода застоя, когда 2, 5 миллиона молодых людей вышли из комсомола, слова этих песен воспринимаются как пародия. Но сценарист, не задумываясь, шел по накатанной дороге. И вот уже Ш съезд ВЛКСМ, на котором В. И. Ленин призывал комсомол " учиться коммунизму". Автор считает этот лозунг чрезвычайно актуальным в наши дни. Когда ему, кстати молодому человеку, сказали, что это большая неправда, он растерянно спросил: " А как же надо писать к юбилею? ". Возьмем другой случай. Он тоже довольно типичен. Сценарий по- • священ этой же дате и называется " Вызываем огонь на себя". Уже в названии подразумевается идея: каждый комсомолец должен отвечать за свои поступки, за настоящее и будущее, своей страны. Тема - современная жизнь школьников-десятиклассников. Как же сегодня комсомольцы " вызывают огонь на себя", что их волнует, с кем и с чем они борются во имя завтрашнего дня? Оказывается, самый главный враг - учитель. Именно в нем сосредоточены все беда, все несовершенство школьного образования и воспитания, именно он не хочет выполнять реформу. Ученики с возмущением восклицают: " Почему учителя обречены властвовать всю жизнь и каждый день? Что педагоги за люди? Что они могут? Что думают о детях и любят ли детей?.. " В разговоре с нами автор сказал: " А что, о достижениях комсомола говорить? Смелость ребят в том, что они не побоялись сказать правду". Но разве столь безапелляционные выпады, подсказанные учащимся сегодняшней публицистикой,. есть проявление гражданственности? А какой счет они предъявляют себе? И при чем тут " вызываем огонь на себя"? И разве нет у комсомола прошлого? Школьники должны рассказать о своих достижениях и недостатках, а не выполнять роль прокуроров. и обвинителей. Вспоминаются слова АоАскерова и М. Леонова из книги " Беседы об агитбригаде": " Когда агитбригада начинает возмущаться ИХ недостатками, она уподобляется обывателю. Мы только тогда станем истинными- агитаторами, когда будем говорить о НАШИХ недостатках. " Язвы общественного бытия" мы должны ощущать как " язвы своего тела", только тогда возникнет настоящая душевная боль" (с. 23). Как отбирать и писать тексты для сценариев Существует расхожее мнение: тексты для сценариев нужно выбирать так, чтобы они соответствовали теме и были высокого идейно-художественного уровня» Нам не раз приходилось читать сценарии, которые в той или иной степени раскрывали тему и в которых использовались хорошие, добротные произведения. Однако эти вещи не становились фактом сценического искусства. Перечисленных двух требований недостаточно. Мы уже говорили о том, что необходим оригинальный взгляд на явления действительности, свой'подход к теме, новый. ракурс, мировоззренческая культура и, конечно, гражданская позиция. Следует добавить: актуальность и новизна привлекаемого материала. Но, кроме этого, в тексте должна быть заложена драматургия, он должен быть не просто литературным, но и сценически ярким, театральным. В театрализованные представления, помимо фрагментов из художественных про-изведений, часто вводятся тексты, написанные самими сценаристами или взятые из газет. Агит бригадные программы предполагают самостоятельное написание текстов. И тут возникает первый вопрос: художественно ли то, что создано? Чем отличается факт действительности от его изображения в искусстве? Мы заметили, что этот вопрос вызывает большие затруднения у тех, кто обсуждает и принимает сценарии. Интуитивно художественность чувствуют почти все, но доказать, что тот или иной номер, эпизод лишь отражает жизненное правдоподобие, но не является фактом искусства, бывает сложно. Учитывая, что научно-методические центры народного творчества и культпросветработы, а также дома культуры заказывают и приобретают сценарии, а следовательно, и работают с авторами, остановимся на этом подробнее. Известны высказывания многих писателей о том, что они никогда не стремил-ись к фотографической. точности события или характера, не ограничивались слепком с натуры. Художественный талант давал им возможность увидеть предмет или явление с неожиданной стороны, заметить то, чего не видят другие» Но с помощью каких приемов писатели достигают художественности? Каков метод перевоплощения факта действительности в факт искусства? В своих конспектах лекций " Психология искусства" С. Эйзенштейн Но мрачны странные мечты В душе Мазепы: звезды ночи Как обвинительные очи, За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, " " Как судьи шепчут меж собою... " " Что же^ сделали режиссер и поэт? " - спрашивает С. Эйзенштейн. *. И отвечает: " В целях достижения повышенного, а не информационного, не только познавательного, но эмоционально-захватывающего эффекта
они сделали следующее: первый в нужный момент отбросил целое (доктора) и вместо него представил часть (пенсне). Второй взял спокойное явление природы (звезды, тополя) и персонифицировал их - одних сделал шепчущимися судьями (тополя), других заставил подмигивать или глядеть с пристальным укором (звезды) на виновного»" Литература и искусство, таким, образом, не есть прямое отражение кизни» Это " концентрация жизни" (А. Б. Луначарский), результат переработки ее в мыслях и чувствах автора, это особым образом организованный материал. В художественном произведении фраза, слово, кроме прямого смысла,. нередко влечет за собой целый ряд представлений, возникающих в уме. В лучших сценариях тексты несут на себе печать художе-ственностИо Приведем фрагмент " Нас не волнует, не колышет" из сценария эстрадно-сатирического обозрения московского драматурга Ю. Ивановой " Вернисаж" (написан. для агиттеатра " Плакат" Знаменского РДК Омской, области в 1988 г. ). Из одной кулисы по направлению к другой Остановившись на плаву, достает спичечный коробок, выдвигает из него " антенну" и начинает разговор. ПЕРВЫЙ. Вызываю Тритона! Вызываю Тритона! Отвечайте! Отвечайте! ГОЛОС. Тритон слушает. Тритон слушает.. Говорите! ПЕРВЫЙ. Я - Головастик. Я - Головастик. ГОЛОС.. Доложите обстановку» ' ПЕРВЫЙ. Прибыл на место. Жду указаний. ГОЛОС» Где пересекли границу? ПЕРВЫЙ. Через пруд» ГОЛОС Способ переброски? ПЕРВЫЙ. Сточные воды» ГОЛОС. Внедряйтесь! Готовьтесь к приему наших» : . ПЕРВЫЙ (переходя на прозаический тон). Да все. утю готово, шеф. Нет проблем. Граница открыта круглосуточно» ГОЛОС Посты или заслоны есть? ПЕРВЫЙ. Никаких, шеф. Сюкам - зеленая улица. ГОЛОС. Сейчас прибуду сам. Встречайте! Головастж убирает " антенну". I. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980, с. 180. ГОЛОВАСТИК. Как хорошо здесь будет жить: Тепло и мокро, и не дует. Большой волною нас не смыть т Здесь не колышет, не волнует. Осторожно оглядываясь, выплывает Тритон. ТРИТОН. Никого нет? ГОЛОВАСТИК. Кому тут быть? Только я. ТРИТОН (опасливо). Ты уверен? ГОЛОВАСТИК. Абсолютно! Кто сюда сунется? Залитая территория. ТРИТОН (облегченно). Тогда вызываю. (Тоже достает спичечный коробок, выдвигает " антенну", командует). Третий, Восьмой, Тринадцатый! Разрешаю прибыть на поселение! (Убирает '. 'антенну", весело, обращаясь к Головастику)» Сейчас явятся, ТРИТОН и ГОЛОВАСТИК (поют)» Как хорошо нам будет жить:. Тепло и мокро, и не дует... ТРИТОН (резко остановившись, прислушиваясь). Откуда это дует? ГОЛОВАСТИК (тоже прислушиваясь). Кто-то вошел. ТРИТОН (показывая на " воду" )» Но сюда же нельзя войти. ГОЛОВАСТИК. Т-с-с... (Оба отплывают вглубь сцены и как бы ныряют под воду). Из-за сцены доносятся голоса. ПЕРВЫЙ. Семен Семенович, сюда! Сюда прошу! СИЛЕН СЕМЕНОВИЧ. Спасибо, как-нибудь в другой раз. . ПЕРВЫЙ. Да вы уж который год отказываетесь взглянуть. Полюбопытствуйте наконец! Оба появляются на сцене. СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ. Так сюда же войти нельзя. ПЕРВЫЙ. А вы вплавь. СКлЕН СЕМЕНОВИЧ. Нет уж - увольте! ПЕРВЫЙ (в сторону). Это бы мы с удовольствием. Оба " проваливаются в воду". Все делается пантомимически. СЕКЕН СЕМЕНОВИЧ (резюмируя происшедшее). Полный провал» ПЕРВЫЙ. Выплывете, как всегда. А сейчас хоть взгляните - фундамент подмывает (" плывет", как бы демонстрируя все). Скоро все здание рухнет о
СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ. (плывет за ним, строго). Ну, это вы бросьте! Фундамент у нас крепкий. Нескоро рухнет. У меня нюх на эти дела. (Остановившись, брезгливо принюхивается). А чем это, кстати, здесь пахнет? ПЕРВЫЙ- Застоем, Семен Семенович, застоем. Не стойте, а то и вы застоитесь. Вода вон как застоялась за столько лет. СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ (плывет). Да, да... (напевая). Вода, вода, кругом вода... (рассеянно). Сколько воды за эти годы утекло... ПЕРВЫЙ. Вот я и говорю. СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ. Что говорите? ПЕРВЫЙ. Хоть бы. выкачать ее отсюда. СМЕН СЕМЕНОВИЧ. Да вам-то зачем это? ПЕРВЫЙ. Ну сами посудите - такое помещение пропадает. СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ (строго). Ну, это вы бросьте! У нас ничего не пропадает! Кому-нибудь сгодится. Все это время Тритон и Головастик " плавали" с ними в одном направлении, подслушивая. Сейчас они бросились обнимать друг друга. ТРИТОН (в сторону Семена Семеновича). Умница! Умница! ГОЛОВАСТИК. Хороший! Хороший, хоть и без хвоста» ПЕРВЫЙ. Да нам самим. этот подвал нужен. ГОЛОВАСТИК (Тритону). А этот плохой. ТРИТОН (поддерживая Головастика). У-у! Бесхвостый! СИЛЕН СЕМЕНОВИЧ (Первому)» К. чему он вам? Зачем так опускаться? ПЕРВЫЙ. Ничего, мы опустимся» Поймите же, здесь что угодно можно разместить: склад декораций, класс брейк-данса, дискотеку. Все - для культурного досуга. СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ (равнодушно). Ну делайте, коль вам культура дорога. Кто не. дает? ПЕРВЫЙ. Именно дорога и именно не дают. Надо. сточные воды отвести, осушить все, перестроить.. о А средств никаких» СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ. Средств у меня нет» Это на другом уровне решается. ПЕРВЫЙ. А вы на каком? СИЛЕН СЕМЕНОВИЧ. На самом низком (плывет к выходу). ПЕРВЫЙ. (в сторону)» Оно и видно (плывет за ним)» Да я уже докладывал и выше. СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ. И что же? ПЕРВЫЙ. Да там у вас есть один непробивной какой-то, толстолобый! СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ. Нам такие крепкие руководители и нужны. Оба уплывают. ТРИТОН (Головастику). Это он о нашем Толстолобике? (Ударение на слоне " нашем" ). ГОЛОВАСТИК. Нет» У них свой есть» ТРИТОН (обрадованно). Вот это прекрасно! Побольше бы таких! Вот бы ГОЛОВАСТИК (тревожно). Опять подуло. ТРИТОН. Это свои. " Выплывают" Лягушка, Червяк, Рак. Рак движется " задом наперед" » ЧЕРВЯК(оглядывая помещение, в восторге). Какой застой! Какой застой! ЛЯГУШКА. Квакое чудное болото! ВСЕ (поют). Сюда пришли мы на постой И здесь поселимся охотно! Как хорошо нам будет жить: Тепло и мокро, и не дует! Нас никакой волне не смыть: . Здесь не колышет, не волнует. РАК. А в чьем это мы доме поселились? ГОЛОВАСТИК. В доме Культуры. ЛЯГУШКА. А квак она выглядит? ЧЕРВЯК.. Не знаю, не видал. ЛЯГУШКА. А. кто видал? РАК. Никто. ТРИТОН» И ты, Головастик? ГОЛОВАСТИК. И я. Где находится, знаю, но самою не видно. ГОЛОВАСТИК. Не знаю, я туда не поднимался. ГОЛОВАСТИК. Мне кажется, шеф, что чем дольше мы с ней не столкнемся, тем лучше для нас. Не будь я Головастик! РАК (пятясь). Вот я и говорю: таким, как мы, Культура не нужна.
|
||||||
|