Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика изучения имени существительного Т.А. Ладыженско



Новыми для пятиклассников являются сведения о делении имен существительных по значению на конкретные, вещественные и отвлеченные. В процессе выполнения упражнений углубляются знания учащихся по лексике, активизируется их словарный запас: ученикам надо не только распределить имена существительные на разряды по значению, но и дополнить каждый лексический ряд.

 

Типичные ошибки:

- род сущ

- неправильное образование падежной формы

- неправильное согласование прил с сущ

- неумение заменять сущ личными местоимениями

 

Раздел:

Развитие связной речи

Понятие о тексте

Сочинение-рассказ, случай из жизни

Функция:

Имена сущ в худ тексте

Их образная и экспрессивная роль

Аспекты выделения

Методика изучения имени существительного Т. А. Ладыженско

Целью программы обучения русскому языку Ладыженской является познавательно-практическая направленность, то есть знание учащимися родного языка и формирование у них языковых и речевых навыков. Ладыженская также выделяет специфическую цель своей программы - формирование лингвистической и коммуникационной компетенции учащихся.

Программа обучения построена с учетом принципов системности. Доступности, научности, а также преемственности межу разделами курса.

2. Структура изучения имени существительного

Изучение имени существительного начинается в V классе. Дается понятие имени существительное как части речи, рассматривается синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Содержание изучения имени существительного в V классе включает:

1. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных; изменение существительных по падежам и числам.

2. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

3. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на - ия, - ий, - ие. Правописание гласных в их падежных окончаниях.

Кроме того, в V классе формируется:

- умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

- умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д. ).

- умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

умения и навыки: формируются следующие:

- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

- употреблять одно и то же имя существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в ед. или во мн. числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);

- использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения.

При систематизации знаний об имени существительном как части речи целесообразно составить следующую таблицу:


При изучении имени сущ Ладыженская предлагает использовать следующие практические упражнения Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка

- карточки для разбора

- изложение

- диктант с продолжением

- контрольная работа(ответы на вопросы)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.