Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ личности героя



Разумным вероятно описание психологического портрета будет начать с определения и краткого описания темперамента нашего героя, ведь темперамент, по мнению большинства ученых, является у человека врожденным и неизменным на протяжении всей жизни. Естественно мы не будем говорить о преобладании той или иной жидкости в нашем герое, как делал еще сам знаменитый древнегреческий врач Гиппократ, определяя тот или иной тип темперамента у человека. Во-первых, попробуем определить темперамент Джордана согласно учению И. П. Павлова «о типах нервной системы» согласно которому определенному набору свойств высшей нервной деятельности соответствовал свой тип темперамента, что было попыткой объяснения его физиологической природы. Так согласно действиям нашего персонажа мы наблюдаем у него явно сильную нервную систему и вероятно неуравновешенную, о чем свидетельствуют его множественные экспрессивные действия и резкие поступки, следовательно, данным свойствам нервной системы будет соответствовать тип холериков [1], коим вероятно является наш герой. Во-вторых, проверим определенный нами тип темперамента нашего героя согласно теории личности Айзенка, который предлагал определять темперамент по расположению сочетания свойств человека на оси координат, где х – уровень его экстраверсии, y – уровень нейротизма [2]. Ввиду природной обаятельности и открытости, легкости установления новых знакомств, умении предрасположить окружающих к себе и желании всегда находиться в центре внимания мы выделим у Джордана явно экстравертивный тип личности, а также согласно указанным выше доводам определим его личность как нейротически-нестабильную, что означает подтверждение наших более ранних выводов и определения у нашего героя темперамента холерика.

Далее определять тип характера нашего героя было бы рациональнее всего по одной из последних и широк принятых в научных кругах типологии, а именно типологии акцентуаций характера, принадлежащей А. Е. Личко. Ведь именно в её типологии ассимилированы основные идеи предшествующих учений о типах характера, и акцентуации выделены наиболее четко и дифференцировано [1]. Однако акцентуации, выделяемые как крайние типы проявления нормального характера, не подходят под описание нашего героя, который вероятнее соответствует типами психопатии. В подтверждение чего будет служить соответствие поведения нашего героя одновременно трем основным критериям психопатии [3], а именно:

-относительная стабильность проявлений (герой всегда одинаково реагирует на те или иные раздражители)

-тотальность проявлений (проявление черт его характера выявляется и на работе и дома)

-социальная дезадаптация (несмотря на изначальный успех в профессиональной сфере, в конечном счете, он теряет семью, друзей и отправляется за решётку)

Да и по оси степени выраженности своего характера наш герой явно находится в зоне сильных отклонений, что является еще одним признаком психопатийности последнего. Помимо этого о психопатологическом характере героя может свидетельствовать наличие у него нескольких особых «невротических» потребностей выделенных К. Хорни, а именно: 1) в собственной значимости; 2) потребность быть объектом восхищения; 3) в личных достижениях и успехе [4].

Также Джордан Белфорт является лидером с явной склонностью к эпатажу и вызывающему поведению, однако в своем деле он невероятный профессионал, явно обладает интеллектом выше среднего и постоянно направлен на достижение успеха, что говорит о нем как о личности явно неординарной, я бы даже сказал эпохальной, несмотря на наличие весьма скудного характера. А ведь по П. Б. Ганнушкину именно «высокая одаренность личности часто сочетается с психопатией характера» [1]. Вероятнее всего детерминированы данные черты характера в нем именно внешними условиями среды, в которых его характеру пришлось формироваться, начиная вплоть с самого первого эпизода устройства на работу на Уолл-стрит и до его заключения. Ведь согласитесь его окружение, явно являлось не лучшей средой для развития характера, а тем более нормального.

Далее обращаясь к типологии патологических личностей по П. Б. Ганнушкину, мы сталкиваемся с трудностью определения какого-либо конкретного типа психопатии к нашему герою. Предположение его эпилептоидным типом подтверждается в наличии у него свойств раздражительности, крайней эгоистичности, настойчивости, напряженной деятельности, любви к острым ощущениям [1]. Однако неисчерпывающее для описания его типа психопатии и имеет не присущие нашему герою мелочность и ханжество. В соответствии с группой истерических характеров наш герой обладает свойствами: стремления во, чтобы то ни стало обратить на себя внимание, неосознание своих ошибок и беспринципность по отношению к своим соперникам. Таким образом, можно заключить, что тип психопатии у нашего героя смешанный, что свидетельствует о сложности его характера и делает его личность еще более живой, ведь, как известно абсолютное проявление только какого-то одного типа характера очень редко найдешь в жизни.

Несмотря на все отклонения от нормы в чертах его характера, по классификации А. Ф. Лазурского личность нашего героя, что парадоксально, можно отнести к высшему уровню, ведь он явно нашел свое призвание по жизни и то ради чего он живет. Это деньги, и заявляет он об этом ни раз, абсолютно не стесняясь своих циничных взглядов на жизнь. А парадоксальность, заключается как раз в том, что, несмотря на нахождения личности на высшем уровне реализации не произошло «снятия» характера, о котором говорил А. Ф. Лазурский [1]. Возможно, это произошло по причине некой асоциальности избранного призвания личности.

Также показался интересным и стоящим упоминания тот результат, согласно которому по основным принятым типологиям характера мы не смогли дать строго определения типа нашего героя, тогда как по спорной типологии психосексуальных стадий развития личности у Зигмунда Фрейда нам удалось определить достаточно точный тип нашего героя. Согласно данной типологии у Джордана Белфорта вероятна произошла фиксация на орально-садистическом типе личности, что проявляется в таких чертах как циничное отношение ко всему окружающему, эксплуатация других людей и доминирование над ними с целью удовлетворения собственных нужд [5]. Все они явно проявляются в нашем персонаже.

Отдельно стоит сказать о феноменальных способностях главного героя к дару убеждения и деловой хватке, которые вероятно у него либо имелись от рождения, либо были в наличии определенного рода задатков, которые могли успешно реализоваться в сензитивный для них период [1]. Ведь ни о каких сложных и упорных занятиях посвященных данным способностям героя не говорится, а ведь, как известно общепринятое волшебное число, ведущее к мастерству в каком-либо деле это 10 000 часов упорных его тренировок. Чего мы у Джордана Белфорта, однако, обладающего мастерством в этих способностях, не замечаем.

Но, какие же мотивации стоят в основе поведенческих манер героя, его поступков и деятельности? Попробуем разобрать, что движет нашим героем, согласно некоторым теориям мотивации потребностей. Так, например, по концепции иерархии потребностей Абрахама Маслоу сначала может показаться, что наш герой к середине киноленты находится уже на высшей ступени, а именно «стремлении к самоактуализации» [4]. Обладая огромным состоянием любые физиологические потребность для него удовлетворены, безопасность оплачена, он окружен любовью и вниманием, признан и уважаем в обществе. Тогда почему же наша самоактуализирующаяся личность приходит в результате к таким плачевным итогам своей жизни? Проблема кроется в нескольких причинах. Во-первых, главный герой считает себя уже самоактуализировавшимся человеком, что в корни неверно по А. Маслоу, ведь высшая ступень иерархии потребностей это именно стремление к самоактуализации, как бесконечный жизненный процесс постоянного самосовершенствования, который никогда не может быть завершен. Ведь достигая определенной вершины, чтобы удержаться на ней, человек должен стремится к новой, если же человек просто почивает на лаврах своих достижений, то это уже регресс, по мнению А. Маслоу. Во-вторых, несмотря на возможность найма охраны, высококвалифицированных адвокатов и прочих атрибутов обеспечения безопасности в современной жизни, данная базовая потребность у нашего героя всё же оказывается неудовлетворенна, что не позволяет перейти к более в высшим. Ведь на протяжение всего фильма его преследуют, практически параноидальные, опасения. Так, употребляя наркотические средства, он постоянно оглядывается по сторонам, боясь быть пойманным, нанимает специального человека, чтобы быть в курсе заинтересованности спецслужб его личностью и многое другое. Помимо этого, излишняя самоуверенность, гиперреактивность и высокая заинтересованность в своей работе может быть объяснена гедонической мотивационной теорией, согласно которой человек стремится к максимизации удовольствия и минимизации страданий, в связи с чем продолжает ведение деятельности подкрепленные в итоге позитивными эмоциями и затармаживает подкрепленные негативно. Так и Джордан Белфорт с головой устремляется в свою работу и проворачивание афер, которые приносят ему легкие деньги, удовлетворяющие его потребности в удовольствии.

На протяжении всего фильма мы видим активное взаимодействие главного героя с множеством остальных персонажей. Осуществляется оно легко и непринужденно, люди спокойно идут с ним на контакт, все это происходит из-за умения Джордана найти индивидуальный подход к каждому человеку и при выгодности взаимодействия с ним умело играть необходимую объекту взаимодействия роль. Однако постоянно делать это ему не удается и временами его психопатические черты характера выходят наружу, что порой мешает ему в долгосрочном взаимодействии с людьми. Так его негативное девиантное поведение вынуждает жену забрать дочь и развестись с Джорданом, а делинкветное поведение, которое удалось в нем установить спецслужбам, не позволяет Джордану найти подход к агенту ФБР, расследующему дело об его аферах. А объяснение того, что, несмотря на его скверные выходки и циничность, большое количество людей всё равно поддерживают контакт с ним, возможно, кроется в их корыстных целях и желании разделить часть его успеха и материального благосостояния.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.