|
|||
Список использованной литературы.Список использованной литературы. 1. Гусейнов А. А. Этика – М.: Гардарики, 2000 г 2. Губин В. Д. Основы этики – М.: Норма 1999 г 3. Зарецкая Е. Н. Риторика – М.: Дело, 2001 г. 4. 5. Ивин А. А. Основы теории аргументации – М.: Владос1999 г 6. Ивин А. А. Логика – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 г 7. Хазагеров Т. Г. Общая риторика – РнД.: Феникс, 1999 г.
1. Возникновение риторики Риторика - первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Начало европейской риторики обычно связывают с античной цивилизацией. Ее хронологические рамки: V в. до н. э. - V в. н. э. В истории европейской риторики выделяют следующие этапы: древнегреческая риторика, древнеримская риторика, средневековая риторика, новые европейские риторики (XVI-XIX вв. ). Колыбелью риторики является Древняя Греция. Именно там 2, 5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука, сложилась в систему в 3-2 вв. до н. э. и распространилась в Риме в 1 веке до н. э. Хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали уже в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р. Х. рабовладельческой демократии - социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку. По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора - не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в своё время ГоргийЛеонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю, где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение Горгий противопоставлял утверждению истины. Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам.
|
|||
|