|
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Политико-правовые воззрения П. Н. Милюкова можно отнести к новому течению, возникшему в русском либерализме в конце XIX - начале XX вв. -«неолиберализму», основанному, по мнению автора, на сочетании различных правовых, философских и социологических течений и идей, имевших место в России в дооктябрьский период. Неолиберализм, как новое направление политико-правовой мысли, основывался на прямом отрицании позиции, так называемого, русского классического либерализма по вопросу о роли государства в общественной жизни. Поэтому автор приходит к выводу о том, что политико-правовые взгляды П. Н. Милюкова не просто были связаны с предшествующей русской либеральной традицией, восходящей к К. Д. Кавелину, Б. Н. Чичерину, как утверждают некоторые исследователи, а являлись скорее уточнением и верификацией прежней русской классической либеральной концепции развития общества, государства и права на экономическом и этнографическом материале, попыткой ее осмысления с помощью социологического, политического инструментария. Особое влияние на Милюкова оказали естественно-правовые теории Ж. -Ж. Руссо, Дж. Локка, в духе которых он считал, что государство обязано не только признавать естественные права личности, считаться с ними, но и ограждать их от каких-либо посягательств. Основная идея этой доктрины -осуществление свободы личности, была полностью воспринята П. Н. Милюковым. Естественно-правовой подход он увязывал с позитивистской социологией Г. Спенсера и О. Конта, в соответствии с которой объем и содержание прав и свобод человека гарантируются государством, «дарующим» их человеку, и осуществляющим по отношению к нему патерналистские функции. Отсюда исходит идея Милюкова о необходимости вмешательства государства в жизнь общества, и, прежде всего, в экономические и социальные отношения. Из убеждения, что социальный порядок основывается на «предпринимательском духе и воле отдельных лиц», вытекает, в соответствии с его политико-правовыми взглядами, необходимость государственной поддержки всякой инициативы и всех видов предпринимательской деятельности. Особое влияние на становление правовых воззрений П. Н. Милюкова оказал материализм, а точнее, экономический материализм. Материализм понимался им в той трактовке, которая существовала в трудах легальных марксистов - П. Б. Струве и других1. В своем труде «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюков рассматривает экономический фактор как один из решающих при изучении Российского государства. Таким образом, его взгляды были основаны на сочетании классического либерализма и социологического позитивизма, уделяющему при анализе юридических проблем большое внимание материальным факторам. Основным постулатом взглядов Милюкова была необходимость создания объективного правового государственного порядка, противостоящего воле отдельных людей, но в то же время, связывающего ее. Главным тезисом неолиберальных взглядов П. Н. Милюкова является его многофакторная концепция социальной эволюции государственных и правовых институтов, согласно которой в развитии общества и государства нельзя выделить какого-либо одного, решающего фактора, а следует изучать меняющуюся роль каждого из них. Наиболее развернутое обоснование данный подход нашел в «Очерках по истории русской культуры», получив отражение уже в структуре самой книги. В отличие от всех других обобщающих трудов подобного рода, труд Милюкова был построен не по хронологическому, а по логическому (проблемно-тематическому) принципу. После характеристики общего подхода к развитию Российской цивилизации 1 Струве П. Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. - Спб. 1894. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. - М. 1938. автор предлагал ряд «очерков», характеризующих последовательно население, экономический быт, государственный строй (финансы, учреждения, войско), сословный строй, развитие церкви и образования, литературы и искусства. Выражающаяся в данном труде, сущность культурологической теории развития и становления государства состоит, следовательно, в отыскании основных параметров социальной эволюции, стадий роста и перспектив развития отечественной цивилизации. П. Н. Милюков сконструировал собственную модель общественного прогресса в России. В ее основу которой была положена идея о государстве, как главном инструменте общественного прогресса, которая логически вытекала из его концепции исторического развития России. Его взгляды на происхождение государства, сущность, формы и направления его эволюции представляют собой целостную систему, содержащую прогрессивные идеи как для России того времени, так и для современности Система его правовых воззрений была основана на обобщении конкретно-исторических условий развития государственных институтов в России и Западной Европе. П. Н. Милюков рассматривал государство как продукт конкретных исторических обстоятельств и условий общественной эволюции, закон которой он связывал с появлением народного самосознания, народной воли, высшим проявлением которых является народный суверенитет, как «основополагающий принцип построения демократического государства в России». Он считает государство главной движущей силой русской истории и в этом смысле противопоставляет ей историю западных государств. По П. Н. Милюкову, сила русской монархии есть обратная сторона слабости и аморфности общества. Постоянное расширение территории страны, растущие задачи ее обороны вели к усилению государства как патриархального, где крепостное право - следствие военно-финансовой необходимости. Эти объективные предпосылки делали непрочной, по его мнению, всю государственную систему России. Отсюда проистекает необходимость перехода от военно-национальной фазы в развитии Российского государства к промышленно-правовой. Этот путь связывается с легитимацией монархии, которая должна превратиться в ограниченную конституцией, и в то же время усиленную законом, выражающим волю народа, императорскую власть. Изучение исторических и политических условий возникновения государственности в России, а также российского общественного и национального сознания привело Милюкова к признанию необходимости изменения формы государственного правления в нашей стране. По его мнению, прежде всего, необходимо установить в России такие демократические права и свободы, как: равенство всех граждан перед законом, свободу совести и слова, собраний и печати, объединений в союзы и общества, неприкосновенность личности и жилища, свободу передвижения и выбора места жительства, свободу экономической деятельности, защиту частной собственности и т. д., и только затем переходить к реформированию государственного аппарата. П. Н. Милюков одобрял учреждения или общественные формы, в которых отдельный человек подчиняется определенному порядку и дисциплине. При этом он признавал, что они должны представлять собой индивидуалистическую систему, потому что отдельный человек, личность стоит на первом месте, а ценность общественных групп или учреждений измеряется исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы отдельного человека и способствуют осуществлению целей отдельных субъектов. Таким образом, по Милюкову, основная цель государства и всех других общественных объединений - защита и обеспечение прав личности. Политическая программа, представленная в работах П. Н. Милюкова, была подчинена, на наш взгляд, важной идее - идее построения в России правового государства. Толкование им данной проблемы было основано на первой части гегелевского положения о возможности построения правового государства, а именно: «Закон должен главенствовать в человеческом обществе, и все граждане данного общества должны подчиняться ему». При этом особый акцент делался на второй части данного тезиса: «Закон должен соответствовать наиболее существенным сторонам бытия граждан данного общества». Гегель указывал, что только в этом случае возможно построение действительного правового государства1. Исходя из этой идеи, П. Н. Милюков предлагал модернизацию формы государственного правления России. При этом реформирование государственно-правовых институтов России предлагалось им не только путем теоретического осмысления данной проблемы, но и путем практического ее воплощения в основных законопроектах, предлагаемых для осуществления в стране через Государственную Думу. П. Н. Милюков придерживался той точки зрения, что нашей стране необходим сначала строй конституционной монархии, основанный на принципах конституционализма, парламентаризма и разделения властей с учетом российских особенностей исторического развития, и, только затем, на основе изменения народного правосознания, постепенное преобразование его в республику. Милюков считал, что такая основная черта крестьянского мышления как «вере в царя-батюшку», и должна быть положена в основу дальнейшей перестройки государственного строя России. Он исходил из того, что именно крестьянство составляло большинство населения страны, а, следовательно, их установки и должны были определять будущее страны. Только тогда, когда народ в лице крестьянства «научится управлять» государством через институты непосредственной демократии, будет возможно построение республиканского государственного строя. П. Н. Милюков считал, что для развития общества в любой стране характерны два взаимоисключающих начала - механическая стабильность, Гегель. Философия права. - М. 1990 - С. 49-53. переходящая в апатию (в периоды усиления государственного начала) или обратное состояние - дестабилизация (в случае его слабости). Когда старая государственность распадается, возникает состояние анархии, порожденное «вакуумом власти». В такой ситуации власть может быть захвачена лишь крайними течениями - «экстремистами» правового или левого направления. Затем процесс идет по заведенному кругу. Осознание этой социальной закономерности дает возможность понять особенность революционного процесса, предложенную П. Н. Милюковым. Так он разделял понятие «социальной» революции, которую он не принимал, и «политической» или «конституционной», которая выражалась в постепенной модернизации государственного строя России. Отдавая предпочтение эволюционному реформированию государственности, П. Н. Милюков все же допускал и ее революционное обновление. При этом он отмечал, прежде всего, необходимость процесса подготовки этой революции, выражающегося в формировании нового национального самосознания. Именно поэтому Милюков считал возможным называть революцией историческое движение, имеющее прогрессивное политическое и социальное содержание для поступательного развития вперед государства в целом. Реформирование государственного строя в России, его преобразование в конституционную монархию, установление в стране парламентаризма он считал, по существу, революционными мерами. С этой точки зрения реформаторская деятельность вне зависимости то того, кем она проводилась, представлялась ему революционной. До настоящего времени в нашей стране еще не утихли споры политиков, философов, юристов о путях преобразования России. В этих условиях политико-правовая идеология, развертывающаяся в обществе, становится не просто важной теоретической основой реформ, но и значимой практически. Тем более, важно сейчас хорошо представлять те идеи реформирования государственно-правовых институтов, которые предлагались в стране на рубеже веков. Политико-правовые взгляды П. Н. Милюкова и попытка их практического осуществления можно считать одним из ответов на вопросы, которые поставила сама жизнь перед Россией в XX веке.
|
|||
|