Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исполнительские трудности.



 

 

Аннотация на хоровое произведение

«Осень»
Музыка Э. Денисов

Текст: А. Фет.

 

 

   

 

Композитором этого произведения является Эдисон Васильевич Денисов (1929–1996). Русский композитор, музыковед, общественный деятель. Родился в Томске 6 апреля 1929 в семье инженера и первоначально получил образование на физико-математическом факультете Томского университета, одновременно занимаясь в городском музыкальном училище. В 1950 послал несколько своих сочинений Д. Д. Шостаковичу и, получив ободряющий ответ, поступил в 1951 в Московскую консерваторию, в класс композиции В. Я. Шебалина. После окончания консерватории и аспирантуры работал там же, преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа и впоследствии – композиции). В последние годы жил и работал во Франции, не порывая, однако, связей с Россией.

Денисов заявил о себе на рубеже 1950-х и 1960-х годов как бесспорный лидер движения (А. М. Волконский, С. А. Губайдулина, А. Г. Шнитке, в республиках – А. Пярт, В. Сильвестров и др. ), стремившегося воспринять достижения западной современной музыки. Ключевое произведение этого периода – кантата «Солнце инков» на слова чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль (1964), написанная в свободно трактованной 12-тоновой технике, а также кантата «Плачи на русские народные тексты» (1966). Денисов оставался до конца дней ведущей фигурой направления, имел много учеников и последователей (в том числе среди выпускников Московской консерватории). Начиная с 1960-х годов он установил прочные связи с представителями «авангарда» в других странах, способствуя тем самым как знакомству Запада с деятельностью музыкантов, живших в СССР, так и распространению в стране знаний о тенденциях западной музыки; с этого же времени сочинения Денисова часто исполнялись за рубежом и публиковались в западных издательствах. На рубеже 1970-х и 1980-х годов Денисов выступил пропагандистом русского музыкального авангарда 1920-х годов (Н. А. Рославец, В. М. Дешевов, Л. А. Половинкин, А. В. Мосолов и другие); в 1989 создал в Москве Ассоциацию современной музыки (преемницу одноименной международной организации, имевшей в 1920-х – начале 1930-х годов свои отделения в Москве и Ленинграде).

Жанровый диапазон творчества Денисова достаточно широк: его центральным сочинением считается опера «Пена дней» по Борису Виану (1981), а также ряд сочинений для оркестра и в особенности для солирующих инструментов с оркестром (концерты для виолончели, фортепиано флейты, скрипки, флейты и гобоя с оркестром, созданные в основном по заказам известных исполнителей). В 1980–1990-е годы Денисова привлекали крупные вокально-инструментальные формы (например, Реквием для солистов, хора и оркестра, в котором разноязычные стихи Франциско Танцера соединяются с традиционными латинскими текстами, 1980; сочинение в жанре пассионов История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа, 1992). В 1990-е годы Денисов осуществил завершение и оркестровку ранней оперы К. Дебюсси «Родриго и Химена» (1993), а также реконструкцию духовной оперы-оратории Ф. Шуберта «Воскрешение Лазаря» (1994).

В отличие от большинства советских «авангардистов», Денисов творчески был с самого начала сориентирован не на немецкую (Шёнберг, Веберн и их последователи), а на французскую культуру, наиболее крупным авторитетом среди современников для него являлся П. Булез; инструментальное и оркестровое письмо, вообще сонорный облик музыки Денисова, культура звука обнаруживают преемственность с традицией французского импрессионизма. Для его зрелой техники характерно свободное совмещение техник сериализма, алеаторики, сонористики и т. д. Ключевой категорией своей эстетики сам композитор считал понятие «пластики».

Умер Денисов в Париже 24 ноября 1996.

 

    Автором текста является Афанасий Афанасиевич Фет (1820 — 1892). Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886). Насыщенная конкретными приметами лирика природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: " Вечерние огни" (сборники 1 — 4, 1883 — 91). Многие стихи положены на музыку. Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в " человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь. Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. " Благословение" на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: " Это несомненное дарование". Первый сборник стихотворений Фета " Лирический пантеон" вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях. Ради достижения своей цели — вернуть дворянское звание — в 1845 он покинул Москву и поступил Да военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи. Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга. В 1850 в журнале " Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др. ), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя В. Боткина — М. Боткиной.

 

Произведение «Осень» входит в цикл «Приход весны». В этом цикле пять хоров: «Осень», «Зимняя ночь», «Белая равнина», «Приход весны», «Вечер». Вот, что говорил Денисов о произведении «Осень» и цикле:

«Как возник этот цикл? Сначала я написал только 1-ю часть, как отдельную хоровую пьесу, к дипломному экзамену моей дочки Кати, которая в тот год заканчивала хоровое отделение музыкального училища при Московской консерватории. И ею же она, кстати, потом дирижировала и на вступительном экзамене в консерваторию. Потом, поскольку Фета я очень люблю, мне как-то захотелось продолжить, перевести этот хор в многочастное сочинение, и я добавил ещё несколько стихотворений Фета. И в результате, как видите, получился такой вот очень небольшой, хотя и 5-частный хоровой цикл a capella.
Впервые это сочинение исполнил хор Валерия Полянского, по-моему, 7 ноября 86 года на концерте в Большом зале консерватории. Но я был почему-то неудовлетворен тогда: не помню, почему у меня было такое ощущение, что что-то не получилось: либо цикл не удался, либо спели его не так… Не помню. И вот потом, где-то через полгода примерно исполнил его со своим хором студентов Московской консерватории Борис Тевлин. И я понял, что Полянский пел просто из рук вон плохо, абсолютно ничего не выучил, потому что, когда я услышал как тщательно Тевлин работает, как всё выстраивает, как делает все детали — это было совершенно другое сочинение. Я даже его не узнал. И я понял, что виноват здесь, к счастью, не Денисов, а Полянский.
Ну… это сочинение, оно где-то тоже — hommage «на полях», так сказать… и для меня очень милое. Музыка здесь вся в основном прозрачная, поэтичная, лёгкая. Я, может быть, вам уже говорил, что, наверное, лучшие страницы своей оперы «Пена дней» я написал во время моих прогулок зимой на лыжах, когда совершенно один уходил в лес и специально выбирал места, где не мог встретить, практически, ни одного лыжника, ни одного человека — только полная тишина кругом и природа — всё это для меня всегда было очень важно. Так же, как вот раньше, в Сортавала я выезжал в 5 утра, иногда в 4 утра, выезжал на лодке тоже совершенно один и сидел с удочкой, ловил рыбу (но потом мне стало её жалко и я перестал этим заниматься), или просто, сколько раз я долго сидел по вечерам в лодке и смотрел закаты солнца… Закаты солнца! Я специально даже, помню, в течение целого месяца, каждый раз выезжал на середину озера смотреть эти закаты, потому что и они каждый раз были другими. И вот, очевидно, в этом цикле есть и какие-то очень важные для меня, глубоко интимные вещи, и есть вот эта моя любовь к природе».

 

 

В стихотворении Афанасия Фета «Осень», которое он написал в 1883 году, отражено сразу два разных, даже противоположных настроения. Стихотворение было написано в октябре. Это как раз середина осени, то время, когда лето уже ушло, а зима еще не наступила, а душа находится в смятении. Поэтому вначале произведения мы чувствуем, как автор начинает печалиться по поводу наступившей осени («как грустны сумрачные дни», «истомой безотрадной»).

Далее поэт вспоминает и о том, что все же осень не так грустна и печальна, что в это время тоже можно жить и любить, можно наслаждаться происходящим и верить в то, что все только начинается.

Довольно необычно то, что Афанасий Фет в стихотворении об осени стремится вспомнить и написать о любви. Кажется, что это совсем несовместимое чувство с тем, что происходит осенью. Ведь это пора, когда все засыпает, приходит в покой и некоторое уныние. Но Фет пишет: «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».

Стихотворение состоит из трех строф, каждой из которых соответствует некая законченная смысловая часть. Это сравнимо даже с этапами человеческой жизни. Фет сравнивает осень с живым существом, с человеком. Можно даже ощутить живой дух в строках произведения.

В понимании автора осень, как и человек, живет, любит, а затем стареет и умирает. Поэтому третья строфа и звучит как какое-то логическое завершение не только поры года, но и жизни в некоторой степени.

Эмоциональность стихотворения потихоньку снижается, замирают чувства, наступает умиротворение и покой («молчит стыдливая печаль», «замирающей», «ей ничего уже не жаль»).

 

 

Этот хор написан для 5-голосного смешанного хора, а именно для партий S, A, Т, Б. В партии альтов есть divizi.

Это произведение является атональным, так как это произведение современного композитора. Начинается в e-moll, заканчивается в G-dur. Очень трудный тональный план произведения. Композитор использует такие аккорды, как Бмаж7, Ммин7, Ум7, септаккорд второй ступени, септаккорд шестой ступени, Двойную доминанту и другие. В конце первой части, через нонаккорд происходит модуляция в G-dur. В 12 такте отклонение в с-moll. В 13 такте двойна доминанта приводит нас к тональности D-dur. В 18 такте g-moll. В 19 такте F-Dur и Es-dur. Заканчивается все в G-dur.   

Размер – 4/4. Авторское указание к исполнению «спокойно». Это произведение написано в трехчастной форме.

Первая часть с 1 по 7 такт. Аккордовая фактура. Характерен ритм четверть (восьмая) с точкой и восьмая(шестнадцатая). Первая часть практически не имеет развития.

Вторая часть с 8 по 14 такт. Здесь имитация полифонии, поочередно вступают сначала сопрано, альты, тенора и басы. Авторское указание poco esprissivo, Для этой части характерна полиритмия. Попеременно в партиях идут дуоли и триоли. Это кульминационная часть, в ней есть развитие. В последних трех тактах возвращается ровный ритм.  

Третья часть с 15 по 21 такт. Начинает женская часть хора, в 16 такте вступают тенора, а в 18 поет весь хор. В этой части идет успокоение после развития второй части. Встречаются восьмые с точкой и шестнадцатые.

 

Работа над дикционным ансамблем будет облегчена тем, что текст не сложный, певучий. Темп спокойный, что позволяет без проблем проговаривать слова. Сложной будет вторая часть, так как текст произносится не вместе.

 

 

Работа над динамическим ансамблем. Будет сложность из-за того, что в партии альтов divizi, следовательно, звучание этих партий будет тише. Нужно следить за тем, чтобы эти две партии не терялись на фоне всего хора.  

 

 

Работа над ритмическим ансамблем будет сложной. Самым трудным местом будет являться вторая часть с полиритмией. Помимо этого, в других частях нужно добиваться четкого исполнения четвертей с точкой и восьмых с точкой. В первой и третьей части, особых трудностей в ритмическом ансамблем быть не должно, так как партии имеют одинаковый ритмический рисунок.

 

 

Работа над строем будет осложнена тем, что произведение исполняется a capella => нет гармонической поддержки. Гармония в произведении сложная. В произведение много знаков аллитерации, в партиях встречаются хроматизмы, что существенно осложнит работу над строем.

 

 

Диапазон хоровых партий.

 

 

Исполнительские трудности.

Как уже говорилось выше, произведение сложное в гармоническом плане => это будет являться одной из исполнительских трудностей. В этом произведение встречаются сложные аккорды, которые нужно чисто интонировать. Полиритмия и имитационная полифония, будут являться еще одной трудностью. Теперь рассмотрим трудности в партиях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.