Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Академическая карьера vs популяризация науки



Академическая карьера vs популяризация науки

Евгения Береснева. Материалы портала «Научная Россия», 01. 03. 2016

 

В февральском номере одного из самых престижных научных изданий Journal of Neuroscience появилась статья нейробиолога, профессора Нью-Йоркского университета Сюзаны Мартинез-Конде (Susana Martinez-Conde). Автор задается несколько провокационным вопросом: как связан успех ученого непосредственно в науке и его участие в популяризации науки. И правда ли, что самые успешные ученые-популяризаторы в итоге не добиваются больших высот в своей академической карьере? Краткий пересказ этого любопытного материала представляет читателям портал Научная Россия.

 

В 1991 году американский астроном и известный на весь мир популяризатор науки, автор множества научно-популярных бестселлеров Карл Саган (Carl Sagan) был номинирован на вступление в Национальную академию наук США. И не прошел даже через первый тур голосования. Биографы Сагана связали такое решение членов Академии именно с известностью астронома как популяризатора науки. Сложился стереотип, который даже получил название «эффект Сагана»: либо ты успешен в науке, либо в просветительской деятельности, более заметные в публичном пространстве ученые вносят в науку меньший вклад, чем ученые, наглухо закрывшиеся от мира в своих лабораториях. Стереотип ложный, по крайней мере, относительно Сагана – позже было показано, что по объективным данным его вклад в науку ничуть не меньше, чем у большинства его коллег-членов Академии наук.

 

Спустя 20 лет, еще один ученый и автор научно-популярных книг Шон Кэрролл (Sean Carroll) выразил ту же мысль в своем блоге. Давая советы коллегам о том, как получить постоянную должность в престижном университете, Кэрролл порекомендовал, в частности, «не быть слишком известным в своей области» и «не писать книг». Он пояснил, что ученые «косо смотрят» на коллег, широко известных публике. И не из-за зависти, а потому, что, по их мнению, у медиаперсон попросту не остается времени на собственно исследования. При этом, по словам ученого, никого не волнует, если исследователь тратит свое свободное время на то, чтобы учиться управлять самолетом или бегать марафон. Если же хобби ученого – рассказывать о науке, это вызывает подозрения в его эффективности, ведь настоящий ученый – он не такой.

 

Сюзана Мартинез-Конде решила взглянуть на этот вопрос максимально объективно и ответить, преодолело ли современное научное сообщество «эффект Сагана» или же стереотипы по-прежнему живучи. На самом деле, этой теме было посвящено несколько научных исследований последних лет, обзор которых и приводит автор статьи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.