|
|||
Практическое занятие №3Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: Особенности развития количественных представлений у детей в разных возрастных группах. Вопросы для обсуждения: 1. Развитие первоначальных количественных представлений у детей на основании опыта действий с предметами. Своеобразие количественных представлений младших дошкольников. Развитие количественных отношений - это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др. ), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом. Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста - развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин: 1) потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте, а на более раннем этапе (у детей пятого года жизни). 2) по мнению Е. В. Родиной, целесообразно “восстановить логику” в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными), где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста
2. Особенности развития количественных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Количественные представления у детей дошкольного возраста формируются через понимание множества - это так называемый дочисловой период. Задача этого периода подвести ребенка к пониманию количественных отношений. 5 лет. Дети уже четко усваивают последовательность в названии числительных, более точно соотносят числительное с каждым элементом множества, осваивают закон натурального ряда чисел п +, - 1, т. е. усваивают взаимообратные отношения между смежными числами. 6-7 лет. Дети осваивают счет с различным основанием единицы, считают уже не отдельные предметы, а группы, состоящие из нескольких предметов. Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет. В школе развитие счетной деятельности в первом классе.
3 Дидактические игры по обучению детей счету в разных возрастных группах.
Формированию у ребенка счетной деятельности способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложности, которые возникают в результате изучения счета, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Если у ребенка возникают трудности при счете, можно попросите ребенка считать предметы вслух. Постоянно нужно считать разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д. ), время от времени спрашивать у ребенка: “Сколько чашек стоит на столе? ”, “Сколько лежит журналов? ”, “Сколько детей гуляет на площадке? ” и т. п. Вопросом изучения игры занимались в истории зарубежной и русской педагогике многие ученые. Разработкой дидактической игры и дидактического материала занималась Ф. Н. Блехер, она разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп. Самые разнообразные предметы и явления, с которыми ребенок сталкивается, становятся объектам и для определения числа для счета свои руки, ноги, предметы питания – огурцы, яйца и др. Проявления эти имеют место во время игр, прогулок, разговоров со взрослыми и детьми. Богатство среды, жизненные ситуации широко используются людьми, окружающими ребенка, чтобы привлечь его внимание к математической сторон предметов и явлений, предложить ребенку посчитать, сказать - сколько, дать определенное число предметов. Дидактическим материалом при обучении детей счету являются мелкие игрушки, разложенные в отдельных коробках желуди, каштаны, крупные косточки, камешки, сделанные воспитательницей из глины шарики, кубики и т. п. Кроме того материалы, специально сконструированные, или материалы дидактические. Такие материалы подсказывают ребенку, что с ними надо делать. Это дает возможность воспитательнице ограничиться минимумом объяснений, а ребенку — самостоятельно играть и заниматься К дидактическим материалам относятся приборы для нанизывания шариков, некоторые виды счетных ящиков, разнообразные настольные игры другие В работе по обучению детей счету она предлагает использовать некоторые настольные игры по счету «Мы считаем», «Динь-динь», «Кому сколько? ». Вместо отдельных предметов дети в дальнейшем могут получить нанизанные бусы (или шарики). Ребенок приносит проволочку с таким количеством бус, сколько показывает числовая карточка. Собранные вместе предметы (нанизанные бусы) нагляднее, чем разрозненные, указывают на то, что счетом определяется группа. Одна из интересных для детей игр с комбинированным материалом «Покупка по чекам». Числовые карточки служат чеками, по которым дети получают в магазине игрушки. Дидактические и логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания по формированию счетной деятельности. Ребенок, сам того не подозревая учится количественному и порядковому счету, учится считать в возрастающем и убывающем порядке, уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, знать предыдущее и последующее числа. Литература для подготовки: 1. Брушлинский А. В. Некоторые вопросы детского мышления в условиях овладении счета/ Теории и технологии математичекого развития детей дошкольного возраста. / Сост З. А Михайлова, М. Н Полякова. - М.: Центр педагогического образования. 2008 2. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с. 3. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987. 4. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л., Полякова М. Н. - М.: Центр педагогического образования, 2008 5. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. 6. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000 7. Щербакова Е. И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005 8. Шадрина И. В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И. В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
|
|||
|