|
|||
Занятие № 5 - 6 дефектолога для дистанционного образованияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Занятие № 5 - 6 дефектолога для дистанционного образования Тема: “Пространственные представления сторонности (лево-правосторонние)” Задачи: - Формирование схемы тела - Развитие и закрепление в речи ребёнка пространственных понятий “левый – правый, слева – справа, левее – правее, между” - Формирование способности анализировать взаиморасположение объектов во внешнем пространстве непосредственно по горизонтальной оси
План занятия Предварительная работа 1. Формирование сторонности в схеме тела 1. 1. Работу на этом этапе рекомендуют начинать с так называемой “маркировки” руки ребенка (как правило, левой). В качестве средств подобной маркировки могут выступать ручные часы, браслеты, плетения из бисера или ниток (так называемые “фенечки”) и т. п. Основным условием является то, что эти “маркеры” присутствуют у ребенка постоянно, не снимаются ни днем, ни ночью, являясь своеобразным ориентиром. 1. 2. Формирование представлений ребёнка о схеме собственного тела: соотнесение частей тела с правой и левой рукой (правая щека, правое колено и т. п) Перечисление и запоминание того, что находится справа или слева.
Основной этап 2. Овладение пространственными представлениями горизонтали
2. 1. Отработка понимания речевых конструкций и анализа взаиморасположения объектов во внешнем пространстве по горизонтальной оси на реальных предметах, расположенных, например, на полке шкафа или на столе перед ребёнком. Вначале это будет два предмета, ребёнок перечисляет и запоминает, какой предмет “слева – справа” Затем количество предметов увеличивается до трёх, и, определив центр “композиции”, кроме основных понятий закрепляем понятие “между”
2. 2. Перенос на рисованную схему (см. Приложение) Отработка на рисованной схеме с геометрическими фигурами.
3. Формирование понятий “левее - правее” 3. 1. Оценивание места расположения предметов с позиций близости Перед ребёнком выкладывается лист с предметами, расположенными в ряд по горизонтали. Для начала, из всего ряда изображенных предметов выбирается (произвольно) один, но он не должен быть крайним в ряду. В данном случае не важно где — слева или справа от любого из предметов — он расположен. Место расположения оценивается лишь с позиций близости: ближе, чем..., дальше, чем.... Например: «Кто ближе по отношению к зайчику: ёжик или крокодил? Кто дальше по отношению к зайчику: собака или ёжик? » и т. п. 3. 2. Ввод понятий “левее - правее” и отличие их от понятий “слева - справа”. Лишь после выполнения предыдущего задания возможно анализировать расположение изображенных на листе объектов по отношению друг к другу. То есть с опорой на такие понятия, как левее чем..., правее чем..., Рассматриваются различия между позициями “”левее (предметов левее может быть как угодно много) и “слева” (этому может удовлетворять только один предмет, в то время как все остальные будут — левее).
|
|||
|