Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие № 3 дефектолога для дистанционного образования



Занятие № 3 дефектолога для дистанционного образования

Тема: “Анализ взаиморасположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси”

Задачи:

- Развитие  и закрепление в речи  ребёнка пространственных понятий “верх – низ, выше – ниже, над, под, между”

- Формирование способности анализировать взаиморасположение объектов во внешнем пространстве непосредственно по вертикальной оси

План занятия

Основной этап

1. Предварительная работа по формированию представлений

1. 1. Отработку  понимания речевых конструкций и анализа взаиморасположения объектов  во внешнем пространстве по вертикальной оси необходимо проводить на реальных предметах, расположенных, например, на полках шкафа.

Педагог обращает внимание ребёнка, что одни предметы расположены выше, чем …, а другие предметы оказываются при этом ниже, чем.... При этом отмечается, что любой предмет можно “описать” или рассказать, где он находится, если использовать именно эти слова.

 

1. 2. Отработка на  рисованной схеме с геометрическими фигурами.

Очевидно, что для этого листы должны находиться в вертикальном положении (висеть на стене или на доске, стоять на подставке на парте).

 Ребёнок вместе с педагогом анализирует, перечисляет и запоминает то, что находится ниже или выше на рисунке.

“Какая фигура выше всего? Какая фигура ниже всего? Какие фигуры выше, чем...? Какие фигуры ниже, чем...? Где находится..., как можно сказать иначе? ”

 

 

1. 3. Ввод понятий “над, под” и отличие их от понятий “выше, ниже”.

Рассматриваются различия между позициями “”ниже (предметов ниже может быть как угодно много) и “под” (этому может удовлетворять только один предмет, в то время как все остальные будут — ниже).

 

2. Дидактическая игра “Невидимка”

“Невидимка” спрятал фигуру. Ребёнку нужно описать, где она находится.

Возможный вариант ответа, например: “Ромб над пятиугольником и ниже, чем треугольник ”. Учитывайте возможность  нескольких правильных вариантов ответов на вопрос.

 

3. Дидактическая игра “Я задумала фигуру”

Педагог загадывает фигуру и указывает с помощью отрабатываемых понятий её местоположение.

 “Я задумала фигуру. Она находится над..., под..., между... и... . Какую фигуру я задумала? ”

 

4. Дидактическая игра “Теремок” (см. Приложение)

Ребёнку предлагают лист с изображением домика, заселённого разными животными. При этом, естественно, лист должен находиться в вертикальном положении (прикреплён к доске, стоит на подставке на парте и т. п. )

Поскольку на изображении представлены цифры — номера этажей дома, у ребёнка это может способствовать формированию и зрительному закреплению понятия числового ряда.

Рассуждая “кто живет в домике выше, чем..., ниже, чем..., над кем..., под кем... и между кем... и кем... ”, ребёнок овладевает данными представлениями. При этом вновь делается акцент на различии между расположением жителей домика выше кого-то (много объектов) и над кем-то (единичный объект).

С той же точки зрения (множественности и единичности) рассматриваются различия между позициями жителей домика “ниже” и “под”.

Изображение солнышка также используется в данном контексте как то, что выше всего.

 

5. Дидактическая игра “В гости”

В данной игре отработка понятий возможна с помощью движения рук вверх или вниз, как при отработке схемы лица, например:

 “Мимо кого (чьих квартир, этажей и т. п. ) проедет мишка, если он едет вверх (делается движение рукой вверх от второго к шестому этажу) к белочке  в гости? ”. “Пробегая из дома гулять на улицу (делается движение рукой вниз), мимо кого пробежит мышка (поросенок, лисичка  и т. п. )? ”

 

6. Дидактическая игра “Дерево”

На листе “Дерево” представлено существенно больше объектов, помимо этого есть изображения птиц, находящихся на одном уровне.

При этом анализируется взаиморасположение объектов (животных, птиц), задаются вопросы, направленные на выявление различия между расположением “жителей” дерева выше кого-то (много объектов) и в над кем-то (единичный объект).

“Кто сидит на дереве выше, чем..., ниже, чем..., над кем..., под кем... и между кем... и кем..., на одном уровне с... ”.

Здесь возможны следующие варианты игровых заданий: “Мимо кого проползет мишка, если он направляется вверх поиграть с белкой? ”. Здесь же: “Мимо кого он пролетит вниз, если, побеседовав с белкой, свалится? ”; “Направляясь вниз за червячком, мимо кого пролетит воробей? ”; “Скольких животных напугает сова, когда захочет схватить мышку? ”

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.