|
|||
Основная часть. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Одной из таких игровых технологий является «Мяч и речь». Она включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение. Организуя работу, мы ставили перед собой задачи физического развития: - обогащать двигательный опыт детей; - развивать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; использовать подвижные игры и упражнения как основное средство повышения двигательной активности детей в НОД по физической культуре, прогулках и в самостоятельной деятельности; - формировать у детей представления о здоровом образе жизни. Задачи познавательно-речевого развития: - развивать речь и различные формы речевого общения; - расширять ориентировку в окружающем и формирование словаря; - формировать речевые умения и навыки, механизмы речи (мотив, замысел, выбор слов, построение высказывания, контроль за его продуцированием); - осуществлять коррекцию и обогащение сенсорного опыта детей, представления о предметном и социальном мире, активизацию общения; Похожая статья: Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья - формировать звуковую культуру и грамматический строй речи; Коррекционно-развивающие задачи: - развитие социально-бытовой ориентировки; - развитие зрительного восприятия; - развитие ориентировки в пространстве; - развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций. При составлении перспективного плана работы были взяты игры, составленные О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёвой «Мяч и речь», А. И. Смирновой «Школа мяча». Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира. В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому. Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми. Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом: - игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению; - освобождают детей от утомительной не подвижности; - помогают разнообразить виды деятельности; - развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; - помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи; - регулируют силу и точность движений; - движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку); - игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей; - развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; - развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов. Все это является: - необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов; - оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Формирование умений и представлений в форме игры может быть интересным, занимательным. Для реализации этого подхода образовательная технология «Школа мяча» содержит четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр. Технология «Школа мяча» опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагогов заключается в создании и организации предметно- пространственной среды. Здоровьесберегающая игровая технология «Школа мяча» является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка с нарушениями речи, поскольку содействует формированию ориентации в пространстве, скорости реакции, координации двигательных действий, способности к согласованию отдельных движений, развитию силовых и скоростных качеств. Дети с удовольствием играют в серию игр «С мячом играем — речь развиваем»: «Мяч бросай — слово называй! », «Цепочка звуков», «Лови да бросай — цвета называй». Такая деятельность с мячом органично вплетена в режим дня группы, двигательный и оздоровительный режимы. Эффективность решения оздоровительных и коррекционных задач в ходе работы можно определить по динамике физического состояния и речевым показателям детей. Каждая игровая двигательная деятельность состоит из трёх частей. Вводная часть включает комплекс разминок для развития мелкой моторики: «Разминка с мячом», «Фокусник», «Мячик и ладошки». В основную часть включены словесные, дидактические или подвижные игры с мячом, в ходе основной части решаются главные задачи того или иного этапа обучения. Заключительная часть — состоит из простых упражнений, направленных на расслабление мышц, с обязательным использованием дыхательных упражнений. Была подобрана и разработана гимнастика для мелкой моторики рук с мячом, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи. Комплексы «Разноцветные мячи», «Ты катись веселый мячик», «Ёжики», «Стучалочка». Эту гимнастику можно проводить как в образовательной, так и в совместной деятельности детей с взрослым. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах ГМ и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения с мячом, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он запоминает определенные положения руки последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказать «руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Экспериментально доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Поэтому пальчиковые игры с мячом должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными, динамичными, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением. Иры с мячом могут нести в себе целый комплекс коррекционно-развивающих задач: - снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти; - развивать память, внимание, эмоции; - закреплять произношение отдельных звуков речи; - развивать интонационную сторону речи. Совместная игровая деятельность с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием игрового материала (шапочки, маски), потому что задания превращаются в занимательную игру. Обязательно мы учитываем возраст детей и речевую патологию при подборе содержания и объема стихотворения. Поэтому мы разработали картотеку игр с мячом для удобства в практической работе по лексическим темам. Одним из средств коррекционно-развивающей работы является использование сухого бассейна, который находится в спортивном зале. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, у ребенка формируется произвольность, координация движений, нормализуется мышечный тонус, стимулируется тактильные ощущения, увеличивается объем и амплитуда движений. Специальные упражнения с мячом в сухом бассейне способствовали развитию внимания, произвольному переключению движений — торможению ненужных и активизации необходимых. Все игры и упражнения с мячом, используемые в нашей практике, делятся на следующие виды: - игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики; - игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики; - игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки; - игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков; - игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ. Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а также разрабатываются игры с мячом. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи. Для того чтобы организовать работу с детьми в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и итогом всей коррекционно-развивающей деятельности является перенос знаний полученных в процессе обучения в игровую деятельность. Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми планируется в тесном взаимодействии с педагогами, родителями. Успешная коррекционно-развивающая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т. к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показывают, что работоспособность, качество усвоения программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Весь комплекс здоровьесберегающих мероприятий помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Литература: 1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С. 21–28. 2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Мяч и речь». — СПб.: Дельта, 2001. 3. Логопед № 3, 2008 Солодова Ю. В. «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна». 4. Логопед № 4, 2012 Добровольнова О. В., Константинова С. А, Медведева Е. А. «Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников». 5. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002. 6. Смирнова А. И. «Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики «Школа мяча». — Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование». — 2004.
|
|||
|