Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третья эпоха 31 страница



11. России первое время удается поддерживать свою высокую международную репутацию, завоеванную ей в результате войны с Наполеоном. После восстания декабристов царь Николай (1825_1855), придерживающийся радикально-консер вативных взглядов, подавляет любые революционные проявления не только в самой России, но и в Европе (например, в Венгрии в 1848г. ). Только восстание в Греции (1827_1828) он поддерживает, чувствуя ответственность за судьбу единоверцев. Новый император, Александр II (1855_1881), проводит более либеральную политику, отменяет крепостное право и осуществляет ряд других буржуазных реформ; вместе с тем в интеллектуальных кругах России продолжают расти радикальные настроения (нигилизм).

Несмотря на жесткие меры, принимаемые императором, позиции его внутри страны постепенно ослабевают, так как не были решены социальные проблемы. Втворчестве видных русских писателей того времени (Тургенев, 1813_1883, Достоевский, 1821_1881, Толстой, 1828_1910) все чаще находят место пессимизм по отношению к христианской религии (Это утверждение автора не может быть отнесено к Достоевскому. — Прим. перев. ) и социальная критика. На императора Александра III (1881_1894) исключительное влияние имеет обер-прокурор Священного Синода Победоносцев; политика русификации, проводимая правитель ством, привела к ущемлению прав римско-католического населения в юго-западных губерниях России. Николай II (1894_1917) был не в состоянии спасти сложившуюся ситуацию.

В 1898г. состоялся первый съезд Российской социал-демократи ческой рабочей партии. В это время сосланный в Сибирь Ленин (1870_1924) разрабатывает теоретические основы коммунизма на базе исторического и диалектического материализма (а следовательно, и атеизма) Карла Маркса († 1883г. ) и Фридриха Энгельса. Массовая волна покушений на высших чиновников и членов императорской фамилии. В 1905_1906 годах вспыхнула революция, подавить которую стоило огромных усилий; введение гражданских свобод (свобода слова, собраний, общее избирательное право). Царь и дальше остается главой Русской Православной Церкви и является поэтому главным поборником и защитником догмы. Несмотря на это, в стране растет внутреннее недовольство; негативно сказывается и то неограничен ное влияние, которое загадочным образом имел при императорском дворе «старец» Распутин. В 1917г. произошла большевистская революция, коренным образом изменившая условия существования Церкви в России (§122).

12. Скандинавские страны в XIXв. по-прежнему находятся в стороне от основных политических событий в Европе. В Швеции, а с 1905г. после расторжения шведско-норвежской унии— и в Норвегии, официальной религией остается лютеранство. Представители других конфессий (их число было очень незначительным) были заметно ограничены в политических правах. Влияние скандинав ских писателей Ибсена, Стриндберга (а позднее и Сельмы Лагерлёф) необычайно велико и распространяется на культурное развитие не только Скандинавии, но и Европы в целом (благодаря творчеству Стриндберга и Киркегора, см. §120).

13. Швейцария. Специфика развития событий здесь заключается, с одной стороны, в непрекращающейся борьбе внутри протестантизма, а с другой стороны— в противостоянии католических и либеральных (протестантских) кантонов. Борьба между Женевской национальной Церковью и сторонниками движения «пробуждения» в конце концов привела к образованию во французской Швейцарии антилиберальной «Eglise libre» (свободной Церкви). Кантональные революции 1830/1831 г. привели в большинстве кантонов к падению власти аристократии, но так и не внесли ясности в отношения между политической властью и Церковью. С тех пор протестанты в немецкой Швейцарии разделились на три группы (правые ортодоксы, нейтралы, либерально-радикальные левые); возрастающее влияние левых приводит к осложнению отношений с католиками. В 1828г. заключен договор с папской курией о новом образовании национальных епархий, подчиняющихся непосредственно Риму. С 1830г. начинается борьба католицизма с попытками его радикализации, предпринятыми в Люцерне (право на гражданство закреплено только за католиками). В Ааргау, напротив, в конституцию внесены либеральные изменения. Попытки изгнать иезуитов из страны приводят к образованию восемью католическими кантонами отдельного союза (Sonderbund), разбитого в 1847г. при Гисликоне. В 1848г. принята новая федеральная конституция, провозгла сившая свободу и равные права всех конфессий, но в то же время изгнавшая иезуитов. В 1874 г. пересмотренная конституция отделяет школы от Церкви.

14. Англии (включая Шотландию и Ирландию) после победы над Наполеоном принадлежит господство на море. В XIXв. она становится великой мировой державой. Наивысший расцвет Британского королевства приходится на Викториан скую эпоху (королева Виктория, 1837_1901). После первой мировой войны Англия постепенно сдает свои позиции, уступая место Америке. Еще в XIXв. началось преобразование Британской империи в Commonwealth of Nations (Cодружество Наций). Тем самым в XXв. Англии удается сохранить свое влияние в бывших колониях.

Следствием господствующ его в стране либерализма явились многочисленные реформы (особое значение имела реформа избирательного права 1832г. ). Политическое значение палаты общин растет за счет дворянства.

Католическая Церковь добивается значительных успехов. В 1829г. отменены действовавшие с 1693г. исключительные законы против католиков (Act of test— Акт о присяге); билль об эмансипации, принятый в том же году, полностью восстановил католиков в гражданских правах. Особенно важно это было для Ирландии с ее католическим большинством (ирландцам-католикам был открыт доступ на государственные посты и в парламент). Несмотря на принятый закон, вплоть до издания в 1869г. ирландского церковного билля государственной в Ирландии остается Англиканская Церковь.

В XIXв. в англиканстве различаются три направления: 1) партия низкоцерковников; 2) партия высокоцерковников (высшее дворянство и высшее духовенство, отстаивавшие государственный характер Церкви; с 1833г. приобретает множество сторонников благодаря Оксфордскому движению (тректарианизм, пюзеизм и ритуализм)

В XXв. англиканская Церковь активно участвует в экуменическом движении. 1927_1929г. — спор о внесении изменений в «Book of Common Prayer». К методистам, баптистам и квакерам присоединяются три новые деноминации: ирвингиане (Апостольская Церковь), дарбисты или «плимутские братья» (отвергали вероисповедные формулы, обряды и таинства) и Армия спасения (выступали за отречение от греховной жизни, подавление в себе страстей и посвящали себя попечению о бедных).

В Шотландии внутри Church of Scotland (реформированная государственная Церковь) зарождается движение пробуждения. В 1843г., после продолжитель ных споров о церковном уставе, происходит отделение шотландской Свободной Церкви. Только в 1929г. Свободная Церковь вновь объединяется с государствен ной Церковью. Исключительное внимание уделяется развитию диалектического богословия.

15. Североамериканские Соединенные Штаты, расширившие в XIXв. свою территорию до тихоокеанского побережья, становятся ведущим индустриальным государством. Несмотря на то, что Церковь в стране полностью отделена от государства, различные христианские деноминации играют важную роль в общественной жизни. Несмотря на большое влияние католицизма, принимается он не всеми (борьба Ку-Клукс-Клана против негров, евреев и католиков). Большое значение для Церкви имеет начавшееся после 1848г. переселение высокообразованных людей из Центральной и Западной Европы. Римская курия неоднократно (первый раз в 1899г. ) выступает с осуждением «американизма» североамериканских католиков (Исаак Геккер).

Значительное и многостороннее развитие католицизма в XX в. (школы; университеты, наука).

16. В латиноамериканских странах католицизм остается господствующей религией. Освобождение от колониальной зависимости приводит к нехватке в них католических священников, результатом чего явилась деградация религиозного сознания. В Мексике, Бразилии и некоторых других небольших государствах в XIXв. проводится отделение Церкви от государства, а в Мексике к тому же в 1858г. конфискуются церковные владения и одновременно провозглашается свобода вероисповедания.

17. Азия. а) Ближний Восток. XIXв. ознаменован проникновением на Ближний Восток европейских великих держав, что отрицательно сказывается на состоянии Османской империи. В 1918г. завершается распад Турции. Первым этапом стало введение в Тунисе в 1881г. французского протектората. Далее— в 1882г. Египет отходит к Англии (с 1922г. — независимое государство), в 1911_1912 годах Триполи и Ливия— к Италии, в 1917г. Ирак— к Англии (независимость с 1932г. ); Сирия с 1920г. находится под французским мандатом, а Палестина с 1918г. — под английским. Россия в 1853г. и 1877/1878 г. под предлогом защиты православных подданных султана ведет безрезультатные войны с Турцией. Франция выступает в роли защитницы христиан-католиков. С новой силой разгорается спор между европейскими державами вокруг святынь Иерусалима. С 1908г. христиане наделены равными со всеми правами; несмотря на это, до начала первой мировой войны жестоким преследованиям подвергаются христиане -армяне, многие из которых усилиями американских миссионеров склоняются к переходу в протестантизм.

б) Индия к началу XIXв. является владением «Восточно-индийской Компании». В 1858г. управление страной переходит в руки британского правительства (в 1877г.

Число католиков в Индии в XIX и XXвв. постоянно растет. Это объясняется активной деятельностью старых миссий, оставшихся в стране со времен португальского правления в XVIв. Исключительное право покровительствовать над всеми индийскими католиками, предоставленное Португалии в XVIв., ограничено конкордатами 1886 и 1928 годов, а с 1950 по 1961г. это право распространя ется только на оставшиеся в португальском подчинении территории (Гоа). Индийские несториане, с 1596г. частично наладившие отношения с Римом, в XIXв. еще больше сближаются с католической Церковью.

Протестантские миссии (англикане, американские баптисты, лютеране из Германии и Скандинавии) с 1858г. получают возможность расширить сферу своей деятельности.

В 1957г. в Индии при общем населении в 400 млн. человек насчитывалось 4, 97 млн. католиков, 4, 73 млн. протестантов и 1, 26 млн. приверженцев отделившейся от Рима Сирийской Церкви.

в) В Китайской империи в XIXв. нашим глазам предстает весьма печальная картина: столь необходимая земельная реформа так и не проведена; в политичес ких и административных кругах царит коррупция, а среди крестьян— нищета. Поэтому складываются благоприятные условия для проникновения в империю иностранных держав. Проиграна «опиумная война» против Англии (1840_1842; Гонконг переходит в английское владение). Более поздние договоры 1858 и 1868 годов открывают Америке и европейским государствам доступ в страну. Революция тайпинов (1850_1865) и восстания мусульман в провинции Юнань (1855_1873) разрывали страну на части, и этим воспользовались великие державы при разделе Китая на сферы влияния (Россия и Япония— на севере, Франция— на юге; позднее на севере к России и Японии присоединяется Германия). Около 1900г. Китаю грозит окончательный раздел между европейскими государствами, но этому препятствует их нежелание уступать друг другу.

Вторжение европейцев в Китай делает возможным развертывание здесь миссионерской деятельности (начиная с 1842г. ).

Католическая миссия (Нанкинский договор 1842г. ) смогла присоединиться к остаткам миссии иезуитов (еще существовало Пекинское епископство). Протестантская миссия, основанная в 1826г. Карлом Гюцлофом, с 1842г. располагает ся в Кантоне.

Как католическая, так и протестантская миссии были, по выражению Латурета, de facto (реально действовать они начали после окончания «опиумной войны») «партнерами западного империализма». Именно поэтому ненависть к иностранному автоматически обращается против миссионеров. Ихэтуаньское (боксерское) восстание 1900г. (подавленное великими державами) было направлено также и против миссионеров. В двадцатые годы XX столетия внутренняя раздробленность и внешнеполитическое бессилие Китая достигают своей вершины.

г) Япония после многовековой изоляции с 1854г. вновь открыта для иностранных государств; устанавливаются дипломатические и торговые связи с великими державами. В 60-е годы проводится радикальная реформа государственной конституции, экономики и военного дела с введением обязательной воинской повинности.

Установление отношений с европейскими государствами делает возможным возобновление миссионерской деятельности. В 1876г. был отмен запрет христианских исповеданий, действовавший с 1612г., в 1884г. гарантирована свобода религий, а в 1859г. начинает работу католическая организация «Socievtev des Missions Etrange; res». Недостаток этого предприятия заключался в совмещении миссионерской деятельности со стремлением достичь определенных экономичес ких и политических целей, а сложности были связаны с непрерывными спорами между представителями различных миссий и несовместимостью с государствен ным культом (синтоизм; трудности с аккомодацией). В 1912г. в Японии насчитывалось— 66134, в 1933г. — 100491, в 1957г. — 242000 католиков при общем населении 91 млн. человек. В 1923г. происходит соединение протестантс ких миссий и государственной Церкви в «Национальный христианский совет». В 1956г. в Японии насчитывается свыше 330000 протестантов.

Две успешные войны (против Китая в 1894_1895 годах и против России в 1904_1905 годах) ставят Японию в один ряд с ведущими мировыми державами. Перенаселенность страны приводит к экспансионистской политике.

18. Африка появляется на политическом горизонте во второй половине XIXв. в связи с попытками европейских государств включить ее в свою империалисти ческую систему. До 1860г. европейские колонии располагаются только по африканскому побережью, и лишь территории Капской колонии (с 1806г. принадлежит Англии), Мозамбика (с XVIв. — португальская колония), Анголы (с 1574г. — португальская колония) и Алжира (с 1830г. — французская колония) врезаются вглубь континента.

Независимые колонии европейских переселенцев начинают появляться в Южной Африке с 1834г. в связи с «trecks» (исходом) буров с земель в Кейпской колонии (Наталь, Оранжевая республика, Трансвааль). Независимыми африканскими государствами (в европейском понимании) являются древняя коптско-христианская империя Эфиопия и образованная в 1822г. Либерия (поселение бывших американских рабов).

Около 1860г. начинается политическо-экономическое освоение и раздел европейцами (без учета границ между коренными племенами) Центральной Африки, завершившийся в 1900г. (о Триполи и Египте см. п. 14).

Военные действия первой мировой войны, перенесенные вопреки первоначаль ным планам на африканский континент, сильно подорвали авторитет «белых».

Деятельность католической миссии в Африке в XIXв. бурно развивается. Но наибольшего успеха она добилась только тогда, когда Африка полностью попала под европейской влияние. Большое значение имела антирабовладельческая энциклика Льва XIII, написанная им в 1888г.

Также протестантская Церковь достигла в XIX в. больших успехов в Африке. В XX в. как результат этой миссии возникла молодая Церковь.

19. Австралия. Приток вольных переселенцев коренным образом меняет облик Австралии, которая до этого была колонией для каторжников. Переселенцы оттесняют коренное население, упрямо противившееся всем миссионерским попыткам, вглубь страны. Дальнейшее освоение континента в XIXв. приводит к образованию новых английских колоний (наряду с основанной в 1788г. каторжной колонией Новый Южный Уэльс). С 1850г. Англия предоставляет право на самоуправление шести независимым друг от друга колониям; в 1901г. образована «Commonwealth of Australia».

Началом строительства англиканской Церкви в Австралии является создание в 1836г. первого епископства. Незадолго до этого— назначение католического епископа в Сиднее (на сегодняшний день католическая Церковь является второй по влиянию после англиканской Церкви). В дальнейшем важную роль в развитии Церкви в Австралии играют диссентеры (пресвитериане с 1812 г., конгрегациона листы с 1830г. и баптисты с 1831г. ).

Миссии, обосновавшиеся в Австралии (прежде всего London Missionary Society), постепенно переносят свою деятельность на острова Океании. Происходит христианизация населения многих островов.

II. Папы

Для того, чтобы охарактеризовать роль пап в жизни Церкви в XIX_XXвв., достаточно сказать лишь несколько слов. Сама эта жизнь настолько зависит, особенно начиная с 30-х годов (Григорий XVI), от курии и соответственно от личности, занимающей Святой престол, что история Церкви в наше время в определенном смысле становится историей папства.

После восстановления Венским конгрессом Церковного государства ПийVII (Барнаба Луиджи Кьярамонти; 1800_1823) делает попытки укрепить изнутри светскую власть папского престола. Издается новая конституция Церковного государства (отмена феодальных привилегий), которая, правда, не удовлетворяет карбонариев (тайное общество итальянских патриотов), видевших ее недостаток в том, что, согласно ей, исполнительная и законодательная власть полностью оставалась в руках духовенства; их выступления вынуждают папу принять ответные меры (отлучение карбонариев от Церкви). В 1814г. восстановлен орден иезуитов (см. §§106, 107).

Лев XII (Аннибале делла Дженга; 1823_1829) продолжает проводить политику реакции. Деятельность его вполне успешна: он заключает многочисленные конкордаты, организует новые епископаты; при нем активизируется миссионер ская деятельность.

Пий VIII (Франческо Кастильони; 1829_1830)— человек великого благочестия и большой учености; при нем проводится эмансипация католиков в Англии.

Григорий XVI (Бартоломео Каппеллари; 1831_1846) в прошлом кардинал из камальдульского ордена, рьяно отстаивает суверенитет Св. Престола, разрабаты вает теорию непогрешимости. Будучи решительным противником либерального духа своего времени (булла «Mirari vos», §113) и идеи национального объединения, постоянно борется с беспорядками в Церковном государстве. Покровитель искусств и науки (например, Бертель Торвальдсен, § 112).

Пий IX (Джованни М. Мастаи-Феррети; 1846_1878; §113). Ликвидация Папской области, I Ватиканский собор (§114).

Лев XIII (Винченцо Дж. Печчи; 1878_1903), пишет пять циркуляров о государственном устройстве, в которых выступает сторонником умеренной демократии и пытается обозначить пути принципиального решения социального вопроса. Восстанавливает тесные контакты с некатолическими государствами (Германия, Англия, Америка).

Пий X (Джузеппе Сарто; 1903_1914) выступает с осуждением модернизма (подробнее см. §117).

Бенедикт XV (Джакомо делла Кьеза; 1914_1922). Тщетно пытается примирить враждующие стороны во время первой мировой войны (§125).

Пий XI (Акилле Ратти; 1922_1939), добивается заключения Латеранских соглашений, организовывает «Католическое действие» (§125), в 1933г. заключает конкордат с Германским рейхом.

Пий XII (Эудженио Пачелли; 1939_1958), в прошлом— папский нунций в Германии, в 1950г. выдвигает догму Assumptio Mariae (§§125, 126).

Иоанн XXIII (Джузеппе Ронкалли; 1958_1963) созывает II Ватиканский собор. Первый римский синод за последние столетия. Попытка по-новому организовать душепопечение в миллионном городе (1960, § 126).

Павел VI (Джованни Батиста Монтини; с 1963 г. ) продолжает II Ватиканский собор и проводит политику реформ.

§109. Состояние и деятельность Церкви в XIX_XXвеках

Чем ближе к нам события прошлого, тем меньше мы в них разбираемся; чем больше внимания мы уделяем частностям, тем меньше замечаем вещи принципиальные. Именно поэтому мы сталкиваемся с огромными трудностями, пытаясь в событиях недавнего прошлого выделить самое важное и значимое.

В первую очередь, конечно же, следует установить связь между XIX веком и предшествующими столетиями. Здесь необходимо упомянуть те духовные концепции, которые легли в основу Нового времени198. И в первую очередь нужно помнить, что объектом деятельности Церкви в новую эпоху является самостоятельная, во многом не христианская, враждебная Церкви культура. Ее сущность определяет общую духовную атмосферу и, следовательно, условия, в которых приходится работать Церкви.

В принципе, термин «объект» абсолютно не подходит для описания отношений между Церковью и человеком. Но то обстоятельство, что состояние вещей невольно вынуждает нас употребить именно его, свидетельствует о том, что многие представители Церкви не нашли в себе необходимого мужества вовремя признать законность прав народов, живущих самостоятельной жизнью. И поэтому стоявшая перед Церковью еще со средних веков задача совершенствования в Церкви обретших самостоятельность мирян, которые обладали разными формами благочестия, так и осталась в главном не решенной. Попытаемся теперь, во-первых, развернуть описанную выше общую картину (I), а затем на ее фоне обозначить особенности в развитии Церкви (II).

I. Духовное и социальное развитие

1. Первую точку привязки нам дает многообразие происходящего (§ 73, 1): у эпохи нет более глубокого (содержательного) единства.

До Французской революции расхождение мировоззренческих направлений было еще практически скрыто. Мировоззрение XVIII столетия было — несмотря на упомянутый радикализм — еще единым. Европейское человечество, как мы видели, было в значительной своей части едино в признании «Бога», «добродетели», «потустороннего мира». ВXIX веке, если не считать Церковь, это актуально лишь для узких кругов. — Причина: то, что XIX столетие довело основополага ющие позиции Нового времени до крайнего развития. Процессы, разворачивающиеся в этом веке, демонстрируют (особенно с 1850 г. ) мировоззренческий радикализм, чуждый тождественным или аналогичным стремлениям предшествующих веков. Однако в основном мы имеем дело с доставшимися от прошлого разлагающими идеями, которые теперь продумываются до конца. XIX век — наследник более чем четырехсотлетней многосторонней разлагающей работы, и прежде всего исполнитель заветов Просвещения и Французской революции. С другой стороны, и то, и другое, а также связанная с обоими факторами секуляризация (которая началась в Германии в 1803 г. и— с точки зрения реальной политики, а не духовной! — закончилась с уничтожением Церковного государства в 1870 г. ) теоретически и материально отделяют его от прошедшей эпохи. Это особенно ясно для церковной сферы, если задуматься над тем, что один из важных факторов церковного благочестия, жизнь орденов, в первые 60_70 лет этого столетия сокращается в ужасающем масштабе. Тем более что и в католических землях большая часть монастырей исчезает по причине секуляризации. Только в Баварии Людвиг I заботится о восстановлении монастырей бенедиктинцев, даже основывает новый в городе, который был его резиденцией (св. Бонифация)199. Прошедшее несло церковный отпечаток на всех формах своего существования; пока благодаря традиции и унаследованным жизненным формам большого стиля оно еще оказывало (видимое) влияние (даже и в самых внешних формах), разрушительные идеи были ограничены в своем воздействии. Но со временем индивидуализм и субъективизм более не встречали никаких преград; объективизм и объективное во всех формах были последовательно разрушены; отрицалось не только церковное вероучение, но и вообще любой внешний авторитет; общезначимые законы мышления и действия были поставлены под вопрос.

2. Субъективизм развился в скептицизм, точнее — в релятивизм, в убеждение или чувство, что нет ничего совершенно прочного и общезначимого, что ни одно даже и самое парадоксальное и радикальное воззрение не является более невозможным, будь то в сфере искусства, хозяйства, философии, науки или религии. Вместо того чтобы благодаря бесконечно размножившимся историческим штудиям сформировать вкус к традиции, повсюду — слишком односторонне — видели смену решений, отсутствие прочности и стабильности. В течение десятилетий преувеличивая сам себя, этот релятивизм изменил в угрожающем масштабе весь облик духовного бытия человечества. Это был — и есть — величайший процесс внутреннего разложения, который когда-либо человечество переживало в ходе своей истории. Он возник сразу во многих областях. Его последовательным результатом был — и является — необозримый хаос мнений, систем, направлений во всех областях практической, духовной и эстетической жизни. Система «как если бы» (Vaihinger), ужасающая степень непонимания реального, простого была и остается окончательной формулировкой этого ставшего бессмысленным «поиска» и эксперимента.

Собственно религиозная и вместе с тем в более тесном смысле церковно-историческая функция этого процесса осуществляется через уменьшение распространенности христианской веры и христианских обычаев, которое в свою очередь проявляется в прогрессирующем, постепенно охватывающем все и всех обмирщении, так что люди все более ищут смысл жизни в наслаждении (жизненном стандарте), в заслуге, а не в служении. В новейшее время осознание долга, поддерживающего всю жизнь, угасает в опасной пропорции.

3. а) В социальной области эпоха — особенно начиная со второй половины века — отмечена подъемом четвертого сословия и его требований (пролетариат). Демократическая идея развивается в социалистическую. Как и национализм, социализм трансформировал весь мир, став важным фактором его духовной жизни.

б) Сущность и рост социализма теснейшим образом связаны с современным хозяйством (капитализм и индустриализация), включая особые проблемы мегаполисов200 и внезапно разросшихся фабричных городов вместе с их нуждающимися кварталами с недостатком простора и совершенно определенной атмосферой, чуждой вере, Церкви, молитве, что хотя и обясняется их неукорененностью, все же во многих аспектах происходит не без соучастия христиан. Последствия всех этих процессов обострялись по мере того, как социальное законодательство медлило прийти на помощь хозяйственной немощи (что произошло только в конце века). Прежде всего в этих колоссальных проблемах важно следующее: (1) из-за механизации рабочий обречен на обездушенную деятельность без творческого аспекта (таким образом, этот труд не доставляет радости, или по крайней мере не доставляет в достаточной мере). Это приводит к неслыханно острой борьбе за материальное существование, оставляющее мало места для самоценного понимания своего трудового достижения201, а также для мыслей о вере, об искуплении, о любви, но зато увеличивающее напряженность, благоприятную для беспощадности, ненависти и ожесточения; (2) разрушение традиции. Новые и новые десятки и сотни тысяч людей все быстрее концентрируются на относительно тесном «пространстве» без владения землей, без связи с предшествующими поколениями, и в силу этого необходимым образом возникает внутренне почти не сплоченная, лишенная традиций масса. Однако «без традиций» означает без связи с силами порядка, с авторитетом, т. е. с христианством, Церковью, религией, государством; (3) обезличение человеческой работы и разрыв ее связи с природой; (4) широкий отказ от христианс кого духа любви к ближнему и понимания как физических и душевных нужд «пролетариата», так и элементарной социальной справедливости у собственников; (5) тот факт, что роковым образом Церковь подняла социальный вопрос относительно поздно (после Маркса и Энгельса! ) и затем достаточно долго лишь с половинной энергией проводила в жизнь великие инициативы (Кеттелер, Лев XIII; Вихерн, Штёккер для евангелической Церкви). Христианство XIX в. практически отказалось решать социальные проблемы. Таким образом, и на него падает доля вины за уход рабочего класса из церкви, а частично и за его обращение к атеистическому по существу большевизму.

4. Единство этой картины не производит впечатления полного. В начале века наличествует ориентированная на традицию романтика; и прежде всего, как представляется, общественный идеал социализма противоречит господству субъективизма. Здесь, несомненно, мы сталкиваемся с очень значимой реакцией, а также с начатками явлений нового рода, однако все это не в состоянии заставить переменить имманентное, заранее предопределенное развитие XIX века.

Что касается романтики, ее тоска по объективным силам и образам средних веков последовательно пронизана субъективными тенденциями, апелляцией к чувствам. Социализм XIX в. (по крайней мере континентальный) в своем радикальном отверожении иерархического авторитета в высокой степени основывает ся на субъективных пожеланиях отдельного человека, а вслед за тем — отдельного социального слоя. Даже и в политической области XIX век — эпоха субъективизма. Исключения — только кажущиеся. Даже реакционное государство — Пруссия и Австрия Меттерниха — результат развития просветительского абсолютизма, чья сущность была раскрыта в «деспотическом субъективизме» Наполеона. Как бы ни сказывались в «Реставрации» (1815/30/48) более универсальные и объективные тенденции (например, Священный союз), они не определяли характер времени; они были только попыткой (часто субъективно-эгоистической) ограничить либерально-индивидуалистическое развитие в политической области (например, вмешательство Священного союза в пользу иберийских и итальянских монархов в двадцатых годах XIX в. ). Это не удалось. Развитие явно направлялось вопреки этой реакции (через этапные даты 1830 и 1848 гг. ) в сторону современно го конституционного государства с его либеральным парламентаризмом. Во всяком случае, уже в его рамках этот процесс повел к современному национализму народного и культурного государства. Его целью стало развить через себя все внутренние силы народного своеобразия, консолидировать его и прочно держать в своих руках в борьбе против всех остальных государств, сделать свой народ значимым для всего мира; прежде всего это означает обеспечить его экономичес кие интересы: высшее выражение индивидуализма в форме «народной личности».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.