1) В случае, когда группа прибывает в центральную усадьбу монастыря к началу богослужения в соборе, маршрут следует перестроить таким образом, чтобы посещение собора стало финальным пунктом в экскурсии.
2) В программу посещения центральной усадьбы монастыря, как правило, входит концерт церковных песнопений. Экскурсовод обязан заранее выяснить, где состоится концерт, и логически вплести его в общую схему экскурсии.
Изменения в структуре экскурсии, когда группа отправляется от причала Большой Никоновской бухты в Центральную Усадьбу пешком по главной монастырской дороге («ЦУ+ГМД»)
1. Причал – площадка у подножия г. Сион, начало главной монастырской дороги
|
На площадке возле торговой зоны или дальше, на обочине главной монастырской дороги
|
Панорама Воскресенского скита и Большой Никоновской бухты
|
5-7
|
Вступление
· представление группе
· краткая справка о маршруте, хронометраж (с учетом отправления обратно из ЦУ)
· краткая географическая справка о Валаамском архипелаге
· происхождение топонима " Валаам", несколько общих слов по истории монастыря
· правила поведения (прежде всего – на территории Природного Парка, о правилах поведения в монастыре следует сказать уже по приходе в ЦУ)
|
· группу сразу надо четко сориентировать, какой переход их ждет, и объяснить, как следует перемещаться по маршруту (компактно, не растягиваясь и т. д. )
· двигаясь по дороге, необходимо обязательно предупреждать группу о том, что при приближении автомашины пешеходы должны сместиться на однусторону обочины
· в период активного цветения растений экскурсовод должен постоянно напоминать группе о хрупкости валаамской природы и разрушительном действии на нее «несознательных посетителей»
|
· краткая справка о маршруте (длительность, протяженность) необходима, чтобы избежать лишних вопросов и недоумений, мешающих повествованию
· исторический обзор дается здесь кратко: основание обители (1), 100-летнее запустение ХVII в, с которым связано отсутствие на Валааме средневековых памятников (2), бурный строительный период вт. пол. ХIХ-нач. ХХ в. и устройство скитов (3), современное положение (4)
|
Первый участок дороги, по которой нам с Вами предстоит добраться до Центральной Усадьбы монастыря, проходит от Большой Никоновской бухты к скиту, который называют «Гефсиманией».
|
2. Площадка у подножия г. Сион - Гефсиманский скит
|
У входа в скит или уже за скитом, на обочине дороги
|
Гефсиманский скит, ворота Нового Иерусалима
|
2-3
|
Главная монастырская дорога, «Валаамская Палестина»
· структура Валаамского монастыря (скиты, пустыни, Центральная Усадьба)
· система коммуникаций (дороги, каналы), транспорт
· путь по «Валаамской Палестине» (от г. Сион, через Гефси-манию, Иосафатову долину и реку Иордан, к г. Фавор)
|
· экскурсовод должен помнить, что экскурсия «ЦУ ВМ» включает в себя посещение и обзор именно памятников Центральной Усадьбы, остановки по пути носят вынужденный характер и делаются лишь для того, чтобы гости могли немного передохнуть
· направляясь в ЦУ, в Гефсимании группу следует располагать таким образом, чтобы не мешать коллегам, идущим по маршруту «Скиты Валаама» или «Новый Иерусалим»
|
· проходя мимо скитов, экскурсовод должен пояснить гостям, что они видят (игнорировать возникающие вопросы – не в коем случае нельзя! ), подчеркнув, что более подробный и обстоятельный рассказ об этом ждет их в экскурсии «Скиты Валаама»
|
Ровно на середине пути к монастырю мы с Вами увидим живописное Лещовое озеро, получившее при переносе на Валаам палестинской топонимики название «Мертвое море».
|
3. Гефсиманский скит – Лещовое озеро
| На лужайке у Лещового озера
| Лещовое озеро, живописный вид на «три сосны»
|
5-7
| История Валаама в ХХ в.
· Великое княжество финляндское в составе Российской империи
· положение Валаама после отделения Финляндии от России
· 1918-1939гг
· Советско-финская война, эвакуация, создание Нового Валаама
· 1946-1989
· возрождение монастыря, современное состояние
| · в жаркую погоду у Лещового озера неизменно возникает вопрос о купании:
1) формально Лещовое озеро, находящееся вне зоны объектов монастыря, может быть использовано для купания;
2) экскурсовод обязан предупреждать гостей, что дно озера представляет собой скользкую каменистую поверхность, спасательными средствами его «дикие пляжи» не снабжены;
3) экскурсовод должен официально заявить, что никакой ответственности за здоровье тех граждан, что самостоятельно решили здесь искупаться, он, как представитель монастыря, не несет; «организованные купания» групп категорически запрещены!
| · информация на данной остановке корректируется непосредственно экскурсоводом, исходя из общего уровня группы: если туристам больше всего интересна тема «природа Валаама», то следует рассказать здесь о природе, опустив этот сюжет в экскурсии «Скиты Валаама», а об истории монастыря в ХХ в. рассказать при подходе к Усадьбе
| Возрождение обители в наши дни в частности выразилось и в продолжении традиции скитского строительства.
Вскоре мы с Вами увидим с дороги шатер храма Владимирского скита, освященного в 2008 г.
|
4. Лещовое озеро – луговина с видом на шатер храма Владимирского скита
|
На обочине дороги
|
Шатер с главкой над кромкой леса
|
1-2
|
Владимирский скит
· история сооружения скита как резиденции Святейшего Патриарха Алексия II
· современное положение
|
· поскольку шатер храма Владимирского скита неизбежно вызовет интерес и вопросы группы, экскурсоводу необходимо дать краткий комментарий
· место остановки экскурсовод выбирает на свое усмотрение, стараясь не мешать движению транспорта по дороге
|
говоря о сооружении скита как Патриаршей резиденции, следует раскрыть понятие «ставропигиальный»
|
Пройдя еще немного по дороге, мы с Вами увидим причал Свято-Владимирского скита, расположенный в одном из самых живописных заливов архипелага.
|
5. Луговина с видом на шатер храма Владимирского скита – мост над Куккинским заливом
|
У моста или на обочине дороги за мостом
|
Панорама Куккинского залива с пристанью Владимирского скита и церковью св. Александра Невского
|
1-2
|
Куккинский залив
· особенности рельефа Валаама (очень длинная, сильно изрезанная береговая линия), придающие ему особую живописность
· русские художники-пейзажисты на Валааме
· обустройство этого уголка Валаама в наши дни, храм св. Александра Невского
|
· все остановки при переходе по ГМД происходят практически на проезжей части (дороги Валаама не имеют тротуаров), поэтому экскурсовод обязан постоянно следить за движением автотранспорта и своевременно предупреждать группу!
|
· для начала следует пояснить этимологию названия залива «Кукко»
· у залива стоит несколько слов посвятить теме «художники на Валааме» (И. И. Шишкину), подчеркнув, что в наши дни Владимирский скит– это еще и место расположения Валаамского Музея, в фондах которого хранятся многочисленные полотна отечественных живописцев
|
Надо отметить, что участие в судьбе Валаама принимают не только русские люди, но и православные верующие в других странах. В частности, чуть позднее мы поговорим о той особенной связи, что установилась между Валаамом и Северной Америкой.
|
6. Куккинский залив - «Американкий» поклонный крест
| На площадке вокруг Креста
| Поклонный Крест, Германово поле, вид на монастырь и часовню прп. Германа
| 3-5
| Валаамская миссия в Америке
· «Русская Америка»
· организация Миссии и ее судьба
· прп. Герман Аляскинский
· почитание прп. Германа среди православных в России и США сегодня
· установление часовни в 2020 г
| · учитывая, что Поклонный крест стоит на перекрестке дорог, экскурсоводу следует напомнить группе о том, чтобы они были особенно внимательны к движению автотранспорта
| · в рассказе желательно использовать иллюстративный материал
· по прибытии в ЦУ монастыря, находясь в нижнем храме собора, экскурсоводу следует обратить внимание группы на икону прп. Германа Аляскинского и напомнить о поклонном Кресте у его пустыньки, который гости видели во время перехода по ГМД
| Частица мощей прп. Германа и его икона находятся сейчас в главном храме обители - величественном Спасо-Преображенском соборе, голубые купола которого уже очень хорошо просматриваются перед нами, и куда мы с вами держим путь.
|
7. Поклон-ный крест – причал
| У Благовещенской часовни
| Панорама Монастырской бухты
Правила поведения
|
3-5
|
см. п. 1 данного методического пособия
|
|
|
|