ЦЕНТРАЛЬНАЯ УСАДЬБА ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ
Паломнический отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря
Методическая разработка экскурсии
" ЦЕНТРАЛЬНАЯ УСАДЬБА ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ"
( с приложением маршрута по Главной монастырской дороге)
Маршрут: причал Монастырской бухты - гора Фавор - Знаменская часовня - комплекс монастыря -
Спасо-Преображенский собор (верхний и нижний храмы) - Петропавловская церковь -
Старое братское кладбище - хозяйственный двор монастыря - Зимняя гостиница – причал Монастырской бухты
Общая протяженность маршрута – 1, 5 км (с переходом по Главной монастырской дороге – 8 км)
Продолжительность экскурсии - 2 часа 15 минут (с переходом по Главной монастырской дороге – 3 ч 30 минут)
Экскурсия пешеходная, рассчитана на взрослую группу
Составитель:
Матвеева И. А. – ст. методист
Паломнического отдела
Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря
Санкт-Петербург
2021 год
Дорогие братья и сестры!
Предложенная Вам методическая разработка экскурсии " ЦЕНТРАЛЬНАЯ УСАДЬБА ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ" является только рекомендацией, своего рода вспомогательным материалом, на основе которого Вы можете строить авторский вариант экскурсии, исходя из личного опыта и особенностей каждой конкретной группы.
Сам предмет рассказа - действующий православный монастырь в его историческом развитии - требует индивидуального творческого подхода, глубокого осмысления и тщательной самостоятельной подготовки.
При составлении экскурсии необходимо учитывать следующие обязательные условия:
1. Рассказ должен носить целостный, законченный характер. Экскурсоводу необходимо выбрать некий лейтмотив, композиционный стержень всего повествования и стараться следовать ему, наблюдая за тем, чтобы составные части экскурсии не распадались на множество отдельных фрагментов, слабо связанных между собой логически и стилистически. Таким образом, особого внимания требует проработка точных и лаконичных логических переходов (варианты, предложенные в таблице, даны в качестве примера и не являются обязательными).
2. Подача информации в экскурсионном рассказе должна строится по принципу: рассказ — от показа, и от общего — к частному.
3. Длительность пребывания на каждой остановке определяется конкретной ситуацией и может быть сокращена или увеличена (в таблице приведено ориентировочное время).
4. Экскурсия должна проходить в ровном темпе, что во многом зависит от удачного распределения информации по отдельным объектам.
5. Общие этические правила проведения экскурсий (расположение группы, не мешающее свободному проходу других групп; соблюдение очередности при посещении концерта; корректное отношение к коллегам и т. д. ) должны соблюдаться экскурсоводом неукоснительно.
6. Если позволяет время, экскурсовод вправе увеличить объем рассказа за счет дополнительных остановок (в таблице они помечены значком *).
7. Отрывки из Св. Евангелия необходимо воспроизводить дословно (цитаты желательно иметь при себе выписанными на карточках).
8. Экскурсовод должен четко представлять предмет конкретного рассказа, если же он не уверен в своих знаниях (в особенности, это касается вопросов богословия), лучше отказаться от освещения подобных тем.
9. В ходе экскурсии экскурсовод должен избегать комментариев, оценок и выводов, мотивация которых обусловлена исключительно впечатлениями и переживаниями личного характера.
10. Экскурсоводу необходимо ознакомиться с действующими правилами поведения для посетителей Спасо-Преображенского монастыря и уникальной историко-культурной и природно-ландшафтной территории о. Валаам и требовать их строгого соблюдения от экскурсантов.
11. Время проведения экскурсии необходимо выдерживать без изменений, опоздания (или напротив - произвольные сокращения времени прохождения по маршруту) - недопустимы.
Участки (этапы) перемещения по маршруту
| Места остановок
| Объекты показа
| Время (мин)
| Основное содержание информации
| Указания
по организации
| Методические
рекомендации
| Примерные варианты логических переходов (от данной остановки к следующей)
|
1. Причал - Благовещенская часовня
|
Площадка напротив пристани, у обочины дороги
|
Часовня Благовеще-ния,
каретно – конюшен-ный дом, панорама Монастыр-ской бухты
|
3-7
|
Вступление. Архитектурно-ландшафтный комплекс в районе пристани.
· представление группе
· краткая справка о маршруте
· Благовещенская часовня и каретно-конюшенный дом (самые древние из сохранившихся каменных построек монастыря)
· часовня во имя иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость"
· утраченное здание странноприимного дома
· традиция паломничества и странноприимства на Валааме
|
· группу следует расположить таким образом, чтобы не мешать свободному проезду автотранспорта по главной монастырской дороге
· не рекомендуется располагать группу слишком близко к Благовещенской часовне, чтобы не загораживать ее панораму для тех, кто находится на большем расстоянии
· когда на причале ведутся хозяйственные работы, сопровождаемые шумом, время нахождения на данной остановке следует сократить
|
· в построении экскурсии большое значение имеет общая программа пребывания группы на Валааме: если посещение Центральной Усадьбы происходит в первой половине дня (или это вообще единственная экскурсия), то в начале следует посвятить несколько слов истории Валаамской обители в целом
· необходимо сразу объяснить экскурсантам правила поведения на территории действующего монастыря
· если позволяет время, рассказ можно оживить цитатами о прибытии паломников на Валаам из произведений митр. Вениамина (Федченкова), Б. К. Зайцева, И. С. Шмелева и др.
|
Отслужив у Благовещенской часовни благодарственный молебен и погрузив свои вещи на гостиничную телегу, паломники былых времен начинали свой путь к валаамской " Фаворской горе", обрывисто поднимающейся над Ладогой более чем на 30 метров и украшенной искусственными садами, на которой и расположился знаменитый Спасо-Преображенский монастырь.
|
2. Благовещенская часовня - Нижний сад
|
С двух сторон от лестницы, ведущей на г. Фавор, либо, если это возможно, – на дорожке в самом саду
|
Нижний сад, искусственные посадки на г. Фавор, гранитная лестница
|
7-10
|
Валаамские сады
· традиция монас-тырского земледелия
· история создания садов на Валааме:
- формирование искусственных почв;
- селекционная работа, связь с помологическим питомником Э. Регеля;
- достижения валаамских садоводов и огородников в XIX - нач. ХХ в.;
· работа по сохранению садов сотрудниками Мичуринского ГАУ в 1980-90-е гг;
· современное положение
|
· следует располагать группу таким образом, чтобы не мешать проезду транспорта по дороге и проходу других групп по лестнице
· останавливаться непосредственно на лестнице и вести здесь рассказ – запрещается
· если группа заведена в сад, необходимо предупреждать гостей и следить, чтобы они не рвали цветы и плоды, передвигались же только по проложенным дорожкам
· в том случае, когда число групп у подножия г. Фавор слишком велико, можно, поднявшись по лестнице, повернуть налево и дать рассказ о садах на площадке у кованой ограды над Нижним садом
|
· говоря о трудах братии по возделыванию валаамских садов, необходимо, по возможности, попытаться раскрыть смысл понятия «труд во славу Божию», преображающего не только окружающую природу, но и самого человека
|
Одновременно с обустройством нижнего сада в 1877г. на вершину горы Фавор была проложена гранитная лестница в 62 ступени, сохранившаяся до наших дней (4 нижние были пристроены в наши дни при мощении дорожек).
|
3. Нижний сад - памятная стела
|
Площадка между Знамен-ской часовней и гранитной стелой
|
Памятная стела с именами августей-ших паломников
|
3-5
|
Августейшие паломники на Валааме
· традиция путешествий русских государей по святым местам
· посещения Валаама высочайшими особами
|
· в случае, когда место у стелы уже занято, можно сначала остановиться у Знаменской часовни, несколько изменив порядок подачи информации
· располагая группу у стелы, следует внимательно следить за тем, чтобы экскурсанты не заступали на газоны (здесь можно еще раз подчеркнуть, как тонок слой валаамской почвы, и какой большой труд требуется для выращивания в этих условиях декоративных растений)
|
· говоря в ходе экскурсии о таких неоднозначных личностях - как Петр Великий, императрица Екатерина II и их роли в истории Русской Церкви, следует избегать резких оценок и суждений
|
Понятно, что каждое посещение обители лицами царской семьи становилось особым событием для братии. В память о таких высочайших паломничествах на Валааме было установлено 2 часовни, одна из них - перед нами.
|
4. Гранитная стела - Знаменская часовня
|
Площад-ка у часовни
|
Часовня во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы
|
|
Знаменская часовня
· паломничество государя-императора Александра II на Валаам
· сооружение Знаменской часовни
· реставрация
|
· следует внимательно следить за окружающей обстановкой, чтобы не задерживать другие группы и не создавать пробок (в том случае, когда основная часть экскурсантов еще не поднялась от причала, необходимо сократить до минимума информацию на данной остановке и пройти в монастырь; если же напротив, большая часть групп уже прошла, рассказ у Знаменской часовни можно значительно увеличить)
|
· если позволяет время, можно сказать несколько слов об А. М. Горностаеве, его работе на Валааме и вкладе в формирование «русского стиля» в архитектуре XIX в.
· ориентируясь на общий уровень подготовленности группы, можно кратко сказать о том, что представляет собой чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы
|
От Знаменской часовни дорожка ведет к главному входу в монастырь, именуемому по традиции русских обителей Святыми вратами.
| 5. Знаменская часовня - Святые врата обители
|
Напротив Святых врат обители, справа или слева от дорожки
|
Святые врата,
Церковь во имя св. апп. Петра и Павла,
памятник св. ап. Андрею Первозванному
|
3-4
|
У входа в монастырь
· Святые врата
· свечная лавка
· строительство Петропавловской церкви
· памятник ап. Андрею Первозванному
|
· группу следует располагать таким образом, чтобы дорожка оставалась свободной
· в случае, когда количество групп слишком велико, после рассказа у Знаменской часовни, можно, продолжая тему паломничества на Валаам, пройти к Зимней гостинице и уже после этого - к Святым вратам
· перед входом на территорию двора, необходимо еще раз напомнить экскурсантам о правилах поведения при посещении действующего монастыря
|
· если экскурсия " ЦУ" является первой или вообще единственной в программе посещения Валаама, то здесь необходимо сказать несколько слов по истории обители в 1918 – 1989 гг.; эту историческую справку можно дать и чуть раньше – на площадке за Знаменской часовней
|
Наружное каре келейных корпусов, у южной линии которого мы с вами находимся, до сих пор частично является местом проживания обитателей мирского поселка «Валаам». Поэтому сейчас Святые врата обители (т. е. непосредственный вход в монастырь) расположены чуть дальше – мы увидим их, пройдя во двор.
|
6. Святые врата - двор между внешним и внутренним каре
|
Двор между внешним и внутренним каре
|
Главный монастыр-ский ансамбль
|
10 - 12
|
Архитектурныйкомплекс монастыря:
· общий обзор архитектурного ансамбля монастыря
· основные этапы формирования
· Старец Назарий и его роль в восстановлении обители
· строительство нового собора и окончательное оформление внешнего облика монастыря
· современное положение
|
· группу следует располагать таким образом, чтобы не мешать свободному входу (и выходу) на территорию внутреннего каре
· учитывая небольшую величину пространства между внешним и внутренним каре, а также близость монашеских келий, рассказ следует вести приглушенным тоном
· внимание!
В период, когда один из храмов собора закрыт для посещения (богослужение), рассказ о строительстве собора и особенностях его архитектурного решения можно перенести в те точки, откуда наиболее хорошо просматривается его панорама:
А) к решетке за алтарем церкви Валаамской иконы Божией Матери;
Б) к ажурной решетке за алтарем самого собора;
В) на площадку в северо-западной части внешнего каре (у современной почты)
|
· объем информации на данной остановке непосредственным образом зависит от общей экскурсионной программы на острове: он будет минимальным, если группе уже были предложены экскурсии " Скиты Валаама" и " Острова монашеского подвига"; и максимальным, если экскурсия " Центральная Усадьба" стоит первой (и тем более, если она является единственной при посещении Валаама), в этом случае, рассказывая об основных строительных этапах и современном положении на острове, необходимо подробнее коснуться вопросов истории монастыря в целом
|
Несмотря на сегодняшнее сложное социальное положение на острове, его центром (и сакральным и архитектурным) по-прежнему является Спасо-Преображенский собор.
|
7. Двор между внешним и внутренним каре - Спасо-Преображенский собор
|
Верхний храм собора
|
Интерьер и росписи Спасо-Преображенского собора
|
7-10
|
Спасо-Преображенскийсобор обители
· история создания:
- необходимость строительства более вместительного летнего собора на месте прежнего (" назарьевского" )
- подготовка проекта (архитекторы Силин, Карпов и Прокофьев)
- производство строительных материалов (кирпичные заводы, каменоломни на Путсаари и Сускасалми, литейная мастерская и т. д. )
· роспись собора
- иконописная мастерская и школа живописи на Валааме (иеромонахи Алипий и Лука);
- техника воско-масляной живописи;
- сюжетный ряд и композиция
· причины разрушения;
· реставрационные работы:
- реставрация кирпичной кладки, кровли и фасадов;
- реставрация стенной живописи;
- реставрация иконостаса и деталей интерьера;
- воссоздание икон
|
· заводить группы в храм во время богослужений запрещено (гости могут войти в храм самостоятельно – тихонечко, по одному, не мешая молитве)
· посещение собора всегда необходимо корректировать относительно времени проведения богослужений, поэтому в определенных случаях его следует ставить в самом конце экскурсии (например, для туристов второй смены круизных теплоходов, отправляющихся в ЦУ после обеда), продумав логическое изменение общей структуры экскурсии
· под святыми вратами, у контейнеров с юбками экскурсовод должен четко объяснить гостям алгоритм дальнейших действий: переодеваемся, проходим в собор, не отвлекаясь на витрины лавки, посещаем два храма (верхний и нижний), потом обязательно выделяется 15-20 минут свободного времени для молитвы, подачи записок, покупки свечей и сувениров;
· проходить по внутреннему монастырскому двору в храм следует компактно, всей группой, экскурсовод должен дождаться тех, кто вынужден переодеваться в юбки, и только в общемсоставепройти в собор;
· вести рассказ во внутреннем дворе монастыря или на крыльце собора запрещено(исключение составляет время ожидания и сбора группы послепосещения храма, его уместнее всего посвятить ответам на вопросы экскурсантов);
· учитывая, что в храме может находиться сразу несколько групп, рассказ следует вести таким образом, чтобы не мешать своим коллегам
|
· рассказ желательно построить таким образом, чтобы как можно более полно раскрыть идею о центральном месте и значении соборного храма во всей жизнедеятельности монастыря, подчеркнуть его миссионерское назначение
· если позволяет время, рассказ о Валаамской иконе Божией Матери удобнее включить в сюжет о творчестве иеромонаха Алипия, ограничась в нижнем храме - где длительное нахождение практически невозможно - самой краткой информацией (указать, где располагается икона)
|
До 2005 г., когда собор был переосвящен, все богослужения проходили в нижнем храме, где покоится главная святыня обители - мощи Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.
| 8. Верхний храм Спасо-Преображенского собора - нижний храм в честь Прпп. Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев
|
Нижний храм собора (группу располагаем в зависимости от наличия свободного места)
|
Интерьер нижнего храма
|
10-15
|
Главный действующий храм Валаамского монастыря
· первоначальный вид
· современное состояние:
- реставрационные работы
- новый иконостас
· святыни, находящиеся в храме:
- мощи прпп. Сергия и Германа и икона над ними
- Валаамская икона Божией Матери
- мощи пр. Антипы Афонского
- икона Божией Матери «Всецарица»
· порядок богослужений
|
· вести экскурсионный рассказ во время богослужений запрещено(гости могут войти в храм самостоятельно – тихонечко, по одному, не мешая молитве);
· находясь в храме, рассказ следует вести в полголоса;
· по окончании рассказа в нижнем храме, группе необходимо дать свободное время, подробно объяснив, где полагается оставлять свечи, возжигаемые во время богослужения
|
· в силу того, что длительное нахождение в нижнем храме невозможно, экскурсоводу следует особо тщательно продумать порядок распределения информации между верхним и нижним храмами; составить как можно более лаконичные и вместе с тем ёмкие фразы для того, чтобы посещение главного действующего собора обители не оставляло ощущения скомканности
· говоря о нижнем храме собора, уместно подчеркнуть, что он был задуман в «греческом стиле», а верхний – в «русском»
· рассказывая о порядке богослужений в обители, следует заметить экскурсантам, что все желающие могут оставить в лавке собора записки с именами своих близких для молитвенного поминовения (объяснив, если это необходимо, правила их написания)
|
Богослужение, молитва как стержень, каркас пронизывали и поддерживали все стороны жизнедеятельности монастыря. Поэтому свою церковь имел каждый скит, больница, кладбище, братская трапезная.
В церкви свв. апп. Петра и Павла, например, с 20-х гг. прошлого века совершали литургии на финском языке.
Сейчас в этих малых церквях служат нечасто, но обязательно – в дни их престольных праздников.
В Петропавловском храме располагается выставка икон и проходят концерты духовных песнопений.
|
9. Нижний храм собора – двор между южными линиями внешнего и внутреннего каре
|
Двор между южными линиями внешнего и внутреннего каре
|
Южные линии каре
|
3-4
|
Южная часть монастырского комплекса:
· расположение различных служб и помещений монастыря в этих частях каре
· церковь Валаамской иконы Божией Матери
· церковь свв. апп. Петра и Павла (богослужения на финском языке в 1930-е гг; разорение курсантами школы боцманов и юнг, реставрация в 2016-18 гг)
|
· при выходе группы с территории внутреннего двора монастыря экскурсоводу следует дождаться всех членов, проследив, чтобы все сдали юбки и платки
|
· в процессе ожидания следует показать гостям «царское крыльцо», обозначавшее прежде вход в покои, где останавливались члены семьи Романовых; рассказать о реставрации надвратной церкви
|
В наше время для тех гостей обители, кто не может принять участие в братских богослужениях, в бывшей больничной церкви проходят выступления певчих, которые дают представление об удивительно красивой, строгой традиции знаменного одноголосного пения.
| 10. Петропав-ловская церковь - внутренний двор между северными линиями каре
|
Двор между северными линиями внешнего и внутреннего каре
|
Северная часть монастырского комплекса
|
3-5
|
Северная часть монастырского комплекса:
· хлебопекарня
· иконописная мастерская (ныне помещение почты)
· больничный храм Св. Живоначальной Троицы и иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
· Успенская трапезная церковь, братская трапезная
· современное состояние
|
· по пути экскурсоводу следует оповестить группу, что все желающие могут посетить туалет, и объяснить, в каком направлении им затем двигаться, чтобы догнать остальных экскурсантов
· переход по маршруту должен быть выдержан в ровном темпе, экскурсовод обязан следить за тем, чтобы никто из членов его группы не потерялся; если в группе есть плохо ходящие люди, необходимо делать маленькие промежуточные остановки (с рассказом, например, об исторических Игуменских покоях, которые в советское время занимала поселковая больница, и т. п. );
· в этой части каре расположить группу удобнее всего либо сразу за почтой (красивый вид на собор), либо напротив больничной церкви;
· на данной остановке группу надо располагать компактно, чтобы не мешать свободному проходу по двору
|
· если по каким-либо причинам информация о советско-финской войне и ее роли в судьбе монастыря не прозвучала, уместно включить ее в рассказ на данной остановке, логически увязав с рассказом о причинах разрушения больничной церкви
· также, в случае, когда рассказ о строительстве Спасо-Преображенского собора прозвучал слишком кратко, можно еще раз вернуться к этой теме на данной остановке, подчеркнув доминирующее положение соборного храма в ансамбле всего монастыря
· здесь же можно поподробнее рассказать о том, какие колокола находились на колокольне собора, как шло их восстановление и – более широко – о традиции колокольного звона в русской православной культуре
|
К северной линии внешнего каре примыкает и так называемое Старое Братское кладбище, где, по всей видимости, производились захоронения валаамской братии еще с «дошведского» периода.
| 12. Двор между северными линиями каре – церковь во имя иконы «Живоносный Источник»
|
|
Концерт духовных песнопений
|
|
Валаамская певческая традиция
* Рассказ ведут члены Праздничного хора Валаамского монастыря
|
· для того, чтобы избежать пробок на концерте и в соборе, экскурсоводам, идущим по одному маршруту (работающим в одной смене круизного т/х или с одним метеором), следует заранее договориться с коллегами, кто идет в собор, а кто на концерт, чтобы по возможности равномерно распределить потоки
· запрещено располагать группу на ступенях храма, что делает затруднительным выход слушателей с концерта!
|
· в случае, когда концерт приходится какое-то время ждать, экскурсоводу необходимо держать группу компактно, посвятив время ожидания более подробному рассказу о больничной церкви (история сооружения, разрушение в ходе Зимней войны, реставрационные работы)
|
| *13. Двор между северными линиями каре - Старое братское кладбище (остановка факультативная, может быть использована, если в программе отсутствует концерт певчих)
|
*Площадки
над туннелем и в центре кладбища
|
*Панорама Старого братского кладбища, общий Крест над всеми почившими, отдельные захоронения
|
*7-10
|
*Старое братскоекладбище (этот фрагмент экскурсии входит в программу, когда из нее по каким-либо причинам исключается концерт)
· место памяти о людях, создавших Валаам
· общее устройство кладбища, двухуровневое членение
· общий поминальный крест
· отдельные братские захоронения: легендарная могила короля Магнуса, валаамские подвижники (Агапий-«Слепец», Иоанн-«Молчальник», Алипий-иконописец, схиигумен Феодор и др. )
· могилы мирян на этом кладбище (четы Тюменевых, Камиллы Женари)
|
· посещение Старого братского кладбища необходимо, если по каким-либо причинам, концерт певчих в программе отсутствует;
· группу следует располагать только на утоптанных площадках;
· необходимо следить за тем, чтобы туристы случайно не наступали на надгробные плиты
|
· содержание информации здесь непосредственно связано с общим уровнем подготовленности группы: паломникам следует более подробно рассказать о подвижниках благочестия, чьи захоронения находятся на этом кладбище; туристам раскрыть смысл погребальных обрядов и заупокойных молитв в Православии, объяснить символику православного креста и т. д.
· говоря о валаамских подвижниках благочестия, экскурсовод сам в праве выбрать, биографии кого именно он хотел бы включить в свой рассказ
|
В христианском понимании – все люди живы, для Бога мертвых нет. И Братское кладбище, где покоятся иноки Старого Валаама, расположено в непосредственной близости с монастырскими корпусами. Валаамское братство – земное и небесное – всегда рядом.
|
13. Старое братское кладбище - Хозяйственный двор монастыря (Певческое поле)
|
Любая площадка или скамьи на Певческом поле
|
Хозяйственный двор монастыря,
Водопроводный Дом, Работный Дом, здание Медпункта, Певческий павильон
|
5-7
| Хозяйственный двор монастыря:
· хозяйственный расцвет обители в XIX-нач. ХХ в.
· Водопроводный дом
· валаамские мастерские
· Работный дом
· современное хозяйственное положение Валаамской обители
· новая амбулатория
· «Певческое поле и певческий павильон», появившиеся на Валааме в 2015 г, певческий хоровой фестиваль на Валааме
|
· в плохую погоду (сильный ветер, дождь) группу желательно расположить поближе к ограде Братского кладбища, а основную часть рассказа по данной тематике перенести в помещение Каретно-конюшенного дома
|
· в рассказе желательно использовать иллюстративный материал (фотографии нескольких валаамских мастерских)
· если экскурсия «ЦУ» стоит первой или является единственной в программе посещения острова, то рассказывая о хозяйственной жизни обители, можно одновременно коснуться темы монастырских послушаний, обрисовать основные этапы монашеского пути
· рассказывая о Певческом фестивале на Валааме, экскурсовод должен объяснить экскурсантам, каким образом можно принять в нем участие в качестве гостя
· покидая Певческое поле, следует обратить внимание гостей на кафе, где можно приобрести блюда из местных валаамских продуктов
|
В 70-80-е гг ХIХ в. оформление хозяйственной зоны монастыря практически завершилось.
В этот период братия активно занялась облагораживанием (" преображением"! ) валаамской природы. В Центральной Усадьбе монастыря были устроены 3 прекрасных сада. Один из них - " верхний" - получил также название " аптекарского".
| 14. Хозяйст-венный двор монастыря – Верхний сад
|
За алтарем Спасо-Преображенского собора, у ограды Верхнего сада
|
Верхний сад, широкая панорама Собора и окрестностей
|
2-3
|
Верхний «аптекарский»сад монастыря:
· «аптекарский» сад на Валааме и ветрозащитная «аллея уединенной молитвы»
· монастырская аптека
· современное состояние (тепличное хозяйство)
|
· располагать группу следует таким образом, чтобы не мешать движению транспорта по дороге
· в случае ветреной или дождливой погоды данную остановку следует исключить
|
· если позволяет время, в рассказе можно использовать иллюстративный материал (фото выращиваемых сейчас в теплицах ананасов, пепино, китайских огурцов и т. п. )
|
Монастырь, будучи отделенным от мира бурными водами Ладоги, никогда не отделял свою судьбу от судьбы России. Он радушно принимал всех, кто стремился побывать на Валааме.
Специально для приема гостей в обители была построена обширная гостиница.
|
15. «Аптекар-ский» сад - Зимняя гостиница
|
Напротив левого крыла Зимней гостиницы (так, чтобы был открыт вид и на Славянскую гостиницу)
|
Панорама Зимней и Летней (ныне – «Славянской») гостиниц
|
3-10
|
Гостиницы на Валааме:
· организация постоянного пароходного сообщения Петербург - Валаам
· Зимняя гостиница:
- строительство здания гостиницы по проекту А. М. Горностаева
- внутренний распо-рядок, правила прожи-вания паломников в Валаамской обители в нач. ХХ в.
· выдающиеся деятели культуры на Валааме
· Валаам как центр паломничества в 20-30е гг, связь с русским Зарубежьем
· современное положение, организация приема гостей в обители
|
· проходя по дороге, необходимо внимательно следить за автотранспортом, т. к. движение здесь наиболее интенсивно
· если в группе есть пожилые люди, рассказ удобно вести, посадив гостей на скамьи, - в сквере перед Славянской гостиницей или у Зимней.
|
· объем информации на данной остановке зависит от общей программы пребывания группы на острове: если в нее входят 2 экскурсии, то рассказ о посещении обители деятелями русской культуры можно включить в экскурсию " Скиты Валаама"
· в завершении рассказа следует кратко рассказать о том, какие программы пребывания на острове предлагает сейчас Паломническая служба, и пригласить гостей приехать на Валаам еще раз с проживанием в гостинице
|
Как и прежде, стремятся на остров православные люди, чтобы, прикоснувшись к его красоте и святыне, обрести, по словам покойного Патриарха Алексия, " духовные силы нести свой крест и возрастать в добродетели".
|
16. Зимняя гостиница - Причал Монастырской бухты
|
Площадка у причала
|
Панорама монастыря
|
1-2
|
Прощание с группой
· краткое заключительное слово
· ответы на вопросы
|
· при отправлении группы в Никоновскую бухту на катере, необходимо подойти к причалу не менее, чем за 5 мин. до его отплытия, опоздания недопустимы
|
|
| *17. Каретно-конюшенный дом (остановка факульта-тивная)
|
Каретно - конюшен-ный дом
|
Вставка в помещении Каретно-конюшен-ного дома
|
7-10
| * Выставка в каретно-конюшенном доме
· особенности хозяйственной жизни монастыря, связанные с его островным положением, валаамские мастерские
· хозяйственная деятельность в Валаамском монастыре сегодня
|
· в плохую погоду рассказ о хозяйственной жизни монастыря следует перенести с Хозяйственного Двора в Кретно-конюшенный дом
· после осмотра выставки необходимо дождаться всех экскурсантов у выхода и только в полном составе пройти к катеру
|
· если посещение Центральной усадьбы обители стоит в начале программы пребывания группы на острове, необходимо в заключении сказать несколько слов о характере и содержании экскурсии во второй половине дня
|
| Примечания:
|