Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЦЕНТРАЛЬНАЯ УСАДЬБА ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ



 

Паломнический отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

 

 

Методическая разработка экскурсии

" ЦЕНТРАЛЬНАЯ УСАДЬБА ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ"

( с приложением маршрута по Главной монастырской дороге)

 

 

Маршрут: причал Монастырской бухты - гора Фавор - Знаменская часовня - комплекс монастыря -

Спасо-Преображенский собор (верхний и нижний храмы) - Петропавловская церковь -

Старое братское кладбище - хозяйственный двор монастыря - Зимняя гостиница – причал Монастырской бухты

Общая протяженность маршрута – 1, 5 км (с переходом по Главной монастырской дороге – 8 км)

Продолжительность экскурсии - 2 часа 15 минут (с переходом по Главной монастырской дороге – 3 ч 30 минут)

Экскурсия пешеходная, рассчитана на взрослую группу

 

 

Составитель:

Матвеева И. А. – ст. методист

Паломнического отдела

Спасо-Преображенского

Валаамского монастыря

 

Санкт-Петербург

2021 год


Дорогие братья и сестры!

 

Предложенная Вам методическая разработка экскурсии " ЦЕНТРАЛЬНАЯ УСАДЬБА ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ" является только рекомендацией, своего рода вспомогательным материалом, на основе которого Вы можете строить авторский вариант экскурсии, исходя из личного опыта и особенностей каждой конкретной группы.

Сам предмет рассказа - действующий православный монастырь в его историческом развитии - требует индивидуального творческого подхода, глубокого осмысления и тщательной самостоятельной подготовки.

 

При составлении экскурсии необходимо учитывать следующие обязательные условия:

 

1. Рассказ должен носить целостный, законченный характер. Экскурсоводу необходимо выбрать некий лейтмотив, композиционный стержень всего повествования и стараться следовать ему, наблюдая за тем, чтобы составные части экскурсии не распадались на множество отдельных фрагментов, слабо связанных между собой логически и стилистически. Таким образом, особого внимания требует проработка точных и лаконичных логических переходов (варианты, предложенные в таблице, даны в качестве примера и не являются обязательными).

2. Подача информации в экскурсионном рассказе должна строится по принципу: рассказ — от показа, и от общего — к частному.

 

3. Длительность пребывания на каждой остановке определяется конкретной ситуацией и может быть сокращена или увеличена (в таблице приведено ориентировочное время).

 

4. Экскурсия должна проходить в ровном темпе, что во многом зависит от удачного распределения информации по отдельным объектам.

 

5. Общие этические правила проведения экскурсий (расположение группы, не мешающее свободному проходу других групп; соблюдение очередности при посещении концерта; корректное отношение к коллегам и т. д. ) должны соблюдаться экскурсоводом неукоснительно.

 

6. Если позволяет время, экскурсовод вправе увеличить объем рассказа за счет дополнительных остановок (в таблице они помечены значком *).

 

7. Отрывки из Св. Евангелия необходимо воспроизводить дословно (цитаты желательно иметь при себе выписанными на карточках).

 

8. Экскурсовод должен четко представлять предмет конкретного рассказа, если же он не уверен в своих знаниях (в особенности, это касается вопросов богословия), лучше отказаться от освещения подобных тем.

 

9. В ходе экскурсии экскурсовод должен избегать комментариев, оценок и выводов, мотивация которых обусловлена исключительно впечатлениями и переживаниями личного характера.

 

10. Экскурсоводу необходимо ознакомиться с действующими правилами поведения для посетителей Спасо-Преображенского монастыря и уникальной историко-культурной и природно-ландшафтной территории о. Валаам и требовать их строгого соблюдения от экскурсантов.

 

11. Время проведения экскурсии необходимо выдерживать без изменений, опоздания (или напротив - произвольные сокращения времени прохождения по маршруту) - недопустимы.


 

Участки (этапы) перемещения по маршруту Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание информации Указания по организации Методические рекомендации Примерные варианты логических переходов (от данной остановки к следующей)
  1. Причал - Благовещенская часовня   Площадка напротив пристани, у обочины дороги   Часовня Благовеще-ния, каретно – конюшен-ный дом, панорама Монастыр-ской бухты   3-7   Вступление. Архитектурно-ландшафтный комплекс в районе пристани. · представление группе · краткая справка о маршруте · Благовещенская часовня и каретно-конюшенный дом (самые древние из сохранившихся каменных построек монастыря) · часовня во имя иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость" · утраченное здание странноприимного дома · традиция паломничества и странноприимства на Валааме   · группу следует расположить таким образом, чтобы не мешать свободному проезду автотранспорта по главной монастырской дороге   · не рекомендуется располагать группу слишком близко к Благовещенской часовне, чтобы не загораживать ее панораму для тех, кто находится на большем расстоянии   · когда на причале ведутся хозяйственные работы, сопровождаемые шумом, время нахождения на данной остановке следует сократить     · в построении экскурсии большое значение имеет общая программа пребывания группы на Валааме: если посещение Центральной Усадьбы происходит в первой половине дня (или это вообще единственная экскурсия), то в начале следует посвятить несколько слов истории Валаамской обители в целом   · необходимо сразу объяснить экскурсантам правила поведения на территории действующего монастыря   · если позволяет время, рассказ можно оживить цитатами о прибытии паломников на Валаам из произведений митр. Вениамина (Федченкова), Б. К. Зайцева, И. С. Шмелева и др.   Отслужив у Благовещенской часовни благодарственный молебен и погрузив свои вещи на гостиничную телегу, паломники былых времен начинали свой путь к валаамской " Фаворской горе", обрывисто поднимающейся над Ладогой более чем на 30 метров и украшенной искусственными садами, на которой и расположился знаменитый Спасо-Преображенский монастырь.
  2. Благовещенская часовня - Нижний сад   С двух сторон от лестницы, ведущей на г. Фавор, либо, если это возможно, – на дорожке в самом саду   Нижний сад, искусственные посадки на г. Фавор, гранитная лестница   7-10   Валаамские сады · традиция монас-тырского земледелия · история создания садов на Валааме: - формирование искусственных почв; - селекционная работа, связь с помологическим питомником Э. Регеля; - достижения валаамских садоводов и огородников в XIX - нач. ХХ в.; · работа по сохранению садов сотрудниками Мичуринского ГАУ в 1980-90-е гг; · современное положение     · следует располагать группу таким образом, чтобы не мешать проезду транспорта по дороге и проходу других групп по лестнице · останавливаться непосредственно на лестнице и вести здесь рассказ – запрещается · если группа заведена в сад, необходимо предупреждать гостей и следить, чтобы они не рвали цветы и плоды, передвигались же только по проложенным дорожкам · в том случае, когда число групп у подножия г. Фавор слишком велико, можно, поднявшись по лестнице, повернуть налево и дать рассказ о садах на площадке у кованой ограды над Нижним садом   · говоря о трудах братии по возделыванию валаамских садов, необходимо, по возможности, попытаться раскрыть смысл понятия «труд во славу Божию», преображающего не только окружающую природу, но и самого человека   Одновременно с обустройством нижнего сада в 1877г. на вершину горы Фавор была проложена гранитная лестница в 62 ступени, сохранившаяся до наших дней (4 нижние были пристроены в наши дни при мощении дорожек).
  3. Нижний сад - памятная стела   Площадка между Знамен-ской часовней и гранитной стелой   Памятная стела с именами августей-ших паломников   3-5   Августейшие паломники на Валааме · традиция путешествий русских государей по святым местам · посещения Валаама высочайшими особами     · в случае, когда место у стелы уже занято, можно сначала остановиться у Знаменской часовни, несколько изменив порядок подачи информации   · располагая группу у стелы, следует внимательно следить за тем, чтобы экскурсанты не заступали на газоны (здесь можно еще раз подчеркнуть, как тонок слой валаамской почвы, и какой большой труд требуется для выращивания в этих условиях декоративных растений)       · говоря в ходе экскурсии о таких неоднозначных личностях - как Петр Великий, императрица Екатерина II и их роли в истории Русской Церкви, следует избегать резких оценок и суждений   Понятно, что каждое посещение обители лицами царской семьи становилось особым событием для братии. В память о таких высочайших паломничествах на Валааме было установлено 2 часовни, одна из них - перед нами.
  4. Гранитная стела - Знаменская часовня   Площад-ка у часовни   Часовня во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы     Знаменская часовня · паломничество государя-императора Александра II на Валаам · сооружение Знаменской часовни · реставрация   · следует внимательно следить за окружающей обстановкой, чтобы не задерживать другие группы и не создавать пробок (в том случае, когда основная часть экскурсантов еще не поднялась от причала, необходимо сократить до минимума информацию на данной остановке и пройти в монастырь; если же напротив, большая часть групп уже прошла, рассказ у Знаменской часовни можно значительно увеличить)   · если позволяет время, можно сказать несколько слов об А. М. Горностаеве, его работе на Валааме и вкладе в формирование «русского стиля» в архитектуре XIX в.   · ориентируясь на общий уровень подготовленности группы, можно кратко сказать о том, что представляет собой чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы   От Знаменской часовни дорожка ведет к главному входу в монастырь, именуемому по традиции русских обителей Святыми вратами.
5. Знаменская часовня - Святые врата обители   Напротив Святых врат обители, справа или слева от дорожки   Святые врата, Церковь во имя св. апп. Петра и Павла, памятник св. ап. Андрею Первозванному   3-4   У входа в монастырь   · Святые врата · свечная лавка · строительство Петропавловской церкви · памятник ап. Андрею Первозванному     · группу следует располагать таким образом, чтобы дорожка оставалась свободной   · в случае, когда количество групп слишком велико, после рассказа у Знаменской часовни, можно, продолжая тему паломничества на Валаам, пройти к Зимней гостинице и уже после этого - к Святым вратам   · перед входом на территорию двора, необходимо еще раз напомнить экскурсантам о правилах поведения при посещении действующего монастыря   · если экскурсия " ЦУ" является первой или вообще единственной в программе посещения Валаама, то здесь необходимо сказать несколько слов по истории обители в 1918 – 1989 гг.; эту историческую справку можно дать и чуть раньше – на площадке за Знаменской часовней   Наружное каре келейных корпусов, у южной линии которого мы с вами находимся, до сих пор частично является местом проживания обитателей мирского поселка «Валаам». Поэтому сейчас Святые врата обители (т. е. непосредственный вход в монастырь) расположены чуть дальше – мы увидим их, пройдя во двор.
  6. Святые врата - двор между внешним и внутренним каре   Двор между внешним и внутренним каре   Главный монастыр-ский ансамбль   10 - 12   Архитектурныйкомплекс монастыря: · общий обзор архитектурного ансамбля монастыря · основные этапы формирования · Старец Назарий и его роль в восстановлении обители · строительство нового собора и окончательное оформление внешнего облика монастыря · современное положение     · группу следует располагать таким образом, чтобы не мешать свободному входу (и выходу) на территорию внутреннего каре   · учитывая небольшую величину пространства между внешним и внутренним каре, а также близость монашеских келий, рассказ следует вести приглушенным тоном   · внимание! В период, когда один из храмов собора закрыт для посещения (богослужение), рассказ о строительстве собора и особенностях его архитектурного решения можно перенести в те точки, откуда наиболее хорошо просматривается его панорама: А) к решетке за алтарем церкви Валаамской иконы Божией Матери; Б) к ажурной решетке за алтарем самого собора; В) на площадку в северо-западной части внешнего каре (у современной почты)     · объем информации на данной остановке непосредственным образом зависит от общей экскурсионной программы на острове: он будет минимальным, если группе уже были предложены экскурсии " Скиты Валаама" и " Острова монашеского подвига"; и максимальным, если экскурсия " Центральная Усадьба" стоит первой (и тем более, если она является единственной при посещении Валаама), в этом случае, рассказывая об основных строительных этапах и современном положении на острове, необходимо подробнее коснуться вопросов истории монастыря в целом     Несмотря на сегодняшнее сложное социальное положение на острове, его центром (и сакральным и архитектурным) по-прежнему является Спасо-Преображенский собор.
  7. Двор между внешним и внутренним каре - Спасо-Преображенский собор   Верхний храм собора     Интерьер и росписи Спасо-Преображенского собора   7-10   Спасо-Преображенскийсобор обители · история создания:  - необходимость строительства более вместительного летнего собора на месте прежнего (" назарьевского" )  - подготовка проекта (архитекторы Силин, Карпов и Прокофьев)  - производство строительных материалов (кирпичные заводы, каменоломни на Путсаари и Сускасалми, литейная мастерская и т. д. ) · роспись собора  - иконописная мастерская и школа живописи на Валааме (иеромонахи Алипий и Лука);  - техника воско-масляной живописи;  - сюжетный ряд и композиция · причины разрушения; · реставрационные работы: - реставрация кирпичной кладки, кровли и фасадов; - реставрация стенной живописи; - реставрация иконостаса и деталей интерьера; - воссоздание икон   · заводить группы в храм во время богослужений запрещено (гости могут войти в храм самостоятельно – тихонечко, по одному, не мешая молитве) · посещение собора всегда необходимо корректировать относительно времени проведения богослужений, поэтому в определенных случаях его следует ставить в самом конце экскурсии (например, для туристов второй смены круизных теплоходов, отправляющихся в ЦУ после обеда), продумав логическое изменение общей структуры экскурсии   · под святыми вратами, у контейнеров с юбками экскурсовод должен четко объяснить гостям алгоритм дальнейших действий: переодеваемся, проходим в собор, не отвлекаясь на витрины лавки, посещаем два храма (верхний и нижний), потом обязательно выделяется 15-20 минут свободного времени для молитвы, подачи записок, покупки свечей и сувениров;   · проходить по внутреннему монастырскому двору в храм следует компактно, всей группой, экскурсовод должен дождаться тех, кто вынужден переодеваться в юбки, и только в общемсоставепройти в собор;   · вести рассказ во внутреннем дворе монастыря или на крыльце собора запрещено(исключение составляет время ожидания и сбора группы послепосещения храма, его уместнее всего посвятить ответам на вопросы экскурсантов);   · учитывая, что в храме может находиться сразу несколько групп, рассказ следует вести таким образом, чтобы не мешать своим коллегам     · рассказ желательно построить таким образом, чтобы как можно более полно раскрыть идею о центральном месте и значении соборного храма во всей жизнедеятельности монастыря, подчеркнуть его миссионерское назначение   · если позволяет время, рассказ о Валаамской иконе Божией Матери удобнее включить в сюжет о творчестве иеромонаха Алипия, ограничась в нижнем храме - где длительное нахождение практически невозможно - самой краткой информацией (указать, где располагается икона)       До 2005 г., когда собор был переосвящен, все богослужения проходили в нижнем храме, где покоится главная святыня обители - мощи Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.
8. Верхний храм Спасо-Преображенского собора - нижний храм в честь Прпп. Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев   Нижний храм собора (группу располагаем в зависимости от наличия свободного места)   Интерьер нижнего храма   10-15   Главный действующий храм Валаамского монастыря · первоначальный вид · современное состояние:  - реставрационные работы  - новый иконостас · святыни, находящиеся в храме:  - мощи прпп. Сергия и Германа и икона над ними  - Валаамская икона Божией Матери  - мощи пр. Антипы Афонского  - икона Божией Матери «Всецарица» · порядок богослужений   · вести экскурсионный рассказ во время богослужений запрещено(гости могут войти в храм самостоятельно – тихонечко, по одному, не мешая молитве); · находясь в храме, рассказ следует вести в полголоса; · по окончании рассказа в нижнем храме, группе необходимо дать свободное время, подробно объяснив, где полагается оставлять свечи, возжигаемые во время богослужения     · в силу того, что длительное нахождение в нижнем храме невозможно, экскурсоводу следует особо тщательно продумать порядок распределения информации между верхним и нижним храмами; составить как можно более лаконичные и вместе с тем ёмкие фразы для того, чтобы посещение главного действующего собора обители не оставляло ощущения скомканности   · говоря о нижнем храме собора, уместно подчеркнуть, что он был задуман в «греческом стиле», а верхний – в «русском»   · рассказывая о порядке богослужений в обители, следует заметить экскурсантам, что все желающие могут оставить в лавке собора записки с именами своих близких для молитвенного поминовения (объяснив, если это необходимо, правила их написания)   Богослужение, молитва как стержень, каркас пронизывали и поддерживали все стороны жизнедеятельности монастыря. Поэтому свою церковь имел каждый скит, больница, кладбище, братская трапезная. В церкви свв. апп. Петра и Павла, например, с 20-х гг. прошлого века совершали литургии на финском языке. Сейчас в этих малых церквях служат нечасто, но обязательно – в дни их престольных праздников. В Петропавловском храме располагается выставка икон и проходят концерты духовных песнопений.  
  9. Нижний храм собора – двор между южными линиями внешнего и внутреннего каре     Двор между южными линиями внешнего и внутреннего каре     Южные линии каре   3-4   Южная часть монастырского комплекса: · расположение различных служб и помещений монастыря в этих частях каре · церковь Валаамской иконы Божией Матери · церковь свв. апп. Петра и Павла (богослужения на финском языке в 1930-е гг; разорение курсантами школы боцманов и юнг, реставрация в 2016-18 гг)   · при выходе группы с территории внутреннего двора монастыря экскурсоводу следует дождаться всех членов, проследив, чтобы все сдали юбки и платки   · в процессе ожидания следует показать гостям «царское крыльцо», обозначавшее прежде вход в покои, где останавливались члены семьи Романовых; рассказать о реставрации надвратной церкви   В наше время для тех гостей обители, кто не может принять участие в братских богослужениях, в бывшей больничной церкви проходят выступления певчих, которые дают представление об удивительно красивой, строгой традиции знаменного одноголосного пения.
10. Петропав-ловская церковь - внутренний двор между северными линиями каре   Двор между северными линиями внешнего и внутреннего каре   Северная часть монастырского комплекса   3-5   Северная часть монастырского комплекса: · хлебопекарня · иконописная мастерская (ныне помещение почты) · больничный храм Св. Живоначальной Троицы и иконы Божией Матери «Живоносный Источник» · Успенская трапезная церковь, братская трапезная · современное состояние   · по пути экскурсоводу следует оповестить группу, что все желающие могут посетить туалет, и объяснить, в каком направлении им затем двигаться, чтобы догнать остальных экскурсантов · переход по маршруту должен быть выдержан в ровном темпе, экскурсовод обязан следить за тем, чтобы никто из членов его группы не потерялся; если в группе есть плохо ходящие люди, необходимо делать маленькие промежуточные остановки (с рассказом, например, об исторических Игуменских покоях, которые в советское время занимала поселковая больница, и т. п. ); · в этой части каре расположить группу удобнее всего либо сразу за почтой (красивый вид на собор), либо напротив больничной церкви; · на данной остановке группу надо располагать компактно, чтобы не мешать свободному проходу по двору   · если по каким-либо причинам информация о советско-финской войне и ее роли в судьбе монастыря не прозвучала, уместно включить ее в рассказ на данной остановке, логически увязав с рассказом о причинах разрушения больничной церкви · также, в случае, когда рассказ о строительстве Спасо-Преображенского собора прозвучал слишком кратко, можно еще раз вернуться к этой теме на данной остановке, подчеркнув доминирующее положение соборного храма в ансамбле всего монастыря · здесь же можно поподробнее рассказать о том, какие колокола находились на колокольне собора, как шло их восстановление и – более широко – о традиции колокольного звона в русской православной культуре   К северной линии внешнего каре примыкает и так называемое Старое Братское кладбище, где, по всей видимости, производились захоронения валаамской братии еще с «дошведского» периода.
12. Двор между северными линиями каре – церковь во имя иконы «Живоносный Источник»       Концерт духовных песнопений     Валаамская певческая традиция * Рассказ ведут члены Праздничного хора Валаамского монастыря   · для того, чтобы избежать пробок на концерте и в соборе, экскурсоводам, идущим по одному маршруту (работающим в одной смене круизного т/х или с одним метеором), следует заранее договориться с коллегами, кто идет в собор, а кто на концерт, чтобы по возможности равномерно распределить потоки · запрещено располагать группу на ступенях храма, что делает затруднительным выход слушателей с концерта!   · в случае, когда концерт приходится какое-то время ждать, экскурсоводу необходимо держать группу компактно, посвятив время ожидания более подробному рассказу о больничной церкви (история сооружения, разрушение в ходе Зимней войны, реставрационные работы)      
*13. Двор между северными линиями каре - Старое братское кладбище (остановка факультативная, может быть использована, если в программе отсутствует концерт певчих)   *Площадки над туннелем и в центре кладбища   *Панорама Старого братского кладбища, общий Крест над всеми почившими, отдельные захоронения   *7-10   *Старое братскоекладбище (этот фрагмент экскурсии входит в программу, когда из нее по каким-либо причинам исключается концерт) · место памяти о людях, создавших Валаам · общее устройство кладбища, двухуровневое членение · общий поминальный крест · отдельные братские захоронения: легендарная могила короля Магнуса, валаамские подвижники (Агапий-«Слепец», Иоанн-«Молчальник», Алипий-иконописец, схиигумен Феодор и др. ) · могилы мирян на этом кладбище (четы Тюменевых, Камиллы Женари)   · посещение Старого братского кладбища необходимо, если по каким-либо причинам, концерт певчих в программе отсутствует; · группу следует располагать только на утоптанных площадках;   · необходимо следить за тем, чтобы туристы случайно не наступали на надгробные плиты   · содержание информации здесь непосредственно связано с общим уровнем подготовленности группы: паломникам следует более подробно рассказать о подвижниках благочестия, чьи захоронения находятся на этом кладбище; туристам раскрыть смысл погребальных обрядов и заупокойных молитв в Православии, объяснить символику православного креста и т. д. · говоря о валаамских подвижниках благочестия, экскурсовод сам в праве выбрать, биографии кого именно он хотел бы включить в свой рассказ   В христианском понимании – все люди живы, для Бога мертвых нет. И Братское кладбище, где покоятся иноки Старого Валаама, расположено в непосредственной близости с монастырскими корпусами. Валаамское братство – земное и небесное – всегда рядом.
  13. Старое братское кладбище - Хозяйственный двор монастыря (Певческое поле)   Любая площадка или скамьи на Певческом поле   Хозяйственный двор монастыря, Водопроводный Дом, Работный Дом, здание Медпункта, Певческий павильон   5-7 Хозяйственный двор монастыря: · хозяйственный расцвет обители в XIX-нач. ХХ в. · Водопроводный дом · валаамские мастерские · Работный дом · современное хозяйственное положение Валаамской обители · новая амбулатория · «Певческое поле и певческий павильон», появившиеся на Валааме в 2015 г, певческий хоровой фестиваль на Валааме   · в плохую погоду (сильный ветер, дождь) группу желательно расположить поближе к ограде Братского кладбища, а основную часть рассказа по данной тематике перенести в помещение Каретно-конюшенного дома       · в рассказе желательно использовать иллюстративный материал (фотографии нескольких валаамских мастерских)   · если экскурсия «ЦУ» стоит первой или является единственной в программе посещения острова, то рассказывая о хозяйственной жизни обители, можно одновременно коснуться темы монастырских послушаний, обрисовать основные этапы монашеского пути · рассказывая о Певческом фестивале на Валааме, экскурсовод должен объяснить экскурсантам, каким образом можно принять в нем участие в качестве гостя · покидая Певческое поле, следует обратить внимание гостей на кафе, где можно приобрести блюда из местных валаамских продуктов     В 70-80-е гг ХIХ в. оформление хозяйственной зоны монастыря практически завершилось. В этот период братия активно занялась облагораживанием (" преображением"! ) валаамской природы. В Центральной Усадьбе монастыря были устроены 3 прекрасных сада. Один из них - " верхний" - получил также название " аптекарского".
14. Хозяйст-венный двор монастыря – Верхний сад   За алтарем Спасо-Преображенского собора, у ограды Верхнего сада   Верхний сад, широкая панорама Собора и окрестностей   2-3   Верхний «аптекарский»сад монастыря: · «аптекарский» сад на Валааме и ветрозащитная «аллея уединенной молитвы» · монастырская аптека · современное состояние (тепличное хозяйство)   · располагать группу следует таким образом, чтобы не мешать движению транспорта по дороге   · в случае ветреной или дождливой погоды данную остановку следует исключить   · если позволяет время, в рассказе можно использовать иллюстративный материал (фото выращиваемых сейчас в теплицах ананасов, пепино, китайских огурцов и т. п. )   Монастырь, будучи отделенным от мира бурными водами Ладоги, никогда не отделял свою судьбу от судьбы России. Он радушно принимал всех, кто стремился побывать на Валааме. Специально для приема гостей в обители была построена обширная гостиница.
  15. «Аптекар-ский» сад - Зимняя гостиница   Напротив левого крыла Зимней гостиницы (так, чтобы был открыт вид и на Славянскую гостиницу)   Панорама Зимней и Летней (ныне – «Славянской») гостиниц   3-10   Гостиницы на Валааме: · организация постоянного пароходного сообщения Петербург - Валаам · Зимняя гостиница:  - строительство здания гостиницы по проекту А. М. Горностаева  - внутренний распо-рядок, правила прожи-вания паломников в Валаамской обители в нач. ХХ в. · выдающиеся деятели культуры на Валааме · Валаам как центр паломничества в 20-30е гг, связь с русским Зарубежьем · современное положение, организация приема гостей в обители   · проходя по дороге, необходимо внимательно следить за автотранспортом, т. к. движение здесь наиболее интенсивно   · если в группе есть пожилые люди, рассказ удобно вести, посадив гостей на скамьи, - в сквере перед Славянской гостиницей или у Зимней.   · объем информации на данной остановке зависит от общей программы пребывания группы на острове: если в нее входят 2 экскурсии, то рассказ о посещении обители деятелями русской культуры можно включить в экскурсию " Скиты Валаама"   · в завершении рассказа следует кратко рассказать о том, какие программы пребывания на острове предлагает сейчас Паломническая служба, и пригласить гостей приехать на Валаам еще раз с проживанием в гостинице   Как и прежде, стремятся на остров православные люди, чтобы, прикоснувшись к его красоте и святыне, обрести, по словам покойного Патриарха Алексия, " духовные силы нести свой крест и возрастать в добродетели".
  16. Зимняя гостиница - Причал Монастырской бухты     Площадка у причала     Панорама монастыря     1-2     Прощание с группой   · краткое заключительное слово · ответы на вопросы     · при отправлении группы в Никоновскую бухту на катере, необходимо подойти к причалу не менее, чем за 5 мин. до его отплытия, опоздания недопустимы      
*17. Каретно-конюшенный дом (остановка факульта-тивная)     Каретно - конюшен-ный дом   Вставка в помещении Каретно-конюшен-ного дома   7-10 * Выставка в каретно-конюшенном доме   · особенности хозяйственной жизни монастыря, связанные с его островным положением, валаамские мастерские · хозяйственная деятельность в Валаамском монастыре сегодня   · в плохую погоду рассказ о хозяйственной жизни монастыря следует перенести с Хозяйственного Двора в Кретно-конюшенный дом   · после осмотра выставки необходимо дождаться всех экскурсантов у выхода и только в полном составе пройти к катеру   · если посещение Центральной усадьбы обители стоит в начале программы пребывания группы на острове, необходимо в заключении сказать несколько слов о характере и содержании экскурсии во второй половине дня    

Примечания:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.