Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи без ответов



 

Задача №1.

В период сессии рабочая нагрузка у студентов значительно возрастает, что влечет за собой изменение их функционального состояния.

Вопрос №1:

1) Что понимают под термином " функциональное состояние"?

Эталон ответа: это интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма человека, которые прямо или косвенно определяют его деятельность.

Вопрос №2:

 Какое функциональное состояние называют оптимальным?

Эталон ответа: при котором эффективность деятельности максимальная, а ее " физиологическая цена" - минимальная.

Вопрос №3:

 По каким показателям можно оценивать функциональное состояние?

Эталон ответа: 1) по показателям деятельности через оценку ее эффективности; 2) по вегетативным показателям; 3) по показателям ЭЭГ; 4) по показателям основных психических процессов- мышления, восприятия, внимания; 5) по субъективным характеристикам.

Вопрос №4:

 Какие структуры ЦНС относят к " системе продуктивной" и " системе непродуктивной активации"?

Эталон ответа: система продуктивной активации обеспечивает активацию деятельности с одновременным ростом ее успешности (таламус, РФ среднего мозга, симпато-адреналовая система). Система непродуктивной активации обеспечивает развитие отрицательных эмоциональных состояний, стресса, не сопровождающихся ростом успешности деятельности (миндалевидный комплекс, гипоталамус, гипофиз).

Вопрос №5:

 Какова роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния?

Эталон ответа: возбуждение сенсорных систем ведет к специфической активации нервных центров и повышению уровня бодрствования на короткий период. От специфических проекционных путей любая сенсорная информация по коллатералям доходит до РФ среднего мозга и неспецифических ядер таламуса, формируя неспецифические пути. Эти структуры являются одним из отделов модулирующих систем мозга, которые влияют на тонус коры и ближайшей подкорки и оптимизируют уровень функционального состояния в отношении выполняемой деятельности.

Вопрос №6:

 Как изменяется функциональное состояние у студентов во время экзаменов?

Эталон ответа: происходит активация симпато-адреналовой системы, которая способствует мобилизации ресурсов организма для выполнения деятельности. Часто функциональное состояние студентов во время экзаменов можно назвать стрессовым, поэтому для него будут характерны все признаки стресс-реакции.

 

Задача №2.

Правитель Бухары Нух II был не старым, но очень больным человеком. Тогда Авиценна намекнул ему, что многие его болячки происходят от боязни потерять деньги и власть. Эмир пообещал лишить врача головы, если приведенные им примеры будут неубедительны. Авиценна так проиллюстрировал свою мысль: на площади поставили три клетки. В две из них посадили по барану, а в третью- волка. Один из баранов не видел хищника, второй же был вынужден все время ощущать на себе заинтересованный взгляд серого врага. Животные вдоволь получали еды и питья, однако баран, трясшийся в ужасе рядом с волком, умер через две недели без видимой причины.  

Вопрос№1:

Объясните, почему умер этот баран?

Эталон ответа: он умер от стресса.

Вопрос №2:

 Что такое стресс?

Эталон ответа: стресс, по Г. Селье, - это неспецифический ответ организма на действие достаточно сильных неблагоприятных факторов- стрессоров.

Вопрос №3:

 Какие виды стресса вы знаете?

Эталон ответа: 1) острый и хронический (в зависимости от времени действия стрессора), 2) физический ( защита от воздействия физических факторов) и эмоциональный, или психогенный ( защита от воздействия психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции), 3) эустресс (" хороший стресс", защитные реакции протекают без потерь для организма, безболезненно) и дистресс ( " чрезмерный стресс", защитные реакции протекают с ущербом для организма, ослаблением его возможностей) и т. д.

Вопрос №4:

 Какой вид стресса имеет место в данном примере?

Эталон ответа: эмоциональный стресс, дистресс.

Вопрос №5:

 Каково биологическое значение стресса?

Эталон ответа: он имеет адаптационную направленность, так как активирует защитные механизмы организма для предотвращения патогенного действия неблагоприятных факторов. В результате вырабатывается устойчивость к действию повреждающих факторов.

Вопрос №6:

 Почему стресс называется неспецифической реакцией организма?

Эталон ответа: потому что в ответную реакцию организма вовлекаются одни и те же механизмы независимо от специфики действующего стрессора, а также вырабатывается устойчивость не только к данному стрессору, но и к другим неблагоприятным факторам.

Вопрос №7:

 Почему, несмотря на то, что стресс-реакции способствуют выработке устойчивости организма к неблагоприятным факторам, животное все же погибло? Для ответа на этот вопрос вспомните стадии развития стресса по Г. Селье.

Эталон ответа: в данном случае имел место дистресс. Согласно Селье, в динамике общего адаптационного синдрома прослеживаются 3 стадии: 1) тревоги (происходит активная мобилизация адаптационных процессов в организме в ответ на всякое смещение гомеостаза при стрессе. Устойчивость организма к данному стрессору быстро возрастает; 2) резистентности ( устанавливается повышенная сопротивляемость не только к действующему стрессору, но и к другим (неспецифический характер); 3) истощения ( когда стрессор оказывается слишком сильным, как в ситуационной задаче, или длительно действующим, защитные приспособительные механизмы истощаются, снижается резистентность организма как к данному, так и к другим стрессорам, может наступить смерть.  

Вопрос №8:

 Какова роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии? Попытайтесь проанализировать, вследствие каких нарушений могло погибнуть животное?

Эталон ответа: психоэмоциональный стресс- причина многих психосоматических заболеваний. Животное могло погибнуть от инфаркта миокарда, артериальной гипертензии, невроза, язвенных поражений ЖКТ и т. д. Часто причиноRй психоэмоционального стресса являются конфликтные ситуации, когда человек при наличии у него сильно потребности длительное время не может ее удовлетворить. При этом возникают отрицательные эмоции, они могут суммироваться и переходить в форму застойного возбуждения, которое сохраняется в ЦНС даже после устранения конфликтной ситуации. Такое застойное возбуждение приобретает способность генерализованной активации различных структур ЦНС, особенно коры больших полушарий, а также нейрогуморальным путем начинает оказывать нисходящее негативное влияние на соматовисцеральные функции организма.

Вопрос №9:

Что такое " стресс-реализующие системы организма"? Каково их значение?

Эталон ответа: это механизмы, участвующие в реализации адаптационных реакций организма, направленных на противодействие стрессору. К ним относятся: симпато-адреналовая система, адренокортикальный, соматотропный и тиреоидный механизмы.

Вопрос №10:

Что такое " стресс-лимитирующие системы организма"? Каково их значение?

Эталон ответа: это системы естественной профилактики стресса, механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побочные отрицательные эффекты. К ним относятся: ГАМК-эргическая система, эндогенные опиаты, простагландины, антиоксидантная система, парасимпатическая нервная система.

 

Задача №3.

В качестве индикаторов формирования эмоционально-стрессовых состояний в процессе выполнения производственной деятельности могут выступать изменения показателей вариабельности сердечного ритма ( R-R интервалов), особенно у лиц, плохо адаптированных к данному виду деятельности. Для этого применяется метод вариационной пульсометрии, разработанный Р. М. Баевским. Он нашел широкое применение в физиологии труда и спорта, в космической медицине и других областях.  

Вопрос№1:

В чем заключается суть данного метода?

Эталон Ответ: он основан на статистическом анализе кардиоинтервалов (изучается вариабельность R-R интервалов). Данный метод позволяет оценить соотношение симпатического и парасимпатического отделов В. Н. С. в регуляции сердечного ритма, а также влияние автономных и центральных механизмов на его управление. Записывают ЭКГ во II стандартном отведении. Берут для анализа 100 кардиоинтервалов. Измеряют временные значения каждого кардиоинтервала с учетом калибровки, затем их группируют по одинаковым временным значениям в 20 диапазонов и строят вариационные пульсограммы числовым или графическим способами. С помощью формул рассчитывают различные статистические показатели вариационной пульсометрии.

Вопрос №2:

Что такое мода? Что отражает этот показатель?

Эталон ответа: это диапазон значений наиболее часто встречающихся кардиоинтервалов. Указывает на уровень функционирования синусового узла.

Вопрос №3:

Что такое амплитуда моды? Что она отражает?

 Эталон ответа: это число кардиоинтервалов, соответствующих диапазону моды. Отражает стабилизирующий эффект централизации управления ритмом сердца - влияние симпатической н. с.

Вопрос №4:

Что такое вариационный размах? Что отражает этот показатель?

Эталон ответа: это степень вариативности значений R-R интервалов ( Xmax- Xmin). Отражает суммарный эффект регуляции ритма сердца вегетативной н. с.

Вопрос №5:

 По какой формуле рассчитывается индекс напряжения и что он отражает?

Эталон ответа: ИН=АМо/2Δ X*Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом.

 

Задачи без ответов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.