Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прежде чем вступить в полемику



 

 

Столовый этикет

 

Манерам за столом всегда придавалось большое значение. Нельзя говорить о высоком культурном уровне человека, если он некрасиво, неаккуратно ест и не умеет пользоваться столовыми приборами.

Ведь правила столового этикета проверены столетиями, чтобы поведение всех присутствующих за столом было гармоничным и рациональным.

Самое главное правило: все столовые приборы, находящиеся справа от тарелки, держат во время еды правой рукой, а все приборы, что находятся слева — соответственно, левой рукой.

У ножа (держат в правой руке) и вилки (в левой) совершенно разные функции: ножом придерживается то, что вы берете вилкой. При этом ни в коем случае не допускается перекладывать приборы из правой руки в левую и наоборот. Вилку рекомендуется держать зубцами вниз. Есть с ножа нельзя. Также не следует сразу резать все ножом, чтобы после пользоваться только одной вилкой. Правильно будет отрезать кусочек и тут же отправлять его в рот, иначе кушанье остынет раньше времени. Кусок хлеба в руках не держат и не откусывают от него, а отщипывают небольшие кусочки, которые можно съесть за 1-2 раза.

Ручки ножа и вилки нужно держать в руках, а указательным пальцем правой руки придерживать у начала лезвия ножа. Чтобы разрезать, например кусок мяса, вилку и нож нужно держать под небольшим наклоном.

Специальные рыбные вилка и нож меньше столовых. При этом рыбу не принято резать ножом. Если рыбное блюдо отварное или жареное, ножом отделяют рыбьи кости. В случае, если вы обнаружили косточку во рту, ее следует положить на прислоненную к губам салфетку, потом — на тарелку.

Суп нужно есть, зачерпывая ложкой от себя, чтобы не запачкать одежду. Суп следует кушать с края ложки, поднеся ее параллельно к губам. Доедают суп, слегка отклонив и отодвинув тарелку от себя. Бульон в чашке следует пить, как чай или кофе, после того, как съели немного бульона при помощи небольшой десертной ложечки. Ложка из супа ни во время еды, ни после не должна быть на столе — только в тарелке.

Если блюдо не требует резки (запеканки, паштеты, суфле, яйца вкрутую, пудинги), пользуйтесь только вилкой, держа ее в правой руке. Во время еды допускается помогать кусочком хлеба в левой руке.

Чтобы сделать бутерброд, небольшое количество икры, паштета и сливочного масла берут на свою тарелку из общего блюда. Кусочек хлеба следует брать левой рукой и ножом, находящимся в правой руке, намазывают бутерброд. Его едят с помощью вилки и ножа.

Салаты накладывают на тарелку салатной ложкой и едят с помощью вилки.

Чтобы очистить апельсин, с него срезают верхнюю часть кожуры, затем делают надрезы вдоль на 4-5 частей, снимают всю кожуру и разделяют апельсин на дольки. По правилам этикета бананы ножом надрезают у черенка, убирают кожуру и едят с помощью десертного ножа и вилки, отрезая по кусочку.

Землянику и клубнику берут руками за чашелистики, а если ягоды уже очищены — едят ложкой. Черешню, вишню, виноград берут руками, косточки выплевывают на чайную ложку или салфетку.

Торт, пирожные из крема не следует брать руками: их едят десертной вилкой или ложечкой.

Если кушанье на блюде переходит из рук в руки по кругу, то, сперва предложите его соседу, а уж затем, не выбирая, возьмите себе. Еду с подноса нужно накладывать с помощью вилки и ложки, которую держат левой рукой, помогая при этом вилкой. Эти приборы потом остаются на подносе.

В случае если в гостях вы не знаете, как едят данное блюдо, ориентируйтесь на хозяев вечера.

Что касается напитков, стоит запомнить одно правило: чем крепче спиртное, тем меньше предназначенная для него емкость.

 

Правила поведения за столом

 

Приглашение сесть за стол по правилам хорошего тона нужно принимать с небольшим опозданием, чтобы успели усесться дамы и хозяйка. В ресторане мужчине следует отодвинуть стул для женщины, а затем уже сесть. Первой выбирает блюда дама, заказывает — мужчина. Официанта нужно подзывать жестом тогда, когда он находится неподалеку, стучать ножом по бокалу, выкрикивать — дурной тон.

Сидя за столом, следите за своей осанкой: не наклоняйтесь над тарелкой и не откидывайтесь на стуле, сидите прямо. Локти должны быть прижаты к бокам, на столе — одни кисти рук. Салфетку со стола следует положить на колени. Уронив столовый прибор, не нужно его поднимать: спокойно попросите замену.

Пока заказанные блюда не были принесены всем гостям, приступать к еде более чем некомильфо. Мужчинам стоит начинать есть, после того как это сделают сидящие рядом дамы. Особое внимание нужно уделять своей соседке справа: предлагать угощения, занимать разговором, наливать вино. Время крепких напитков или аперитивов приходит только после общего тоста.

Перед тем как запить еду, необходимо вытереть губы салфеткой. Когда пьёте что-нибудь из бокала или фужера, не запрокидывайте голову далеко назад. Не следует, только сев за стол, сразу же залпом выпивать напиток. Чтобы остудить суп, не дуйте на него, подождите, пока он остынет, слегка помешивая его ложкой. Не набивайте рот большим количеством еды. Не стоит есть ложкой то, что можно съесть вилкой. Стаканы или бокалы с напитками не поднимают выше плеча. Далеко отставленное от вас блюдо просите передать, тянуться не следует. Не стоит стараться ухватить последний бутерброд с блюда, зачерпнуть последнюю ложку супа, съесть последний кусок торт и проч. Не принято подавать самим свою тарелку с просьбой о второй порции или добавке.

Все критические замечания относительно подаваемых блюд держите при себе. Отказаться от блюда стоит так, чтобы не привлекать к себе внимания. Это нужно делать, не посвящая собравшихся в подробности своего пищеварения или диеты.

Не приемлемо за столом пользоваться расческой, припудриваться или подкрашивать губы. Для этого есть туалетная комната, в которую можно удалиться только после окончания еды. Без надобности выходить из-за стола до окончания обеда выглядит неуважением к гостям.

Пользоваться зубочисткой за столом — дурной тон. Нельзя разговаривать с полным ртом. Перед тем, как обратиться к соседу, глотните воды, незаметно прополоскав рот, чтобы смыть застрявшие в зубах кусочки пищи. За столом оказывайте равное внимание соседям слева и справа. Не следует поворачиваться спиной к одному, если заняты разговором с другим. Не стоит и беседовать через человека.

Самое общее правило — разговор за столом должен вестись в нейтральном ключе, не следует затрагивать острых тем, болезней, вопросы стоимости кушаний и напитков. За трапезой принято говорить на темы, стимулирующие аппетит. Однако любая застольная беседа не должна мешать еде.

Если вы хотите взять слово, нужно встать и, чтобы привлечь внимание собравшихся, слегка постучать по своей рюмке. Не дожидаясь полной тишины, начинать говорить. Как правило, застольная речь завершается тостом. Слушать речь следует молча, продолжать жевать или разговаривать означает показывать неуважение оратору.

Строгих правил о том, когда и с кем чокаться, не существует. Но дотягиваться до каждого, кто сидит за вашим столом совсем не обязательно. Допустимо просто приподнять бокал, обвести присутствующих глазами, улыбнуться и отпить.

Если вы выступаете в роли хозяин или хозяйки, постарайтесь не заканчивать свое блюдо первыми. Иначе вы подадите знак гостям об окончании трапезы. Закончив есть, приборы кладут параллельно друг другу с правой стороны тарелки. Встав из-за стола, поблагодарите хозяев.

Ужин или обед в ресторане завершаются, когда просят счет. Если в ресторан или кафе пригласил конкретный человек, то он и платит за своих гостей. Мужчина платит за приглашенную им даму, впрочем, женщина вполне может расплатиться за себя сама. В случае обеда компанией, порядок оплаты нужно обговорить сразу — каждый за себя или «в складчину». Все разговоры на тему счета прекращаются после того, как он оплачен. Требуемая сумма и чаевые оставляются на блюдце, на котором подан счёт.

 

Правила общения

 

Самое главное в этикете общения — это обращение. На «ты» следует обращаться только к близким друзьям и детям, младше 18 лет. Ко всем прочим (даже к незнакомым людям одного возраста с вами) следует обращаться исключительно на «вы». При этом правила хорошего тона предписывают при посторонних переходить на «вы» и называть по имени-отчеству друга или родственника. Также следует делать, когда неуместно демонстрировать в обществе родственные или фамильярные отношения.

Переход от «вы» к «ты» должен быть тактичным. Как правило, инициативу в отношениях берет на себя женщина и старшие по возрасту или положению.

Говоря с кем-то о людях, не принято упоминать их в третьем лице — «она» или «он». Даже о близких родственниках следует сказать: «Константин Львович просит передать... », «Алла Петровна будет ждать вас... ».

В зависимости от ситуации используются 3 вида обращения.

1. Официальное (господин, гражданин, мадам; также используются титулы и звания представляемых. );

2. Неофициальное (по имени, часто на «ты», дорогой друг, брат, подруга);

3. Безличное (в случае обращения к незнакомому человеку следует пользоваться фразами «позвольте», «извините», «подскажите», «прошу прощения» и т. д. )

Правила этикета не приемлют обращение к человеку по половому признаку — «мужчина», «женщина»; рода занятий — «почтальон», «сантехник»; возраста — «ребенок», «старик». Работниц сферы услуг позволяется называть «девушка». Однако, в этом случае, все же предпочтительней безличное обращение.

Споткнувшись в произнесении или перепутав имя, следует извиниться.

При разговоре немаловажное значение играет расстояние между собеседниками. Оптимальная дистанция для малознакомых людей и деловых партнеров — две вытянутые руки. При этом любой из собеседников должен иметь свободный выход из разговора: неприлично загораживать проход или удерживать человека за лацкан или пуговицу.

Для общения нет ничего лучше хорошей темы для беседы. В обществе не приветствуются долгие монологи, продолжительные воспоминания, рассказы о своих личных делах, детях, заботах, снах, вкусах и привычках. Учтите интересы собеседника, недопустимо жаловаться на здоровье и перемывать кости знакомым. Если же общество вам незнакомо, то разговор о присутствующих — не просто дурной тон. Вы можете попасть в неловкую или щекотливую ситуацию.

Этикет требует избегать разговоров, которые явно неприятны собеседнику. Затронув подобную тему, стоит кратко извиниться и перевести беседу в нейтральную плоскость.

Также неуважением считается разговор на незнакомом остальным языке или жаргоне (в т. ч. профессиональном).

Кстати, просить профессионального совета (например, врача или юриста) в гостях — бестактно. В случае утомительного или неинтересного разговора хорошим тоном будет не показывать своего раздражения и нетерпения прерывать беседу. Само собой, неприемлемо перебивать собеседника, исправлять его речь или делать замечания.

Анекдоты и забавные истории хороши только к месту. Сыпать их как из рога изобилия — моветон. Неприлично пристально разглядывать и долго наблюдать за человеком, особенно если он ест.

 

Культура речи

 

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

 

Культура общения

 

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

 

Умение слушать

 

Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.

Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

 

Речевая культура

 

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

Ещё одна ситуация, в которой культура речи играет решающую роль, – это публичное выступление.

 

Публичное выступление

 

           Если Вы хотите иметь успех перед массовой аудиторией слушателей, заранее подготовьте план и основные тезисы своего публичного выступления.

           Во время выступления старайтесь избегать поучительного тона.

           Старайтесь вложить в свою ораторскую речь какие-то живые эмоции. Передать собственное неравнодушие к проблеме Вам поможет правильная интонация. Говорите от души, но при этом просто и грамотно – и тогда Вы произведёте положительное впечатление на слушателей, увлечёте их темой своего публичного выступления.

           Для того чтобы заинтересовать аудиторию и привлечь внимание всех слушателей, убедить их в своей правоте, необходимо использовать данные сравнительной статистики как аргумент в защиту своей позиции.

           Постарайтесь исключить надоевшие всем штампы из текста своего публичного выступления. Используя слова, которые были сказаны уже сотни раз, Вы тем самым «усыпите» внимание всей аудитории.

           В завершении публичного выступления бывает эффективным возвращение к началу ораторской речи, к повторному акцентированию внимания на проблеме.

 

 

Речевой этикет. Правила культуры речи:

 

Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

           Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

           Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.

           Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

           Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.

           Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.

           Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.

           Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

           Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

           Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.

 

Жесты. Культура жестикуляции

 

Исследователями установлено, что только 7 % информации человек передаёт с помощью слов, 38 % - посредством интонации и целых 55 % - за счёт жестов.

Говорят, что правильное мнение о человеке складывается за первые 10 секунд общения с ним. По всей вероятности, именно жесты играют здесь главную роль. Если слова нового знакомого разнятся с его жестами, на интуитивном уровне мы это чувствуем. Подсознательно мы начинаем чувствовать неприязнь к такому человеку, хотя зачастую сами не можем понять, почему.

 

Существует классификация жестов, в соответствии с которой они делятся на четыре группы:

1. общепринятые жесты;

2. эмоциональные жесты (зависят от культуры страны, в которой проживает человек);

3. индивидуальные жесты (присущие конкретному человеку);

4. ритуальные жесты (к примеру, приветствие).

 

Жесты обогащают наше общение яркостью и эмоциональностью. Значение одних и тех же жестов в разных странах

Ни для кого не секрет, что один и тот же жест может по-разному трактоваться в зависимости от культуры страны.

Например, наше европейское отрицательное поворачивание головы из стороны в сторону в Греции, Болгарии и Турции все примут за знак согласия.

В США сомкнутые в кольцо большой и указательный пальцы символизируют знак согласия " ОК", для французов тот же жест означает 'ноль', для жителей Японии - 'денежные средства'.

Указательный палец у виска во Франции будет принят за выражение мнения о глупости какого-то человека, в Голландии, напротив, о наличии высокого интеллекта.

Не вздумайте помахать кому-то рукой на прощанье в Греции - это нецензурный жест для этой страны. 


Дурные привычки

 

Если человек находится в повышенном эмоциональном состоянии, он зачастую перестаёт контролировать жестикуляцию. В результате его собеседникам приходится любоваться на так называемые жесты-паразиты.

К таким жестам, например, принадлежат: выдёргивание волос из причёски, накручивание локонов на пальцы, верчение какого-либо предмета в руках, перебирание пальцами, покачивание ногой и многое другое. 


" Язык жестов"

 

Психология уже на протяжении нескольких десятилетий занимается изучением смысла жестов человека. И учёным удалось сделать множество выводов по той или иной манере жестикуляции человека.

Сегодня, воспользовавшись справочником по психологии жестов, мы можем понять, о чём реально думает беседующий с нами человек, что у него на уме, не обманывает ли он нас.

Однако при считывании информации с жестов человека необходимо учитывать влияние внешних факторов, иначе мы обязательно сделаем ошибочное заключение. К примеру, скрещенные на груди руки в 30-градусный мороз не обязательно будут символизировать настороженность и агрессию человека. Скорее всего, в данной ситуации данный жест является попыткой хоть как-то согреться. 


Значение жестов

 

Итак, психологам удалось дать научные трактовки самым частотным и общеупотребительным жестам. 


Рукопожатие

 

По протянутой для рукопожатия руке человека можно сделать вывод о его самомнении и самооценке.

Если мужчина протягивает руку для рукопожатия ладонью вниз, это может сигнализировать о властности его натуры.

Если он подаёт руку ладонью вверх, это, наоборот, говорит о его уступчивости и готовности передать инициативу партнёру.

Если между людьми существует взаимоуважение, они подают друг другу руки ребром вниз.

Сигналом агрессивного настроения является крепкое рукопожатие не согнутой в локте рукой.

Слишком слабое рукопожатие говорит о низкой самооценке и психологической слабости человека. 


Открытые жесты

 

Жесты, при которых человек " открывается": разводит руки в стороны, показывает ладони и т. п., получили название открытых жестов.

В психологии такие жесты трактуются как желание и готовность человека установить контакт.

То же самое в отношении расстегнутых или расстегиваемых вещей. Учёными даже было установлено, что к соглашению чаще приходят люди именно в расстегнутых пиджаках. 


Закрытые жесты

 

Закрытые жесты - те, при которых человек всячески заграждается, отгораживается от окружающих, перекрывает своё тело руками или посторонними предметами.

Они означают то, что человек не готов полностью довериться своему собеседнику.

Например, сигналом того, что человек пытается что-то утаить от партнёра или испытывает чувство разочарования в собеседнике, являются пальцы, сцепленные в замок.

Сцепление рук или просто наложение ладони на ладонь за спиной является сигналом того, что человек обладает высоким самомнением и ощущает своё превосходство над окружающими.

Данное открытие психологи стали даже применять на практике. Например, Вы можете провести несложный аутотренинг в стрессовой ситуации. Просто заложите руки за спину, и сразу почувствуете, как напряжение сдаёт свои позиции и уступает место уверенности.

Жесты, демонстрирующие большие пальцы рук

Руки, засунутые в карманы, с выставленными большими пальцами сигнализируют о властной натуре человека или о его агрессивном настроении. 


Жесты прикосновения к лицу

 

Психологи установили, что человек чаще всего лжёт, если дотрагивается рукой до носа, мочки уха или шеи. То же самое, если он трёт глаза. (Конечно, если он не болен! )

Если человек постоянно держит пальцы у рта, это расценивается психологами как его потребность в защите, одобрении и поддержке со стороны окружающих.

Когда человек подпирает подбородок или щёку, или обе щеки, это означает, что он сильно увлечён чем-то.

Когда человек потирает подбородок, это сигнализирует об обдумывании решения по тому или иному вопросу. 


Жесты нетерпения

 

Нетерпение человека выдают такие жесты, как потирание рук, постукивание пальцами и т. д. 


Жесты защиты

 

Руки, скрещенные на груди, показывают, что человек с чем-то не согласен или кому-то не доверяет.

Когда человек одной рукой охватывает свободнолежащую другую, это можно расценивать как признак его неуверенности в себе или растерянности. 


Жесты флирта

 

К жестам, сигнализирующим о готовности человека к флирту, психологи относят прикосновение к волосам, поправление одежды, закладывание пальцев за пояс.

Излишняя жестикуляция и борьба с ней

Чрезмерная жестикуляция, согласно утверждениям психологов, является признаком взволнованности, возбуждения человека или его неуверенности в себе.

Излишняя жестикуляция человека может раздражать окружающих, поэтому лучше с ней бороться.

Если невозможно полностью избавиться от привычки жестикулировать, то можно хотя бы постараться сделать жесты более плавными.

Для этого надо проводить с самим собой коррекционные работы. Вот несколько упражнений на устранение излишней жестикуляции:

1) Встаньте перед зеркалом и прочитайте монолог своему отражению. При этом внимательно присмотритесь к своим жестам. Постарайтесь уловить те из них, которые совсем Вас не красят.

Затем повторите монолог, но уже контролируя свои жесты.

Повторять данное упражнение следует до тех пор, пока вовсе не избавитесь от лишних жестов.

Скорее всего, это займёт у вас не один день.

2) Включите своё воображение и представьте, что Вы актёр, которому предстоит сыграть роль, избегая лишних движений. Ваша цель - поведать зрителям историю, спокойно стоя на одном месте.

Уважаемые посетители, используйте жесты в повседневном общении. Ведь они делают процесс коммуникации более живым и красочным. Но избегайте жестов-паразитов и чрезмерной жестикуляции - они способны произвести отталкивающее впечатление. 
 
 Искусство спора

Не начинай свой спор, пока не будешь

знать позиции оппонента.

Правило спора в Древнем Риме и Древней Греци

 

Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре.

К счастью, нам сегодня не приходится устанавливать законы Вселенной. Спасибо учёным древности! Но споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, ведь каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать. Вот и рождаются споры.

Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

 

Искусство вести спор базируется на трёх простых заветах:

1. расспрашивать своего оппонента;

2. вести с ним беседу;

3. внимательно выслушивать его доводы.

 

Вступающий в спор человек должен знать, что его убеждения могут быть ошибочными. Поэтому во время ведения полемики важнее не доказывать свою правоту, а внимательно выслушивать и анализировать доводы оппонента.

Если во время монолога Вашего собеседника он затронул вопрос, по которому Вам крайне необходимо что-то уточнить, Вы можете прервать его речь, но только извинившись. Затем вкратце Вы можете перечислить свои доводы на затронутую Вашим оппонентом тему или попросить его кое-что подробнее Вам разъяснить. Конечно, перебивать, некрасиво, но, как говорил Сократ, «истина дороже». Ваш собеседник простит Вас за небольшую неучтивость, если увидит Ваше уважение к нему и искреннее желание установить истину. После того, как Вы выскажетесь, следует напомнить оппоненту, о чём он говорил до того, как Вы его перебили.

Искусство вести спор заключается также и в умении выбирать правильный тон дискуссии. Интонация Вашего голоса во время ведения полемики может быть самой разной: решительной, нежной, уверенной, мягкой. Но при этом она ни в коем случае не должна обижать Вашего оппонента, унижать его. Невежливо повышать тон, и просто неприемлемо переходить на крик.

 

Правила ведения спора:

 

Прежде чем вступить в полемику

           Перед тем как вступить в спор, необходимо точно установить тему полемики, её смысл и цель. Если пренебречь данным правилом, Вы потратите время впустую: поспорите ни о чём и не придёте ни к какому выводу.

           Прежде чем начать спорить на научную тему, надо разузнать значения всех терминов, которые потенциально могут использоваться в речи Вашего оппонента. Также полезно будет уточнить понятия, о которых будет вестись речь в полемике. Соблюдение данного правила позволяет избегать нелепых ситуаций, когда спор возникает из-за того, что двое по-разному понимают значение одного и того же слова.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.