![]()
|
|||||||
Эрих Фромм 16 страница⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 [50] Глава IV. Себялюбие. Любовь к себе. Личный интерес. [51] Ср. Аристотель о любви: " Кажется, что дружба состоит скорее в том, чтоб любить друга самому, а не в том, чтоб быть любимым им. Это видно по тому наслаждению, какое испытывает мать от любви к детям. Ибо иногда матери отдают своих детей на воспитание другим людям, и зная, что это их дети и любя их, они не ищут ответной любви, раз невозможно и любить и быть любимой, но им, как видно, довольно видеть, что с их детьми все хорошо, и они отдают им свою любовь, даже если по неведению дети не воздают матери того, что ей полагается". -" Никомахова этика". 1159 а, 27-- 33. * Английское слово respect (уважение) происходит от латинского respicere. -- Прим. перев. [52] Max Wertheimer. Productive Thinking. N. Y., 1945, p. 167. См. также p. 192. [53] См. рассмотрение этого вопроса в " Идеологии и утопии" К. Мангейма (K. Mannheim. Ideology and Utopia. N. Y., 1936). См. перевод фрагментов указанной работы в кн. Утопия и утопическое мышление. М. 1991. С. 113-- 169. -- Прим. перев. [54] Включая любовь, которая рассматривалась вместе с другими проявлениями плодотворности ради более полного описания природы последней. [55] Значение понятий, заключенных в скобки, будет объяснено в следующем разделе. [56] См. Erich Fromm. " Selfishness and Self-Love", Psychiatry, November, 1939. Предложенное рассмотрение себялюбия и любви к себе отчасти повторяет эту раннюю статью. [57] Iohannes Calvin. Institutes of the Christian Religion, trans. by John Alien (Philadelphia: Presbyterian Board of Christian Education, 1928), в частности Book III, Chap. 7, р. 619. Со слов " ибо как самая... " перевод мой с латинского оригинала -- Iohannes Calvini Institutio Christianae Religionis. Berolini, 1935, par. I, p. 445. [58] Ibid., Chap. 12, par. 6, p. 681. [59] Ibid., Chap. 7, par. 4, p. 622. [60] Следует отметить, что даже любви к ближнему, хотя это один из основных догматов Нового Завета, Кальвин не придавал должного значения. Явно противореча Новому Завету, Кальвин говорит: " То, из-за чего ученые мужи высказываются за превосходство милосердая над верой и надеждой, это просто игра больного воображения... " -- Op. cit, Chap. 24, par. I, p. 531. [61] Вопреки выдвижению Лютером на первый план духовной свободы индивида, его теология, хотя и отличается во многом от кальвиновской, проникнута той же убежденностью в изначальном бессилии и ничтожестве человека. [62] Ср. И. Кант. Критика практического разума, ч. I, кн. I, гл. I, пар. VIII, примеч. II. -И. Кант. Сочинения в шести томах, т. 4 (ч. I). М., 1965., с. 356. [63] Там же, ч. 1, кн. 1, гл. III, с. 415-- 416. [64] И. Кант. Основы метафизики нравственности, разд. второй. -- Указ. соч., с. 285 [65] И. Кант. Критика практического разума, ч. 1, кн. 1, гл. III. -- Указ. соч., с. 389. [66] И. Кант. Метафизика нравов, ч. 1, 49. -- Указ. соч., т. 4 (ч. 2), с. 239-- 240. * Благо государства -- высший закон (лат. ) -- Прим. перев. [67] Там же, с. 242. [68] Ср. И. Кант. Религия в пределах только разума, ч. 1. -- И. Кант. Трактаты и письма. М., 1980, с. 89-- 124. [69] Чтобы слишком не затягивать эту главу, я рассмотрю только современную философию. Изучающие философию знают, что Аристотель и Спиноза в своей этике считали любовь к себе добродетелью, а не пороком, в отличие от Кальвина. [70] Max Stirner. The Ego and His Own, trans. by S. T. Byington, London: A. C. Fifield, 1912, p. 339. [71] Одна из его позитивных формулировок такова: " Но как человеку обходиться со своей жизнью? Пусть она будет подобна свече, которую он зажег... Наслаждение жизнью -- вот на что употребляется жизнь". Ф. Энгельс ясно увидел односторонность штирнеровских формул и попытался преодолеть ложную альтернативу между любовью к себе и любовью к другим. В письме к Марксу, где он рассматривает книгу Штирнера, Энгельс пишет: " Если, однако, конкретный и реальный индивид является истинной основой для нашего " человечного" человека, то очевидно, что эгоизм -- конечно, не только штирнеровский эгоизм разума, но также и эгоизм сердца составляет основу нашей любви к человеку". -- Marx -- Engels Gesamtausgabe. Berlin: Marx -- Engels Verlag, 1929, p. 6. [72] Фридрих Ницше. Воля к власти, 246, 326, 369, 373 и 728. -- Полное собр. соч., т. 9. М., 1990. [73] Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла, 258. -- Сочинения в двух томах, т. 2. М., 1990, с. 380. [74] См. G. A. Morgan. What Nietzsche Means. Cambridge Harvard University Press, 1943. [75] Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. -- Сочинения, т. 2, с. 43-- 44. [76] Фридрих Ницше. Воля к власти, 785. [77] Там же, 935. [78] Так говорил Заратустра, с. 44. [79] Там же, с. 64. [80] См. Фридрих Ницше. Сумерки идолов, 35. -- Соч., т. 2, с. 561; Ессе Homo, -- там же, с. 699-- 700; Nachlass. Nietzsche werke. Leipzig. A. Kroener, pp. 63-- 64. [81] Такое положение вещей было подвергнуто пристальному рассмотрению в работах: Karen Horney. The Neurotic Personality of Our Time (New York: W. W. Norton and Company, 1937; Robert S. Lynd. Knowledge for What? (Princeton University Press, 1939). [82] Б. Спиноза. Этика. VI. Теорема 20. [83] Уильям Джемс очень четко выразил эту концепцию: " Чтобы иметь Я, о котором я мог бы заботиться, -- говорит он, -- природа должна наделить меня неким предметом, достаточно интересным, чтобы заставить меня инстинктивно желать его присвоения... Мое тело и то, что служит его потребностям, являются таким примитивным, обусловленным инстинктами предметом моих эгоистических интересов. В процессе эволюции интересными могут становиться другие предметы посредством связи с такими вещами, как средства или привычные сопутствующие обстоятельства; итак, тысячами способов примитивная сфера эгоистических эмоций может расширяться и изменять свои границы. Этот вид интереса реально соответствует значению слова " мой". -- Principles of Psychology, New York, 1896. 1. p. 319, 324. В другом месте Джемс пишет: Ясно, что трудно разграничить то, что человек называет Я, и то, что он просто называет " мое". Мы чувствуем и действуем относительно определенных вещей, которые принадлежат нам, так же, как мы чувствуем и действуем относительно самих себя. Наша репутация, наши дети, дело наших рук могут быть нам так же дороги, как наше тело, а в случае если они приносят нам ущерб, в нас рождаются те же ответные чувства и действия... Однако в самом широком смысле человеческое Я представляет собой суммарный итог всего, что человек может назвать своим, не только свое тело и свои психические силы, но и свою одежду и дом, свою жену и детей, предков и друзей, свою репутацию и работу, свою землю и лошадей, свою яхту и счет в банке. Все эти вещи вызывают в нем одни и те же эмоции. Если этих вещей все больше или они в отличном состоянии, он чувствует триумф, если же их становится все меньше и они ухудшаются, он чувствует уныние -- не обязательно в одинаковой степени по отношению к каждой вещи, но во многом то же самое по отношению ко всем им". -- Ibid., 1. р. 291-- 292. [84] Пиранделло в своих пьесах отразил это понятие Я и связанное с ним сомнение в себе. [85] Г. Ибсен. Пер Гюнт, действ. IV. -- Собр. соч., т. 2. М., 1956, с. 507. [86] In Time and Eternity, ed. by N. N. Glatzer. N. Y, Schocken Books 1946. [87] На это отчетливо указал Фрейд в своей ранней концепции Я -- идеала. [88] Более подробный анализ отношений совести и авторитета содержится в моем рассмотрении данного предмета в Studien ber Autoritt und Familie, ed. by M. Horkheimer, Paris, 1934. [89] Идея о том, что человек сотворен " по образу Божьему", выходит за пределы авторитарной структуры этой части Ветхого Завета и фактически представляет собой другой полюс, вокруг которого развивалась иудеохристианская религия, особенно в лице ее мистических представителей. [90] Ф. Ницше. Генеалогия морали, II. 16. -- Указ. соч., т. 2, с. 460-- 462. [91] Там же, с. 461. [92] См. рассмотрение анонимного авторитета в демократическом обществе в " Бегстве от свободы", гл. 5, ч. 3. -- Э. Фромм. Бегство от свободы. М., 1990, с. 158-- 174. [93] Письмо Ф. Кафки к своему отцу, в котором он пытается объяснить, почему всегда боялся его, представляет в этом отношении классический документ. Ф. Кафка. Избранное. М., 1989, с. 509-- 537. [94] Софокл. Антигона. Эписодий третий. Перевод Ф. Ф. Зелинского. -- См. Софокл, Драмы. М. 1990. с. 145. [95] Ф. Ницше. Генеалогия морали. II, 3. -- Указ. соч. т. 2 с. 441. См. также описание совести у Хайдеггера -- М. Heidegger. Sein und Zeit, 54-- 60, Halle a. s., 1927. [96] Цит. по: J. LaFarge. A Talk about Hokusai (W. C. Martin, 1896). Ср. Б. Г. Воронова. Кацусика Хокусай. М. 1975. с. 72. -- Прим. перев. [97] Ф. Кафка. Избранное. М. 1989. с. 34. * Курсив Э. Фромма -- Прим. перев. [98] Там же. с. 150. [99] См. Н. Marcuse. " Zur Kritik des Hedonismus", Zschft. f. Sozialforschung, VII, 1938. [100] Аристотель. Никомахова этика, 1173в, 21 и след. [101] Там же, 1176а, 15-- 30. [102] Там же. кн. VII. 11-- 13 и кн. X. 4, 7, 8. [103] Спиноза. Этика, ч. III, Определение аффектов, 2. -- Указ. соч. с. 127. [104] Там же, теорема 42. [105] H. Spenser. The Principles of Ethics (New York. 1902), vol. 1. [106] Ibid, pp. 79, 82. [107] Ibid, p. 99. [108] Ibid., р. 183. [109] Ibid., р. 159. [110] Не представляется необходимым указывать на ошибочность предположения, высказанного Бентамом, что все удовольствия сходны по качеству и различаются лишь количественно. Вряд ли кто-нибудь из психологов еще разделяют эту точку зрения, хотя популярная идея " развлечения" подразумевает, что все удовольствия качественно схожи. [111] Эта проблема подвергалась анализу в великолепной работе G. Bally. Vom Ursprung und den Grenzen der Freiheit. B. Schwabe Co., Basel, 1945. [112] Поскольку в данном случае я хочу подчеркнуть различие между удовольствием дефицита и удовольствием избытка, вряд ли стоит вдаваться в подробности проблемы голода -- аппетита. Достаточно сказать, что в аппетите всегда наличествует доля настоящего голода. Психологическая основа функции насыщения ориентирует наши ощущения таким образом, что полное отсутствие голода свело бы аппетит к минимуму. Однако немаловажное значение имеет здесь и мотивация. [113] В классическом выражении " Omne animal triste post coitum" (Всякое животное печально после соития) дан идеальный образ сексуального удовлетворения на уровне дефицита в применении к людям. [114] H. Spenser. Principles of Ethics, vol. 1, p. 99. [115] Ibid., р. 161. [116] Антуан де Сент-Экзюпери в своем " Маленьком принце" превосходно описал эту ситуацию. [117] H. Spenser. Op. cit., p. 138. [118] Ibid., p. 186. [119] A. Hitler. Mein Kampf. New York, Reynal and Hitchcock, Inc., 1939, p. 710. [120] Распространенная, хотя и несколько искаженная, версия высказывания Тертуллиана: " Mortuus est Dei filius; credible est quia ineptum est: et sepultus ressurexit; certum est quia impossibile est" /Умер сын божий -заслуживает доверия, ибо нелепо; умерший воскрес -- не подлежит сомнению, ибо невозможно (лат. )/ -- Прим. мое со слов ": " Mortuus... " -- С. В. [121] Английское слово " воспитание" (education) происходит от латинского e-ducere, буквально -- вести вперед или делать явным нечто, наличествующее потенциально. Воспитание в этом смысле ведет к существованию (existence), которое буквально означает становление, выведение из состояния возможности в состояние проявленной реальности. * Перевод Ф. Ф. Зелинского. -- Указ соч. с. 135 -- Прим. перев. [122] Р. Нибур, представитель современной нео-ортодоксальной теологии, опять вывел на свет лютеровскую позицию, комбинируя ее парадоксальным образом с прогрессивной политической философией. [123] Обе эти противоположные стороны фрейдовской установки нашли место в его работе " Будущее одной иллюзии". [124] На эту идею обратили пристальное внимание К. Голдстейн, Г. С. Салливэн и К. Хорни. [125] Предлагаемое рассмотрение невроза и дефекта частично взято из моей статьи " Individual and Social Origins of Neurosis", -- American Sociological Review, IX, No. 4 (August, 1944). [126] Спиноза. Этика. IV, теорема 44, схолия. -- Указ. соч. с. 171. * оскорбление монарха -- Прим. перев. [127] Книга А. Ранульфа " Моральное негодование и средний класс" дает отличную иллюстрацию этого феномена. Книга могла бы также называться " Садизм и средний класс". [128] H. Spenser. Op. cit., pp. 258 ff. [129] Ibid., р. 267. * Перевод А. Н. Егунова. -- см. Платон. Сочинения в трех томах, т. 3. ч 1. с. 275. -- Прим. перев. * Идея о том, что раз Бога нет, то нет и бессмертия души, а значит все позволено, вложена Достоевским в уста Ивана Карамазова в романе " Братья Карамазовы (см. ПСС, т. 14, кн. одиннадцатая, IX; т. 15, кн. вторая, VI) и в уста Кириллова в романе " Бесы (там же, т. 10, ч. третья, гл. шестая). -- Прим. перев. * Прочь, непосвященные (лат. ) * Фромм был в числе тех, кто участвовал в разработке практических мер со стороны США в деле разрядки международной напряженности, участвовал в работе московской конференции 1962 г. по разоружению. * Дж. Г. Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда. (перевод В. Левика). Эрих Фромм (1900-- 1980) -- один из классиков философии XX века. Родился он в Германии, а с приходом к власти нацистов эмигрировал в США, где завоевал широкое признание своими работами в области психологии, социологии, философии. Его книги были бестселлерами, неоднократно переиздавались в Америке и Европе и повлияли на мировоззрение нескольких поколений читателей. " ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ" одна из самых популярных книг Эриха Фромма
|
|||||||
|