Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





29.04.20г.(7-Бкласс); 30.04.20г. (7-Акласс.) 



29. 04. 20г. (7-Бкласс);          30. 04. 20г. (7-Акласс. ) 

Тема

Рей Дуглас Брэдбери. Краткие сведения о писателе. " Каникулы". Фантастический мир рассказов Р. Бредбэри. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р. Брэдбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно - фантастической литературе

РЭЙ ДУГЛАС БРЭДБЕРИ. РАССКАЗ «КАНИКУЛЫ»

  Задачи и цели: формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе;

раскрыть основную идею рассказа – видеть в жизни хорошее

Ход урока

II. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Рей Брэдбери – крупнейший американский писатель-фантаст. Корни научно-фантастической литературы в древнем фольклорном жанре – сказке. Условное время и место действия, образ волшебной силы тоже заимствованы из сказки. Научная фантастика не просто подражает сказке, главное в ней не фантастический сюжет, а вполне современные и вечные проблемы, стоящие перед человечеством и каждым человеком в отдельности.

3. Чтение рассказа «Каникулы».

4. Аналитическая беседа с ответами

Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Пейзаж внешне спокоен и тих. Взгляд поднимается снизу вверх – от свежей травы к облакам – и снова опускается вместе с бабочками, «что опускались на траву». Пейзаж поэтичен: «День был соткан из тишины... » Постепенно появляется тревога, она рождается от неясных противоречий, парадоксов: «край был недвижим, и все двигалось»; «безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком». Пустынная железная дорога, сложенная из ржавчины и стальной сердцевины, усиливает тревогу. «Одинокий дрозд», «черный дрозд» уже кажется предвестником какого-то не-счастья. )

– Каково настроение семьи, приехавшей на море? (Пейзаж теперь мы видим глазами людей, приехавших на дрезине. Тишина становится «сокрушительной». Женщина неуверенно произносит, обращаясь к мальчику: «Море красивое, правда? » Она пытается улыбнуться, потом переводит свои серьезные, пытливые глаза на мужчину. Он одет совсем не для путешествия: «строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа». Мужчина все время озирается, «словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы». Мальчик всё спрашивает отца, были ли прежде на свете люди. Оказывается, они одни на всей земле. )

– В чем особенность композиции рассказа(композиция – построение), ее роль? (События описаны не в хронологической последовательности. Мы только в середине рассказа узнаем, что случилось. Наша тревога оправдывается. Но мы и не подозреваем, что исчезновение людей – дело рук, вернее, желания героя рассказа, отца мальчика. )

– Как мужчина объясняет свое желание? («Всё оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает». Эти обвинения человечеству во многом справедливы. Но он не учитывает одного: он и его семья тоже принадлежат к человеческому роду, значит, по его логике, тоже должны исчезнуть. Однако он делает для себя исключение, даже не задумываясь об этом. )

– Как наказан эгоизм мужа и жены? (Мужчине и женщине совсем не весело, они пытаются казаться счастливыми, хотя бы перед своим сыном. Но они не подумали о том, на какую страшную жизнь и старость обрекли своего ребенка. Они лишили себя и сына настоящей жизни, превратив ее в скучные, бесконечные каникулы. )

– Как ведет себя их сын? (Мальчик замечает слезу на щеке отца и жалеет его: «Папа, тебе тоже не с кем играть». Потом вдруг его прорывает: «Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! »)

– Как вы думаете, что мальчик написал в записке? (Мать мальчика надеется, что он написал общее желание: чтобы все вернулось на свои места. Но она сомневается, а вдруг он захочет остаться совсем один – «никаких глупых взрослых». )

– Какой смысл имеет название рассказа? (Наутро после того, как все люди исчезли, мужчина радовался, что ему не надо больше ходить на работу, а сыну – в школу: «Все, занятия кончились, для всех нас кончились! » «У нас одна обязанность – быть счастливыми», ведь впереди сплошные каникулы. Однако каникулы тогда желанны, когда наступают после долгих трудов, а счастье не может быть по обязанности. )



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.