|
|||
= ответы оформить письменно, уметь дать объяснениеСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЖДЗ 1. Завершите выполнение заданий из материалов к предыдущему семинару (см. предыдущую распечатку = таблица на типы ЛЗ слова). Определите тип лексического значения всех выделенных слов: = письменно
Какой у вас замечательный вид из окна!; В таком виде работу сдавать нельзя; глубокий
колодец, глубокая мысль; зажечь свет; свет истины; железное спокойствие; Это даст
тебе возможность учиться дальше; бич сатиры, Песчаные бури – это бич пустыни;
светлые волосы; светлы е надежды; бледнеть от страха; рисунки со временем стали
бледнеть; Его успех бледнеет перед твоим триумфом; стремление к общему благу,
материальные блага; битая посуда, битый час жду; близкий путь, близкая родня;
блеснула падающая звезда, блеснула надежда; готовлюсь к лекции, готовятся важные
события; ветер леденит лицо; ужас леденит сердце; подкидывал ногой ледышки; Она
просто ледышка без эмоций!; обшарпанное пальтецо; он решил отрастить бороду;
Что же ты такой живот отрастила!; вопиющая несправедливость; Он ужасный тюфяк и
обжора!; споткнулся о порог; не может не споткнуться при чтении длинных слов;
дождитесь зелёного сигнала светофора; Начинаниям молодых – зелёную улицу!
2. а) Объясните термин «тождество слова». Какие языковые явления связаны с понятием тождества слова? = устно б) Приведите примеры полных и неполных лексических омонимов (при необходимости обратитесь к словарям); объясните, чем отличаются лексические омонимы от таких единиц, как омофоны, омоформы и омографы. = примеры записать в тетрадь 3. На основании анализа системных связей докажите, что следующие пары слов являются лексическими омонимами (выберите ДВЕ любые пары! ) : = письменно чувство такта – сыграй ещё раз последние три такта; сила воли, воспитание воли – выпустить птиц на волю; бой часов – последний бой солдата; солнцезащитные очки – принёс команде победные очки; могу тебя вывести через чёрный ход – вывести морозоустойчивые сорта абрикоса.
4 . Охарактеризуйте выделенные курсивом слова. Это могут быть: 1) разные значения многозначного слова (проявление полисемии); 2) полные или неполные лексические омонимы (проявление омонимии); 3) слова-омофоны; 4) слова-омографы; 5) слова-омоформы; 6) варианты одного слова; 7) дистантные паронимы; 8) контактные паронимы; 9) синонимические паронимы. = ответы оформить письменно, уметь дать объяснение Обратите внимание на то, что в пределах одного блока могут быть представлены разные языковые явления. 1. Он помог нам перенести вещи к машине. – Пришлось перенести занятие на другое время. – Ей много пришлось перенести за этот год. – Мы должны перенести место наблюдательного пункта. – А сможет ли он перенести такое наказание? – Звуки музыки перенесли его в прошлое. 2. Не выключайте пока свет. – Яркий свет солнца. – Это и есть свет истины. – Объехал весь свет. – Они занимают особое положение в свете. – Контрасты света и тени. – В этой истории свет не пощадил её. – Глаза его вдруг вспыхнули каким-то злым светом. – Мечтает о путешествии вокруг света. – Душа молодеет в свете любви. 3. Он всё ещё пребывает в неведении. – Поезд прибывает на второй путь. – Он до сих пор по документам пребывает вашим супругом. – Вода быстро прибывает. – Он прибывает в ваше распоряжение уже сегодня. 4. Горячая вода – горячее стремление – горючие материалы – горючие слёзы – горящие фонари – горючий газ – горящие глаза – горячая пора. 5. Однокоренные слова, образования – однокорневые слова, единицы языка, паронимы, антонимы. 6. Хоть он и напросился работать с косарями, но не слишком умело косит. – У неё один глаз немного косит. – Пулемётные очереди косили вражеские ряды. – Жеребёнок косил глазом. – Платье спереди немного косит, надо перешить. – И хватит косить рот! Ешь, что дали. 7. Безыскусные песенки, мотив, безделушки – безыскусственная красота, речь, поведение. 8. Придворный лакей, должность, знать – притворная улыбка, болезнь – притворная (устар.; лицемерный, лживый) душа. 9. Эти книги могут занять всю полку. – Он пытался занять у кого-нибудь нужную сумму. – Его могут занять в новом спектакле. – Батарея уже должна была занять предписанную позицию. – Постарайтесь занять гостя беседой. – Он хочет занять место секретаря. 10. Встаёт на рассвете – на рассвете своей славы – время расцвета сирени – творческий расцвет – в расцвете юношеских сил.
5. Определите значение указанных далее слов-паронимов и объясните, какие из приведённых в скобках слов и словосочетаний могут сочетаться с каждой из данных паронимических единиц. Есть ли среди паронимических пар такие, у которых всегда / в каких-либо случаях одинаковые распространяющие слова (у которых сходная синтагматика)? Двойной – двойственный (отношение, личность, нагрузка, восприятие, наказание, шторы, фамилия, игра); командированный – командировочный (удостоверение, на другое предприятие, расходы, на стажировку, в Екатеринбург / из Екатеринбурга; руководством, направление, на поиски кого-либо); надеть – одеть (ребёнка, на ребёнка теплую одежду, платок, на кресла чехлы, коньки, на себя, ордена, плащ, очки, куклу); практичный – практический (человек, применение, одежда, цель, решение, польза, деятельность, цвет); представить – предоставить (слово, коллег друг другу, отпуск, необходимые документы, возможность выступить, путёвку, решать что-либо самому): стеклянный – стекольный (сырьё, посуда, производство, фигурка, завод, мастер, изделия, кувшин, взгляд); сласти – сладости (восточные, подорожавшие, далеко не полезные, калорийные, купить, испечь): геройский – героичный – героический (поступок, личность, фильм, труд, смерть, защитники города, время, поэма, эпос, книга, усилия, подвиг, парень); эффектный – эффективный (метод, трюк, появление, костюм, использование, женщина, материалы). 6. На основе каких языковых явлений и языковых единиц могут создаваться такие стилистические приёмы, как каламбур и парономазия? Охарактеризуйте несколько подобных примеров, воспользовавшись учебной и справочной литературой или вспомнив какие-то фрагменты из художественной литературы (См.. например: Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. – С. 107 – 108, С. 199; Шмелёв. Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С. 231 – 232 и др. источники). __________
Материалы для аудиторной работы (ВЫПОЛНЯТЬ ДОМА НЕ НАДО!!! )
1. Продолжение задания 4. 11. Коренные жители, население – корневая система – коренной вопрос, преобразования – корневые слова – коренные рыбаки. 12. Собрание будет в нашей классной комнате. – Это классный спектакль. – Выступит ваш классный руководитель. – классическая трагедия – классовая точка зрения – классическая музыка – Он классный водитель. – классовые различия – классические языки. 13. Надо было аккуратнее метать шов. – Пора метать стога. – Рыба скоро начнёт метать икру. – Вы будете учиться метать гранаты. – Он рассердился и начал метать громы и молнии. 14. Он не успел зарядить ружьё. – Дождь зарядил на весь день. – Надо зарядить фотоаппарат. – Опять он зарядил на целый час те же россказни. – Он умеет зарядить своей энергией всю компанию. 15. Он качает малыша на качелях. – Здесь качают нефть – В ответ он только качает головой. – Мать качает колыбель. – Его качает после двух смен на шахте. – Он качает из бочек воду насосом. 16. Завтра я лечу в Крым. – Доллар летит вниз. – От счастья я просто лечу домой как на крыльях! – Я лечу это заболевание исключительно гомеопатическими средствами. – Пыль так и летит. – Время быстро летит. – Деньги у неё прямо-таки летят. 17. Тебе не хватает выдержки, самообладания. – Он умело использовал выдержки из старых дневников. – Работая с таким фотоаппаратом, лучше уменьшить выдержку. 18. В течение лета профессор просил нас вести метеорологические наблюдения и подробно описывать погодные явления. – Какие погожие денёчки! – Нам пригодились его погодные и помесячные расчёты. 19. Нужно выжать сок из винограда. – Успеть бы выжать всю рожь до ненастья! – Я выжал из машины всё, что мог, но мы их не догнали. – Надо выжать бельё. – Он не мог выжать из себя ни слова. – Он успел выжать рычаг сцепления. 20. Было так досадно болеть ангиной в каникулы. – Идёшь болеть за любимую команду? – Рука какое-то время будет болеть. – Она способна по-настоящему болеть душой за близких. 21. Провести гостя в комнату – произвести выстрел – провести исследования – произвести вычисления – произвести впечатление – произвести ремонт – провести прямую линию – провести телефон – произвести на свет – провести отпуск на юге – Его не провести! 22. Боль прошла после заморозки. – Обещали лёгкие заморозки по утрам. 23. Кроты опять взрывают грядки в саду. – Партизаны взрывают вражеские эшелоны. – Его слова взрывают тишину. 24. После осадки здания – осадок в растительном масле – атмосферные осадки – На душе остался какой-то неприятный осадок. 25. Костная ткань, мозг – костный клей, мука – косный ум, человек, взгляды. 26. На стройплощадку подъехал экскаватор. – Они устанавливают новый эскалатор на стации. 27. Составьте словосочетания со словом ноль и словом нуль и сделайте соответствующие выводы. – А в ответ только ноль эмоций. 28. Стёртые ступени старой лестницы – на низшей ступени развития – степень продуктивности действий – в значительной степени удалось – в высшей степени неприлично – диплом третьей степени – степень кандидата наук – возвести десять в пятую степень – зашибла ступню – шаркает ступнями. 29. Листы без полей – полей цветы – несколько футбольных полей – полей мне на руки. 30. Пригласить на обед – обед из трёх блюд – закрыто на обед – монашеский обет – взаимные клятвы и обеты.
Антонимы. Синонимы. Энантиосемия. Синонимия, антонимия и многозначность
|
|||
|