Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





= ответы оформить письменно, уметь дать объяснение



 

ЖДЗ

1. Завершите выполнение заданий из материалов к  предыдущему семинару  (см. предыдущую распечатку = таблица на типы ЛЗ слова).

 Определите тип лексического значения всех выделенных слов:     = письменно

 

Какой у вас замечательный вид из окна!; В таком виде работу сдавать нельзя;   глубокий

 

колодец, глубокая мысль; зажечь свет; свет истины; железное спокойствие; Это даст

 

тебе возможность учиться дальше;    бич сатиры, Песчаные бури – это бич пустыни;

 

  светлые волосы; светлы е надежды; бледнеть от страха; рисунки со временем стали

 

бледнеть; Его успех бледнеет  перед твоим триумфом; стремление к общему благу,

 

материальные блага; битая посуда, битый час жду; близкий путь, близкая родня;  

 

блеснула падающая звезда, блеснула надежда; готовлюсь  к лекции, готовятся важные

 

события; ветер леденит лицо; ужас леденит сердце; подкидывал ногой ледышки; Она

 

просто ледышка без эмоций!; обшарпанное пальтецо; он решил отрастить бороду;

 

Что же ты такой живот отрастила!; вопиющая несправедливость; Он ужасный тюфяк и

 

обжора!; споткнулся о порог;   не может не   споткнуться  при чтении длинных слов;

 

дождитесь зелёного сигнала светофора; Начинаниям молодых – зелёную улицу!

 

2. а) Объясните термин «тождество слова». Какие языковые явления связаны с понятием тождества слова?   = устно

б) Приведите примеры полных и неполных лексических омонимов (при необходимости обратитесь к словарям); объясните, чем отличаются лексические омонимы от таких единиц, как омофоны, омоформы и омографы. = примеры записать в тетрадь

3. На основании анализа системных связей докажите, что следующие пары слов являются лексическими омонимами (выберите ДВЕ любые пары! ) :    = письменно

чувство такта – сыграй ещё раз последние три такта;

сила воли, воспитание воли – выпустить птиц на волю;

бой часов – последний бой солдата;

солнцезащитные очки – принёс команде победные очки;

могу тебя вывести через чёрный ход – вывести морозоустойчивые сорта абрикоса.

    

4 .   Охарактеризуйте выделенные курсивом слова. Это могут быть:

1) разные значения многозначного слова (проявление полисемии);

2) полные или неполные лексические омонимы (проявление омонимии);

3) слова-омофоны;   4) слова-омографы;    5) слова-омоформы;

6) варианты одного слова; 7) дистантные паронимы;

8) контактные паронимы; 9) синонимические паронимы.

= ответы оформить письменно, уметь дать объяснение

Обратите внимание на то, что в пределах одного блока могут быть представлены разные языковые явления.

1. Он помог нам перенести вещи к машине. – Пришлось перенести занятие на другое время. – Ей много пришлось перенести за этот год. – Мы должны перенести место наблюдательного пункта. – А сможет ли он перенести такое наказание? – Звуки музыки перенесли его в прошлое.

2. Не выключайте пока свет. – Яркий свет солнца. – Это и есть свет истины. – Объехал весь свет. – Они занимают особое положение в свете. – Контрасты света и тени. – В этой истории свет не пощадил её. – Глаза его вдруг вспыхнули каким-то злым светом. – Мечтает о путешествии вокруг света. – Душа молодеет в свете любви.

3. Он всё ещё пребывает в неведении. – Поезд прибывает на второй путь. – Он до сих пор по документам пребывает вашим супругом. – Вода быстро прибывает. – Он прибывает в ваше распоряжение уже сегодня.

4. Горячая водагорячее стремление – горючие материалы – горючие слёзы – горящие фонари – горючий газ – горящие глаза – горячая пора.

5. Однокоренные слова, образования – однокорневые слова, единицы языка, паронимы, антонимы.

6. Хоть он и напросился работать с косарями, но не слишком умело косит. – У неё один глаз немного косит. – Пулемётные очереди косили вражеские ряды. – Жеребёнок косил глазом. – Платье спереди немного косит, надо перешить. – И хватит косить рот! Ешь, что дали.

7. Безыскусные песенки, мотив, безделушки – безыскусственная красота, речь, поведение.

8. Придворный лакей, должность, знать – притворная улыбка, болезнь – притворная (устар.; лицемерный, лживый) душа.

9. Эти книги могут занять всю полку. – Он пытался занять у кого-нибудь нужную сумму. – Его могут занять в новом спектакле. – Батарея уже должна была занять предписанную позицию. – Постарайтесь занять гостя беседой. – Он хочет занять место секретаря.

10. Встаёт на рассветена рассвете своей славы – время расцвета сирени – творческий расцветв расцвете юношеских сил.

 

5. Определите значение указанных далее слов-паронимов и объясните, какие из приведённых в скобках слов и словосочетаний могут сочетаться с каждой из данных паронимических единиц. Есть ли среди паронимических пар такие, у которых всегда / в каких-либо случаях одинаковые распространяющие слова (у которых сходная синтагматика)?

Двойной – двойственный (отношение, личность, нагрузка, восприятие, наказание, шторы, фамилия, игра);

командированный – командировочный (удостоверение, на другое предприятие, расходы, на стажировку, в Екатеринбург / из Екатеринбурга; руководством, направление, на поиски кого-либо);

надеть – одеть (ребёнка, на ребёнка теплую одежду, платок, на кресла чехлы, коньки, на себя, ордена, плащ, очки, куклу);

практичный – практический (человек, применение, одежда, цель, решение, польза, деятельность, цвет);

представить – предоставить (слово, коллег друг другу, отпуск, необходимые документы, возможность выступить, путёвку, решать что-либо самому):

стеклянный – стекольный (сырьё, посуда, производство, фигурка, завод, мастер, изделия, кувшин, взгляд);

сласти – сладости (восточные, подорожавшие, далеко не полезные, калорийные, купить, испечь):

геройский – героичный – героический (поступок, личность, фильм, труд, смерть, защитники города, время, поэма, эпос, книга, усилия, подвиг, парень);

эффектный – эффективный (метод, трюк, появление, костюм, использование, женщина, материалы).

6. На основе каких языковых явлений и языковых единиц могут создаваться такие стилистические приёмы, как каламбур и парономазия? Охарактеризуйте несколько подобных примеров, воспользовавшись учебной и справочной литературой или вспомнив какие-то фрагменты из художественной литературы (См.. например: Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. – С. 107 – 108, С. 199; Шмелёв. Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С. 231 – 232 и др. источники).

__________

 

Материалы для аудиторной работы (ВЫПОЛНЯТЬ ДОМА НЕ НАДО!!! )

 

1. Продолжение задания 4.

11. Коренные жители, население – корневая система – коренной вопрос, преобразования – корневые слова – коренные рыбаки.   

12. Собрание будет в нашей классной комнате. – Это классный спектакль. – Выступит ваш классный руководитель. – классическая трагедия – классовая точка зрения – классическая музыка – Он классный водитель. – классовые  различия – классические языки.   

13. Надо было аккуратнее метать шов. – Пора метать стога. – Рыба скоро начнёт метать икру. – Вы будете учиться метать гранаты. – Он рассердился и начал метать громы и молнии.

14. Он не успел зарядить ружьё. – Дождь зарядил на весь день. – Надо зарядить фотоаппарат. – Опять он зарядил на целый час те же россказни. – Он умеет зарядить своей энергией всю компанию.

15. Он качает малыша на качелях. – Здесь качают нефть – В ответ он только качает головой. – Мать качает колыбель. – Его качает после двух смен на шахте. – Он качает из бочек воду насосом.  

16. Завтра я лечу в Крым. – Доллар летит вниз. – От счастья я просто лечу домой как на крыльях! – Я лечу это заболевание исключительно гомеопатическими средствами. – Пыль так и летит. – Время быстро летит. – Деньги у неё прямо-таки летят.

17. Тебе не хватает выдержки, самообладания. – Он умело использовал выдержки из старых дневников. – Работая с таким фотоаппаратом, лучше уменьшить выдержку.

18. В течение лета профессор просил нас вести метеорологические наблюдения и подробно описывать погодные явления. – Какие погожие денёчки! – Нам пригодились его погодные и помесячные расчёты.    

19. Нужно выжать сок из винограда. – Успеть бы выжать всю рожь до ненастья! – Я выжал из машины всё, что мог, но мы их не догнали. – Надо выжать бельё. – Он не мог выжать из себя ни слова. – Он успел выжать рычаг сцепления.

20. Было так досадно болеть ангиной в каникулы. – Идёшь болеть за любимую команду? – Рука какое-то время будет болеть. – Она способна по-настоящему болеть душой за близких.

21. Провести гостя в комнату – произвести выстрел – провести исследования – произвести вычисления – произвести впечатление – произвести ремонт – провести прямую линию – провести телефон – произвести на свет – провести  отпуск на юге – Его не провести!

22. Боль прошла после заморозки. – Обещали лёгкие заморозки по утрам.

23. Кроты опять взрывают грядки в саду. – Партизаны взрывают вражеские эшелоны. – Его слова взрывают тишину.

24. После осадки здания – осадок в растительном масле – атмосферные осадки – На душе остался какой-то неприятный осадок.  

25. Костная ткань, мозг – костный клей, мука – косный ум, человек, взгляды.

26. На стройплощадку подъехал экскаватор. – Они устанавливают новый эскалатор на стации.

27. Составьте словосочетания со словом ноль и словом нуль и сделайте соответствующие выводы. – А в ответ только ноль эмоций.

28. Стёртые ступени старой лестницы – на низшей ступени развития – степень продуктивности действий – в значительной степени удалось – в высшей степени неприлично – диплом третьей степенистепень кандидата наук – возвести десять в пятую степень – зашибла ступню – шаркает ступнями.

29. Листы без полейполей цветы – несколько футбольных полейполей мне на руки.

30. Пригласить на обедобед из трёх блюд – закрыто на обед – монашеский обет – взаимные клятвы и обеты.

 

   Антонимы. Синонимы. Энантиосемия. Синонимия, антонимия и многозначность



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.