|
||||||||||||||
1. Характерные черты развития стран Центральной и Юго-Восточной Европыв конце 50-х - первой половине 70-х годовСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет»
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬЕТ Кафедра Истории России
Предмет: ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
Тема: Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в 1950-е – 1970-е гг.
Исполнитель Студенты 5 курса группы «Из» __________ __________ И. В. Пивень дата подпись
Руководитель __________ __________ Д. В. Кузнецов дата подпись
г. Благовещенск СОДЕРЖАНИЕ
1. Характерные черты развития стран Центральной и Юго-Восточной Европыв конце 50-х - первой половине 70-х годов Особенности социально - экономического развития. В развитии европейских социалистических стран в конце 50-х-первой половине 70-х годов существовала большая противоречивость процессов социально - экономической жизни общества. С одной стороны, страны Центральной и Юго - Восточной Европы добились в тот период известных успехов в развитии экономики и улучшения жизни населения. Но, с другой стороны, в развитии этих стран все более сказывались и негативные, кризисные тенденции. В странах Центральной и Юго - Восточной Европы продолжалась ускоренная индустриализация. В первой половине 70-х гг. ежегодный прирост промышленной продукции в среднем достигал 6-8%. Преимущественное развитие получила тяжелая промышленность. Вводились в строй новые индустриальные гиганты, промышленные комплексы, металлургические комбинаты. Больше внимания стало уделяться новым отраслям - приборостроению, электронике, химии. При ряде общих черт задачи и ход индустриализации имели свои отличия по странам. ГДР и Чехословакия (в большей степени Чехия) выделялись в регионе своей принадлежностью к развитым индустриальным государствам. Здесь было больше возможностей уделять внимание развитию новейших отраслей производства, связанных с научно-техническим прогрессом и с использованием высококвалифицированной рабочей силы. Важной спецификой ГДР оставалось то, что она являлась продуктом раскола прежде единой страны и находилась на передней линии противостояния двух социальных систем и военно-политических блоков. В ГДРостро стояли задачи экономического соревнования с другим немецким государством - ФРГ, более богатым и обеспеченным, динамично развивавшимся соседом. В то же время сказывалась скудость местных сырьевых ресурсов, зависимость от их поступления из СССР. В ГДР были построены крупные электростанции на буром угле, мощный нефтеперерабатывающий завод на базе советской нефти. С 1957 г. действовал построенный с помощью СССР атомный реактор. Развивались электротехническая, химическая, электронная промышленность, приборостроение. По общему объему производства ГДР вошла в первую десятку стран мира, занимая второе (после СССР) место среди социалистических стран. Польша несколько отставала по уровню промышленного развития от ГДР и Чехословакии, хотя опережала остальные государства региона. За нею следовала Венгрия. Здесь больший удельный вес принадлежал сельскому хозяйству, более значительной была доля сельского населения, чем в ГДР и Чехословакии. Венгрии пришлось потратить около двух лет на восстановление экономики после трагических событий 1956 г. В Польше и особенно в Венгрии в большем объеме стояли задачи развития тяжелой индустрии. 3/4 капитальных вложений в промышленность в Венгрии направлялось на строительство предприятий в аграрных районах, где прежде промышленность почти отсутствовала. Стимулировались высокие темпы индустриального роста, с тем, чтобы приблизиться к уровню промышленно развитых государств. Но и в Венгрии в 60-е - первой половине 70-х годов немалые усилия направлялись на развитие передовых в технологическом отношении отраслей - приборостроения, точной механики, оптики, электроники. Еще в большей степени от уровня ГДР и Чехословакии отставали Югославия, Болгария и особенно Румыния, преимущественно аграрные прежде страны. В Румынии на первый план ставилась цель преодолеть историческое отставание страны, создать основы тяжелой индустрии. Возводились крупные металлургические, нефтехимические, машиностроительные предприятия. При первоначальном низком уровне промышленного развития удалось обеспечить высокие темпы роста производства. Важной отраслью румынской экономики оставалась добыча нефти, достигшая в 1960 г. 11, 5 млн. т - вдвое выше довоенного уровня (в 1968 г. - 13, 3 млн. т) Наиболее сложные проблемы стояли перед Албанией, которой предстояло преодолеть вековую отсталость и замкнутость, практически полное отсутствие промышленности, рутинный, патриархальный характер сельского хозяйства, крайне низкий уровень социального развития. За 50-е годы в Албании с помощью СССР были созданы предприятия нефтяной, горнорудной, легкой и пищевой промышленности. Но в 60-е годы дальнейшее экономическое развитие Албании затормозилось из-за разрыва связей с внешним миром, за исключением Китая. Особое внимание уделялось социальной политике. Повышался уровень жизни населения. Практически отсутствовала безработица. Увеличивались социальные расходы государства. Развивались культура, здравоохранение, образование, жилищное строительство. Утверждение государственной и кооперативной собственности в экономике, достижения индустриализации и социальной политики трактовались в официальных партийно-государственных документах этих стран как «завершение построения основ социализма». Было объявлено о переходе к построению вслед за СССР «развитого социалистического общества». Болгарское руководство заявило об этом в конце 50-х, руководство остальных государств - в начале или середине 60-х годов. Преимущественно экстенсивный характер развития экономики не позволял в должной мере использовать достижения научно-технической революции. На начальной стадии НТР по некоторым направлениям научно-технического прогресса с США успешно конкурировал СССР. Об этом свидетельствовали советские достижения в освоении ядерной энергии, космоса, ракетной техники. Но затем стала обнаруживаться неприспособленность сложившейся системы хозяйствования в странах, называвших себя социалистическими, к интенсивному экономическому прогрессу. Дальнейшее развитие НТР затормозилось, и они стали все более отставать по уровню научно-технического и экономического прогресса от высокоразвитых стран Запада. Низкой была эффективность государственных капиталовложений в экономику, долгимисроки их окупаемости. В результате подрывалась конкурентоспособность товаров социалистических стран на мировом рынке. К тому же рост тяжелой индустрии происходил в ущерб производству товаров народного потребления, которое не поспевало за ростом спроса населения. Во второй половине 50-х годов был взят курс на ускорение производственного кооперирования сельского хозяйства. В Болгарии оно было завершено уже к концу 50-х годов, в Албании - к рубежу 60-х, в ГДР, Чехословакии, Венгрии и Румынии в начале 60-х годов. Обобществленный сектор в этих странах в деревне охватил 93-95% сельскохозяйственных земель. В Польше и Югославии производственная кооперация в сельском хозяйстве не приобрела широкого развития. Здесь сохранилось преобладание частного крестьянского хозяйства. Среди крестьян-собственников получили распространение низшие формы кооперации (в основном снабженческо-сбытовая). В этих двух странах заметная роль в товарной аграрной продукции принадлежала государственным хозяйствам. Государственные аграрные хозяйства имелись и в других странах. В ГДР им принадлежало 7% пахотных земель. Наряду с доминировавшим государственным сектором в ГДР, Венгрии и Польше в промышленности, ремесле, торговле и сфере услуг сохранялся мелкотоварный частный и смешанный государственно-частный сектор. В Югославии действовала система самоуправления государственных предприятий. Но она обесценивалась наличием и здесь сильного контроля центральных властей и отчислением большей части прибылей государству. Ранее других еще в 1963 г., к экономическим реформам приступила ГДР. Здесь были созданы крупные объединения государственных предприятий, которым была дана некоторая самостоятельность в решении ряда вопросов, в разработке планов развития. Создавались производственные комитеты трудящихся. Работники получили определенные экономические стимулы. Увеличилась помощь государства мелкотоварному сектору и смешанным предприятиям. Во второй половине 60-х годов, экономические реформы были предприняты в Болгарии и Польше. Однако экономические реформы имели ограниченный эффект, ибо ставили целью лишь частично реформировать командно-административную систему управления Огосударствленной экономикой. К томуже уже первые шаги реформ натолкнулись на растущее противодействие консервативно-догматических сил и бюрократии. Реформы проводились робко, непоследовательно и в большинстве случаев постепенно были сведены на нет. Повлияло и усиление консерватизма и свертывание аналогичных реформ в СССР. Более того, в ГДР в 1972 г. был осуществлен перевод в государственную собственность большинства смешанных и частных предприятий (с выплатой компенсации), в результате доля государственных предприятий в промышленном производстве увеличилась с 83 до 99%. Официально постоянно декларировался народный, социалистический характер власти в республиках Народной демократии. Польша, Венгрия, Болгария и Албания назывались «народными республиками», ГДР - «демократической», а Чехословакия, Румыния и Югославия с 60-х годов стали называться «социалистическими республиками». Конституции провозглашали отсутствие эксплуатации, самые широкие демократические и социальные права граждан, народовластие, выборность и регулярную сменяемость всех органов власти при всеобщем и обязательном избирательном праве. Высшим органом власти считался избираемый всем населением парламент (Народная палата в ГДР, Государственное собрание в Румынии, Народное собрание в Албании, Скупщина в Югославии). Из его состава избирался постоянный коллегиальный руководящий орган республики - Государственный совет (Польша, Болгария, с 1960 г. ГДР и до 1974 г. Румыния), либо Президиум (Венгрия, Албания), либо это был президент республики (Чехословакия, Югославия, до 1960 г. ГДР, с 1974 г. - Румыния). Парламент утверждал и контролировал деятельность правительства - Совета министров. Выборы полностью контролировались сверху и призваны были демонстрировать «единодушную» и почти стопроцентную поддержку народом режима и его лидеров, обладавших практически неограниченной властью в течение десятилетий. Такими партийно-государственными «вождями» были Вальтер Ульбрихт в ГДР (до 1971 г., когда его _ сменил Эрих Хонеккер), ИосипБроз Тито в Югославии, ТодорЖивков в Болгарии, Антонин Новотный в Чехословакии (до 1968 г. ), Янош Кадар в Венгрии, Энвер Ходжа в Албании, Владислав Гомулка в Польше (в 1970 г. его сменил Эдвард Терек), Георге Георгиу-Деж в Румынии (после его смерти в 1965 г. - НиколаеЧауше-ску). Власти имели монополию на средства массовой информации. С середины 50-х годов широкомасштабные произвольные репрессии были осуждены правящими партиями, хотя преследования лиц, несогласных с режимами, имели место. Был реабилитирован (в том числе посмертно) ряд бывших видных коммунистических деятелей этих стран. Некоторые из них возглавили новое партийно-государственное руководство после острых социально-политических кризисов. (Владислав Гомулка в Польше и Янош Кадар в Венгрии с 1956 г., Густав Гусак в Чехословакии с 1969 г. ), В Венгрии с конца 60-х годов стало практиковаться выдвижение на выборах на одно место двух и более кандидатов в рамках по-прежнему единой общей политико-идеологической платформы. Это внесло элемент персональной состязательности в избирательные кампании. Но за пределами Венгрии такой опыт не получил распространения.
|
||||||||||||||
|