Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Характерные черты развития стран Центральной и Юго-Восточной Европыв конце 50-х - первой половине 70-х го­дов



 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

 

 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬЕТ

Кафедра Истории России

 

 

Предмет: ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

 

 

Тема: Страны Центральной и Юго-Восточной Европы

в 1950-е – 1970-е гг.

 

 

Исполнитель

Студенты 5 курса группы «Из» __________ __________ И. В. Пивень

 дата                         подпись

 

 

Руководитель __________ __________ Д. В. Кузнецов

 дата                         подпись

 

 

г. Благовещенск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Характерные черты развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы в конце 50-х - первой половине 70-х го­дов
Особенности социально - экономи­ческого развития.
2. Взаимоотношения между социали­стическими странами. Чехословацкие события 1968 г.
Совет экономической взаимопомо­щи (СЭВ).
Политическое сотрудничество стран «социалистического содружества» и рост разногласий между его участника­ми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Характерные черты развития стран Центральной и Юго-Восточной Европыв конце 50-х - первой половине 70-х го­дов

Особенности социально - экономи­ческого развития.

В развитии европей­ских социалистических стран в конце 50-х-первой половине 70-х годов сущест­вовала большая противоречивость процес­сов социально - экономической жизни общества. С одной стороны, страны Цен­тральной и Юго - Восточной Европы до­бились в тот период известных успехов в развитии экономики и улучшения жизни населения. Но, с другой стороны, в разви­тии этих стран все более сказывались и негативные, кризисные тенденции. В странах Центральной и Юго - Восточной Европы продолжалась ускоренная индуст­риализация. В первой половине 70-х гг. ежегодный прирост промышлен­ной продукции в среднем достигал 6-8%. Преимущественное развитие получила тяжелая промышленность. Вводились в строй новые индустриальные гиганты, промышленные комплексы, металлурги­ческие комбинаты. Больше внимания ста­ло уделяться новым отраслям - приборо­строению, электронике, химии.

При ряде общих черт задачи и ход ин­дустриализации имели свои отличия по странам. ГДР и Чехословакия (в большей степени Чехия) выделялись в регионе сво­ей принадлежностью к развитым индуст­риальным государствам. Здесь было больше возможностей уделять внимание развитию новейших отраслей производст­ва, связанных с научно-техническим про­грессом и с использованием высококва­лифицированной рабочей силы. Важной спецификой ГДР оставалось то, что она являлась продуктом раскола прежде еди­ной страны и находилась на передней ли­нии противостояния двух социальных сис­тем и военно-политических блоков.

В ГДРостро стояли задачи экономического со­ревнования с другим немецким государст­вом - ФРГ, более богатым и обеспечен­ным, динамично развивавшимся соседом. В то же время сказывалась скудость мест­ных сырьевых ресурсов, зависимость от их поступления из СССР. В ГДР были построены крупные электростанции на буром угле, мощный нефтеперерабаты­вающий завод на базе советской нефти. С 1957 г. действовал построенный с помо­щью СССР атомный реактор. Развивались электротехническая, химическая, элек­тронная промышленность, приборострое­ние. По общему объему производства ГДР вошла в первую десятку стран мира, зани­мая второе (после СССР) место среди со­циалистических стран.

Польша несколько отставала по уров­ню промышленного развития от ГДР и Чехословакии, хотя опережала остальные государства региона. За нею следовала Венгрия. Здесь больший удельный вес принадлежал сельскому хозяйству, более значительной была доля сельского насе­ления, чем в ГДР и Чехословакии. Венг­рии пришлось потратить около двух лет на восстановление экономики после трагиче­ских событий 1956 г. В Польше и особен­но в Венгрии в большем объеме стояли задачи развития тяжелой индустрии. 3/4 капитальных вложений в промышлен­ность в Венгрии направлялось на строи­тельство предприятий в аграрных районах, где прежде промышленность почти отсутствовала. Стимулировались высокие тем­пы индустриального роста, с тем, чтобы приблизиться к уровню промышленно развитых государств. Но и в Венгрии в 60-е - первой половине 70-х годов нема­лые усилия направлялись на развитие пе­редовых в технологическом отношении отраслей - приборостроения, точной механики, оптики, электроники.

Еще в большей степени от уровня ГДР и Чехословакии отставали Югославия, Болгария и особенно Румыния, преимуще­ственно аграрные прежде страны. В Румынии на первый план ставилась цель преодолеть историческое отставание стра­ны, создать основы тяжелой индустрии. Возводились крупные металлургические, нефтехимические, машиностроительные предприятия. При первоначальном низком уровне промышленного развития удалось обеспечить высокие темпы роста произ­водства. Важной отраслью румынской экономики оставалась добыча нефти, дос­тигшая в 1960 г. 11, 5 млн. т - вдвое выше довоенного уровня (в 1968 г. - 13, 3 млн. т)

Наиболее сложные проблемы стояли перед Албанией, которой предстояло пре­одолеть вековую отсталость и замкну­тость, практически полное отсутствие промышленности, рутинный, патриар­хальный характер сельского хозяйства, крайне низкий уровень социального раз­вития. За 50-е годы в Албании с помощью СССР были созданы предприятия нефтя­ной, горнорудной, легкой и пищевой про­мышленности. Но в 60-е годы дальнейшее экономическое развитие Албании затор­мозилось из-за разрыва связей с внешним миром, за исключением Китая.

Особое внимание уделялось социаль­ной политике. Повышался уровень жизни населения. Практически отсутствовала безработица. Увеличивались социальные расходы государства. Развивались культу­ра, здравоохранение, образование, жи­лищное строительство.

Утверждение государственной и коо­перативной собственности в экономике, достижения индустриализации и социаль­ной политики трактовались в официаль­ных партийно-государственных докумен­тах этих стран как «завершение построе­ния основ социализма». Было объявлено о переходе к построению вслед за СССР «развитого социалистического общества». Болгарское руководство заявило об этом в конце 50-х, руководство остальных госу­дарств - в начале или середине 60-х годов.

Преимущественно экстенсивный ха­рактер развития экономики не позволял в должной мере использовать достижения научно-технической революции. На на­чальной стадии НТР по некоторым на­правлениям научно-технического про­гресса с США успешно конкурировал СССР. Об этом свидетельствовали совет­ские достижения в освоении ядерной энергии, космоса, ракетной техники. Но затем стала обнаруживаться неприспособ­ленность сложившейся системы хозяйст­вования в странах, называвших себя со­циалистическими, к интенсивному эконо­мическому прогрессу. Дальнейшее разви­тие НТР затормозилось, и они стали все более отставать по уровню научно-технического и экономического прогресса от высокоразвитых стран Запада. Низкой была эффективность государственных капиталовложений в экономику, долгимисроки их окупаемости. В результате под­рывалась конкурентоспособность товаров социалистических стран на мировом рын­ке. К тому же рост тяжелой индустрии происходил в ущерб производству товаров народного потребления, которое не поспе­вало за ростом спроса населения.

Во второй половине 50-х годов был взят курс на ускорение производственного кооперирования сельского хозяйства. В Болгарии оно было завершено уже к концу 50-х годов, в Албании - к рубежу 60-х, в ГДР, Чехословакии, Венгрии и Румынии в начале 60-х годов. Обобществленный сектор в этих странах в деревне охватил 93-95% сельскохозяйственных земель. В Польше и Югославии производственная кооперация в сельском хозяйстве не приобрела широкого развития. Здесь сохра­нилось преобладание частного крестьян­ского хозяйства. Среди крестьян-собственников получили распространение низшие формы кооперации (в основном снабженческо-сбытовая). В этих двух странах заметная роль в товарной аграр­ной продукции принадлежала государст­венным хозяйствам. Государственные аг­рарные хозяйства имелись и в других странах. В ГДР им принадлежало 7% па­хотных земель.

Наряду с доминировавшим государст­венным сектором в ГДР, Венгрии и Поль­ше в промышленности, ремесле, торговле и сфере услуг сохранялся мелкотоварный частный и смешанный государственно-частный сектор. В Югославии действовала система самоуправления государственных предприятий. Но она обесценивалась на­личием и здесь сильного контроля цен­тральных властей и отчислением большей части прибылей государству.

Ранее других еще в 1963 г., к экономи­ческим реформам приступила ГДР. Здесь были созданы крупные объединения госу­дарственных предприятий, которым была дана некоторая самостоятельность в ре­шении ряда вопросов, в разработке планов развития. Создавались производственные комитеты трудящихся. Работники получи­ли определенные экономические стимулы. Увеличилась помощь государства мелко­товарному сектору и смешанным пред­приятиям. Во второй половине 60-х годов, экономические реформы были предприня­ты в Болгарии и Польше.

Однако экономические реформы имели ограниченный эффект, ибо ставили целью лишь частично реформировать командно-административную систему управления Огосударствленной экономикой. К томуже уже первые шаги реформ натолкнулись на растущее противодействие консерва­тивно-догматических сил и бюрократии. Реформы проводились робко, непоследо­вательно и в большинстве случаев посте­пенно были сведены на нет. Повлияло и усиление консерватизма и свертывание аналогичных реформ в СССР. Более того, в ГДР в 1972 г. был осуществлен перевод в государственную собственность боль­шинства смешанных и частных предпри­ятий (с выплатой компенсации), в резуль­тате доля государственных предприятий в промышленном производстве увеличилась с 83 до 99%.

Официально постоянно декларировал­ся народный, социалистический характер власти в республиках Народной демокра­тии. Польша, Венгрия, Болгария и Алба­ния назывались «народными республика­ми», ГДР - «демократической», а Чехосло­вакия, Румыния и Югославия с 60-х годов стали называться «социалистическими республиками». Конституции провозгла­шали отсутствие эксплуатации, самые ши­рокие демократические и социальные пра­ва граждан, народовластие, выборность и регулярную сменяемость всех органов власти при всеобщем и обязательном из­бирательном праве. Высшим органом вла­сти считался избираемый всем населением парламент (Народная палата в ГДР, Госу­дарственное собрание в Румынии, Народ­ное собрание в Албании, Скупщина в Югославии). Из его состава избирался постоянный коллегиальный руководящий орган республики - Государственный со­вет (Польша, Болгария, с 1960 г. ГДР и до 1974 г. Румыния), либо Президиум (Венг­рия, Албания), либо это был президент республики (Чехословакия, Югославия, до 1960 г. ГДР, с 1974 г. - Румыния). Парла­мент утверждал и контролировал деятель­ность правительства - Совета министров.

Выборы полно­стью контролировались сверху и призваны были демонстрировать «единодушную» и почти стопроцентную поддержку народом режима и его лидеров, обладавших прак­тически неограниченной властью в тече­ние десятилетий. Такими партийно-государственными «вождями» были Валь­тер Ульбрихт в ГДР (до 1971 г., когда его _ сменил Эрих Хонеккер), ИосипБроз Тито в Югославии, ТодорЖивков в Болгарии, Антонин Новотный в Чехословакии (до 1968 г. ), Янош Кадар в Венгрии, Энвер Ходжа в Албании, Владислав Гомулка в Польше (в 1970 г. его сменил Эдвард Те­рек), Георге Георгиу-Деж в Румынии (по­сле его смерти в 1965 г. - НиколаеЧауше-ску). Власти имели монополию на средст­ва массовой информации.

С середины 50-х годов широкомас­штабные произвольные репрессии были осуждены правящими партиями, хотя пре­следования лиц, несогласных с режимами, имели место. Был реабилитирован (в том числе посмертно) ряд бывших видных коммунистических деятелей этих стран. Некоторые из них возглавили новое пар­тийно-государственное руководство после острых социально-политических кризисов. (Владислав Гомулка в Польше и Янош Кадар в Венгрии с 1956 г., Густав Гусак в Чехословакии с 1969 г. ), В Венгрии с кон­ца 60-х годов стало практиковаться вы­движение на выборах на одно место двух и более кандидатов в рамках по-прежнему единой общей политико-идеологической платформы. Это внесло элемент персо­нальной состязательности в избиратель­ные кампании. Но за пределами Венгрии такой опыт не получил распространения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.