Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В гл. IV 20-35 делается большое отступление о природе зла (которое вводится как обратная сторона добра)



В гл. IV 20-35 делается большое отступление о природе зла (которое вводится как обратная сторона добра)

«О мистическом (таинственном) богословии» (MT)

Самый короткий трактат в 5 главах. Автор рассуждает об апофатическом пути богопознания, об удалении от всего чувственного и умопостижимого на пути к Причине всего, Которая оказывается выше как положительного, так и самого отрицательного богословия.

Послания (Ер. )

Первые 5 Посланий развивают мысли, изложенные в «Мистическом богословии», и излагают в кратком виде христологическую тему и учение об ограниченности нашегобогопознания. Остальные 5 посланий – рассуждения на тему защиты веры, важности иерархии, символизма Писания.

Богословие

Терминологические новшества

В «А. » встречается много сложных слов, новой терминологии и неоплатонической терминологии, см., напр., EH V 3. 7, и необычных словосочетаний, напр. ἡ θ ε ῖ α μ α κ α ρ ι ό τ η ς (Божественное блаженство - III 2: 3 (P. 19)). В языке Дионисия можно выделить слова: 1) придуманные им, одни из к-рых прочно вошли в церковный обиход, напр. ἱ ε ρ α ρ χ ί α - священноначалие, а другие остались характерными только для «А. » (υ ἱ α ρ χ ί α - дословно сыноначалие, σ ο φ ο π ο ί η σ ι ς - мудротворение); 2) входящие в понятийный аппарат неоплатонической философии; при этом одни из них изменили свое значение, как, напр., ἐ κ φ α ν τ ο ρ ί α у Прокла употреблялось в значении «откровение высшего низшему», в «А. » стало означать «откровение Бога» (Шичалин. С. 70-72)

Учение о Боге

Апофатическое и катафатическое богословие

Автор «А. » вводит в обиход сами эти термины, впервые апофатическиое и катафатическое богословие выступают строго проводимые методыкакразные способы богословского описания Единого Бога. «А. » считает «путь отрицаний» более подходящим для богословия, чем «путь утверждений»

Пресущественность Бога и Божественные свойства (имена)

Особенностью учения «А. » о Боге является выраженное в неоплатонических терминах представление о вышебытийности и пресущественности Бога. Согласно «А. », Бог пребывает Сам в Себе и не выходит за пределы Своей сокрытости, Бог в сущности «безымянен», пресущественно неопределенен, Бог Сам-в-Себе абсолютно непознаваем ни для какого тварного существа. Мыслит о Боге, как и неоплатоники, как о Едином.

Бог «бесконечно многоименен», все имена Божии - не суть Бог Сам-в-Себе, но Бог в Его многообразных отношениях к тварному бытию. Кроме «единств» (ἑ ν ώ σ ε ι ς ) в Нем есть и «различия» (δ ι α κ ρ ί σ ε ι ς ), неделимо различающие в непостижимой простоте Бога множество определений. Это - полнота Божественных свойств, к-рые составляют уже 2-й, производный, момент Божественнойсверхсущности. Главные из этих свойств-имен - Благо, Свет, Красота, Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совершенный, Единый. Источник Божественных имен Дионисий видит во «всеобщих и частных промыслах» Бога, познаваемых в мире, и в Божественных видениях пророков и святых мужей.

Учение о Св. Троице

Бог – Сущий и Единая природа в трех Лицах. Единство, в отличие от неоплатоников, описывает общие имена Бога (бытие, Божество, благо), а различие – особые имена Лиц Святой Троицы. Бог одновременно есть и Единица (Монада), и Троица. Все Божественные свойства-имена принадлежат всей Св. Троице, общей Божественной сверхсущности, Ипостаси отличаются друг от друга ипостасными свойствами. Бог Отец - «единый источник пресущественного Божества», Сын же и Св. Дух получают Свое ипостасное бытие от Отца, будучи «как бы Богонасажденными Побегами». В «А. » взаимопребывание сравнивается с 3-мя светильниками в одной комнате, когда свет одного полностью проникает в свет другого, но при этом остается собственным. Бог «не есть ни Дух в известном нам смысле, ни сыновство, ни отцовство, ни что-либо другое из того, что мы или кто-то другой мог бы познать»

Учение о творении

Мотивы творения

Причина творения мира – Божественная благость, для Бога как для единого Блага в собственном смысле слова существовать – значит распространять благость на все. Творение мира – природно необходимый процесс.

Божественные идеи

Творение совершается Богом по определенным вечным идеям (образцам) - предсуществующим в Боге творящие сущность логосы сущих, Божественные благие воления и предопределения, разделяющие и творящие сущее. Бог знает сущее и этим Своим единым знанием творит мир. Все сущее причастно Богу, будучи причастно Божественным идеям, и Бог доступен для причастия причастным Ему тварям, хотя по сущности Он остается Непричастным. Божественные свойства, как и идеи – причины всех вещей, которые каким-либо образом обладают этими свойствами.

Материя

Бог создал мир из небытия. В материи, как в первооснове мира воплощаются нематериальные Божественные идеи

Природа зла

Зло – отсутствие блага, это отсутствие бытия, не-сущее, акциденция, недостаток знания или осуществления блага. Зло примешивается к благу. Грех (ἁ μ α ρ τ ί α ) - «ошибка в истинном стремлении». Бог попускает существование зла, поскольку никакое существо, как бы зло оно ни было, не лишается блага полностью. Бог не нарушает свободного выбора человека между добром и злом.

Структура тварного бытия

Иерархичность

Весь мир стройностью и порядком отражает в себе Божественную гармонию. Иерархичность восходит к свойству Божественной справедливости. Иерархическая структура мира построена по принципам: близость к Богу по природе, степень единства и просветленности, а также сложность организации (совершенства).

Иерархия:
1) умы (бестелесные) Благобытие
2) словесные (телесные разумные существа)

3) животные, обладающие чувствами
4) растения (нутритивная функция)                                  Бытие
5) неживая природа.

Начало иерархии восходит к Св. Троице - «единственной причине всего сущего», Цель иерархии - «уподобление Богу и соединение с Ним». Бог есть начало, середина и предел всего сущего, к-рое Он «просто и неограниченно предымеет в Себе посредством совершенных благостей Своего единого и всепричинного промысла» Божий промысл распадается на всеобщий и частный.

Небесная иерархия

Небесная иерархия имеет 9 чинов: 1. Серафимы. 2. Херувимы. 3. Престолы. 4. Господства. 5. Силы. 6. Власти. 7. Начала. 8. Архангелы. 9. Ангелы в собственном смысле

Такое деление ангельского мира можно встретить и у многих отцов (например, отцы каппадокийцы)

Девять чинов разделяются на 3 триады, 1-я из к-рых получает просвещение непосредственно от Бога, 2-я и 3-я соответственно через посредство иерархии, стоящей выше, и, наконец, люди - посредством ангелов – особенность «Ареопагитик» (влияние неоплатонизма, но не полное)

Все сущее получает бытие от Бога непосредственно, через иерархию передается только просвещение. Все иерархии передают низшим себя то, что они получили от Бога, имея в себе «неслитно» «Богоначальные энергии».

Ангелы превосходят все остальные твари своей причастностью Богу. Ангелы являются посредниками между Богом и людьми, причем даже Сам Христос по человечеству подчиняется воле Бога Отца через их посредство.

Церковная иерархия

С одной стороны, в «А. » присутствует идея единого служения небесной и церковной иерархия, параллелизма двух иерархий в служении, с другой – церковная иерархия занимает место ниже небесной. Во главе церковной иерархии - Сам Иисус Христос. Начало обожения – Божественное рождение – Крещение. Соединяет нас с Богом Причащение (Таинство собрания). Таинство собрания представляет собой «священное множество символов» и из него возводится к единому и простому началу. Главным в таинстве собрания является присутствие Христа и Его Божественное действие.

Иерархия:

1. Крещение

2. Причащение

3. Освящение мира

4. Епископы

5. Священники    Посвящающие

6. Диаконы

7. Монахи

8. Миряне

9. Оглашенные, кающиеся, одержимые       Посвящаемые

Епископы исполняют тройное служение очищения, просвещения и совершенствования (EH V 1. 5), священники - очищения и просвещения, диаконы – очищения

Христология

Христологических мест мало! (по этому поводу в научной среде происходит дискуссия). В «А. » не встречается термин «лицо» (π ρ ό σ ω π ο ν ). ῾ Υ π ό σ τ α σ ι ς обозначает чаще всего одно из Божественных лиц, когда говорится о Троице. В то же время делаются многократные упоминания о пришествии Христа в человеческой «природе» (φ ύ σ ι ς ) или «сущности» (ο ὐ σ ί α ). Глава небесной и церковной иерархии – Христос. Учение «А. » об иерархиях объединяет идея двойного посредничества Иисуса Христа между людьми и ангелами и одновременно между всеми тварными существами и Богом Отцом. В человечестве определения Отца Ему передаются через ангелов, Христос посредник между членами всех иерархий и Богом, в единении с Которым они достигают полного совершенства.

Учение о богопознании и мистическом единении с Богом (обожении)

В результате грехопадения человек отпал от истинной благости, спасение человека – возвращение отпавшего человека в первоначальное состояние простоты и единства с Богом (обожение). Богоподобие (субъективная сторона обожения) – достижение человеком высшей простоты и единства своего духа. Единство (объективная сторона обожения) – причастие человеческого духа Божественному духу при содействии Божественной благодати через отрешение всего чувственного. С этим процессом автор «А. » связывает «очищение» (κ ά θ α ρ σ ι ς ), «просвещение» (φ ω τ ι σ μ ὸ ς ), «совершенство» (τ ε λ ε ί ω σ ι ς ). «Очищение» есть освобождение человеческого духа путем отвлечения от всего внешнего, чувственно-материального содержания, «от всякой инородной примеси». «Просвещение» состоит в озарении души Божественным светом, возводящим человека к созерцательному состоянию, «совершенство» есть участие души в усовершающем познании созерцаемых тайн.

Бог познается мистическим способом в непосредственном внутреннем ощущении Бога, в таинственном прикосновении к Нему и погружении в Него, так как рациональный неадекватен для этого. В этот момент человек возвращается в первоначальное состояние простоты и единства с Богом, соединяется с Ним настолько, насколько для него это возможно.

Влияние «Ареопагитик»

«А. » оказали огромное влияние на многих византийских богословов, в частности, на Леонтиев Иерус. и Визант. на Максима Исповедника. Также на ангелологию и учение о Божественных именах прп. Иоанна Дамаскина. Феодор Студит использует «А. » в защиту иконопочитания и института монашества.

Самый знаменитый последователь Дионисия – прп. Никита Стифат, который развил его учение об иерархиях.

Литургическое богословие «А. » было развито в сочинениях Николая Кавасилы.

Благодаря трудам учителей Зап. Церкви Альберта Великого († 1280), Фомы Аквинского († 1274) и Бонавентуры († 1274) «А. » стали одним из основных элементов в системе схоластического образования. «А. » цитировались также в трудах средневековых мистиков.

Научные труды

В современной науке происходит изучение влияния философии Прокла и Дионисия, связей «А. » с неоплатонической философией, дальнейшее углубление в изучение христианского осмысления привнесенной философии. Разбираются причины подлога авторства (например, стремление обратить к вере язычников-философов).

Совр. исследователи уделяли серьезное внимание главным христ. темам «А. », а именно: отрицательный путь богопознания (В. Н. Лосский), иерархическое видение мира (Р. Рок), учение о тайноводстве (иером. Александр (Голицын)). Во 2-й пол. XX в. делались попытки сблизить учение «А. » с новой нем. Философией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.