|
|||||
МУЖСКОЙ КОСТЮМСтр 1 из 2Следующая ⇒
сОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ Численность населения Абхазии составляет около 300 тысяч человек. Абхазы проживают на территории Абхазии более 2500 лет. Большинство верующих абхазов - христиане, незначительная часть населения исповедует ислам или католицизм. В Абхазии проживают более 25 национальностей, включая самих абхаз. Абхазы издавна создавали свою культуру. Мягкий и теплый климат, разнообразие растительных ресурсов формировали жизнь абхазов. Основные занятия абхазов — скотоводство и земледелие, ремесла, рыбалка и охота. Абхазы также развивали свои военные навыки, вступая в различные войны, и оружейное искусство, защищаясь от чужеземных набегов. Национальная культура абхазов богата поэтическим и музыкальным фольклором, народными танцами и музыкой. Абхазские народные танцы – самый популярный вид искусства. В Абхазии работают несколько профессиональных танцевальных ансамблей, есть детские хореографические студии. В репертуаре ансамблей – фольклорные, обрядовые танцы, танцы ритуального характера с кинжалами и бурками, а также танцы народов Кавказа.
· Культура танца
АБХАЗСКИЕ ТАНЦЫ- неотъемлемая часть культуры гордого и непокорного народа, а также красивейшего места на Кавказе - Абхазии. Абхазия - регион в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Включает 7 исторических областей: Малую Абхазию, Бзыпын, Гуму, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга. Танцевальная культура абхазского народа, многовековая история которого изобилует самыми разными событиями, вобрала в себя множество способов передачи этих событий и эмоций через язык пластики и мимики. До нас дошли сохранившиеся в народе танцы, которые отражают жизнь и деятельность абхазов, их духовную культуру, религиозные верования, целостное восприятие жизни. Абхазские танцы – имеют возможность передать настроение, характерное при исполнении того или иного танца. Через хореографию зритель может увидеть и понять целые отрезки, события из истории и жизни этого края и народа. Через танец, этот народ также рассказывает и о повседневной жизни обычных людей, и о военных конфликтах, о радостных событиях и о горестях. Их костюмы были не похожи один на другой, ибо каждая девушка, сама шила для себя платье и вышивала к нему детали костюма, тем самым показывая собственное мастерство и художественную выдумку. Абхазки соревновались не только в грациозности, но и в полете художественной фантазии, в умении декоративной отделки одежды. Абхазские парни, собиравшиеся на народные празднества, выбирали себе в невесты девушек, которые выделялись своим мастерством вышивания. О них в народе говорили: «Ацыс мувас асахиа тылхит» («Она и птичку налету срисует»). Эти слова были высшей хвалой, оценкой созданного ею костюма. В такт музыке плыли красавицы, раскрыв руки, подобно крыльям птицы. Кружась, они изображали различные танцевальные узоры и завершали танец кругом, в центре которого оказывалась одна из девушек-солисток, демонстрируя свое танцевальное мастерство. Во время танца каждая из танцующих должна была побывать в центре круга и естественно, в центре внимания присутствующих. Темп танца то усиливался, то затихал, давая возможность показать лирическую окраску движений танцовщиц. Так же одни из самых популярных абхазских хороводных танцей – «Аурашьа», «Аибаркыра» и «Шаратын». В танце «Шаратын» исполнители соревнуются в том, кто кого перепляшет, кто обнаружит большую находчивость и ловкость, кто окажется грациознее, словом, это танец – соревнование. Участниками танца были и грациозные девушки, которые входили в бешенный круг мужского танца, и все вокруг них кружилось стремительно и темпераментно.
Одно из толкований происхождения танца «Шаратын» я услышала от близкого человека нашей семьи Хватыш Султана, а он в свою очередь узнал от старожила Григория Аиба. В давние времена в горном абхазском селе Псху проживали редставители фамилии Хватыш (Хэатышь). В семье было восемь братьев и одна сестра, красавица Шаратын. Многие были в неё влюблены, но даже боялись за ней ухаживать, опасаясь её братьев. Братья часто уходили на охоту. И в один день, когда братьев не было дома, злоумышленники подкараулили и выкрали её Шаратын. Они знали, что братья несколько дней пробудут на охоте, и у них будет время увезли Шаратын через перевал. Когда соседи узнали о случившемся, то послали гонца за братьями Шаратын. Восемь братьев отправились в погоню за сестрой. Вскоре они напали на след похитителей. Братья решили выждать, когда похитители остановятся на отдых, чтобы отбить у них сестру. И когда те остановились отдохнуть и заснули, братья связали их всех, а сестру спасли. Домой они вернулись с красавицей сестрой и с плененными похитителями. Вся деревня радовалась возвращению Шаратын, и в честь этого устроили пир, люди танцевали и пели. И Шаратын танцевала вместе со всеми, поэтому этот танец и получил название Шаратын. · 2) Традиции и обычаи Народ Абхазии уникален и самобытен. Его культура, традиции и обычаи формировались на протяжении многих столетий. До наших дней дошел свод правил и норм поведения абхазов – «Апсуара». Кодекс, который свято чтит каждый представитель этого народа, что позволило сохранить ему удивительную духовную чистоту. Все, кто хотя бы раз побывал в Абхазии, отмечают радушие и гостеприимство абхазов. Ритуал гостеприимства – «Асасра», является одним из священных в этой стране. По старинке гостей полагалось встречать в специально оборудованном и празднично украшенном для этого месте – «асасааирта». Оно представляло собой отдельное строение во дворе, которое только для этого и предназначалось. Сейчас гостей принимают в самой просторной и красивой комнате дома. Пожалуй, мало, кто не знает такой восточный обычай, как похищение невесты женихом для последующего заключения брака. В Абхазии этот романтический обряд называется «амадзала». В Абхазии также есть обряды, связанные с животноводством. Например, «Связывание зубов волка». Его проводили и до сих пор проводят в тех случаях, когда заблудилась отара или стадо. Для того, чтобы домашних животных не тронули волки, берут ножницы (в разных регионах предмет для связывания может отличаться) и перевязывают лезвия. Когда потерявшийся скот возвращают домой, связанные «зубы» освобождают.
Интересно, что большинство абхазов, хоть и причисляют себя к одной из основных мировых религий (христианству или исламу), как правило, не исполняют предписанные ритуалы. А единым Богом признают Анцва – Творца всего сущего. Религиозные праздники же отмечают, что называется, всем миром независимо от вероисповедания. На сегодняшний день примерно 60% населения Абхазии исповедуют православие, около 16% являются последователями ислама, есть и иудеи, католики, протестанты. Новый год традиционно отмечают с семьёй и друзьями. Застолье сопровождается пожеланиями здоровья и удачи. Праздничные гуляния длятся всю ночь и повсеместно можно услышать «Чааныбзиала ашыкус чыц! », что по-абхазски означает »С Новым годом! «. Старый Новый год или Ажьырныхуа – связан в Абхазии с языческой традицией приносить жертву божеству кузни и металла – Шашве. В этот день на праздничном столе у абхазов обязательно присутствует блюдо из козьего мяса или зажаренный петух. Тактичность абхазов порой действительно шокирует нашего туриста. Местный житель скорее умолчит о какой-то проблеме или вежливо откажется от предложения, чем будет выпячивать свое мнение или рассказывать, что у них так не принято. Назидательный тон вообще немыслим в любых случаях, кроме общения старшего родственника с младшим или с ребенком. Споры также абсолютно непродуктивны! Лишь в случае, если оба собеседника являются профессионалами в каком-то деле и именно дискуссия может привести к выработке оптимального решения, здесь можно услышать что-то подобное нашему " обмену мнениями". Да и то, скорее всего, это произойдет с глазу на глаз, без присутствия посторонних. А просто так, ради красного словца, спорить абхазы не любят и не будут. В случае если случайно была прервана чья-то речь или беседа, обязательно следует извиниться и отложить свое высказывание на потом, когда это не будет принижать достоинства говорящего. Категорически не рекомендуется повышать голос где бы то ни было. В местных традициях - вежливое спокойное обращение друг к другу в любой ситуации, крик же, как и просто излишне громкий голос в общественном месте, чаще всего воспринимается как признак бескультурья или желания поссориться. Абхазы обращаются друг к другу на " ты" , однако в местном этикете присутствует огромное количество дополнительных форм почтительного обращения. Приветствия человеку, работающему в поле или по дому, при встрече со знакомым на улице или в гостях, будут разными, обращение к женщине и старшему - тоже. Праздник молодого вина в Абхазии — это интересное и очень увлекательное событие, ежегодно привлекающее сотни туристов со всех уголков России. Этот осенний праздник славится своим застольем. В АБХАЗИИ - праздник молодого вина проходит с 4 по 6 ноября, там вы можете отведать блюда абхазской национальной кухни и провести дегустацию разных сортов вина. · 3) Национальные костюмы
МУЖСКОЙ КОСТЮМ Акуамжвы (черкеска) — основа традиционного мужского наряда Акуамжвы представляет собой распашной однобортный кафтан с узкими рукавами без воротника длиной ниже колен. Он облегает фигуру в области груди и талии, нижняя часть расклешается с помощью вставных клиньев. Изготавливался из натурального домотканого шерстяного сукна темных цветов: черного, бурого и серого, реже глубокого бордо. Белый был доступен только для богатого сословия. Черкеска подпоясывалась узким ремнем, пряжка которого служила кресалом для высекания огня. К поясу прикреплялся кинжал и сабля. Сейчас обычай надевать абхазскую национальную одежду возрождается. Танцевальные коллективы исполняют номера в красочных костюмах. А в повседневной жизни традиционные наряды стали надевать на государственные праздники, свадьбы и мероприятия. Традиционным головным убором был башлык, по-абхазски “ахтарпа”. Абхазам известно много способов надевания башлыка. Например, на свадьбах и торжествах башлык оборачивался вокруг головы, на похоронах — распускался и накидывался на голову. Кроме башлыка абхазские мужчины также носили войлочные или меховые шапки. Самой распространенной обувью абхазов были постолы из сыромятной кожи “ажцвеймаа”, надеваемые на босую ногу. Зимой под них поддевали суконные либо вязаные шерстяные носки. Для богатого сословия были доступны высокие сапоги “амагу” высотой до или выше колена. Амагу изготавливались из сафьяновой или другой кожи высокого качества.
|
|||||
|