|
|||
9 сентябряИные начинают писать дневник, чтобы рассказать, что у них на сердце. Это требует необычайной близости с самим собой, иначе дело обречено на провал, кроме того необходимо владеть искусством изготовления ароматов, извлечения сущностей. А я, к чему мне откровенничать? Кажется, я уже сказал самое главное в " Жиле" и " Белукии", в некоторых своих стихах. И потом, время откровений миновало и для Европы, и для меня. Мое тело так состарилось, что не может более питать мое сердце, по крайней мере в личных отношениях. Теперь оно выходит за грань человеческого, где ему открывается последний союз с миром. О боги, о Бог. Я любил и люблю Белукию, но из-за нее я живу в какой-то нескончаемой пустыне. Ее никогда нет рядом, и вся ее жизнь отдаляется от меня. Живя с той или другой женщиной, я в конце концов перестал мириться с тем, что она не воплощает для меня каждый день и каждый час того образа красоты, что я в ней искал. Если женщина была возвышенной, я был к ней более суров и не прощал, если она была недостаточно великолепна в своем величии или недостаточно очаровательна в своей простоте. К примеру, Николь. Ее порывы прекрасны, но лишь когда они грому подобны. Никакого изящества. У Белукии, у той по крайней мере есть чистота жанра. Роскошная женщина в расцвете сил. Как мало у меня было женщин. А сколько заурядных. И как они любят все заурядное. Это вечное стремление упростить все многообразие чувств. Они цепляются за обыденное, потому что знают, что в конечном итоге это и есть их удел. Моя мать или мой муж, или мой ребенок, или мои деньги. В былые времена - моя добродетель. Минуло время, когда ты пел о своем желании женщине, когда ты воспевал ее, когда вы пели друг другу песни, время песен ушло, какая скука! Или еще, когда они привяжутся к вашей работе словно крошечное зеркальце, порхающее вокруг ваших мыслей, образов, представлений. - Как знать, может, тебе посчастливится найти себе спутницу на дороге мистических странствий. Но и здесь они подражают мужчине. Ни одна женщина даже мельком не явила мне свою самобытность, не проявила инициативы даже в делах сердечных. - Вероятно, великие мечтатели суть великие актеры, которые суфлируют и играют все роли одновременно - и женские и мужские. - Я пишу все это, оттого что ничего не происходит. Оттого что мы так и не напали и даже не приняли никакого решения по Италии, оттого что не бросились на помощь Польше, пусть даже и рискуя потерять нашу немногочисленную авиацию, оттого что " демократии" снова упускают свой час, вероятно последний, оттого что Европа созрела и готова подчиниться любому господству. У народов, пришедших в упадок, господствует воинское начало (Китай, Южная Америка), потому что малейшее проявление силы торжествует над всеми слабостями. Так же и гитлеровская когорта в Европе XX века. Англичане бомбят Гитлера бумажными шариками, это подстать зонтику Чемберлена. - Я любил шлюх, потому что они не болтали лишнего, а их тела, увиденные лишь раз, давали мне богатую пищу для размышлений. Очертания груди, показавшейся на мгновенье из-за кромки белья, будоражили мою фантазию. Но если задержаться взглядом чуть подольше, намек на красоту ускользает и уступает место другой аллюзии. - Алжирка, та тоже была молчалива, да и Белукия не страдала болтливостью. Нравилась мне и цельная натура Марсель Дюллен (Алиса). - Каждую зиму земля умирает. Человек первобытный знает, что он зависит от полноты жизни и что полнота жизни зависит от него. Он прибегает к магии, чтобы возродилась весна. Этому служат обряды, праздники, жрецы, короли. Иное дело - охотник: человек зависит от животного, которое зависит от него. Его магия заключается в том, чтобы поддерживать эту двойную связь с животным. Здесь тоже смерть чередуется с возрождением. Человек умирает от голода и возрождается, когда у него есть пища, и для него животное является божеством, поскольку плоть его дает человеку жизнь. Животное то умирает, то возрождается как жертва, добытая божественным путем и данная человеку обрядами. В-третьих, мы чтим память предков и сохраняем им жизнь, а они в обмен на это обеспечивают нам сохранение власти, которую имели при жизни, и еще большую власть, которую они имеют будучи мертвыми. Жертвоприношение объединяет в себе и первое, и второе, и третье: возрождение природы, возрождение животного, возрождение духа предков. Жертвоприношение обеспечивает возрождение Животного (тотем-жертва-божество), но также человека и природы, и души человека в духе его предков. Позже все это обожествилось и стало рассматриваться как абсолютная реальность. Есть бог в природе, бог в животном, бог в духе предка. Получается много богов, вышедших из одной божественной материи. Позже человек легко откроет для себя единого Бога, потому что помнит то время, когда все боги происходили от одной материи - магической, духовной, божественной. Основная идея остается прежней. Бог умирает и возрождается по волшебству человека, и наоборот - обеспечивает человеку постоянное воскрешение и бессмертие души. Самые древние религии имеют в основе эту идею хтонического бога (дух предков в аду и природа, погрузившаяся в зиму), который умирает и возрождается. Сперва от общения с этим богом (через обряды, выраженные в мифах) не ждут ничего, кроме возможности выжить посредством пищи, питья, любви, победы в этой своей жизни и в той, другой - загробной. Позже ожидание переносится на ту другую, загробную жизнь. Так рождается чистое понятие бессмертной души, жизни вечной. С тех пор, задолго до появления христианства, определены все основы религии. Творение - отделение добра от зла - искупление. Бог, который создает, и Бог, который спасает. Общность с богом, который спасает и делится с нами своим бессмертием и своей славой. Аминь. 11 сентября Ужинаю с Бурде1 и его женой. Он говорит о моем письме Жироду по поводу цензуры моей книги. 2 Мы 1 Эдуард Бурде (1887-1945) - популярный французский драматург, администратор " Комеди Франсез". 2 Речь идет о романе " Жиль". находимся в необычном положении, которое ощущаю, по всей видимости, только я один. Почему-то вдруг книга одного писателя зависит от политической оценки другого писателя-чиновника (ср.: Когда Мальро был служащим у Галлимара1 и занимался публикацией моих книг! ). Бурде, сам будучи высокопоставленным чиновником, считает это само собой разумеющимся. А я - нет, я никогда не буду приверженцем какого бы то ни было режима, несмотря на мои политические пристрастия. Единственным близким мне по духу человеком я считаю Эрнста фон Саломона2 в Берлине. Он сражался в отряде особого назначения, отсидел шесть лет за убийство Ратно и при этом не был нацистом и отказался участвовать в триумфе Гитлера. Его идеи были схожи с идеями Гитлера. Но это сходство идей человека слова и человека дела не имеет ничего общего. " Жиль" вне всякого сомнения является жестоким обвинением режиму и, в частности, нравам его правящей верхушки. Если Жироду и Бурде его читали, их заденет за живое. Бурде выглядит если не расстроенным, то по меньшей мере ужасно вялым. Этот опиум. Как подумаешь, что этот человек был офицером альпийских стрелков в 14-м. Что делает с человеком мирное время! Что касается его жены, эта профессорская дочка проявляет какое-то усердие во всем, даже в пустяках. Она всегда плохо одета, от Пату или Ланвен, причем в готовые модели, ничего не меняя на свой вкус. А ведь она была красоткой, которую я когда-то хотел соблазнить, но увы... Меня постигло жестокое 1 Андре Мальро (1901-1976) был художественным редактором и членом редколлегии издательства " Галлимар" (1929-1938). 2 Эрнст фон Соломон (1904-1972) рассказал о своей службе в Рядах добровольцев в книге " Отверженные" (1930) и оставил замечательное свидетельство о гитлеровской Германии в книге " Допрос" (1952). разочарование. И я жестоко отомстил. Как-то вечером, в гостях я бросил ей в лицо: " Я не люблю пустой болтовни" - или что-то в этом роде. Я ненавижу весь этот официальный, хорошо устроенный мир. Франция напичкана литературой. Официальное выступление Жироду по радио о событиях в Польше1 останется примером этой путаницы в сознании последних французов между литературой и действительностью. Литература может быть действительностью даже большей, чем сама действительность, но последняя создает литературу. Ее образы не берут действительность за образец, они приспосабливают действительность к своему бессознательному развертыванию. Жироду - это преимущественно литература декаданса, риторика. Это великий риторик. Для него события, случаи из жизни - всего лишь ничего не значащий повод, для того чтобы запустить свою систему образов и метафор, и система эта наглухо закрыта, неизменна. Составить перечень его немногочисленных приемов не стоило бы никакого труда. Это выпускник Эколь Нормаль, метр в академических кругах, шишка. Партия радикалов в полном составе. Теперь они держат в руках всю Францию, всю литературу. А нам - буржуазным писателям, свободным художникам - остается только подыхать. Дорогу выпускникам Эколь Нормаль! Они перекрыли все пути и справа, и слева: с одной стороны, Т. Монье, Бразильяк и Гаксот, 2 с другой - Шамсон, Жироду и прочие. А еще " ученики Алена": Моруа, Прево... И Полан, это одно и то же, Птижан, весь " НРФ". 1 Судя по всему, Дриё имеет в виду выступление Жироду " О Польше" от 8 сентября 1939 г. 2 Пьер Гаксот (1895-1982) - историк и публицист, активный сторонник идей Шарля Морраса. А еще я радуюсь, что больше не женат, видя жену писателя, которая одобряет все его мелкие дрязги и причуды, защитницу, которая преувеличивает и выставляет напоказ все недостатки своего мужика (позволяя себе в то же время изменять ему с его же учениками и вообще кем попало). Женщина всегда предает мужчину. Ни за что на свете я не хотел бы иметь жену, которая отдает на съедение моим друзьям (недругам) каждую черточку моего характера, всю мою подноготную. Жена словно камердинер, которого пригласили к столу и который начинает разглагольствовать: какой гений не померкнет в очах камердинера. Такая прелестная женщина, как г-жа Мориак, с ее безмятежной красотой, полной тайной душевной силы, - стоит только завести разговор о ее несносном муже-академике, вдруг становится отражением этого мира происков и козней, злобы и мелочных нападок. На какой-то миг она становится уродиной. Чутье меня никогда не подводило, я всегда остерегался женщин. Вот откуда - бордель. Слишком ленив, чтобы марать руки.
|
|||
|