![]()
|
|||
В Йемен и Восточную АфрикуСтр 1 из 4Следующая ⇒
Ма́ рко По́ ло (итал. Marco Polo; 15 сентября 1254, Венеция — 8 января 1324, там же) — итальянский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её появления до нынешнего времени, она служит ценным источником по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века. Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV—XVI веков. В частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию; по подсчётам исследователей, Колумб сделал на ней 70 пометок[1]. Марко было 15 лет, когда из далекого и продолжительного странствия вернулись в Венецию его отец Николо и дядя Матео — богатые купцы. Это было в 1269 г. Они побывали в Крыму, на Средней Волге, в Самарканде и Бухаре, в Монголии. По их словам, Монгольская империя протянулась от Дуная до берегов Тихого океана. Даже Китай был под властью монгольского хана Хубилая. более известен как Ибн Батту́ та (араб. ا ب ن ب ط و ط ة ; 25 февраля 1304, Танжер — 1377, Фес) — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая. Во время девятимесячного пребывания на Мальдивах женился на дочери местного султана. Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Паломничества в Мекку [ 14 июня 1325 года Ибн Баттута выехал из Танжера, чтобы совершить хадж в Мекку[1], центр религиозного поклонения мусульман, где находится храм Кааба с чёрным камнем. Приключения при переходе величайшей пустыни Сахары навели его на мысль продолжить путешествия. Он путешествовал в Мекку по суше продвигаясь вдоль берега северной африки. Его путь пролегал через Тунис, где он задержался на два месяца[2]. Для большей безопасности Ибн Батутта старался присоединяться к караванам, что уменьшало риск быть атакованным местными племенами бедуинов. В городе Сфакс он нашёл себе невесту, первую, но далеко не последную в его путешествиях[3]. Ранней весной 1326 года, после путешествия длиной более чем в 3500 км, Ибн Батутта добрался до Александрии[4]. В течение нескольких недель он исследовал достопримечательности этой местности, после чего двинулся в глубь материка, в сторонуКаира, столицы Мамлюкского султаната, крупного города уже в те времена. Проведя около месяца в Каире, [5] он двинулся в сторону Мекки по наименее используемому пути из трёх имеющихся. Ибн Баттута пересек Египет и намеревался отплыть вДжидду, но усобица местных племён заставила его вернуться в Каир[6]. Затем он посетил Иерусалим, Дамаск, Мекку, Басру, Багдад, где удостоился аудиенции у ильхана Абу Саида, и Тебриз. После этого он вернулся в Мекку и стал юристом. Но его путешествия на этом не прекратились. В дальнейшем он побывал в Восточной Африке, на Среднем и Дальнем Востоке — местах, неизвестных средневековым европейцам. В Йемен и Восточную Африку В 1330 году Ибн Баттута переплыл Красное море и прибыл в Аден (Йемен). Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял арабское судёнышко — дау, направлявшееся в Заилу (Сомали). После этого он двинулся к мысу Гвардафуй, дальше по берегу Сомали, останавливаясь на неделю в каждом месте. Позже он побывает и в Могадишо, важном городе земли Берберов[7][8][9]. Когда он попал туда в 1331 году, Могадишо находился в зените своего могущества. Ибн Батутта описывал его как «исключительно большой город», с большим количеством богатых купцов, известный своими высококачественными тканями, которые экспортировались во многие страны, включая Египет[10][11]. Дополнительно он писал, что город управляется султаном Сомали, родом из северного Сомали, равно хорошо говорящего на сомалийском диалекте и на арабском языке[12][13]. Султан держал при себе свиту визирей, юристов, коммандующих армией, евнухов и разношёрстных слуг[12]. Ибн Батутта продолжил своё путешествие на юг на корабле в сторону берега Суахили[14]. Одна из его остановок в дороге была на островном городе Момбаса. В то время это был небольшой город. Его расцвет произошёл на век позже[15]. Затем следуя вдоль береговой линии Ибн Батутта достиг островного города Килва (расположенный на территории современной Танзании[16], который к тому времени стал важным центром торговли золотом[17]. Он описывал этот город как " один из самых красивых и хорошо сконструированных городов в мире" [18]. Ибн Баттута оставил записи о своём визите в Килву в 1330 году, и восторженно отзывался о смирении и набожности местного правителя, султана Аль-Хасана ибн Сулеймана[19]. Этим периодом датируется основание дворца Хусуни Кубва (англ. )русск. и существенная достройка Великой мечети Килвы. Ещё он писал что власть султана распространяется от Малинди на севере до Иньямбане на юге и в особенности был восхищён планировкой города, в которой он видел залог его успеха. Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили. Сильное впечатление на Ибн Баттуту произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров. Из-за определённой неточности в хронологии нет возможности с точностью констатировать, закончилось ли это путешествие Ибн Батутты в 1332 году (следуя вышеприведённой хронологической последовательности) или уже в 1330 (В этом случае годом его отъезда из Мекки следует считать 1328).
|
|||
|