Таблица 2. Характеристика реакций, фрустрирующих учителя
Таблица 2. Характеристика реакций, фрустрирующих учителя
Тип реакции
| Характеристика реакций
| Пример
Реплика от ученика поступает третий раз за урок: «А когда закончится урок, давайте раньше? »
| Конструк-тивная
| Объективная оценка слов, действий, поведения ученика. Проникновение в мотивы действий ученика. Аргументация своих действий. Причинно-следственный анализ. Готовность поддержать ученика. Педагогический пример, взаимные обязательства. Совместный поиск решения. Правила, нормы поведения
| Учитель: «Если я правильно поняла, ты устал? »
| Псевдо-конструк-тивная
| Формальная оценка ученика, его действий, оценки проблемы. Формальное указание или риторический вопрос. Переключение внимания на другое действие, тему, юмор.
| Учитель: «Урок закончится со звонком, не мешай
| Деструк-тивная
| Оскорбительная оценка личности ученика, ирония. Противопоставление себя ученику. Пессимизм, обобщение поведенческих проявлений, личных качеств ученика. Сомнение в способности ученика решить проблему. Рассуждение о собственных трудностях. Самоустранение от решения проблемы, нулевая реакция
| Учитель: «Уже не в состоянии спокойно посидеть 40минут? Тебе в детсад тогда надо вернуться. Я тоже домой хочу, а надо учить таких тупиц, как ты».
|
*ОПЫТ ПРОЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЕЙ
Т. А. Бусыгина
С. Г. Ихсанова
|