Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опросник«Реплики, фрустрирующие учителя»



Опросник«Реплики, фрустрирующие учителя»

(Бусыгина Т. А., Ихсанова С. Г. )

Методика направлена на выявление типа эмоциональной речевой реакции педагога в напряженном педагогическом взаимодействии. Стимульным материалом являются 22 педагогические ситуации с репликами учеников, которые могут фрустрировать учителя.  

Инструкция. Уважаемый респондент, дайте, пожалуйста, ответ на предлагаемую ситуацию в классе.

Таблица 1.

 

Реплики учеников Реплики учителя
1. «Никто в классе не понял ваше объяснение! »-   «Поднимите, пожалуйста, руки те, кто действительно не понял. » (Скорее всего поднимет руку тот, кто сделал замечание) «Пригралашаю вас за первую парту, возможно, так вы будете более вовлечены в урок. »
2. «На вашем уроке мне очень скучно! »-   «Что же у тебя вызывает интерес? Поделись своими мыслями и соображениями! »
3. «Очень жалею, что перешел к вам в класс» -   «Кто-то сегодня не в настроении? » Я бы оставила его после урока и поговорила бы на эту тему, а в классе отнеслась бы к его реплике с юмором. Ведь, возможно, у ребенка в жизни происходит что-то нехорошее.
4. «Мне кажется, что вы ко мне придираетесь»-   «Наш урок слишком короткий, чтобы я находила время к тебе придираться. » Без какой либо агрессии, с улыбкой и юмором. «Что именно тебя заставляет так думать? »    
5. «Говорите погромче, а то не понятно»-   «Я думаю, будет целесообразно пересесть на первую парту, чтобы слышать каждое мое слово. Ну же, смелее. Мы настаиваем, присаживайтесь. »
6. «Это несправедливо! Вы мне занизили отметку! Я работал, да еще лучше всех! Вы были невнимательны, не слушали, когда я отвечал»- Дети должны знать критерии оценки, по которым их оценивают. «Что ж, давай разберем твой ответ по критериям. Смотри, здесь нужно доработать и здесь. При должном старании, с твоими способностями, я уверена, в следующий раз ты получишь хорошую оценку. »
7. «От ваших дополнительных занятий нет никакого результата»- «Ты уверен, что должным образом проработал все те задания, которые я вам задаю? »
8. Реплика от ученика поступает третий раз за урок: «А когда закончится урок, давайте раньше? »- «Ты хочешь поступить в университет? Да? Там урок длится полтора часа, а 40 минут в школе это лишь легкая разминка. » «Урок длится 40 положенных минут, правила равны для всех. »
9. «Вечно с этими практикантами время зря проходит»-   «Кто же вас навел на такую мысль? » «Все солидарны?.... Видите, у вас есть оппозиционеры. »
10. «А вы точно уверены в этих данных? »-   «Ты нашел ошибку?... Вот видишь, какой ты внимательный, прошел маленькую проверку. »
11. «Почему Вы не замужем (не женаты)? » «Я думаю, обсуждение моей личной жизни не входит в учебный план. »
12. «Вы ошиблись, в энциклопедии по-другому написано» «Не мог бы ты продемонстрировать? Если так, я  с готовностью исправлю ошибку. »
13. «А у Вас грамматическая ошибка в названии темы» «Замечательно, что ты заметил! Выходи к доске, держи мел, исправляй! »
14. «Ученики стерли с доски контрольную работу, чем ее «сорвали». Когда учительница начала разбираться в ситуации, ученики сказали: «Мы ничего не стирали, мы задержались на физкультуре, это 8 «Б» сделал» «Чтож, хотела я провести подготовку к контрольной, но, видимо, придется писать без подготовки. Достаем листочки! » А в сумке должен быть печатный вариант на всякий случай.
15. «Ученики шумят, не слушают» Стоит на время замолчать, либо попросить всех встать, чтобы их внимание переключилось на вас. «Если будем поддерживать дисциплину в состоянии хаоса, я начну делать записи в ваших дневниках. »
16. «Я не сделал домашнее задание, Вы непонятно объяснили, как его сделать» «За невыполненное задание вам грозит двойка - правила для всех одинаковые. Но я ставлю ее карандашом. Если вам действительно непонятно, подойдите после 6 урока, мы разберем эту тему еще раз. Если вы не подойдете, я сделаю вывод, что ваша двойка заслуженная. »
17. «Почему Вы опаздываете на урок, а нам нельзя? » «Потому что есть высшие инстанции в школе, которые имеют право меня задерживать. »
18. «У Вас колготки «поползли, ха-ха-ха» «Не думаю, что ваше внимание должно быть сосредоточено на моих ногах, скорее на доске и тетради. »
19. «Вы сначала своих детей родите, воспитайте, а потом умничать будете» «Думаешь, наличие детей автоматически делает человека профессиональным педагогом? Нет! Этому учиться нужно. »
20. «Вы нам этого не объясняли, а спрашиваете, так не честно» «Давай пролистаем тетрадь назад и посмотрим темы, которые мы проходили. Нашел? Перечитай еще раз. »
21. Учительница объясняет новый материал. Вдруг один из учеников громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснений просто тащусь» «Тащись так, чтобы в голове что-то откладывалось. »
22. Ученик провинился. Учитель говорит: " Давай дневник! ", а мальчик отвечает «Я забыл его дома» «Есть достойная альтернатива - журнал. Может еще раз поищешь дневник и все же его найдешь? »

 

Если оценивать мои ответы по таблице, представленной ниже, то мои ответы на половину конструктивные, на половину псевдоконструктивные. Потому что я предпочитаю не придавать значения различным негативным и вызывающим репликам, что саботирует дисциплину в классе. На подобные выпадки " смельчаков" предпочитаю реагировать с юмором. Если бы я заметила, что с учеником происходит что-то не естественное для его поведения, я бы оставила его после урока и поговорила бы с ним. Деструктивная реакция, на мой взгляд, это последнее к чему должен прибегать учитель.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.