Опросник«Реплики, фрустрирующие учителя»
Опросник«Реплики, фрустрирующие учителя»
(Бусыгина Т. А., Ихсанова С. Г. )
Методика направлена на выявление типа эмоциональной речевой реакции педагога в напряженном педагогическом взаимодействии. Стимульным материалом являются 22 педагогические ситуации с репликами учеников, которые могут фрустрировать учителя.
Инструкция. Уважаемый респондент, дайте, пожалуйста, ответ на предлагаемую ситуацию в классе.
Таблица 1.
№
| Реплики учеников
| Реплики учителя
| 1.
| «Никто в классе не понял ваше объяснение! »-
| «Поднимите, пожалуйста, руки те, кто действительно не понял. »
(Скорее всего поднимет руку тот, кто сделал замечание) «Пригралашаю вас за первую парту, возможно, так вы будете более вовлечены в урок. »
| 2.
| «На вашем уроке мне очень скучно! »-
| «Что же у тебя вызывает интерес? Поделись своими мыслями и соображениями! »
| 3.
| «Очень жалею, что перешел к вам в класс» -
| «Кто-то сегодня не в настроении? »
Я бы оставила его после урока и поговорила бы на эту тему, а в классе отнеслась бы к его реплике с юмором. Ведь, возможно, у ребенка в жизни происходит что-то нехорошее.
| 4.
| «Мне кажется, что вы ко мне придираетесь»-
| «Наш урок слишком короткий, чтобы я находила время к тебе придираться. » Без какой либо агрессии, с улыбкой и юмором.
«Что именно тебя заставляет так думать? »
| 5.
| «Говорите погромче, а то не понятно»-
| «Я думаю, будет целесообразно пересесть на первую парту, чтобы слышать каждое мое слово. Ну же, смелее. Мы настаиваем, присаживайтесь. »
| 6.
| «Это несправедливо! Вы мне занизили отметку! Я работал, да еще лучше всех! Вы были невнимательны, не слушали, когда я отвечал»-
| Дети должны знать критерии оценки, по которым их оценивают.
«Что ж, давай разберем твой ответ по критериям. Смотри, здесь нужно доработать и здесь. При должном старании, с твоими способностями, я уверена, в следующий раз ты получишь хорошую оценку. »
| 7.
| «От ваших дополнительных занятий нет никакого результата»-
| «Ты уверен, что должным образом проработал все те задания, которые я вам задаю? »
| 8.
| Реплика от ученика поступает третий раз за урок: «А когда закончится урок, давайте раньше? »-
| «Ты хочешь поступить в университет? Да? Там урок длится полтора часа, а 40 минут в школе это лишь легкая разминка. » «Урок длится 40 положенных минут, правила равны для всех. »
| 9.
| «Вечно с этими практикантами время зря проходит»-
| «Кто же вас навел на такую мысль? »
«Все солидарны?.... Видите, у вас есть оппозиционеры. »
| 10.
| «А вы точно уверены в этих данных? »-
| «Ты нашел ошибку?... Вот видишь, какой ты внимательный, прошел маленькую проверку. »
| 11.
| «Почему Вы не замужем (не женаты)? »
| «Я думаю, обсуждение моей личной жизни не входит в учебный план. »
| 12.
| «Вы ошиблись, в энциклопедии по-другому написано»
| «Не мог бы ты продемонстрировать? Если так, я с готовностью исправлю ошибку. »
| 13.
| «А у Вас грамматическая ошибка в названии темы»
| «Замечательно, что ты заметил! Выходи к доске, держи мел, исправляй! »
| 14.
| «Ученики стерли с доски контрольную работу, чем ее «сорвали». Когда учительница начала разбираться в ситуации, ученики сказали: «Мы ничего не стирали, мы задержались на физкультуре, это 8 «Б» сделал»
| «Чтож, хотела я провести подготовку к контрольной, но, видимо, придется писать без подготовки. Достаем листочки! »
А в сумке должен быть печатный вариант на всякий случай.
| 15.
| «Ученики шумят, не слушают»
| Стоит на время замолчать, либо попросить всех встать, чтобы их внимание переключилось на вас.
«Если будем поддерживать дисциплину в состоянии хаоса, я начну делать записи в ваших дневниках. »
| 16.
| «Я не сделал домашнее задание, Вы непонятно объяснили, как его сделать»
| «За невыполненное задание вам грозит двойка - правила для всех одинаковые. Но я ставлю ее карандашом. Если вам действительно непонятно, подойдите после 6 урока, мы разберем эту тему еще раз. Если вы не подойдете, я сделаю вывод, что ваша двойка заслуженная. »
| 17.
| «Почему Вы опаздываете на урок, а нам нельзя? »
| «Потому что есть высшие инстанции в школе, которые имеют право меня задерживать. »
| 18.
| «У Вас колготки «поползли, ха-ха-ха»
| «Не думаю, что ваше внимание должно быть сосредоточено на моих ногах, скорее на доске и тетради. »
| 19.
| «Вы сначала своих детей родите, воспитайте, а потом умничать будете»
| «Думаешь, наличие детей автоматически делает человека профессиональным педагогом? Нет! Этому учиться нужно. »
| 20.
| «Вы нам этого не объясняли, а спрашиваете, так не честно»
| «Давай пролистаем тетрадь назад и посмотрим темы, которые мы проходили. Нашел? Перечитай еще раз. »
| 21.
| Учительница объясняет новый материал. Вдруг один из учеников громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснений просто тащусь»
| «Тащись так, чтобы в голове что-то откладывалось. »
| 22.
| Ученик провинился. Учитель говорит: " Давай дневник! ", а мальчик отвечает «Я забыл его дома»
| «Есть достойная альтернатива - журнал. Может еще раз поищешь дневник и все же его найдешь? »
|
Если оценивать мои ответы по таблице, представленной ниже, то мои ответы на половину конструктивные, на половину псевдоконструктивные. Потому что я предпочитаю не придавать значения различным негативным и вызывающим репликам, что саботирует дисциплину в классе. На подобные выпадки " смельчаков" предпочитаю реагировать с юмором. Если бы я заметила, что с учеником происходит что-то не естественное для его поведения, я бы оставила его после урока и поговорила бы с ним. Деструктивная реакция, на мой взгляд, это последнее к чему должен прибегать учитель.
|