Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игорь Северянин. Андрей Дементьев



 

Лапина Т. Е

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Вводные уроки литературы и русского языка

(тезисы)

10 кл. Литер. - Галина Щербакова «Вам и не снилось»: Учительница Татьяна Николаевна. Весь год мы будем говорить о любви.

11 кл Литер. Дискуссия по трем стихотворениям:

Игорь Северянин

Мне удивительный вчера приснился сон:

Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.

Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.

И слёзы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал.

Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,

Весь день я думаю, встревоженно дрожа,

О странной девушке, не позабывшей Блока.
Леонид Филатов

Можно Лермонтова знать плохо,
Можно Фета пролистать вкратце,
Можно вовсе не читать Блока,
Но всему же есть предел, братцы!

Андрей Дементьев

Девочка, не знающая Блока,

Не читавшая его волшебных строк,

Кажется мне жалкой и убогой.

Я б такую полюбить не смог.

 

Мальчик, не читавший в детстве Фета,

Не слыхавший тютчевских стихов,

Кажется мне комнатой без света,

Пустошью для диких лопухов.

 

Я не знаю, кто повинен в этом.

Пусть живут для блага своего.

Я бы никогда не стал поэтом,

Если бы их было большинство.

 

Слава Богу, но страна богата

Памятью и умными людьми,

Для кого поэзия Булата

Так же дорога, как зов любви.

 

Слава, что средь умников и умниц

И Есенин жив, и Пастернак.

Кто ещё не разучился думать,

В будущее свой направив шаг.

 

И туда несётся с ними Слово —

Мудрое и доброе, как Бог…

И не тот ли мальчик дал мне повод

Вспомнить, кто для нас Есенин, Фет и Блок…

 

А может быть, Дина Рубина «Наполеонов обоз». И хотя маркировка 18+, очень красивая и драматичная история любви.

 

А может, Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза», «Дети мои», «Эшелон на Самарканд».

 

9 кл. Литер. Шедевральный и шедевр… классика и классический. Какие шедевры предстоит изучить?

 

5 кл. Литер. Неринэ Абгарян «Манюня»

 

Идеи из группы «Методическая копилка» на Фейсбуке (обсуждение в группе):

 

Коллеги, добрый день. Близится новый учебный год. Есть мысли о том, как интересно провести первые уроки литературы? Какие короткие рассказы посоветуете? О произведении Гелприна " Свеча горела" знаю, уже проводила урок. Поделитесь, пожалуйста, идеями.

Поговорите с ними об их ожиданиях от курса литературы, об их хотелках и страхах, о том, чему бы они хотели в результате ваших встреч научиться. Зафиксируйте все это, чтоб потом регулярно возвращаться и сверяться. В процессе обсуждения этих вопросов может всплыть много интересного.

Чехов,, Пари,, (9-11 кл. )

В прошлом году начинала со стихотворения А. Тарковского «Вот и лето прошло... »

Даниэль Пеннак «Как роман» - начинала с него в прошлом году в новых 10 классах. А потом говорили о «хотелках», как сказал уважаемый Сергей Волков ))) Интересно получилось!

А ещё провела что- то вроде читательской анкеты: читают ли вообще, что читают, почему, что влияет на выбор, зачем читают, какими читателями себя видят и каких бы хотели читателей, если бы стали писателем)) что- то в этом роде. Тоже все обсудили, у каждого класса(у меня их три) сложился свой читательский портрет, который мы потом обобщили, а затем подумали, как его сделать лучше что ли… ну и в таком духе дальше

 

В старших классах можно провести проектирование работы на весь учебный год на основе программных требований, т. е. ознакомить ребят с программой, особенно с планируемыми результатами, и определить проблемы над которыми надо работать, коллективно определить критерии оценки результатов. Такая работа в начале учебного года порождает у ребят субъектную позицию и легко работается и учителю и детям весь учебный год. Успехов!!!

Хорошо получается прием Древо чтения. Я приношу свое, где на каждом листочке мои любимые книги, и рассказываю о них. Ребята рисуют (выводят, делают в презентации и т. д. ) свои. И тоже рассказывают о литературных пристрастиях, советуют. Я тоже читаю ИХ книги! Разговор продолжится в конце года!!! Попробуйте! А ещё ведь можно детям рассказать о психологической составляющей символа дерева: как ими изображены корни, крона и т. д. И что это говорит о самих ребятах. Получаются интересные и продуктивные разговоры. Успехов!!!

Нашла вот такие картинки в Интернете. Есть задумка использовать их на первом уроке литературы. Раздать по одной на парту и попросить придумать подпись, отражающую суть картинки (предварительно стерев уже имеющиеся). Смотрите в презентации

 

Может, после разговора с ребятами предложить им самим нарисовать и подписать?

Думаю, что в нашем предмете нужно идти от текста.

 

А можно предложить детям создать подобные картинки (рекламные плакаты о книгах и чтении). Или коллажи создать, если дети нерисующие. И слоган рекламный придумать.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.