|
|||
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ 44 страницаЕго первой большой работой у Марка Захарова была роль Иванова в пьесе Чехова. " Иванов являлся публике разноликим: гордым героем, обличителем и жалким, изжившим себя человеком. Леонов не старается приукрасить, возвеличить Иванова, но внутренне он берет его под защиту. Его Иванов без вины виноватый", — пишет Исмаилова. Евгений Павлович обожал Чехова, " этого великого открывателя добра в человеческих душах". Его первой чеховской ролью был Нюхин в фильме Швейцера " Карусель". " Смех и слезы, натуральность и гротеск — отсюда и рождается трагикомедия, — отмечал Леонов. — Нюхин — одна из немногих ролей, которые мне самому интересно смотреть". В 1978 году Леонову было присвоено звание народного артиста СССР. Он пользовался невероятной популярностью. " Мы были на гастролях, по-моему, в Саратове, — рассказывает актер Александр Збруев. — И я помню — мы шли с ним по улице на какой-то концерт. Мы шли, и параллельно ехал трамвай. И вдруг трамвай встал. Не на остановке. И все пассажиры в открытые окна вылезали и кричали: " Леонов! Леонов! Леонов! Леонов!!! " Евгений Павлович шел потихонечку и так же потихонечку за ним следовал трамвай. Мы повернули за угол, и как не случилось катастрофы — неизвестно: у вагоновожатой явно было намерение поехать за ним, независимо от того, есть рельсы или нет". Леонов всегда был готов помочь коллегам по театру, за что его прозвали " наш хлопотун". Он отправлялся в высокие инстанции и " выбивал" квартиры и новые ставки для своих коллег, просил стройматериалы для театра, деньги на ремонт. Евгений Павлович был внешне застенчив, меланхоличен и вместе с тем всегда готов для самых смелых и неожиданных поступков. В 1980-е годы Леонов снялся сразу в трех фильмах Георгия Данелия: " Осенний марафон" (1980), " Слезы капали" (1983) и " Кин-дза-дза" (1986). А также в картине Марка Захарова " Убить дракона" (1988). " Осенний марафон" собрал массу призов на кинофестивалях — в Сан-Себастьяне (Леонову там же была вручена премия за лучшую мужскую роль), в Душанбе и Хамрусе. Сам же Евгений Павлович был в восторге от работы Басилашвили в роли Бузыкина: " Смешно даже, что в Италии " Осенний марафон" принес премию за лучшее исполнение мужской роли мне, а не Басилашвили. Я-то там обыкновенный. Какой всегда у Данелия, — осмысленный чуть шире фабулы эпизод, и никакой новости". Леонов сыграл немало эпизодических ролей, и всегда эпизод в его исполнении приобретал необыкновенную ценность для всего художественного спектакля или фильма. В театре Леонов исполнял роли: Отца в пьесе " Вор" В. Мысливского, проштрафившегося партийного руководителя в " Диктатуре совести", крестьянского ходока в пьесе " Синие кони на красной траве" М. Шатрова. В " Оптимистической трагедии" Вс. Вишневского Леонов, по мнению режиссера Захарова, " сумел создать своего рода энциклопедию " номенклатурного негодяя". Летом 1988 года театр со спектаклем " Диктатура совести" приехал на три дня в Гамбург, на театральный фестиваль. Здесь Евгений Павлович почувствовал себя плохо. Инфаркт. После операции на сердце он пролежал в коме 16 суток. Реабилитационный период у Леонова занял ровно четыре месяца. Больше лечиться он не захотел, так как мечтал выйти на сцену в роли Тевье-молочника в " Поминальной молитве" Г. Горина. Мудрость героя пьесы — прежде всего в юморе и доброте. Премьера превратилась в настоящий триумф актера. Вместе с Евгением Павловичем на сцене был его сын Андрей, игравший деревенского писаря Федю. По окончании спектакля долго не смолкали аплодисменты, сцена утопала в цветах… " Счастье — это когда тебя понимают, — когда-то писал Леонов своему сыну. — Я желаю тебе этого счастья. Когда у незнакомого и родного человека — зрителя — блеснут на глазах слезы или у кого-то вырвется " браво", ты узнаешь, что такое театр и зачем связал с театром свою жизнь". В 1990-е годы он снялся только в двух комедиях: у Данелия в " Паспорте" (1990) и у Щеголева в " Американском дедушке" (1993). 29 января 1994 года Евгений Павлович Леонов ушел из жизни. Вечером того рокового дня в Ленкоме должен был состояться спектакль " Поминальная молитва" с Леоновым в главной роли. Спектакль отменили. Потрясенные зрители не возвратили билеты в кассу. С зажженными свечами они несколько часов простояли у входа в театр…
УЛЬЯНОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1927)
Российский актер. С 1950 г. — в Театре им. Вахтангова, с 1987 г. — его художественный руководитель. Среди ролей: Рогожин (" Идиот" ), Сергей (" Иркутская история" ), Виктор (" Варшавская мелодия" ), Ричард III (" Ричард III" ). Снимался в фильмах: " Председатель", " Братья Карамазовы", " Бег", " Тема", " Частная жизнь", " Освобождение", " Ворошиловский стрелок" и др.
Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области. Большая часть его детства прошла в городке Тара, где отец, Александр Андреевич, возглавлял деревообрабатывающую артель. В школе Михаил из всех предметов больше всего любил литературу. В августе 1941-го Ульянов-старший ушел на фронт. Его жена, Елизавета Михайловна, осталась одна с сыном и дочерью Маргаритой. В Тару стали прибывать эвакуированные. В избе Ульяновых поселились еще две семьи. Жили бедно, но дружно. В городок приехали артисты из львовского театра имени М. Заньковецкой. Михаил любил смотреть их спектакли, а когда режиссер театра Евгений Просветов организовал студию, он стал ее активным участником. Именно Просветов посоветовал Ульянову продолжить актерскую учебу в Омске. После двух лет занятий в Омской театральной студии, где его наставником был замечательный педагог Михаил Илловайский, Ульянов в августе 1946 года отправился в Москву. Он безуспешно пытался поступить в Театральное училище имени Щепкина и городское театральное училище. Михаил не знал, что делать дальше, как вдруг встретил на улице бывшего омского студийца. Тот посоветовал ему сдать документы в театральное училище имени Щукина при вахтанговском театре. Ульянов успешно выдержал экзамены и был принят на курс Л. Шихматова и В. Львовой. Он никогда не забывал, с чего начинал: и комнату на шестерых в общежитии на Трифоновке, и материнское сало, присылаемое раз в год; и то, что все они были постоянно " недоевши" и делились тем, что имели. Юноши щукинского набора 1946 года не были святыми: дурили, хулиганили, грешили, но и учились, страстно, увлеченно. После окончания училища в 1950 году Ульянов был принят в труппу Театра имени Вахтангова. Будучи студентом, он уже выступал на сцене прославленного театра: в спектакле " Крепость на Волге" Михаил заменял заболевшего исполнителя роли революционера С. М. Кирова. С актрисой Аллой Парфаньяк Ульянов был знаком еще по Щукинскому училищу, но поженились они только в 1959 году, а в следующем году у них родилась дочь Елена. В 1955 году в спектакле " Человек с ружьем" Ульянов впервые играл роль Ленина. В нем была характерность щукинского уровня. Впоследствии Михаил Ульянов создаст образы Сталина и Ворошилова. Среди его первых ролей, отмеченных критикой: Костя Белоус (" Город на заре", 1957), Рогожин (" Идиот", 1958), Сергей Серегин (" Иркутская история", 1959), Виктор (" Варшавская мелодия", 1961). Л. Гроссман в газете " Вечерняя Москва" за 1958 год писал: " Есть подлинная экспрессивность Достоевского в сценическом воплощении Парфена Рогожина артистом Михаилом Ульяновым: фанатизм страсти, ширь характера, ревность до преступления. " Миллионер в тулупе", он сохраняет в своем говоре, помыслах, повадке размашистые простонародные черты. Верно переданы огненные глаза, " наглая и даже злая улыбка" и при этом " что-то страстное до страдания". В первой же встрече с Мышкиным раскрывается нараспашку его горячая и мрачная душа". Любопытно, что другого героя Ульянова, Серегина из " Иркутской истории", критика назвала сибирским князем Мышкиным. Актера хвалили за жизненность типа, за убедительность. В кино Ульянов дебютировал в 1953 году, сыграв роль Якова Лаптева в фильме " Егор Булычов и другие". Он создал достоверный образ комсомольского вожака Колыванова в картине " Они были первыми" (1956). Каждая новая работа актера — веха в его творчестве, новая ступень в развитии исполнительского мастерства. Он снимается в картинах: " Екатерина Воронина", " Стучись в любую дверь", " Шли солдаты", " Балтийское небо", " Молодо-зелено". Особенно запомнились в его исполнении геолог Каширин (" Дом, в котором я живу", 1957), коммунист Кайтанов (" Добровольцы", 1958), секретарь райкома Данилов (" Простая история", 1960) и Бахирев (" Битва в пути", 1961). И все-таки рождение по-настоящему большого актера произошло в фильме " Председатель" (1964) А. Салтыкова. Прочитав сценарий Ю. Нагибина, Ульянов пришел в восторг: " Его герой меня буквально поразил неповторимостью, яркостью. Это был, как тогда выражались, положительный герой, но не тот, что взращивался на кисло-сладком подобии жизни, — дежурный образ с " отдельными недостатками", добавленными для живости портрета, а предельно правдивый образ человека редкой цельности…" Коренастый мужичок в кепке, потерявший на войне руку, возвращается в родные края. Его встречают разруха, нищета, голод. Егор Трубников (Ульянов) становится председателем почти развалившегося колхоза и бросается в бой за возрождение деревни. Он неистов, беспощаден, даже порой жесток, вызывает недовольство многих. Но постепенно люди начинают поддерживать его. Потому как поняли, что движут председателем не корысть и честолюбие, а боль за них за всех. В герое Ульянова было столько правды, что зрители зачастую отождествляли Егора Трубникова с самим актером. За эту работу Михаил Александрович получил Ленинскую премию. " Ульянов не просто замечательный артист, он выдающееся явление в нашем искусстве, — считает режиссер Марк Захаров. — Это человек, который внес в вахтанговскую школу исконно народное начало, какую-то крестьянскую мудрость, силу, жизнестойкость. Фильм " Председатель", в котором все это окончательно материализовалось, стал значительной вехой в развитии нашей культуры, и я бы даже сказал, предтечей перестройки". В 1960-е годы Михаила Ульянова зрители видели в фильмах: " Живые и мертвые" (1964), " Тишина" (1964), " Пока я жив" (1965), " Замерзшие молнии" (1967), " Возмездие" (1969). В 1967 году режиссер И. Пырьев пригласил его на роль Дмитрия Карамазова в экранизации романа Ф. Достоевского " Братья Карамазовы". Но в феврале 1968 года Пырьев умер, не успев закончить картину. По распоряжению руководства " Мосфильма", Михаил Ульянов и Кирилл Лавров закончили работу над картиной. Митенька Карамазов — один из самых любимых персонажей Ульянова. " Я определил для себя главную тему роли как исступленное стремление Дмитрия понять, почему люди так плохо, так пакостно живут. Почему они так ненавидят друг друга? " Актер словно вместе со своим героем прошел все ипостаси мучающейся, ищущей души, способной на великое сострадание и великую любовь. Фильм " Братья Карамазовы" вышел на экраны страны в 1969 году. В том же году Михаил Ульянов получил звание народного артиста СССР. Новый фильм А. Алова и В. Наумова " Бег" (1970) по мотивам произведений М. Булгакова — и новый взлет мастерства Ульянова. Бывший белогвардеец в его исполнении и смешон, и жалок, и страшноват. Но есть в Чарноте и великодушие, и горькая ироничность, и ум, и бесшабашность… Актер передает весь трагизм положения человека, оказавшегося вдали от родины и страдающего от разлуки с ней. " Оставаясь правдивым актером, — отмечает режиссер Владимир Наумов, — он способен обострить роль до гротескного, почти символического звучания. Это то, что Федор Михайлович Достоевский называл фантастическим реализмом. Вспоминая " Бег", я не знаю, кто еще был бы способен сделать правдивой совершенно невероятную ситуацию и не выглядеть при этом фальшиво, я бы даже сказал, театрально, в самом плохом смысле…" В 1972 году вышел фильм " Самый последний день", который Ульянов поставил по сценарию, написанному им совместно с Б. Васильевым. Герой картины — пожилой участковый инспектор Ковалев обладал таким запасом любви к людям, что многие зрители стали в своих письмах обращаться за помощью к актеру как к милиционеру. Особое место в творчестве актера занимает образ маршала Георгия Константиновича Жукова. Ульянов играл легендарного полководца в многосерийной киноэпопее " Освобождение", фильмах " Слушайте на той стороне" (1971), " Выбор цели" (1974), " Солдаты свободы" (1977), " Блокада" (1975–1978), " Если враг не сдается…" (1982), " День командира дивизии" (1983), " Битва за Москву" (1985). При минимуме " игры", максимуме творческой сдержанности актером достигалась историческая достоверность персонажа. Однако сам Ульянов другого мнения: " Но я не считаю, что сыграл Жукова, — мною была изображена схема, некая знаковая фигура. На самом деле Георгий Константинович — сложнейшая, многогранная личность…" В театре Ульянов создает целую галерею исторических персонажей: Антоний (" Антоний и Клеопатра" Шекспира). Ричард III (" Ричард III" Шекспира), Цезарь (" Мартовские иды" Т. Уайльдера), Наполеон (" Наполеон" Ф. Брукнера). " Ричард III" — одна из вершин творчества Шекспира, и я рад, что рискнул ее одолеть, — пишет в своей книге М. Ульянов. — Роль Ричарда стала значительной среди сыгранных мной. Здесь было что играть и ради чего играть. Этот образ схватывает явление в его главнейшей сути, король Ричарда III, которого " разгадали" мы с Р. Н. Капланяном, не более чем ничтожество, ползущее во власть". С наслаждением играл Ульянов роль Стеньки Разина в инсценировке по роману любимого писателя В. Шукшина " Я пришел дать вам волю". В кино Ульянов чаще исполнял роли современников: колхозник Николай в " Позови меня в даль светлую" (1978), начальник стройки Нырков в " Обратной связи" (1977), воспитатель спецшколы для несовершеннолетних Кустов в " Последнем побеге" (1981), директор предприятия Абрикосов в " Частной жизни" (1982). В одном из интервью Ульянов сказал: " Чтобы тебя услышали, необходимо пустить сердце " вразнос". Художник должен быть неистов: надо отдать что-то большее, чем просто мастерство, импозантная внешность или " загадочный" глаз. Что-то большее…" Для Ульянова в это " что-то большее" входит прежде всего современность образа. " Я не могу сыграть никакую роль до той поры, пока не свяжу ее с сегодняшим днем", — в этих словах актера — его творческое кредо. На Международном кинофестивале в Венеции фильм " Частная жизнь" получил приз, а чуть позднее Государственную премию СССР. Герой Ульянова — директор крупного предприятия Абрикосов — отправлен на пенсию. Оказалось, что жить-то вне работы он не умеет. " Человек, не видящий в жизни ничего, кроме работы, — это же инвалид! " — сказал режиссер картины Юлий Райзман на пресс-конференции в Венеции. Итальянская " Коррьере делла сера" писала: " Эту продуманную и точную во всех отношениях картину довершает игра Михаила Ульянова, исполнителя главной роли. У него получилась сильная, решительная, прямоугольная личность, не лишенная, однако, тончайших оттенков этой сдержанной внутренней дрожи, которые делают его прекрасную и захватывающую игру похожей на игру Берта Ланкастера в фильме " Семейный портрет в интерьере". Это он, Ульянов, задает тон, верхнее " ля" всему действию: своими взглядами, то полными отчаяния, то суровыми, то жесткими, то растерянными, и своей особой — иногда гордой, иногда робкой — манерой взывать о помощи. Перед нами лицо старости, которая не сдается, лицо одиночества, бессознательно желаемого, но отвергаемого… Редкие фильмы бывают без ошибок. " Частная жизнь" — один из них". После целой серии " положительных" ролей Ульянов в фильме Н. Михалкова " Без свидетелей" (1983) сыграл роль остро сатирическую, почти гротесковую. В 1979 году режиссер Глеб Панфилов закончил фильм " Тема", но по идеологическим соображением он выйдет на широкий экран только в 1985 году. Герой Ульянова — драматург Ким Есенин, человек, обласканный славой. Он мучительно пытается разобраться в самом себе и не может найти выход из того духовного тупика, в котором оказался. " Мне кажется, что роль Кима Есенина дала Ульянову второе дыхание, помогла преодолеть наработанные актерские приемы. Он помолодел, перестал быть мэтром", — говорит режиссер Глеб Панфилов. Среди любимых ролей Ульянова — Тевье-молочник в телевизионном фильме по Шолом-Алейхему. Эта роль идет абсолютно вразрез всему тому, что он делал до этого. Русский актер Ульянов перевоплотился в мудрого еврейского старика, то и дело сыплющего народными пословицами, притчами и поговорками, имеющего на каждый случай жизни какую-нибудь поучительную историю, из которой видно, что унывать нечего, что все как-нибудь обойдется. Помимо работы в кино и театре, Ульянов занимался общественной деятельностью. В 1976 году он стал членом Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС. Михаил Александрович был вхож в самые высокие правительственные кабинеты, общался со многими членами ЦК и Политбюро. Ульянов — Герой Социалистического Труда (1986). " Я своих прошлых званий не стыжусь, — сказал он в одном из интервью. — Я не любитель козырять наградами, но изредка, по праздникам могу надеть ордена — хотя бы из солидарности с поколением семидесятилетних, с теми, кто и сегодня говорит мне, что мои фильмы — это их молодость…" В бурное " перестроечное" время Ульянов возглавил Правление Союза театральных деятелей (1986) и на этом посту за десять лет успел сделать весьма много полезного, хотя его деятельность и получила неоднозначные оценки. " Я присутствовал при рождении СТД России и видел, как Михаил Александрович, сняв пиджак, выдерживал сильнейший напор бездумного радикализма, — вспоминает Марк Захаров. — Противостоя хаосу очень резких, агрессивных, разрушительных позывов и идей, он сумел объединить вокруг себя людей позитивных, способных в новых условиях созидать театральный союз". Михаил Александрович был также секретарем Правления Союза кинематографистов СССР (1986–1987). Большим успехом пользовался спектакль вахтанговцев " Брестский мир" (1987) по пьесе М. Шатрова, в котором Ульянов сыграл роль Ленина. Спектакль собирал полные залы во время гастролей в Буэнос-Айресе и Лондоне. А в сентябре 1987 года, после ухода Е. Р. Симонова, Ульянову предложили должность художественного руководителя Театра имени Вахтангова. После нелегких раздумий он согласился. При этом заявил три главнейших пункта своей программы: во-первых, привлечение в театр известных режиссеров для постановки отдельных спектаклей. Во-вторых — опора на талантливую драматургию. И, в-третьих, самому спектакли не ставить. В 1989 году Ульянов стал народным депутатом СССР. " Он сделал столько хорошего людям, — утверждает актриса Людмила Максакова. — Я сама видела, как группы фронтовиков обращались к нему, как многие люди со слезами на глазах благодарили его за то, что он сделал. Сам Ульянов прожил нелегкую жизнь, пока не добился известности. Может быть, поэтому он так чуток к чужой беде, к чужой боли. А ведь это качество очень редкое, я бы даже сказала, исчезающее". В начале 1990-х Ульянова можно было увидеть в спектаклях " Без вины виноватые" (Шмага), " Последний день последнего царя" (Юровский) и " Принцесса Турандот" (Бригелла). Он снялся в фильмах Ю. Кары " Мастер и Маргарита" (Понтий Пилат) и С. Соловьева " Дом под звездным небом" (ученый Башкирцев) (1993). После того как в 1996 году Ульянов ушел с поста председателя Правления Союза театральных деятелей, он снова стал активно сниматься в кино и на телевидении. Запомнились его актерские работы в фильмах " Сочинение ко Дню Победы" (1998) С. Урсуляка и " Ворошиловский стрелок" (1999) С. Говорухина. В первом он сыграл роль старика, бывшего летчика, взбалмошного и трогательного, чувствующего себя неуютно в новой жизни и совершающего во имя справедливости безумные проступки. Во втором — герой Ульянова столь же решительно мстит за поруганную честь своей внучки. Михаил Александрович появляется и в телесериалах: " Досье детектива Дубровского" А. Муратова, " Зал ожидания" Д. Астрахана, " Самозванцы" К. Худякова… " Ульянов великий актер, — говорит известный режиссер Валерий Фокин. — Он чувствует себя одинаково свободно в любых театральных жанрах — от традиционных до условных. Единственно, что ему чуждо, — это скучный бытовой театр. Помимо огромного актерского таланта Ульянов в полной мере обладает талантом человеческим. А это большой и редкий дар. В ряду людей нашей культуры второй половины XX века Михаил Александрович Ульянов занимает одно из первых мест".
ХЕПБЕРН ОДРИ (1929–1993)
Британская актриса. Снималась в фильмах: " Римские каникулы" (премия " Оскар" ), " Сабрина", " Война и мир", " История монахини", " Моя прекрасная леди", " Как украсть миллион", " Возвращение Робин Гуда", " Всегда" и др.
Эдда Катлин Хепберн ван Хеемстра (Одри Хепберн) родилась 4 мая 1929 года в Брюсселе. Ее мать, Элла ван Хеемстра, имела титул голландской баронессы. Отец, английский банкир Виктор Джон Хепберн-Растон, был на двенадцать лет старше жены. В 1935 году, после частых ссор с женой, Хепберн-Растон покинул семью. В девять Эдду отдали в закрытую английскую школу. Девочка училась хорошо, особенно ей нравились уроки танцев. С началом войны баронесса с дочерью и двумя сыновьями от первого брака поселилась в своем поместье под Арнхемом. Весной 1940 года начались пять страшных лет немецкой оккупации. Много позже Одри Хепберн скажет: " После войны я была благодарна, что осталась в живых, и поняла, что самое важное в жизни — человеческие отношения. Они гораздо важнее, чем богатство, еда, роскошь, карьера, важнее всего на свете". Поместье ван Хеемстра было конфисковано немцами. Семья перебралась в дом на окраине Арнхема. Все чаще обед состоял из куска хлеба и салата из листьев цикория, а зимой ели даже луковицы тюльпанов. Однажды на уроке в консерватории Эдда упала в голодный обморок, и пожилой учитель танцев поделился с ней куском сыра. Элегантная худоба будущей Одри Хепберн объясняется тем, что после этих голодных лет у нее нарушился обмен веществ. Во время оккупации Элла ван Хеемстра помогала антифашистскому подполью. Ее дочь нередко бывала связной, в туфельках она переносила секретные послания. За два месяца до освобождения Голландии немецкая полиция во время облавы схватила Эдду. Но ей удалось бежать и спрятаться в подвале. В темноте и сырости, среди крыс, пятнадцатилетняя Хепберн провела двадцать пять дней! У нее было несколько яблок и немного хлеба. И только испугавшись, что во время обстрела в подвал попадет снаряд, она пробралась домой. Эдду свалил острый приступ желтухи, а затем у нее обнаружилась астма. После войны Элла ван Хеемстра переехала с детьми в Амстердам. Они поселились в дешевой полуподвальной квартире. Баронесса нанялась экономкой в богатую семью. Для Эдды наскребли денег на оплату занятий в балетной школе Ольги Тарасовой. В восемнадцать лет юная Хепберн снялась в эпизодической роли стюардессы в фильме " Семь уроков голландского". Через год Эдда — которую отныне будут именовать Одри Хепберн — начала заниматься в знаменитой балетной школе Рамбер в Лондоне. Она подрабатывала секретаршей, давала уроки французского, рекламировала наряды и косметику. Спустя несколько месяцев ей предложили место в гастрольной балетной труппе и почти одновременно — в кордебалете для участия в бродвейском мюзикле " Ботинки на пуговках". Одри понимала, что в классическом балете с ее высоким ростом (почти 168 см) больших успехов не добиться, и выбрала мюзикл. После успешного дебюта в " Ботинках на пуговках" известный продюсер Ландо пригласил Хепберн в ревю " Соус тартар". А через год, в новом ревю " Соус пикант", он уже поручил ей небольшую роль. Одри начала брать уроки у известнейшего актера Ф. Эйлмера. Хепберн выступала в одном из самых модных ночных клубов Лондона, когда получила эпизодическую роль продавщицы сигарет в комедии " Смех в раю" Дзампи. Но даже нескольких секунд на экране оказалось достаточно, чтобы кинокомпания " Ассошиэйтед Бритиш пикчерз" заключила с ней контракт на семь лет. В 1951 году, когда Хепберн снималась в небольшой роли в музыкальной комедии " Малыш из Монте-Карло", на нее обратила внимание знаменитая французская писательница Колетт. В это время готовилась бродвейская постановка пьесы " Жижи" по ее новелле. Это была история чистой душой, забавной, но волевой девушки. Колетт дала телеграмму в Нью-Йорк: исполнительница главной роли найдена. Подыскивал исполнительницу для своего нового фильма и знаменитый американский режиссер Уильям Уайлер. Он также остановил свой выбор на Хепберн. Правда, студия потребовала, чтобы юная актриса сменила фамилию — не желая, чтобы ее путали со знаменитой Кэтрин Хепберн, но Одри отказалась наотрез. После кинопробы она была утверждена на роль принцессы в фильме " Римские каникулы". 24 ноября 1951 года умирающая от страха дебютантка, к тому же сильно простуженная, вышла на сцену театра " Фултон" в Нью-Йорке. Пожелавшему ей удачи другу она успела шепнуть: " Удачи мне мало. Молитесь о чуде". И чудо произошло. После премьеры " Жижи" критики, которые на Бродвее во многом определяют судьбу постановки, отметили талант, обаяние, свежесть и красоту юной актрисы. Одри Хепберн продолжала с успехом выступать в этом спектакле. В Европу она вернулась лишь в июне 1952 года, на съемки в " Римских каникулах". Героиня фильма — принцесса Анна убегала из дворца и проводила незабываемые сутки в компании американского корреспондента Джо Бреди (актер Грегори Пек). Роль принцессы была не слишком сложной. Блестяще разработанные комедийные ситуации требовали от актрисы прежде всего живости и естественности. Знаменитый Грегори Пек стал для Хепберн заботливым и надежным помощником. " Мы работали на одной из главных площадей Рима, — вспоминал Пек. — Наблюдать за съемками собралось не менее 10 тысяч человек — на городской лестнице, в близлежащих домах, на соседних улицах. Я спросил Одри, не смущает ли ее присутствие такой толпы. Оказалось, нисколько: она была поглощена ролью. В один из съемочных дней произошел забавный случай. Режиссер фильма попросил актрису повторить сцену, сказав, что она не удалась. Но сотни зрителей в один голос закричали: " Нет, нет, это прекрасно… Лучше быть не может. Не надо переснимать! " Режиссер уступил публике безропотно…" Картина имела большой успех. Одри Хепберн покорила всех лиризмом, детской непосредственностью, чистотой и жизнерадостностью. После " Римских каникул" Билли Уайлдер пригласил ее в свою комедию " Сабрина" (1954). Хепберн играла дочку шофера-англичанина, влюбившуюся в отпрыска миллиардера. Режиссер вспоминал: " Когда Одри приходила на съемку, все тут же переставали сквернословить. Вы чувствовали, что невольно пропускаете слова через какой-то мысленный фильтр. Хотя все знали, что Одри не ханжа. Она обладала каким-то редким, неповторимым обаянием, которое пронизывает каждую ее роль и излучается с экрана". Во время съемок " Сабрины" Хепберн влюбилась в актера Уильяма Холдена, имевшего репутацию донжуана. Но он был женат, к тому же из-за перенесенной операции больше не мог иметь детей. Последнее обстоятельство оказалось решающим: Одри рассталась с Холденом. В Лондоне, в гостях у Грегори Пека, она познакомилась с 37-летним актером Мелом Феррером. Позже Мел прислал ей пьесу Ж. Жироду " Ундина", предложив ей главную роль. Премьера " Ундины" состоялась в феврале 1954 года. Одри снова очень волновалась и снова была простужена. Спектакль прошел великолепно. Публика бурно аплодировала; поздравить Хепберн за кулисы приходили знаменитости, среди них Марлен Дитрих. Гримерная Одри утопала в цветах, а критики писали о волшебстве, неземной прелести и грациозности актрисы. Через полтора месяца Одри почти одновременно получила " Оскара" за лучшую женскую роль года (в " Римских каникулах" ) и высшую театральную премию " Тони" за главную роль в бродвейском спектакле. Летом 1954 года Одри Хепберн и Мел Феррер обвенчались в Швейцарии, где актриса отдыхала по рекомендации врачей (у нее обострилась астма). Чудесный горный воздух исцелил Одри. Но семейная жизнь не заладилась с самого начала. Первый ее ребенок родился мертвым…
|
|||
|