|
|||
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ 41 страницаЛетом 1969 года вместе с двумя другими звездами — Барброй Стрейзанд и Сидни Пуатье, Ньюмен образовал кинокомпанию " Ферст артистс" для производства и проката фильмов со своим участием. Первая их картина — " Выигрыш" (1969) — мелодрама о потерянной и вновь обретенной любви. Ньюмен в роли автогонщика отказался от дублера и сам сидел за рулем машины, мчащейся со скоростью 200 километров в час. Автоспорт — его вторая страсть. Дважды Пол завоевывал звание чемпиона страны, а в 1977 году, в возрасте пятидесяти двух лет, принял участие в круглосуточной гонке на выносливость и пришел пятым… В вестерне " Буч Кэссиди и Санденс Кид" (1969) Джорджа Роя Хилла партнером Ньюмена стал малоизвестный Роберт Редфорд. Фильм имел огромный зрительский успех, а Ньюмен возглавил список самых кассовых актеров. Четыре года спустя звездный дуэт появился в картине " Афера" (1973). В 1972 году Пол Ньюмен вновь выступил в качестве режиссера. На этот раз он поставил фильм " Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки" по одноименной пьесе П. Зиндела. На фестивале в Каннах Джоанна Вудворд получила премию за лучшую женскую роль, а Национальный просмотровый совет США снова включил фильм, как до этого " Рейчел, Рейчел", в число лучших картин года. В течение следующих четырех лет Ньюмен постоянно находился в десятке самых кассовых американских актеров. Один за другим выходили фильмы в разных жанрах, триллер " Человек в макинтоше", комедия " Афера", детектив " Бассейн для утопленника", фильм-катастрофа " Ад в поднебесье". За последний Ньюмен получил рекордный гонорар. " …В США публика сразу же находит для исполнителя его " нишу" в жизненном пространстве и засовывает его туда, — замечает Ньюмен. — Если я надену черный парик и приделаю смешной нос, не исключено, что никто не захочет на меня смотреть. Американцы предпочитают получать товар в привычной упаковке, а если она отсутствует, они могут товар и не взять. Думаю, что на моей могиле могла бы быть такая эпитафия: " Здесь покоится Пол Ньюмен, умерший в нищете, потому что его глаза вдруг стали карими". И только встреча с одним из лучших американских режиссеров Робертом Олтменом в фильме " Баффало Билл и индейцы, или Урок истории, данный Сидящим Быком" (1976) позволила ему вновь заняться настоящим искусством. Баффало Билл был одной из примечательных фигур эпохи освоения Дикого Запада. Актер сыграл его тонко, точно, с безукоризненным чувством юмора. Ньюмен поддерживал прекрасную физическую форму: он занимался автоспортом, купался зимой в проруби, ежедневно погружал по утрам голову в ведро с холодной водой. Ему было за пятьдесят, когда он сыграл ветерана-хоккеиста в картине " Бросок" (1977). В 1979 году Р. Олтмен пригласил его на главную роль в фильме " Квинтет". На съемочной площадке дружно работали знаменитости: итальянец В. Гассман, испанец Ф. Рей, шведка Б. Андерсон, француженка Б. Фоссе. " Самое замечательное в Олтмене то, что на площадке никто не проявляет эгоизма, — говорит Ньюмен. — Эгоисты чувствуют себя очень неуверенно в работе с Олтменом, и это чудесно — можно свободно экспериментировать и углубляться в роль, зная, что эта привилегия предоставлена и всем остальным". Мрачная антиутопия Олтмена у Ньюмена вызывала ассоциации с катастрофическим будущим, которое может ожидать человечество в результате ядерной войны. Эти проблемы волновали актера. В 1978 году Пол был делегатом на специальной сессии ООН по разоружению. Снявшись у Д. Петри в " Форт Апач, Бронкс" (1980), Ньюмен сыграл затем в фильме С. Поллака " Без злого умысла" (1981). За роль виноторговца Галлахера, необоснованно обвиненного в убийстве профсоюзного лидера, он в очередной раз был выдвинут на премию " Оскар". В 1982 году Ньюмен снимается в картине " Вердикт" (режиссер С. Люмет). Ньюмен в шестой раз претендует на " Оскара" и опять его не получает. И только в 1985 году, когда актеру исполнилось шестьдесят лет, киноакадемия США отметила его премией за вклад в американское киноискусство. А год спустя он все же получил " Оскара" за роль в фильме " Цвет денег" (1986) Мартина Скорсезе. Появление имени Пола Ньюмена в титрах картины обеспечивало кассовый успех. Голливудские продюсеры предлагали ему 7 миллионов долларов за фильм. Генерал Гроувз в " Толстяке и Малыше"; эксцентричный губернатор Эйр Лэнг в " Блейз", адвокат в " Мистере и миссис Бридж" — все эти роли с блеском сыграны ветераном американского кино. Фильм Джеймса Айвори " Мистер и миссис Бридж" (1990) — своеобразное жизнеописание процветающего семейства. Отдельные моменты этой ленты напоминают страницы жизни исполнителей главных ролей — Пола Ньюмена и Джоанн Вудворд. Более чем за тридцать лет совместной жизни у них было немало проблем, но любовь и уважение никогда не покидали их. " Для существ, у которых практически нет ничего общего, наш брак поразительно прочен", — шутит Пол Ньюмен. В картине " Мистер и миссис Бридж" они вместе снимались в четырнадцатый раз (и в четвертый как муж и жена по роли). " Обычно я ненавижу свои фильмы, но этот я смотрел много раз, и он мне нравится". На экране Ньюмен появляется все реже. В 1994 году зрители могли видеть его в фильме " Себе на уме" Роберта Бентона. " Во всем мире теперь трудно найти по-настоящему интересные роли, — объясняет актер. — Когда я начинал в пятидесятых годах, то двадцать процентов времени проводил за чтением сценариев, а восемьдесят — за чтением литературы. Может, кому-то другому теперь таскают хорошие сценарии!.. Кино сегодня обречено на производство дорогих картин с нижайшим общим знаменателем. Да, актерство начинает мне надоедать. Я, кажется, исчерпался". О Поле Ньюмене говорят, что он серьезен, полон фантазии, замкнут в себе, невозмутим и вызывает раздражение. В 1995 году он был занесен в книгу рекордов Гиннеса как старейший автогонщик, когда-либо участвовавший в национальном чемпионате. В свои 70 лет актер не менее уверенно чувствовал себя и за штурвалом собственного самолета. После того как его сын скончался от наркотиков, Ньюмен образовал специальный фонд борьбы с наркоманией. В этот фонд он перечислял доходы с предприятия, производящего продукты питания, на которых стоит имя Пола Ньюмена… Это миллионы долларов. Однажды Ньюмен сказал: " Я хочу, чтобы меня помнили как человека, который старался — старался быть частицей своего времени, старался помочь людям наладить общение друг с другом, старался быть порядочным в своей жизни, старался расти как человек. Надо всегда стараться — это главное". В 2001 году британские поклонники кино назвали Пола Ньюмена лучшим актером за всю историю существования этого вида искусства. Таковы итоги опроса, проведенного журналом " Радио таймс".
СМОКТУНОВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1925–1994)
Российский актер театра и кино. Сценические роли: Мышкин (" Идиот" ), Иванов (" Иванов" ), Иудушка Головлев (" Господа Головлевы" ), Федор Иоаннович (" Царь Федор Иоаннович" ) и др. Снимался в фильмах: " Девять дней одного года", " Гамлет", " Берегись автомобиля", " Чайковский", " Преступление и наказание", " Дядя Ваня", " Дочки-матери" и др.
Иннокентий Смоктунович (Смоктуновский) родился 28 марта 1925 года в деревне на севере Томской области. В 1929 году семья переехала в Красноярск. Отец работал грузчиком в порту, мать — на колбасной фабрике. Тяга к лицедейству проявилась у Иннокентия еще в детстве. Он участвовал в школьной самодеятельности. Позже актер с улыбкой рассказывал о своем дебюте: " …Мы готовили чеховское " Предложение", но когда мы вышли на сцену, то я был настолько перепуган, настолько не знал, что делать с той неуправляемой силой, которая была в этот момент во мне, что стал хохотать на самых высоких нотах, хохотал истерично, страшно, одурело, но зал стал хохотать вместе со мной. Занавес закрыли. Меня тут же выгнали…" Когда началась война, ему было 16 лет. Отец ушел на фронт. Иннокентий вынужден был работать, чтобы поддержать многочисленную семью: мать, двух братьев и трех сестер… Перепробовал несколько профессий, учился даже на киномеханика. В 1943 году он попал в Киевское военное училище, откуда почти сразу его отправили на фронт. Смоктунович участвовал в сражении на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев. 3 декабря 1943 года в бою под Житомиром его взяли в плен. Во время этапирования в Германию Смоктуновичу удалось бежать и примкнуть к партизанам. А через некоторое время он вновь попал в действующие войска и дошел до Берлина. На вопрос, верит ли он в судьбу, актер отвечал: " Когда я был на фронте, рядом со мной падали и умирали люди, а я жив… А когда я бежал из плена и, пережидая день, спрятался под мост, вдруг вижу — прямо на меня идет немецкий офицер с парабеллумом, дежуривший на мосту, но перед тем как глазами наткнуться на меня, он неожиданно поскользнулся и упал, а когда встал, то, отряхиваясь, прошел мимо и потом опять стал смотреть по сторонам…" Вернувшись в Красноярск, Смоктунович учился на фельдшера, затем работал грузчиком в порту. За компанию с приятелем отправился поступать в театр-студию при Красноярском театре имени Пушкина. Их приняли. Смоктунович участвовал в спектаклях " Иван Грозный", " Золушка", " Давным-давно". Уже тогда его отличал крайне неуживчивый характер. Он все чаще стал выражать недовольство режиссеру, и тот в конце концов выгнал Смоктуновича из театра. В 1946 году актер отправился в Норильск, где устроился в труппу Второго заполярного театра драмы и музыкальной комедии. Директор театра предложил ему взять псевдоним Славянин, но он отказался. Тогда решили поменять в фамилии только окончание — и появился Смоктуновский. После четырех лет плодотворной работы ему вновь пришлось уехать, в первую очередь из-за того, что у него начался жестокий авитаминоз. За один год в труппе Дагестанского русского драматического театра имени Горького, как напишет впоследствии сам Смоктуновский в книге " Время добрых надежд" (1979), он " успел испечь пять основных ролей, не принесших мне, однако, ни радости, ни истинного профессионального опыта, ни даже обычного умения серьезно проанализировать мысли и действия образа". В 1952 году вместе со своей женой — актрисой Риммой Быковой он перебирается в Сталинград. Опять много играет. Смоктуновский снискал успех в спектаклях " Доходное место" А. Островского и " Большие хлопоты" Л. Лэнга. Обе роли были сатирическими. Однако это не приносит ему творческого удовлетворения. Смоктуновский стал ссориться с коллегами по труппе: " Мы все что-то неинтересное делаем. Одни театральные пошлые штампы…" К тому же его жена закрутила роман с молодым актером. Уходя из Сталинградского театра, после очередного скандала Смоктуновский заявил коллегам: " Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом". В январе 1955 года он приехал в Москву. Смоктуновский обошел семь столичных театров, но везде получил отказ. В потертом лыжном костюме он бродил по летней Москве, перебивался случайными заработками в Ленкоме, ночевал на лестницах в подъездах. И кто знает, как дальше сложилась бы его судьба, если бы он не познакомился с будущей женой Суламифью, которая имела кое-какие связи в театральном мире. Одним из ее знакомых оказался известный режиссер Леонид Трауберг, через которого удалось представить Смоктуновского режиссеру Ивану Пырьеву. Тот, в свою очередь, рекомендовал его в Театр-студию киноактера. Летом 1955 года режиссер Михаил Ромм пригласил Смоктуновского на эпизодическую роль в фильме " Убийство на улице Данте". По сюжету его герой, молодой врач, сотрудничавший с немцами, входит в кабачок и сообщает, что к Мадлен Тибо едет сын Шарль. Съемка не заладилась с самого начала. Этот эпизод снимали чуть ли не всю смену. Ассистенты режиссера предлагали Ромму заменить бездарного актера. Ромм вдруг отрезал: " Прекратите эту мышиную возню! Актер же это чувствует. Ему это мешает. Неужели вы не видите, как он талантлив?! Снимается первый раз, волнуется". В том же году Смоктуновский сыграл в фильме режиссера Александра Иванова " Солдаты" (1957). Здесь ему досталась небольшая роль солдата Фарбера. По мнению многих, уже тогда он проявил незаурядный талант. В роли Фарбера его заметил режиссер Ленинградского Большого драматического театра Г. Товстоногов и был буквально пленен глазами актера. В те дни в БДТ ставили " Идиота" Ф. Достоевского, и именно в Смоктуновском режиссер увидел идеального князя Мышкина. Есть роли у актеров, точно попадающие ко времени. Мышкин Смоктуновского абсолютно вышел из Достоевского, был человеком прошлого века, но и полностью отразил потребности времени в искусстве 1960-х годов. Премьера " Идиота" состоялась в БДТ 31 декабря 1957 года. Спектакль имел сенсационный успех. О своих впечатлениях рассказывает актриса Алла Демидова: " Когда на сцену БДТ в " Идиоте" выходил Смоктуновский, то время останавливалось — зал замирал, затаив дыхание, и вот мы, зрители, жили вместе с ним в двух временных и пространственных измерениях, время Достоевского и сиюминутное время соединялось, давая нам объем и растяжение. За один спектакль мы успевали прожить несколько жизней…" В БДТ Смоктуновский был занят еще в двух спектаклях: " Кремлевские куранты" (Дзержинский) и " Иркутская история" (Сергей Серегин). В 1960 году Ромм приступил к работе над фильмом о физиках-ядерщиках с рабочим названием " 365 дней". Первоначально на роль Ильи Куликова был утвержден актер Юрий Яковлев. Однако перед самым началом съемок он попал в аварию. Михаил Ильич стал искать другого актера. " Меня пригласили пробоваться, потому что Ромм помнил, как я снимался у него в маленьком эпизоде в картине " Убийство на улице Данте", и у него осталось в памяти, что я — гибок, — говорил Смоктуновский. — Он дал мне репетицию и пробу, на пробе хохотал, но сказал, что делаю все совершенно не то. Нужна была избалованность, покой, моцартовский полет мыслей, уверенность. Все это во мне отсутствовало… Михаил Ильич говорил, что в этой роли он видит полноватого человека. Хорошо, я поправлюсь, — говорил я. — Очень хотелось с ним работать… Говорят, опыт учит…" Фильм " Девять дней одного года" (1962) (от прежнего названия " 365 дней" отказались) пользовался большим успехом у зрителей. На кинофестивале в Карловых Варах картина получила высшую награду — " Хрустальный глобус", а Смоктуновский был отмечен премией за лучшее исполнение мужской роли. Следующая картина станет поистине эпохальной в творческой биографии актера. Григорий Козинцев предложил актеру роль Гамлета, причем без всяких проб! В ответ Смоктуновский написал ему письмо, в котором признавался: " Совсем не верю в себя как в Гамлета. Если Вы сможете вдохнуть в меня эту веру, буду очень и очень признателен…" Козинцев эту веру в Смоктуновского вдохнул, и в феврале 1962 года работа над фильмом началась. Гамлет Смоктуновского в первую очередь был человеком добрым, всепрощающим… Режиссер постоянно предостерегал его от излишней мягкости, напоминая о гневности, гордости Гамлета. " Тогда этой роли были отданы не только силы и опыт, но и кусок жизни, — вспоминал Смоктуновский. — Отданы трепетно, с сердцем, душою… Когда фильм был уже снят, то казалось, что можно было сделать лучше, тоньше…" Смоктуновскому самому нравилась эта роль: " Да, это хорошая актерская работа. За исключением некоторых сцен… А есть просто прекрасные: сцена с флейтой, например, или разговор с артистами, встреча с Розенкранцем и Гильденстерном. У меня в этой роли хорошая пластика, я хорошо двигаюсь. Сразу видно — это гибкий человек". За четыре года фильм за границей собрал свыше 20 различных премий. В Англии зрители сочли его Гамлета более современным, чем даже Гамлет Лоренса Оливье! В 1965 году режиссеру картины Козинцеву и исполнителю главной роли актеру Смоктуновскому была присуждена Ленинская премия. Осенью 1964 года актеру поступило предложение от режиссера М. Ольшвангера сыграть в фильме " На одной планете" роль Ленина. Во время съемок картины Смоктуновский серьезно заболел (у него обнаружился туберкулез глаз) и лег на длительное лечение в больницу. Болезнь была следствием перенапряжения, результатом киносъемок в течение нескольких лет подряд. На этот раз все обошлось. Смоктуновский сыграл у Эльдара Рязанова в комедии " Берегись автомобиля" (1966). На роль Деточкина его долго не хотели утверждать. Министр кинематографии А. Романов заявил: " Смоктуновский только что сыграл Ленина, а теперь будет играть жулика?! Не допущу! " Рязанов резонно возразил " Ведь у нас " жулик" благородный, он персонаж глубоко положительный! " И министр уступил. Режиссеру и актеру посчастливилось найти абсолютно оригинальный характер героя. В результате картина " Берегись автомобиля" стала комедией десятилетия. Биограф актера Елена Горфункель пишет: " В тот период, примерно с 1959 по 1966 год, Смоктуновский — блистательный премьер киноэкрана. Фильмы с его участием получают десятки премий на кинофестивалях в разных странах, он приобретает международную известность. На родине зрители неоднократно выбирают его лучшим киноактером года. Он нарасхват среди кинорежиссеров и имеет очень высокий авторитет у коллег артистов. Начинающие играют " под Смоктуновского", имитируя трепетность телесной и душевной организации и на свой лад изображая ритмическое своеобразие оригинала — вялостью темпов, расслабленностью движений. Возникают легенды о его жизни и странствиях. Считается, что ему под силу любая роль. В те годы вокруг него была атмосфера полного понимания и согласия. На каждое слово слышался отзыв". В Лондоне и Париже Смоктуновский за месяц сыграл 11 спектаклей — переутомился и снова заболел. Он выбыл из работы на два года. В 1968 году Смоктуновский снимается у Таланкина в роли Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме и у Кулиджанова в роли Порфирия Петровича в " Преступлении и наказании". По опросу читателей журнала " Советский экран" Смоктуновский был признан лучшим актером года, а на фестивале в Сан-Себастьяне получил приз за исполнение главной роли в фильме " Чайковский". Он создал образ человека сложнейшего душевного склада. У него стеклянной хрупкости душа, нежная, не выносящая пошлости природа чувств, воображение, приносящее и страдание и радость… В начале 1970-х годов Смоктуновский с семьей (жена Суламифь Михайловна, дочь и сын) переехал на постоянное жительство в Москву. В столице он был принят в труппу Государственного академического Малого театра. Его первой ролью стал царь Федор Иоаннович в одноименной трагедии А. Толстого. Премьера спектакля состоялась 23 октября 1973 года. Но через два года Смоктуновский уходит во МХАТ. На сцене прославленного театра он сыграл целый ряд классических ролей. Это Дорн в " Чайке", Серебряков в " Дяде Ване", Иванов в " Иванове", Иудушка Головлев в " Господах Головлевых". За Иннокентием Михайловичем Смоктуновским утвердилась слава тонкого психологического актера. И если в каких-либо ролях он отходил от этого клише, публика и критика ему " не прощали". О Смоктуновском порой говорили, что он утратил набор высоты, стал повторяться. На эти упреки актер отвечал так: " Это не потому что я стал хуже. Я ведь живу не этажом выше, я отражение этой жизни". В это трудное время его поддерживали семья и друзья. " Я люблю отдых, природу. Люблю быть с людьми, с которыми мне просто, с которыми можно и говорить, и молчать… Я не могу отдыхать без семьи. Семья, кстати, — хорошая защита от внешних посягательств. Популярность часто мешает, хотя я научился относиться к ней равнодушно. Обаяние и мягкость Мышкина, Деточкина, дяди Вани позволяют думать, что я общителен, приветлив, открыт… Но это черты моего лирического героя, как сказал бы поэт". После роли Войницкого в картине А. Михалкова-Кончаловского " Дядя Ваня" (1971) ему в течение последующих десяти лет ни разу больше не доведется играть главные роли. В те годы на счету актера были эпизоды в таких фильмах, как " Дочки-матери", " Исполнение желаний" (оба — 1974), " Романс о влюбленных", " Звезда пленительного счастья", " Выбор цели" (все — 1975), " Легенда о Тиле" (1977), " Степь", " В четверг и больше никогда" (оба — 1978) и др. Но своим первым эпизодом Смоктуновский считал Гения (Ивана Петровича Александрова) в " Живом трупе". Именно с Гения начинаются эпизоды не как маленькие, а как концентрированные роли. " Вообще эпизодические персонажи Смоктуновского выпуклы и художественно осязаемы везде, как бы ни различались конкретные " тексты" фильмов, в которых они появляются, — замечает Елена Горфункель. — Смоктуновский в короткой роли заметен и остр, что связано и с его большим опытом, и со своеобразием техники — техники в том смысле, как можно судить о технике художника, мастера, каждому сюжету воздающего по цене. Для каждого случая находится свой прием, позволяющий говорить исчерпывающе и придавать даже крохотной роли законченность художественной формы". В 1980-е годы к Смоктуновскому вновь вернулись главные роли. Правда, это были в основном телефильмы: " Маленькие трагедии" Швейцера (1980), " Поздняя любовь" (1983), " Дети солнца" (1985), " Сердце не камень" (1989), " Дело Сухово-Кобылина" (1991; последние четыре фильма поставил Л. Пчелкин). Между тем в начале 1990-х годов артист все чаще вынужден соглашаться играть " проходные" роли. Он даже появляется на экране в образе главаря мафии. Смоктуновский признавался: " Раньше я строже относился к выбору ролей… А сейчас говорю — говорю это со стыдом — мной руководит другое. Спрашиваю: сколько вы мне заплатите за это безобразие? " В 1990-х он сыграл в картинах " Дина" (1990), " Гений", " Осада Венеции", " Линия смерти" (все — 1991), " Убийца" (1992), " Вино из одуванчиков", " Хочу в Америку" (оба — 1993). За роль в картине " Дамский портной" (1991) Смоктуновский был удостоен приза " Ника" и отмечен дипломом на фестивале в Сан-Ремо. К тому времени в послужном списке актера было уже более 80 ролей в кино и на телеэкране и свыше 50 — в театре. В бурные 1990-е годы Смоктуновский не только говорил о политике, но и участвовал в политических акциях. В памятную ночь с третьего на четвертое октября он выступал на митинге у Моссовета. Иннокентий Михайлович призывал к миру любой ценой, но не ценой крови. Увы, наэлектризованная толпа, жаждущая защищать демократию, не захотела слушать его. Это была речь либерального, цивилизованного человека в нелиберальной и пока не цивилизованной стране. Говорить ему не дали. Позже Смоктуновский признавал: " Да, знаете, как-то не получилось… Мне не удалось сказать то, что я хотел: чтобы все, что происходит, происходило, по возможности, не ценой человеческой жизни, потому что все-таки (хотя, наверное, так не бывает) мы должны, по возможности, друг друга останавливать и не толкать к убийству". Когда в одном из интервью его спросили, какие из сыгранных ролей ему особенно дороги, актер ответил: " В кино это " Дочки-матери", " Дядя Ваня", " Живой труп" (не вся картина, только моя работа) — это уже частички моего мышления. Я их благословляю. А моя единственная великая работа — на сцене, в " Идиоте". Она вечная, легендарная: видел по лицам зрителей, как они начинали трепетать. Ну и " Гамлет", хотя работа отражала суть того времени…" Летом 1994 года Смоктуновский работал во МХАТе над ролью Арбенина в " Маскараде" М. Лермонтова. Премьера спектакля должна была состояться осенью, но актер до нее не дожил: 3 августа он скончался в одном из санаториев под Москвой после очередного инфаркта.
СТАЙГЕР РОД (1925–2002)
Американский актер театра и кино. Снимался в фильмах: " Душной ночью" (премия " Оскар" ), " Равнодушные", " Ростовщик", " Аль Капоне", " Сержант", " Ватерлоо", " Муссолини: последний акт", " Невинные с грязными руками", " Иисус из Назарета" и др.
Родни Стивен Стайгер родился 14 апреля 1925 года в Уэстхемптоне, штат Нью-Йорк. Родители его, Фредерик и Лоран Стайгер, выступали с песенно-танцевальным номером в передвижном шоу. Отца он не помнит: родители развелись, когда сыну было около года. В Стайгере смешаны французская, шведская и немецкая кровь, а воспитывала его мать в простоте и строгости лютеранства. Актерские склонности появились у Рода еще в начальной школе, где он играл Санта-Клауса или Джорджа Вашингтона. Однокашники дали ему прозвище Родни-Скала из-за его силы. Во время войны Род был торпедистом первого класса и принимал участие в наиболее опасных боевых операциях Третьего и Пятого флотов США, в том числе в Иводжимской и Окинавской кампаниях. На следующий день после капитуляции Японии Стайгер покинул военно-морскую службу с медицинским заключением об остром кожном заболевании. В театральную любительскую группу его привело желание познакомиться с девушками. Стайгер сыграл царя Менелая в пьесе " Муж Елены" и роль злодея в спектакле под названием " Будь проклят, Джек Дальтон". Руководительница труппы посоветовала ему учиться на актера. Род Стайгер перебирается в Нью-Йорк, где в течение двух лет изучает актерское искусство в Новой школе социальных исследований, затем Дэниел Манн приглашает его в нью-йоркскую Актерскую Студию, которой руководили Элиа Казан и Ли Страсберг. Стайгер, склонный к полноте, с задумчивым, а то и суровым выражением лица, сразу был выбран на роли зрелых, часто пожилых людей. " Я — актер не представления, а переживания", — говорил он. В апреле 1951 года Род Стайгер получил свою первую роль на Бродвее в возобновленной постановке пьесы Клиффорда Одетса " Ночная музыка". Он сыграл пятидесятипятилетнего детектива и был высоко отмечен нью-йоркской критикой. В следующем году он появляется на сцене в комедии Хью Гастингса " Чайки над Сорренто" и в ибсеновском " Враге народа". Но главное поле его актерской активности в эти годы — на телевидении. Еще не получивший голливудского амплуа — " эмоционального злодея", Род Стайгер демонстрирует широту своего диапазона — от Ромео до Распутина. За пять лет, с 1948 по 1953 год, он сыграл свыше 250 ролей. Стайгер был награжден премией Сильвания 1953 года как лучший актер телеэкрана за участие в пяти постановках, и среди них — " Марти". Он гордится тем, что телевизионная запись " Марти" хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Впервые попробовал Стайгера в кино Фред Циннеман в 1951 году. Фильм " Тереза" был одним из коротких всплесков американского неореализма. Уже следующая роль Стайгера в кино заставила критику говорить о нем как о явлении. Он играет вместе с Марлоном Брандо в фильме Элиа Казана " В порту" (1954). Род Стайгер был представлен к премии " Оскар" как лучший исполнитель второй роли. Но " Оскар" еще долго будет обходить его. В следующем году режиссер Роберт Олдрич снимает фильм " Большой Нож". Стайгер сыграл продюсера Стэнли Хоффа. Он очень недолго присутствует на экране, но все действия героев подчинены его магнетически несокрушимой власти. Стэнли Хофф — фигура зловещая и вместе с тем страдающая. Выбор Рода Стайгера режиссером Отто Преминджером на роль армейского прокурора Аллана Гийома в " Трибунале над Билли Митчеллом" был несомненно сознательным выбором после картины Казана. И хотя главный герой — Билли Митчелл (Гари Купер), работа Стайгера не остается незамеченной. Изворотливый, цепкий, вкрадчивый прокурор был отмечен во всех рецензиях на фильм. Сам актер из работ этого периода выделяет совсем небольшую роль Джуда Фрая в мюзикле Фреда Циннемана " Оклахома! " Стайгер вообще очень любил петь, и когда-то сразу, по возвращении с флота, он " ставил" голос. Теперь его музыкальные занятия оправдали себя. По словам актера, ему пришлось много работать над образом Джуда, батрак буквально преследовал его. Он даже записывал в книжечке свои наблюдения, делал заметки об этом персонаже. " Я играл " злодея", но я не верю, что мой герой должен быть или совсем хорошим, или совсем плохим. Мы все хорошие и плохие одновременно". Фред Циннеман, включивший Стайгера в пятерку самых интересных актеров Голливуда, остался доволен его дебютом в мюзикле. " Род был просто великолепен. Он превратил Джуда в неврастеника и заставил людей чувствовать жалость к нему". Лучшая роль Рода Стайгера в кино в конце 1950-х годов — в английском фильме " Через мост" режиссера Кена Аннакина. В основу фильма положена новелла Грэма Грина. Род Стайгер создает трагедию на материале приключенческого боевика. Его герой — международный финансист Карл Шаффнер. Вечная обреченность героев Стайгера проступает здесь особенно ярко, остро, насыщенно. Весь фильм Кена Аннакина — это, как говорят англичане, театр одного актера. Режиссер был очень доволен Стайгером. " Глубоко проникая в психологию центрального героя, он внес в фильм не меньший вклад, чем я".
|
|||
|