Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ 33 страница



В 1955 году Ланкастер снялся в экранизации одной из ранних пьес Теннесси Уильямса " Татуированная роза". В этом фильме он создал образ американца итальянского происхождения Альваро Мангакавалло. Берт Ланкастер свободно и естественно чувствовал себя в комедийной стихии фильма, играя своего Альваро легко и непринужденно. Он прекрасно чувствовал свою партнершу Анну Маньяни. Берта вообще можно назвать мастером актерских дуэтов. Так, в полном согласии играл он с Кэтрин Хепберн и Сильваной Мангано, Монтгомери Клифтом и Аленом Делоном, Керком Дугласом и Мишелем Симоном…

Критика справедливо считала роль Альваро лучшей за все десять лет работы этого актера в кино.

В 1957 году Ланкастер после серии положительных героев в картине режиссера Александра Маккендрика " Сладкий запах успеха" предстал влиятельным газетным обозревателем, человеком властным и жестоким, готовым на все ради достижения поставленной цели. Ланкастер хотел убедить публику, что может играть разнохарактерные роли. Но картина в прокате провалилась, принеся фирме значительные убытки.

Внешне Берт казался грубоватым, примитивным. Но его друзья свидетельствовали об ином. Например, когда " Журнал танца" обратился к нему с вопросом " Что значит для вас балет? ", ответ Ланкастера, поклонника этого вида искусства, оказался профессиональным: " В искусстве вообще меня больше всего привлекает выявление индивидуальности творца. В танце же благодаря затрачиваемой на него огромной физической энергии, которая является трамплином для подлинного выявления психики, человеческая личность раскрывается во всей своей наготе".

Дела организованной им вместе с Хектом фирмы шли блестяще. Всего за несколько лет партнеры заработали гигантскую сумму — тридцать пять миллионов долларов. Но в конце 1950-х Ланкастер неожиданно закрыл фирму, так как главным для него всегда было актерское творчество.

В фильме " Элмер Гетри" Ланкастер создал остро сатирический портрет проходимца, постоянно меняющего профессии, пока он не становится проповедником. " В этой роли Ланкастер превзошел самого себя, показывая разные грани характера героя, — пишет киновед Е. Карцева. — Он оборачивался джентльменом и мошенником, становился жестоким и отечески покровительственным, был то безмерно уверен в себе, то пребывал на грани отчаяния". Берт Ланкастер удостоился премии " Оскар".

Победой для него была и следующая роль — бывшего министра юстиции фашистской Германии Эрнста Яннинга в фильме Стэнли Крамера " Нюрнбергский процесс" (1961). Ланкастеру, благодаря его неистощимому темпераменту, яркой пластической выразительности, удалось создать образ человека незаурядного, фанатически убежденного, но в конце концов осознающего чудовищную преступность дела, которому он служил…

Следующий герой Ланкастера — Роберт Страуд почти полвека просидел в тюрьме, и не только не сломился, но и нашел в себе силы стать крупнейшим орнитологом. Актер писал: " Страуд из тех, кто всегда остается самим собой. А это главное в человеке". Режиссер " Любителя птиц из Алькатраса" (1962) Дж. Франкенхаймер подчеркнул: " Я думаю, что Берт Ланкастер — один из самых трудолюбивых людей, с которыми мне приходилось встречаться. Он — подлинный профессионал, глубоко вникающий во все, что делает… Когда роль соответствует характеру его дарования, никто не может сыграть ее лучше… В " Любителе птиц из Алькатраса" он выкладывался до предела. Роль ему нравилась, и, по моему мнению, он справился с ней прекрасно, хотя Роберта Страуда ему было гораздо труднее воплотить на экране, чем, например, Элмера Гентри".

За роль заключенного Страуда актер был выдвинут на соискание премии " Оскар". На этот раз ему предпочли Грегори Пека.

Страуд, сыгранный с большой психологической глубиной, окончательно вывел Ланкастера в ряд универсальных исполнителей. Лукино Висконти пригласил его в Италию сыграть главную роль в фильме " Леопард" (1962) — аристократа князя Салину. Американский актер проник в атмосферу сицилийской жизни середины XIX века. Он как бы впитывал в себя эту атмосферу, внимательно осмотрел все памятные места Палермо, прочитал множество книг по истории Сицилии и гарибальдийскому движению.

У Ланкастера были языковые трудности: он произносил реплики по-английски, а партнеры, естественно, отвечали ему по-итальянски. Висконти советовал: " Не пробивайтесь к князю, пусть он сам придет к вам". Наконец наступил такой момент, когда Ланкастер мог сказать: " Это произошло. Я чувствую, как он овладевает мною все сильнее с каждым днем".

Пожалуй, ни в одном другом фильме не проявилась так полно удивительная пластичность, свойственная этому актеру. Ланкастер создает образ подлинного аристократа. Висконти писал: " Князь был очень сложным характером: временами — деспотичный, грубый, сильный; временами — романтичный, хороший, все понимающий; иногда даже глупый, но всегда загадочный. Все это относится и к Берту Ланкастеру. Я думаю, что Берт — самый загадочный человек, которого я встречал в своей жизни".

На премьере " Леопарда" в США Ланкастера не было. В это время он уже снимался в фильме " Семь дней в мае". А потом, в 1965 году, отправился во Францию на съемки " Поезда". Оба фильма поставлены одним режиссером — Джоном Франкенхаймером. В антивоенной ленте " Семь дней в мае" им нарисован портрет американского генерала Скотта, возглавлявшего заговор против президента США, а в " Поезде" он простой французский железнодорожник Лабиш, участник Сопротивления.

В 1968 году Ланкастер был выбран режиссером Фрэнком Перри на труднейшую роль в фильме, создававшемся по символико-фантастической новелле Джона Чивера " Пловец". Двумя годами позже Берт сыграл Мела Бейкерсфилда в экранизации нашумевшего романа Хейли " Аэропорт". Как отмечает Е. Карцева, " Ланкастеру удалось показать в своем герое страстную одержимость делом, прячущую под собой затаенную грусть человека, под влиянием обстоятельств вынужденного расстаться с иллюзиями и надеждами".

В 1974 году Лукино Висконти пригласил Берта Ланкастера в фильм " Семейный портрет в интерьере" — последний, который появился на экранах при жизни режиссера. Актер на редкость благородно, с тем спокойным человеческим достоинством, которое так редко получается на экране, играет роль старого американского профессора, живущего в Италии.

Другой крупный итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, снимавший картину " XX век", предложил Ланкастеру роль патриарха богатой помещичьей семьи, человека выродившегося, впавшего в маразм, почти дегенерата.

Берт лишь изредка говорил о творческих проблемах и далеко не часто соглашался предстать перед телевизионными камерами. Он не любил светские мероприятия, хотя был настоящей голливудской звездой: получал астрономические гонорары, часто снимался, имел непреходящий успех у публики. Ланкастер никогда не любил выставлять напоказ свою частную жизнь. Он был суров с прессой. И не давал ей ни возможностей, ни оснований рассказывать о себе пикантные истории.

Между тем его кинокарьера успешно продолжалась. Фильм " Мост Кассандры" вышел на экраны в 1976 году. Его финансировал Карло Понти, поставил — режиссер Джордж Косматос. Полковник Маккензи — Ланкастер, хотя и дисциплинированно выполняет порученное ему бесчестное задание, отнюдь не гордится им и даже вступает в конфликт с собственной совестью.

В картине " Пойди, скажи спартанцам" (1978) действие происходит во Вьетнаме (режиссер Тед Пост). По оценкам прессы, этот фильм — одно из наиболее реалистических произведений о вьетнамской войне.

Настойчивость, с которой Ланкастер в течение долгих лет разрабатывал ключевую тему своего творчества — антивоенную, поистине достойна восхищения и уважения.

В двадцатисерийной телевизионной эпопее " Великая Отечественная", показанной в Соединенных Штатах Америки и Советском Союзе в 1979 году, каждый фильм серии начинается с того, что на экране появляется Берт Ланкастер и ведет рассказ о происходящем. Актер считал " для себя честью участие в этом сериале, может быть, самой важной работе в своей жизни". Ланкастер не просто читает текст. Он делает это со всей страстностью честного художника, стремящегося донести до американского зрителя всю правду о " неизвестной войне на Востоке".

В 1980 году на экраны вышел фильм режиссера Луи Маля " Атлантик-Сити" с участием Ланкастера. Актер был в ударе и снова оказался среди претендентов на " Оскар". Запоминающейся была и следующая работа в " Шкуре" (1981) Кавани. Ланкастер создал сложный образ генерала Корма.

Он продолжал играть в кино до 1990 года.

Берт Ланкастер скончался от сердечного приступа осенью 1994 года в Лос-Анджелесе. За более чем сорокалетнюю карьеру мастер снялся в восьмидесяти фильмах. " Из жизни ушел настоящий гигант кино, — сказал выдающий американский актер и близкий друг Ланкастера Кирк Дуглас. — Но имя Берта никогда не умрет". " Это был один из лучших киноактеров века", — отметил английский режиссер Майкл Уиннер.

 

ЛИ ВИВЬЕН

(1913–1967)

 

Английская актриса. На сцене с 1935 года (театр " Олд Вик" ). Снималась в фильмах " Унесенные ветром", " Мост Ватерлоо", " Леди Гамильтон", " Трамвай «Желание»", " Корабль дураков" и др. Среди театральных ролей: Клеопатра, Антигона (" Антигона" ), Сабина (" На волосок от гибели" ), Бланш (" Трамвай «Желание»" ) и др.

 

Вивиан Мэри Хартли (Вивьен Ли) родилась 5 ноября 1913 года в Дарджилинге, в Индии. Отец Вивиан, Эрнест Хартли, йоркширец с примесью французской крови, был прекрасным актером-любителем. Осенью 1911 года, будучи младшим партнером маклерской фирмы в Индии, он женился в Брайдлингтоне на красавице Гертруде Робинсон Якджи.

В семь лет Вивиан отдали в монастырскую школу в Рохемптоне. Каждый год в школе ставили любительские спектакли, и девочка говорила: " А я хочу стать актрисой. Великой актрисой! " Она с увлечением занималась историей, играла на пианино, скрипке и виолончели, посещала уроки " драмы" и танца. Когда мать брала ее в путешествия, девочка посещала пансионы в Германии, Франции, Италии.

В 1931 году Вивиан Хартли поступила в Королевскую академию драматического искусства. На балу она познакомилась с 32-летним юристом Гербертом Ли Холманом. 20 декабря 1932 года они обвенчались в католическом соборе св. Джеймса. Не прошло и года, как миссис Холман родила дочь Сюзанну. Однако, как вспоминал один из близких друзей, " всем нам было совершенно ясно, что она терпеть не могла дом и мечтала о сцене".

И в сентябре 1934 года Вивиан снялась в комедии " Дела идут на лад". Вскоре у нее появился свой агент Джон Глиддон, а также псевдоним — Вивиан Ли.

Стремительный театральный взлет актрисы давно уже стал легендой. Театральный менеджер Сидни Кэрролл предложил ей сыграть в пьесе Э. Дьюкса " Маска добродетели" большую роль Анриетт Дюкеснуа, французской проститутки, притворяющейся прелестной юной девственницей.

На премьере, состоявшейся 15 мая 1935 года, она затмила всех своей обворожительной игрой. " Говорила она, пожалуй, чересчур тихо, но в зал проникало нечто волшебное и необычное, большее, чем красота, обаяние или грация, — нечто исключительное, чего нельзя назвать словами. Магия звезды", — писал англичанин Джон Коттрел.

Кэрролл предложил изменить ее имя на более женственное " Вивьен". Так появилась актриса Вивьен Ли. На следующее утро газеты вышли с крупно набранными заголовками: " Новая звезда покорила Лондон… Триумф молодой актрисы… Вивьен Ли сияет в новой пьесе… Эта актриса — открытие". Знаменитый продюсер Корда заключил с ней пятилетний контракт.

В августе 1936 года начались съемки историко-приключенческой драмы " Пламя над Англией". Вивьен Ли играла юную фрейлину Синтию. Ее партнером был Лоренс Оливье. Эта встреча имеет свою предысторию. Зимой 1934 года Вивьен Ли побывала на спектакле " Королевский театр" с участием Оливье. Судя по всему, он произвел на нее впечатление не только как актер, ибо она сообщила приятельнице: " Вот за этого человека я выйду замуж". — " Не сходи с ума, — ответила та. — У тебя уже есть муж…" — " Не важно. Все равно я выйду за него" …

Три месяца съемок в " Пламени…" пролетели как один день. Она убедилась, что Оливье — мужчина ее мечты.

Вивьен Ли с удовольствием сыграла вместе с Харрисоном в комедии " Буря в стакане воды". Когда фильм вышел на экран, их объявили идеальной комической парой. Вивьен Ли поражала искусством перевоплощения даже коллег: " Она могла только что держать в руках кроссворд в " Таймс" и уже через мгновение стоять перед камерой, схватывая со спокойной уверенностью все нюансы сцены. Она могла повторять эпизод снова и снова, не теряя точности ритма и интонаций, если сцену переснимали из-за другого актера".

Впереди ее ждало нелегкое испытание — шекспировский фестиваль в Дании. " Гамлет" во дворе Кронборгского замка — незабываемая постановка этой пьесы. Великолепная режиссерская работа Гатри, прекрасное исполнение роли Гамлета Оливье и замечательная игра Вивьен Ли в роли Офелии придали спектаклю большую красочность и живость.

После возвращения в Лондон Оливье приобрел дом и переехал туда с Вивьен Ли. Они вместе отдыхали в Венеции.

В конце 1937 года Гатри пригласил мисс Ли на роль королевы Титании в комедии Шекспира " Сон в летнюю ночь". Знаменитый актер Ральф Ричардсон рассказывал: " Она была прекрасным партнером во всех отношениях и делала максимум, чтобы наша совместная работа была удачной. Больше всего меня восхищали ее юмор, жизнерадостность, профессионализм, здравый смысл и гибкость ума".

Вивьен Ли продолжала мечтать о невозможном — роли Скарлетт О'Хара. За время " поисков Скарлетт" рассматривались кандидатуры 1400 молодых женщин. Оливье по собственной инициативе попросил своего агента Мирона Селзника организовать ей пробу на эту роль. В ночь на 10 декабря 1938 года, когда снимался пожар Атланты, Мирон Селзник представил своему брату-продюсеру Дэвиду мисс Ли.

Вивьен Ли, с глазами, сверкающими от волнения, с волосами, развеваемыми ветром, выглядела на фоне горящего города ослепительно. Дэвид Селзник был ошеломлен. Позже он вспоминал: " Когда мне представили Вивьен, ее лицо было озарено светом. Я сразу понял, что наконец у меня есть то, что я так долго искал. И я не разочаровался…"

Контракт с ней был подписан 13 января 1939 года в присутствии кинорепортеров и прессы.

Вивьен наделила свою героиню необходимой дозой самонадеянности и дерзости, приглушив присущую ей сентиментальность. Съемки отняли у нее много сил. На лице Вивьен появились морщины. Оператору пришлось изменить освещение и диафрагму, чтобы спрятать следы измождения. " Я жила Скарлетт почти шесть месяцев, с раннего утра до позднего вечера, — говорила актриса. — Я хотела, чтобы каждое движение, каждый мой жест принадлежали Скарлетт, и я должна была чувствовать, что даже те поступки Скарлетт, которые достойны презрения, совершены мною".

В конце сентября 1939 года ничего не подозревающей публике в одном из кинотеатров городка Санта-Барбара показали " Унесенные ветром". Зрители долго аплодировали в финале. Лоренс Оливье был искренне поражен игрой подруги: " Я не ожидал, что она способна на это".

Вивьен Ли в свои двадцать шесть лет становилась суперзвездой. 28 февраля 1940 года Спенсер Трейси вручил ей " Оскара" за лучшее исполнение женской роли.

После триумфа в " Унесенных ветром" руководители студии " МГМ" прочили актрису на роль Майры, нежной и трагической танцовщицы из " Моста Ватерлоо". Мысли Вивьен Ли, однако, были о другом: Оливье мечтал поставить " Ромео и Джульетту". Перспектива сыграть Джульетту заставляла смотреть на работу в кино с досадой — " отчаянно скучная работа". В действительности все вышло иначе. Майра Лестер — одна из лучших ролей Вивьен Ли на экране. Джульетта — одна из ее немногих неудач на сцене.

После съемок " Моста Ватерлоо" врачи поставили актрисе страшный диагноз — туберкулез, и Вивьен Ли вынуждена была на пять месяцев лечь в госпиталь. Она жаждала работать. " Для меня работа означает жизнь", — говорила она друзьям и врачам.

В июне 1940 года Александр Корда предложил Лоренсу Оливье и Вивьен Ли сыграть главные роли в фильме об адмирале Нельсоне и его подруге, Эмме Гамильтон.

" Вивьен Ли подарила картине поэтичность великого и непонятного чувства и великий дар кинематографической актрисы, которой дано заглянуть в глубины человеческого " я", передав все оттенки тихой радости, ликования, отчаяния и — самое главное — облагораживающей и преображающей любви. Не случайно фильм об адмирале Нельсоне назван " Эмма Гамильтон". Вне сомнения, Вивьен Ли переиграла здесь Оливье, и он никогда не забывал этого", — пишет киновед В. Утилов.

В августе 1940 года Оливье и Вивьен Ли официально сочетались браком в Санта Барбаре, штат Калифорния.

Когда Оливье решил вернуться в Англию, Вивьен последовала за ним. Лоренс предложил ей сыграть в спектакле " Дилемма доктора".

Летом 1944 года начались съемки " Цезаря и Клеопатры" по Б. Шоу с Вивьен Ли в главной роли. А в апреле 1945 года мисс Ли приступила к репетициям спектакля по пьесе Уайлдера " На волоске от гибели". Ее " сверкающую как алмаз" и " подвижную как ртуть" Сабину единодушно называли лучшей сценической работой актрисы.

Весной 1947 года мисс Ли снималась в " Анне Карениной". Впереди были гастроли с труппой " Олд Вик" в Австралию. Супруги Оливье остановились на трех пьесах: " Ричарде III", " На волоске от гибели" и " Школе злословия". Вивьен Ли солировала в комедии Уайлдера, а в шеридановской " Школе" они делили лавры пополам.

Гастроли прошли с большим успехом. 1 ноября 1948 года труппа " Олд Вик" вернулась на родину. Для Вивьен Ли поездка в Австралию была связана с самыми теплыми воспоминаниями. Успех укрепил ее веру в себя.

20 января 1949 года в шеридановской " Школе злословия" супруги Оливье впервые играли вместе на английской сцене. Вивьен Ли создала образ леди Тизл. Критик Одри Уильямсон хвалила актрису: " Прелестная и четко выписанная (как с картины Гейнсборо), она передавала юмор и изящество с утонченной нежностью красок и очаровательной кокетливостью".

6 февраля 1949 года пришла очередь самой важной для Вивьен Ли премьеры. Несколько лет она убеждала мужа поставить " Антигону" Жана Ануя, но Оливье долго противился.

Вивьен Ли, естественно, хотела доказать Оливье, что она может играть трагические роли. Общее впечатление резюмировала О. Уильямсон: " Миниатюрная, худенькая Антигона — Вивьен Ли, верная долгу и гордая, пронзает пьесу, как меч — вся во власти идеи, на мгновение сломленная страхом, бросающая вызов и невозмутимая. С новой силой она выразила нежность и боль, ибо Антигона не только личность, восстающая против деспотизма, но и влюбленная девушка".

После " Антигоны" Оливье решил поставить пьесу Т. Уильямса " Трамвай «Желание»".

Премьера состоялась 11 октября 1950 года. Критики были единодушны в оценке Вивьен Ли. Рецензент " Таймс" писал: " Ее исполнение внушительно. Она производит впечатление захватывающим изображением героини, которая понемногу теряет рассудок, — нелепой, неукротимой и гибнущей. Сила ее исполнения нарастает по мере роста драматизма сюжета".

Восемь месяцев Вивьен Ли появлялась в облике одинокой увядающей красавицы с Юга. И всякий раз, когда опускался занавес, она еще несколько минут не могла прийти в себя, дрожа в припадке спровоцированной ролью истерики. Однажды среди зрителей оказался американский драматург Роберт Шервуд. Он резюмировал: " Это пьеса о Бланш. Так она и написана. В Нью-Йорке это была пьеса о Стенли: очень сильно сыграл Брандо. Теперь в пьесе равновесие, и мы видели ее в первый раз".

Вивьен Ли согласилась сняться в голливудской экранизации " Трамвая «Желания»" под руководством Э. Казана и при участии М. Брандо. Режиссер вспоминал: " Я восхищался ею, ибо она никогда не переставала стремиться к совершенству. Она никогда не бывала удовлетворена, и, скажи я ей: " Давайте попробуем еще раз! ", она бы поползла по битому стеклу, чтобы добиться от себя еще лучшего результата".

В 1951 году жюри Каннского кинофестиваля назвало Вивьен Ли лучшей актрисой года. Американская киноакадемия присудила ей второго " Оскара". Теннесси Уильямс сказал в интервью журналу " Лайф", что мисс Ли вложила в Бланш все, что он хотел, и многое, о чем он даже не мечтал.

Съемки " Трамвая" заняли всего три месяца. Для назначенного на 1951 год фестиваля Британии Оливье готовил сюрприз: сдвоенную постановку " Цезаря и Клеопатры" Шоу и " Антония и Клеопатру" Шекспира. Вивьен Ли предстояло изображать юную Клеопатру Шоу и тридцатисемилетнюю царицу Нила.

Замысел актрисы был дерзок: она решила играть Клеопатру Шоу, пользуясь верхним регистром, а на следующий вечер, в роли Клеопатры Шекспира, переключаться на нижний. Это требовало фантастического мастерства и техники, и Вивьен Ли вернулась к занятиям техникой речи и пением.

В конце апреля обе пьесы показали в Манчестере. Критика единодушно провозгласила Вивьен Ли великой актрисой.

Через пять месяцев после премьеры в Лондоне труппа переехала в Нью-Йорк, где спектакли шли еще четыре месяца. Билеты были распроданы заранее на фантастическую сумму в миллион долларов. В марте 1952 года Вивьен Ли узнала о присуждении ей " Оскара" за " Трамвай". Но в апреле ее настиг нервный приступ.

В газетах стали появляться неприятные и злые статьи, в которых подчеркивалось, что " Вивьен постоянно страдает от приступов депрессии и сексуальной одержимости", что, " оставаясь одна, она может привести в дом первого встречного…"

В 1953 году нервная система Вивьен Ли сильно сдала. Она не могла запомнить текст, неожиданно теряла сознание во время съемок фильма " Слоновьи тропы". Натурные съемки проходили на Цейлоне. Жара и влажность были невыносимы. Когда актриса начала называть актера Финча " Ларри", партнер решил, что она на грани приступа маниакальной депрессии.

Путешествие до Лос-Анджелеса привела ее на грань полного нервного срыва. Первая неделя в США прошла благополучно. Затем до нее дошли сплетни, что Оливье подумывает о разводе. На съемках она снова не помнила реплик и снова называла Финча " Ларри". Пришлось заменить ее на Элизабет Тейлор…

Перелет до Лондона проходил крайне тяжело. Прямо из лондонского аэропорта Вивьен отвезли в частную лечебницу в Суррей, где врачи предписали ей три месяца полного покоя и запретили посещения.

В июле 1953 года, вернувшись в Лондон, она выглядела совершенно здоровой. В сентябре в Манчестере состоялась премьера " Спящего принца" Рэттигана. Гримерная мисс Ли была вся в цветах. То же повторилось и в Лондоне, но с еще большим размахом. Премьера в " Фениксе" совпала с сорокалетием Вивьен. Букеты и поздравления наводнили театр. По словам Уильямса, " самым незабываемым моментом этого вечера была теплота, с которой публика приняла актрису после болезни. Хрупкая, как лилия, в светлом парике и в белом платье, она никогда не казалась прелестнее, и мало кто в зале не удивился бы, узнав, что ей далеко уже не двадцать три".

В коммерческом отношении " Спящий принц" оказался блестящей удачей. Он шел восемь месяцев.

Очередной сезон в Стратфорде открылся 12 апреля 1955 года романтически трактованной " Двенадцатой ночью". " Мисс Ли — аккуратная, веселая и прелестная Виола — запоминается спокойной прелестью движений и поз", — писали критики.

7 июня пришла очередь " Макбета", величайшего триумфа Оливье. Большинство драматических критиков не приняло леди Макбет Вивьен Ли. Правда, были и другие мнения. Так, А. Прайс-Джонс писал, что Вивьен Ли — самая страшная леди Макбет, которую он видел на сцене: в ее красоте и обаянии — что-то ледяное, змеиное, запоминающееся глубже, нежели Макбет — Оливье.

Поездка в Париж, Венецию, Загреб, Белград, Вену и Варшаву оказалась тяжелым испытанием для актрисы из-за жары, утомительных переездов и далеко не идеальных отношений с Оливье. Тем более что в Париже ее наградили крестом Почетного легиона, а в Югославии и Польше, где публика совсем не знала Оливье, театралы осаждали Скарлетт О'Хара.

Нервные приступы настигали Вивьен Ли все чаще, а продолжительность их все возрастала. Газеты сообщали о " странностях" актрисы, серьезные журналисты объясняли " безумием" один из самых мужественных поступков Вивьен Ли — ее отчаянную попытку спасти от разрушения театр " Сент-Джеймс" …

Вивьен Ли знала, что Лоренс Оливье очень хочет иметь общего ребенка. В 1956 году она ему сообщила, что беременна. Второй раз за шестнадцать лет совместной жизни… Но родить малыша ей снова было не суждено: на четвертом месяце беременности она снова потеряла его…

Лето 1957-го Вивьен и Лоренс проводили вместе в Венеции. Они продолжали играть " самую счастливую пару в мире искусства". Черчилль — поклонник таланта и красоты Вивьен Ли — подарил ей свою картину, на которой он нарисовал три розы, стоящие в вазе. Актриса была так растрогана подарком премьер-министра, что повесила картину в своей спальне… Лоренс ничего не имел против — он спал уже в другой комнате, а через некоторое время, когда у Вивьен Ли случился очередной " приступ истерии", он ушел…

В 1960 году Вивьен Ли пригласили с " Поединком ангелов" на Бродвей. Рядом с ней был Джон Мерривейл — американский актер, исполнявший одну из ролей в этом спектакле. Он сообщил сэру Лоренсу, что берет на себя ответственность за судьбу Вивьен Ли.

В последние годы темп ее жизни все увеличивается. Вивьен Ли снимается в экранизации повести Т. Уильямса " Римская весна миссис Стоун" (1961). И хотя Американская киноакадемия не присудила ей " Оскара", сам факт выдвижения ее кандидатуры говорил за себя.

После окончания съемок Вивьен Ли вторично выехала на гастроли в Австралию и Новую Зеландию. Она играла в " Двенадцатой ночи", " Поединке ангелов" и " Даме с камелиями". Затем были успешные гастроли по Латинской Америке.

18 марта 1963 года состоялась премьера мюзикла " Товарищ" на Бродвее. Критик А. Прайс-Джонс вспоминал: " Я помню, как гибка и невероятно молода была Вивьен Ли. Она вернула прежнюю форму и двигалась по сцене так легко, как будто ей снова было восемнадцать". Вивьен Ли присудили премию " Тони" за лучшее исполнение женской роли на Бродвее. Спектакль прошел более четырехсот раз, его перевели в другой театр, но врачи рекомендовали Вивьен Ли вернуться в Лондон.

Осень 1963 – зима 1964 годов прошли относительно спокойно. Разве что из-за холодов пришлось ехать на юг. Вернувшись, актриса узнала, что Стенли Крамер предлагает ей роль в фильме " Корабль дураков".

Фильм был встречен без восторга. Однако все отмечали игру Вивьен Ли. Молодой критик А. Уокер отмечал: " В последние годы " специальностью" Вивьен Ли стало изображение женщин, которые переживают " средневековье" эмоций и доходят до предела отчаяния. Никто другой не мог соперничать с ней в этом. " Глубокое синее море" и " Римская весна миссис Стоун" показывают ее женщиной, в тисках почти что климактерического пафоса — женщиной, которая боится потерять любовника в одном фильме, и женщиной, которую предает ее жиголо в другом. Она остается в моей памяти в той сцене " Корабля дураков" (где она играет алкоголичку на пароходе), когда, плюнув на воспоминания о трагическом прошлом, одна на палубе, танцует веселый, блестящий чарльстон. Эта сцена визуально суммирует реплику, которую она произносила в " Унесенных ветром": " Я не хочу плакать сегодня. Я буду плакать завтра". Это было правилом Вивьен Ли, и она пронесла его через свою жизнь".

Французская Академия присудила Вивьен Ли премию за лучшее исполнение женской роли иностранной актрисой — " Кристалл".

В начале 1967 года Джон Гилгуд пригласил Вивьен Ли в турне по Америке и Канаде. Ей предстояло играть Анну Павловну в пьесе Чехова " Иванов". Но Вивьен Ли была уже серьезна больна. Публика не догадывалась, насколько серьезно положение: каждый раз актриса с трудом доводила роль до конца.

7 июля 1967 года Вивьен Ли скончалась в возрасте пятидесяти трех лет. В этот вечер все театры Вест-Энда, отдавая дань ее памяти, на час притушили огни.

 

МАРЕ ЖАН

(1913–1998)

 

Французский актер театра и кино. Роли в театре: Мишель (" Ужасные родители" ), Нерон (" Британник" ), Лир (" Король Лир" ) и др. Снимался в фильмах: " Вечное возвращение", " Красавица и чудовище", " Орфей", " Капитан Фракасс", " Граф Монте-Кристо", " Железная маска", " Горбун", " Фантомас" и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.