Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ 28 страница



Начиная с первых лет работы на сцене Гилгуд снялся в пяти фильмах. Первый — " Кто этот человек? " был экранизацией " Даниэля", с которым Сара Бернар в последний раз выступала в Лондоне. Действие пьесы сосредоточивалось вокруг образа Даниэля, маньяка-морфиниста, которого и сыграл Гилгуд. Вторым его фильмом был боевик Эдгара Уоллеса " Загадка новой булавки", а третий, " Оскорбление", был экранизацией пьесы Яна Фабрициуса (это был его первый звуковой фильм). В 1930–1940-х годах Гилгуд снимался редко.

Работа в театре " Олд Вик" сделала его " шекспировским" актером. У себя на родине он прославился как Ричард III. Молодым актерам, даже талантливым, редко удавалось уйти из-под влияния " гилгудизма". Майкл Редгрейв в своей книге о театре вспоминает, например, об изнурительной борьбе с влиянием Гилгуда, через которую ему пришлось пройти, когда он работал над ролью Ричарда III. В конце концов ему удалось преодолеть это влияние, но не полностью, " …многое и осталось, — говорит Редгрейв, — в чем я отдаю себе отчет и чего не собираюсь менять. Например, Гилгуд с таким блеском фразировал и интонировал речь Ричарда в сцене поединка, когда он изгоняет Болингброка и Моубрея, что я не вижу, как это можно было бы сделать лучше".

Международную известность принес Гилгуду Гамлет. Впервые он сыграл роль датского принца, когда ему исполнилось всего двадцать пять лет. В театре господствовало старинное убеждение, что молодому актеру с Гамлетом не справиться.

Голос Гилгуда считается одним из " чудес" английского театра. " Чудо" это — результат огромного труда, и прежде всего труда интеллектуального. Актер никогда не позволял технике взять власть над собой. В его исполнении " Гамлета", несмотря на астрономическое число сыгранных спектаклей, техника не подавляла творческого начала.

Играя спектакль в двадцатый, пятидесятый, сотый раз, он, по свидетельству современников, играл его словно впервые. Гамлет в исполнении Гилгуда был не просто удачной работой выдающегося мастера. Он был явлением эпохи, ролью поколения. Его Гамлет — утонченный, изящный, находящийся в глубоком разладе с самим собой, выражал настроения поколения " потерянных" или " обманутых", сложившегося после Первой мировой войны.

За Гилгудом закрепилась слава одного из лучших шекспировских актеров современности. Не проходило года, чтобы Гилгуд не сыграл одну, две, три шекспировские роли. Он играл в " Олд Вике", в Стратфордском театре, в театрах Вест-Энда, совершал турне по английской провинции, выступал в крупнейших театрах Европы и Америки. Английские критики любят говорить, что Гилгуд " переиграл всего Шекспира".

В 1934 году Александр Корда предложил ему сыграть роль Гамлета в кино. Гилгуд отклонил это предложение, поскольку считал кино недостаточно выразительным средством для показа ролей из произведений Шекспира. Правда, впоследствии он сожалел об этом.

В 1935 году Гилгуд предложил Лоренсу Оливье роль Ромео в своей постановке, оставив за собой роль Меркуцио. Спектакль имел огромный успех, но Гилгуд и Оливье были не вполне удовлетворены. Ромео недоставало поэтичности, Меркуцио был лишен необходимого динамизма, энергии, пластичности. Через шесть недель они обменялись ролями. Спектакль значительно выиграл. Никогда еще " Ромео и Джульетта" не имели такого успеха на лондонской сцене. 189 вечеров подряд зрители заполняли зал " Нью тиэтр", чтобы послушать голос Гилгуда, звучавший словно не со сцены, а откуда-то издалека. И прекрасные шекспировские стихи будто плыли в воздухе и таяли в вышине. Мир Гилгуда — Ромео был миром поэзии и любви. Как справедливо заметил один английский критик, " этот Ромео видел в монологе о королеве Маб гораздо больше, чем мог предположить Меркуцио". Историк английского театра Кросс писал, что Гилгуд был лучшим из тех двадцати Ромео, что ему довелось видеть на сцене. И с этим никто не спорил.

В 1936 году Гилгуд опять встретился с Комиссаржевским, который ставил " Чайку" в " Нью тиэтр". Гилгуд получил роль Тригорина. На этот раз совместная работа увенчалась заслуженным успехом.

Драматургия Чехова и режиссура Комиссаржевского научили Гилгуда многому. " В двадцатых и тридцатых годах работа над Чеховым, — вспоминает Гилгуд, — явилась для нас как бы открытием новой формы, подобно тому, как в последние годы молодые актеры открывают новую форму, в драматургии «театра абсурда»".

Гилгуд рассказывал, что Комиссаржевский научил его " не гнаться за очевидными эффектами и показной театральностью, не поддаваться соблазну пускать пыль в глаза, а играть " изнутри", то есть раскрывать характер персонажа и вживаться в атмосферу и общий колорит пьесы. До начала работы с Комиссаржевским, — говорил Гилгуд, — я всегда бил на эффект, впадая то в романтический, то в истерический тон, и даже в таких ролях, как Дайен Энтони в " Великом боге Брауне" и Константин Треплев в чеховской " Чайке", изображал издерганных молодых людей, с виду мало отличавшихся от меня самого".

В мае 1940 года Гилгуд впервые сыграл Просперо в шекспировской " Буре", поставленной театром " Олд Вик". Гилгуд начал с того, что разрушил устойчивую ассоциацию " старость — мудрость". Его Просперо был мудр, но не стар. Напротив, Гилгуд играл человека в расцвете физических и духовных сил. Его Просперо утратил родину, власть, богатство, положение, но сохранил силу духа, волю, энергию. В образе, созданном актером, было нечто такое, что театральный рецензент " Дейли телеграф" назвал " вызывающей дерзостью". " Как иначе, — писал он, — можно назвать поведение человека, который, будучи лишен своего герцогства, начинает править духами природы, обращаясь с ними при этом, как с лакеями".

Спектакль игрался в год Дюнкерка и падения Франции. И не напрасно театральный обозреватель " Таймс" писал, что " Буря" в " Олд Вике" " куда ближе к нашим сегодняшним потребностям, чем любая трескучая драма с барабанным боем, ибо она помогает собрать разбегающиеся мысли и чувства англичан в некое глубокое единство".

В первый раз Гилгуд сыграл Лира в 1930 году в театре " Олд Вик". Актер был недопустимо молод для этой роли: двадцать шесть лет. Об актере, которому удалось передать шекспировскую мощь характера Лира, английские критики говорят: " Да, это дуб! " Критики полагали, что гилгудовский Лир " пока еще не дуб", но все же находили в его работе " что-то многообещающее".

Десять лет спустя, весной 1940 года, Тайрон Гатри, стоявший тогда во главе театра " Олд Вик", предложил Гилгуду еще раз попытать свои силы в " Лире". Ставить спектакль пригласили Грэнвилл-Баркера. Вероятно, его Лир 1940 года был наиболее сбалансированным. Король и человек проступали в созданном им характере в точной соизмеренности. Образ приобрел должную мощь, и никто уже не осмеливался сказать, что он " еще не вполне дуб".

Не остался Гилгуд в стороне и от попыток экранизации Шекспира. Правда, произошло это уже после войны. В 1952 году он принял приглашение голливудской фирмы " Метро-Голдвин-Майер" участвовать в экранизации " Юлия Цезаря". В этом фильме он снимался в роли Кассия. Кроме того, он исполнил роль герцога Кларенса в знаменитом фильме Лоренса Оливье " Ричард III".

Заслуги Джона Артура Гилгуда были отмечены английской королевой. В 1953 году актер получил рыцарский титул.

Подобно многим талантливым актерам, жизнь которых целиком сосредоточена на театре, Гилгуд рано начал испытывать стремление к режиссуре. Еще совсем молодым человеком он поставил " Ромео и Джульетту" в Оксфордском драматическом обществе. В 1932 году ему уже была доверена постановка " Венецианского купца" на сцене театра " Олд Вик". Как и в актерской своей работе, Гилгуд-режиссер тяготел к классике, и в первую очередь к Шекспиру. В разное время, в разных театрах он поставил " Макбета", " Много шума из ничего", " Двенадцатую ночь", " Ромео и Джульетту", " Короля Лира", " Ричарда III" и т. д. Многие из этих трагедий и комедий он ставил неоднократно. Так, например, известны четыре его постановки комедии " Много шума из ничего".

Разумеется, Гилгуд не исключительно " шекспировский" режиссер. Он ставил Конгрива, Отвея и Шеридана, Уайльда и Моэма, пьесы современных драматургов, включая Ануйя и Грэма Грина. Тем не менее работа над классиками и Шекспиром образует главную часть его режиссерского опыта.

" Когда я ставлю пьесу и сам играю в ней, — рассказывал Гилгуд, — я всегда поступаю так: на пробных гастролях в провинции, до того как мы приезжаем в Лондон, я разрабатываю роли всех участников до мельчайших деталей, но свою роль провожу только в общих чертах. От этого несколько страдает аудитория и, видимо, участники спектакля. Но это неизбежно. Тем временем я репетирую с дублером, заставляя его отрабатывать роль по частям, а через несколько недель после начала гастролей устраиваю дополнительные репетиции, где дублер проводит всю роль целиком".

В 1954 году Гилгуд поставил " Вишневый сад". При этом он отказался от традиционного перевода пьесы Констанции Гарнетт и создал новый, более " разговорный" вариант. Спектакль сразу стал ближе к настоящему Чехову.

К концу пятидесятых годов Гилгуд почувствовал непреодолимое желание " привести своего Шекспира в порядок", обобщить накопленный опыт, подвести некоторые итоги. Так возник замысел его известной шекспировской программы " Век человеческий".

Для своей программы Гилгуд выбрал шестьдесят шекспировских отрывков из антологии профессора Д. Райленда. То были сонеты и монологи из разных трагедий, комедий и исторических хроник. Ромео, Ричард III, Кассио, Отелло, Гамлет, Просперо, Лир — таков далеко не полный перечень образов, показанных актером в " Веке человеческом". Все критики, писавшие об этом спектакле, отмечали поразительное мастерство перевоплощения, продемонстрированное Гилгудом.

Он показал свою шекспировскую программу в Лондоне в июле 1959 года. " Веком человеческим" вновь открылся " Куинз тиэтр", здание которого было разбомблено в годы Второй мировой войны. Спектакль вызвал огромный интерес у публики и восторг, смешанный с растерянностью, в рядах театральных критиков. Гилгуд читал блистательно. Один из критиков в приступе энтузиазма назвал его " величайшим из живых виртуозов чтения", которому " нет равных за стенами Дома Мольера. Впрочем, и в стенах тоже".

" Вишневый сад" 1961 года, в котором Гилгуд играл Гаева, имел прямую связь с постановкой 1954 года. Однако Сен-Дени и Гилгуд радикально пересмотрели традиционную для англичан концепцию спектакля. Они полностью отказались от прежнего понимания пьесы как трагикомедии, в центре которой стоят брат и сестра, не имеющие сил посмотреть в глаза действительности и порвать с прошлым. Даже Лопахин отодвинулся на второй план. Идейный акцент спектакля переместился. " Ключевыми" характерами стали Трофимов и Аня.

Постоянный контакт с чеховской драматургией вызвал у Гилгуда острый интерес к творчеству Чехова в целом, к личности и человеческой судьбе великого русского писателя. Гилгуд перечитал всю чеховскую прозу, существующую в английских переводах, познакомился с воспоминаниями современников Чехова.

В 1968 году Гилгуд создал образ Чехова в телевизионном спектакле по пьесе Л. Малюгина " Насмешливое мое счастье".

" Я старею, — говорил Гилгуд. — Поэтому мне, естественно, нелегко подавлять в себе известное пристрастие к театру моей юности и недовольство переменами, которые современность вызвала и неизбежно будет вызывать во всех отраслях театрального дела. Но я многому научился и, надеюсь, еще большему научусь у младшего поколения драматургов, режиссеров и особенно актеров, с которыми я теперь впервые сталкиваюсь".

В 1960-е годы актер, чья игра уже казалась старомодной, взялся за современный репертуар, сыграв роли в пьесах Гарольда Пинтера и Грэма Грина. " И на сцене и вне ее я страдаю тремя пороками — чрезмерной импульсивностью, застенчивостью и равнодушием ко всему, что не имеет непосредственного отношения ко мне или к театру", — говорил Гилгуд.

Он все чаще снимается в кино. Гилгуд блистал в фильмах Линча, Вайды, Гринуэя, Аттенборо, Алена Рене. " Театр слишком утомителен в моем возрасте, — сетовал он. — Игра в кино не так утомительна, поэтому я с 70-х годов сосредоточиваюсь на нем". За свою более чем полувековую творческую жизнь Джон Гилгуд успел сняться в 88 художественных и телевизионных фильмах, среди которых более 20 — на шекспировские темы.

Кинозрители запомнили его по ролям в фильмах " Убийство в Восточном экспрессе" (1974), " Джозеф Эндрюс" (1976), " Провидение" (1977), " Калигула" (1977), " Человек-слон" (1980), " Дирижер" (1980), " Ганди" (1982). В 1981 году Джон Гилгуд получил " Оскар" за роль дворецкого в кинокомедии " Артур". Зрители позже могли видеть его в фильмах " Изобилие", " Книги Просперо".

После десятилетнего перерыва Гилгуд в 1988 году возвращается на сцену лондонского Уэст-Энда. Его последней блестяще исполненной ролью была роль старого Просперо в шекспировской " Буре" в постановке Питера Гринуэя.

Гилгуд продолжал появляться и на телевизионном экране. Он сыграл дедушку Скарлетт О'Хара в сериале по мотивам романа " Унесенные ветром" (1994) Маргарет Митчелл. Сэр Джон считает, что он великолепно играл и в телевизионной серии " Свидание с Брайдсхэд", собравшей миллионную аудиторию.

14 апреля 1994 года сэр Гилгуд отпраздновал свой 90-й день рождения. " Это счастье, что я еще могу работать, — говорил этот закоренелый холостяк. — Все друзья умирают до меня. Это очень удручает. Остаются лишь актерская работа, а также мое превосходное старое поместье в Бакингемпшире — это единственное место на земле, где царит мир". Он отказался от торжественной юбилейной церемонии в Вестминстерском аббатстве. В день рождения его можно было увидеть по английскому телевидению в пьесе " Сон в летнюю ночь" и услышать по радио в роли короля Лира. В его честь был переименован знаменитый лондонский театр " Глобус".

Кроме того, этот весьма занятой человек отвечал на письма, из одной только Германии ему присылали письма пять клубов поклонников его таланта. Гилгуд опубликовал четыре биографических тома. " Я могу писать только о театре, — скромничал юбиляр, — об остальном я просто ничего не знаю".

В 1996 году великому актеру был пожалован " Орден за заслуги" в качестве " личного дара" королевой Елизаветой II. Любопытно, что кавалерами этого ордена могут быть одновременно не более 24 человек. Сейчас среди них, в частности, — Маргарет Тэтчер, Нельсон Мандела. Место для Гилгуда, назвавшего награду " весьма неожиданной и весьма почетной", освободилось после смерти сэра Фрэнка Уиттла — " пионера реактивных двигателей". В этом же году на экраны вышел фильм " Блеск" с его участием, в котором 92-летний актер исполнил одну из главных ролей.

В 1998 году Гилгуд снялся в нашумевшем фильме " Елизавета" о жизни двора британской королевы Елизаветы I.

Один из выдающихся британских актеров театра и кино сэр Джон Гилгуд скончался в мае 2000 года, на 97-м году жизни Его называли " последним великим рыцарем английского театра".

 

ГАБЕН ЖАН

(1904–1976)

 

Французский актер. Снимался в фильмах: " Бандера", " Славная компания", " Пепе Ле Моко", " Великая иллюзия", " Красавчик", " Набережная туманов", " Человек-зверь", " Буксиры", " Мегрэ расставляет силки", " Отверженные", " Героин", " Кот" и др.

 

Жан-Алексис Монкорже (Габен) родился 17 мая 1904 года в пригороде Парижа Мерьель. Его отец, Фердинанд Монкорже (по сцене Фердинанд Габен), был актером. Мать, Мадлен Пети, умерла рано.

Семья часто переезжала с места на место. " Я был сорванцом, для которого школа, к примеру, всегда напоминала тюрьму, откуда надо было убежать, чтобы не лишиться жизни. Я ненавидел учебу, и это во мне осталось надолго. Учеба была худшим из наказаний, а поскольку меня заставляли ходить в школу силой, я испытывал их немало, пока не ушел из нее в четырнадцать лет".

Отец видел его продолжателем актерской династии, но Габен-младший бросил школу вовсе не ради подмостков. Жан трудился на ремонте железнодорожного полотна, затем был курьером в Парижской компании электричества.

В 1923 году он пришел в труппу " Фоли Бержер" на роль статиста. И хотя Габен все еще не считал профессию актера своим призванием, после службы во флоте он вернулся на сцену.

Знакомство со звездой мюзик-холла, певицей Мистенгет, пригласившей его участвовать в своих спектаклях в " Мулен Руж", мало что изменило в творческой судьбе Габена. Он по-прежнему пел, танцевал, улыбался в парижском ревю. В 1927 году Жан в составе труппы гастролировал по Бразилии.

С появлением звука в кино стали экранизироваться оперетты. Некий Гаргур уговорил Габена пройти на пробы на студии " Жуанвиль-Ле-Пон". Это предложение было тем более кстати, что в новом спектакле " Приключения короля Позоля" в " Буфф-Паризьен" для Жана роли не нашлось.

В конце 1930 года Габен играл приказчика Гриво в экранизации оперетты " Каждому свое" режиссера Ганса Штейнхофа. " После двух или трех фильмов я заметил, что чем меньше меняется мое лицо, тем " правдивее" я выгляжу, а при монтаже все те чувства, которые я стремился передать, делались очевидными без всякой утрировки", — говорил актер.

Если и не все ранние ленты Габена, снятые на " предельной скорости", остались в памяти, то какие-то оказались не лишенными достоинств. " В первый раз я открыл Жана в " Сиреневом сердце", — вспоминал режиссер Жан Гремийон. — Мы были в кино вместе с Рене Клером. Смотрели хороший фильм Литвака, но нас с Рене Клером больше всего поразила игра нового актера, Жана Габена. По правде говоря, он не " играл", а жил на экране " естественной" жизнью, но мы понимали, сколько надо работать и сочинять, чтобы добиться подобной " естественности" и чтобы зритель не заметил этих трудов; его игра была новаторски проста и эффектна для того времени…"

На съемках " Прекрасной морячки" (1932) Жан познакомился с Мадлен Рено. В роли обманутого мужа и преданного друга Жан заслужил похвалы критики тех лет. " Он естествен, излучает доброту, снисходительность. Удивительно видеть, сколь много он извлекает из простого движения бровями, из пожатия плечами, из барабанящих по столу пальцев".

Для тех, кто не знал его, Жан казался грубым и невоспитанным. На самом деле Габен был сентиментальным человеком. Партнерши считали его " очаровашкой". Как и во времена " Фоли", он веселил и забавлял, был нежным и ухаживал за женщинами с деликатной неотступностью, задаривая их цветами.

Осенним вечером, во время обеда у друзей в Саннуа, Жан познакомился с молодой эффектной женщиной. Она танцевала обнаженной в " Казино де Пари" и " Аполло" под именем Дориан (на самом деле ее звали Жанной Мошен). 23 ноября 1933 года, на следующий день после похорон отца, Жан сочетался с ней браком. Церемония происходила в узком кругу и очень скромно. Сердце молодожена раздирали противоположные чувства — боль от потери и радость будущего, как он верил, счастья…

После того как страсть улеглась, Габена начала раздражать властность Дориан и ее стремление вести его дела. Супруги часто ссорились и терзали друг друга, вплоть до окончательного разрыва в июне 1940 года.

Габен в начале 1934 года начинает сниматься у режиссера Жюльена Дювивье. В фильме " Мария Шапделен" Жан играет роль одинокого траппера, в " Бандере" — Пьера Жильета, беглеца, человека вне закона, в " Голгофе" — Понтия Пилата. Дювивье буквально ухватился за волшебную способность Габена к " правдивости секунды".

В 1936 году Дювивье поставил " Славную компанию". Картина не нашла отклика у зрителей. " Мы все, а особенно я, верили в успех " Славной компании", — рассказывал Жан Габен. — Нам казалось, что эта история рабочих, создающих кооператив, была именно тем, что людям захочется увидеть. Народный фронт был на подъеме. Речь шла о " поющем завтра" и о " прекрасных надеждах". И на тебе! "

Еще не закончился год, как выходит еще одна картина Дювивье с участием Габена — " Пепе Ле Моко" по роману Роже д'Ашельбе. Безусловно, эта гангстерская лента — веха в творчестве актера. Жан сыграл гангстера столь правдиво, что к нему стало обращаться множество проституток, желавших " работать" на него. Кинокритик Сиклие писал: " Габен, довоенный, весь тут, целиком, с его добросердечием и вспышками гнева, с его физической неподдельностью и безотказной реакцией, с его миром загубленной жизни и неудавшихся побегов, миром, где женщина — всегда роковая — остается недостижимой мечтой…"

В 1936 году Габен начинает сотрудничать с Жаном Ренуаром — в модернизированной экранизации " На дне" Горького он сыграл Пепла. Режиссер вспоминал: " …Габен достигал вершин выразительности, когда ему не приходилось повышать голос. Актер громадного масштаба, он добивался величайших эффектов самыми простыми способами. Специально для него я придумал в фильме сцены, которые можно было сыграть шепотом. Мы не сомневались, что подобный стиль игры завоюет мир и появится легион шепчущих актеров. Но результаты этой моды не всегда удачны. Габен легким подрагиванием своего невозмутимого лица способен передать самые бурные чувства. Другому актеру пришлось бы вопить, чтобы добиться сходного эффекта. Жан потрясал зрителей, едва моргнув глазом".

Очевидно, что прежде всего общий вкус к радостям жизни, в частности к прелестям кухни, сблизил Габена и Жана Ренуара. Еще больше и глубже сближала их общая любовь к природе, к земле, к традиционным ценностям, а также чувство принадлежности к истинно французской культуре и осознание своих корней.

Следующая их совместная картина " Великая иллюзия" (1937) собрала ряд международных премий, в том числе в Венеции. Образ авиамеханика Марешаля, попавшего во время Первой мировой войны в плен к немцам, при всей своей простоте и скромности, — одна из вершин мирового киноискусства.

Теперь Жан Габен, что называется, нарасхват. Его приглашает Гремийон, снимавший " Красавчика". Герой картины, унтер-офицер, разбивает женские сердца, но затем губит свою жизнь за стойкой бара, терзаясь страстью к красивой потаскушке (ее играла Мирей Бален). В итоге он убивает свою мучительницу и обретает свободу.

После " Красавчика" Габен вместе с Мишель Морган разыграл трагическую историю любви в " Набережной туманов" (1938) Карне. Пресса назвала их " идеальной парой французского кино". Жан, солдат-дезертир, и Нелли обмениваются знаменитыми репликами: " Знаешь, у тебя чудесные глаза…" — " Поцелуй меня…" В то время они взволновали одних и шокировали других. И действительно, еще ни разу на экране женщина не осмеливалась потребовать от мужчины поцелуя с таким простым бесстыдством, с таким желанием в прекрасных глазах…

" Габен — это обнаженная истина, которую навязывает вам экран, — писала Морган в книге " Такими глазами". — Он не играет своего героя, он живет в нем. Его естественность увлекает меня".

В следующем фильме Ренуара " Человек-зверь" (1938) Габен необычайно правдиво и искренне играет машиниста Лантье. Чтобы лучше понять своего героя, Жан научился водить локомотив. Картина имела небывалый успех как у публики, так и у прессы. Пьер Семар, генеральный секретарь Федерации железнодорожников, вручил актеру почетный диплом машиниста и традиционную масленку.

Популярность Жана Габена растет. Растут и его гонорары: перед войной он получал миллион франков за роль.

С простотой и сердечностью актер играл простых людей в картинах Марселя Карне. В одном из эпизодов фильма " День начинается" (1939) рабочий-формовщик (Габен) смотрится в зеркало и признает, что один глаз у него грустный, другой веселый. Такая противоречивость свойственна многим героям Габена — они обладают мужеством, но в то же время легкоранимы.

На съемочной площадке картины Гремийона " Буксиры" (1940) судьба снова свела его вместе с Мишель Морган. Для французов фильм этот был запоздавшим дуновением прежнего, утраченного времени. Мишель Морган в роли таинственной женщины, появляющейся невесть откуда во время бури и уходящей в неизвестность… Жан Габен — морской волк, переживший неожиданную любовь, заранее обреченную злым роком на трагический конец… Одинокие прогулки влюбленных по пустому пляжу, брошенный хозяевами дом в песчаных дюнах… Безумная стихия во время шторма… " Как соблазнителен мужчина, которого соблазняют, — я была покорена, — признается позже Мишель. — Мы лихорадочно стремились наверстать упущенное время. У нас его было так мало впереди! Но мы этого не знали". Эта любовь, которую, как все считали, они тайно переживали уже долгие месяцы, началась летом 1939-го…

В начале Второй мировой войны Габен оказался в Голливуде. Мишель Морган познакомила его с красивой белокурой танцовщицей Джинджер Роджерс. Затем Габен сошелся с Марлен Дитрих. Несомненно, немецкая актриса была влюблена в Габена. И в жизни Жана эта неординарная женщина значила очень много…

В Голливуде он успел сыграть в " Лунном приливе" Майо и в " Самозванце" Дювивье. В середине апреля 1943 года офицер-оружейник Габен получил назначение на корабль сопровождения " Элорн". В районе мыса Тенес на конвой напали вражеские самолеты. Габен чудом остался жив. Затем он служил инструктором в школе морских пехотинцев, затем командовал танком " Суффлер II". Самой дорогой наградой в своей жизни он считал орден " За боевые заслуги".

В 1946 году он вернулся в кино. Вместе с ним в фильме " Мартен Руманьяк" (1946) играла несравненная Марлен Дитрих. " Не могу сказать, что это был хороший фильм, хотя сценарий, когда мы его читали, нам нравился, — писала Дитрих. — Война только недавно окончилась, не хватало электричества, угля, продуктов… На сей раз уже Габен помогал мне в языке. Небрежный разговорный французский был здесь непозволителен. Габен учил меня стягивать слоги и сидел рядом с камерой, когда я играла сцену без него. Терпение его было достойно восхищения…"

Картина в прокате провалилась. Марлен вернулась в Голливуд. Габен женился на красавице Доминик Фурье, которая внешне напоминала Дитрих (ее даже принимали за младшую сестру голливудской звезды). Брак оказался удачным. Жан прожил с Доминик 27 лет, они воспитали сына Матиаса и двух дочерей — Флоранс и Валери.

В 1947 году Габен создает убедительный образ финансиста Люссака в картине Раймона Лами " Зеркало". Затем он снимается в фильмах " По ту сторону решетки" (1948) Клемана, " Мария из Порта" (1949) Карне, " Легче верблюду…" (1950) неореалиста Дзампы. Габен был удивительно органичен и в сентиментальной истории Лакомба " Ночь мое царство" (1951). Его герой, машинист Раймон Пенсар, потерявший во время аварии зрение, находит духовную поддержку в католическом институте. На XII Венецианском кинофестивале Габен получил премию за лучшую мужскую роль.

Жан долго хранил верность черно-белому кино. В цвете он снимался неохотно, чаще — в костюмных, постановочных фильмах, таких как " Французский канкан" (1954), где он танцует, как в юности, или " Отверженные" (1957), в которых он играл Жана Вальжана.

В 1950-х годах Габен создает целую галерею так называемых " сильных людей". В работе актера появляется расчетливость — точность распределения " своих" и " не своих" сцен, ударных и проходных эпизодов. Его усталое, чуть показное мастерство как бы входит в плоть и кровь героев; они всегда и прежде всего мастера, мэтры, независимо от того, адвокат он в фильме Клода Отан-Лара " В случае несчастья" (1958) или художник в фильме " Через Париж" (1956).

Согласившись на роль комиссара Мегрэ в экранизации романов Сименона, Габен отправился подбирать костюмы в " Ля Бель Жардиньер". Вспомнив о дедушке Монкорже, мостильщике улиц, оставившем после себя образ " порядочного человека" — в брюках на подтяжках и в то же время с ремнем, — он " одел" Мегрэ в аналогичный реквизит. Его комиссар курил трубку, что с Жаном частенько случалось и в жизни.

Мегрэ в исполнении Габена — не следопыт, он знаток жизни, воплощение здравого смысла, прозаического взгляда на мир. Жан-Люк Годар, посмотрев фильм " Мегрэ расставляет силки" (1957), писал: " Никогда не будет сказано достаточно о великом таланте Жана Габена".

В 1958 году Габен снимается вместе с Брижит Бардо в фильме Клода Отан-Лара " В случае несчастья". Их пикировка в прессе предвещала страшнейшие бури. Ко всеобщему удивлению, артисты встретились как старые друзья. После рождения сына Габен больше не хотел сниматься в любовных сценах. " В случае несчастья" был последним фильмом из этого ряда.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.