|
|||
Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер 15 страницабилеты стоили от тридцатки и выше. — Эх, кабы нам с тобой заловить сегодня Ручечника…— сказал мечтательно Жеглов. — Трудно небось… — Что значит «трудно»? Наша работа, как и его промысел, зависит от удачи. У меня вся надежда на то, что он нас с тобой в лицо не знает. — А ты его знаешь? — Видел я его. И потом, напарница его найти поможет, — усмехнулся Жеглов. — Это как понять? — Ну, когда высмотришь самую красивую женщину в театре, — значит, где‑ нибудь и он поблизости шьется. — Почему? — А у него метод такой — он на подхвате только красавиц держит. Приходят они в театр или в коммерческий ресторан и начинают пасти парочку в дорогих шубах. При первой возможности он вынимает у кавалера номерок от гардероба, а красулька его получает шубу. И отваливают. Вот и весь фокус… — Можно подумать, что некрасивой не дадут пальто по номеру, — усомнился я. — Дать‑ то дадут, но психология в том, что красивая женщина сама по себе отвлекает внимание, для нее всегда хочется сделать что‑ нибудь приятное. Да и барыши с красавицей делить, наверное, приятнее, чем с уродкой… — Вот в этом наверняка и есть вся его психология, — сказал я мрачно. Мне почему‑ то стало обидно, что какому‑ то мерзкому воришке достаются красивые женщины и он их использует как воровской инструмент, когда они, может быть, какому‑ то хорошему человеку счастье жизни могли составить. — Да нам с тобой плевать, почему он так поступает, — сказал Жеглов. — Важен факт! — Слушай, Глеб, а откуда у него кличка такая — Ручечник? — А‑ а, это смешно. Мы сперва думали, от его первой профессии — ручки вышибать. — Это как? — А вот так: подходит он к любому джентльмену, желательно иностранцу, и начинает его радостно хлопать по плечам, по груди, хохочет, кричит: «Здорово, Боря! » — или там Коля, Вася — как хочет. Декорация такая, что он, мол, обознался, принял человека за старого друга. Потом выясняется — у него аж слезы от стыда на глазах. Извиняется, уходит… — А смысл?.. — В том, что он так ловко хлопает человека, что вышибает из кармана авторучку, а если повезет, то и бумажник. Между прочим, хороший «паркер» с золотым пером тысячу стоит… — Силен бродяга! Жеглов кивнул: — Ну да. А как его установили да взяли, оказалось, что и фамилия у него подходящая — Ручников. В театр мы вошли через служебный вход, где с Жегловым стал препираться толстый взмыленный администратор в очках, сдвинутых на затылок. Но Жеглов как‑ то очень быстро его окоротил: взял за пуговицу и, подтягивая к себе с такой силой, что нитки трещали, сказал: — Вы мне не контрамарки дадите и даже не билеты, а записку к капельдинеру с распоряжением посадить меня там, где я ему скажу. И делайте это, почтеннейший, незамедлительно, у меня нет для вас времени… — Сумасшедшие люди! — взмахнул руками администратор. — Вы что, думаете, что я места из воздуха делаю? — Я об этом ничего не думаю! — оборвал его Жеглов. — Меня это не интересует! Мне на ваши танцы‑ арии вообще наплевать, сроду бы я к вам не пошел, если бы меня не привело сюда дело государственной важности… От такого святотатства в храме искусства администратор слегка обалдел. Он молча смотрел на Жеглова, разевая беззвучно рот, будто Жеглов у него весь воздух отобрал. — Вы читать по‑ русски умеете? Вот и читайте тогда, что здесь написано, протягивал ему Жеглов свое удостоверение, где было сказано, что он начальник бригады отдела Московского уголовного розыска по борьбе с бандитизмом. — И пришли мы к вам не развлекаться, а по делу… Минут за сорок до начала «Лебединого озера» мы устроились с Жегловым в гардеробе за большущим пожарным шкафом; мы стояли за ним, просматривая почти весь длинный проход перед барьерами, за которыми сновали чистенькие старички и старушки в вишневой униформе с желтыми табличками на карманах: «ГАБТ». Мы приобрели у них театральную программу, и Жеглов удивил меня своим размахом, взяв на червонец два перламутровых маленьких бинокля. Сначала Жеглов смотрел в дальний конец прохода через биноклик, подкручивая все время отходящее фокусирующее кольцо, а потом так же, как и я, сунул бинокль в карман: — Ерунда сплошная, а не техника! — Ты бы меня сразу предупредил, можно было мой армейский взять, восьмикратный. — Это тебе не передовая! — огрызнулся Жеглов. — Ты бы еще стереотрубу сюда приволок. — А ты что думал? — засмеялся я. — Выставили бы над шкафом оптику, а сами сидели бы здесь в тишине да уюте… Неспешно переговаривались мы с Жегловым, а сами зыркали все время на проходящих театралов, и я все нервничал, что Ручечник опоздает или не появится совсем и тогда я из‑ за него так и не посмотрю даже одним глазком на «Лебединое озеро», а это мне было ужасно обидно, потому что я до сих пор ни разу не был в Большом театре. Мне хоть бы зал посмотреть… Я уж совсем отчаялся повысить свой культурный уровень, к чему призывал меня Жеглов на комсомольском собрании, когда он сипло сказал: — А вот и красавец наш пожаловал… Отчаянно всматривался я в поток людей, шествующих по гардеробу: офицеры при всех своих орденах и регалиях, служащие в заутюженных шевиотовых костюмах, женщины с модной шестимесячной завивкой и в панбархате, а некоторые даже с чернобурками через плечо, иностранцы, одетые вроде бы скромно, но чем‑ то сразу отличающиеся от наших… — Не туда смотришь, — шепнул Жеглов. — Вон он, у того прилавка, в сером костюме. Смотрел я на Ручечника и не мог поверить. Я уж начал привыкать к тому злому маскараду, на котором мы все время вертимся с Жегловым, приподымая на людях маски, чтобы выволочь волков из‑ под овечьей шкуры, но с каждым разом продолжал удивляться, как много сил затрачивают люди, чтобы выглядеть не тем, кем они являются в жизни на самом деле… Ручечник был похож на иностранца — в замечательно красивом сером костюме, в белой глаженой рубахе с полосатым галстуком, на котором ярко искрилась булавка, в толстых башмаках «шимми» и с красивой палкой, на которую он грузно опирался. — Он что, хромой? — спросил я Жеглова. — Ну да! Ты с ним побегай наперегонки! Он трость для понту носит, солидности добирает! Настоящим иностранцем выглядел Ручечник. Вот только его женщина была не похожа на сухоногих очкастых жен дипломатов — была она белая, ленивая, невероятно красивая, с огромной короной из темно‑ русых кос. Ручечник подал ей руку, и они чинно пошли по гардеробу к выходу в фойе: ни дать ни взять — варяжский гость прибыл. Лишь ненадолго задержались они в толчее у гардероба, где раздевались зрители из лож бенуара — там прямо и висела таблица: «Ложи бенуара». Жеглов дернул меня за руку: — Ну‑ ка давай! Ходу! Мы пристроились за ними и так и слонялись метрах в десяти до самого звонка. Жеглов велел мне не спускать с них глаз, исчез на несколько минут, и я видел, как он тряс за лацкан администратора. Не знаю, что он ему говорил, но, во всяком случае, когда мы подошли к ложе номер четыре, капельдинер пропустил нас без звука на два свободных места в глубине ложи. С этого места мне не очень хорошо было видно всю сцену, потому что она была огромная — высотой этажей в пять, наверное, — но зато из сумеречной глубины нам было хорошо видно Ручечника с его дамой, которые сидели точно в такой же ложе, но на противоположной стороне зала. Я хотел придвинуться поближе к барьеру, чтобы получше разглядеть зал, который я до этого видел только в кино, но Жеглов дернул меня и сердито сказал: — Не лезь! Сиди тут, в глубине. — Интересно посмотреть — когда еще попадем сюда? — Тоже мне, театрал отыскался! — фыркнул негромко Жеглов. — Твое дело шестнадцатое — за клиентом смотреть… — А чего на него сейчас смотреть? Куда он денется до антракта? — Ну и даешь же ты, Шарапов? А чего он, по‑ твоему, в гардеробе около англичан терся? Честно говоря, я там никаких и англичан не разглядел, а уж тем более не видел, что Ручечник около них терся. Он как разделся, так и пошел в фойе, задержавшись на секунду в толкучке у выхода из гардероба. Жеглов сказал задумчиво: — Я не очень уверен, конечно, но сдается мне, что он у того бобра номерок уже увел… Пришли три женщины на передние места в нашей ложе. Жеглов их очень галантно пропустил, пододвинул стулья, пошутил с ними, обещал принести в антракте лимонад, и тут погас наконец свет. На освещенную трибунку перед оркестром взошел седой толстый старик в черном костюме с красивыми блестящими лацканами, поклонился залу и взмахнул палочкой. Играла прекрасная музыка, потом раздвинулся огромный занавес, расшитый темно‑ золотыми колосьями, и открыл исключительной красоты вид. Чего там только не было: старинный замок, заснеженные горы, озеро — как настоящее. Не знаю, сколько прошло времени, но так нравилось мне представление, что показалось, будто все это промелькнуло в один миг, как из окна мчащегося поезда, жаль только, Вари со мной не было. Жеглов толкнул меня сильно в бок, я встрепанно помотал головой, взглянул в ложу напротив — Ручечника с его красавицей там не было. Жеглов уже выходил из ложи в коридор, я проскользнул за ним следом, наши соседки, по‑ моему, и не заметили, как мы исчезли. Жеглов быстро шел по коридору, говоря мне на ходу: — Я возьму Ручечника, он где‑ нибудь неподалеку пасется, а ты дай ей надеть шубу. Перехвати у дверей и зови сразу гардеробщиков… Она шла мне навстречу, высокая, шикарная, с развевающимися полами переливчато‑ блестящей коричневой шубы, голова ее была гордо закинута назад, она небрежно помахивала сумочкой на ремешке с таким видом, будто, мол, сто раз она видела такие балеты, не понравилось ей, — стало быть, сидеть тут, скучая, и не подумает! От мысли, что мне надо ее арестовывать, всю такую из себя прекрасную, я даже оробел; у меня не только вроде нее знакомых сроду не бывало, но и разговаривать с такими королевами не доводилось. Но все‑ таки сказал я довольно твердо: — Подождите, гражданочка, мне поговорить с вами надо… Не останавливаясь, вздернув еще выше голову, она бросила мне на ходу: — Я с незнакомыми мужчинами не разговариваю!.. И почему‑ то эти слова сняли с меня неловкость, рассеялось ощущение, что я совершаю какую‑ то глупость и все это вообще происходит по недоразумению. Я взял ее под руку и сказал: — Я незнакомый мужчина из МУРа, так что поговорить придется. — И уже манил к себе седенького прилизанного гардеробщика. Она вдруг сделала неуловимое движение, струйкой воды скользнула из гладкой шубы и уже почти успела сбросить ее, но я крепко держал ее за локоть, так что номер не вышел: шуба повисла на правой руке женщины. — Очень я вас прошу, не устраивайте, пожалуйста, фокусов, мне будет совестно к вам применять силу, — сообщил я ей и повернулся к гардеробщику: — Эта женщина взяла чужую шубу, я вас прошу пройти со мной к администратору… Сказал и сам пожалел, потому что старичка чуть удар не хватил. Краска волнами заливала его лицо — он бледнел, синел, багровел, причитая тонким голосом: — Душегубцы! Злодеи! Да нам за эту норку десять лет не расплатиться! Сволочь! А какая приличная с виду!.. Он блажил, а я не знал, волочить ли мне мою красавицу или старика на руки брать. Но в этот момент из‑ за угла появился Жеглов, и я понял, что его‑ то проблемы все уже решены: завернув Ручечнику кисть правой руки за спину болевым приемом, он в очень быстром темпе гнал его перед собой по коридору, не обращая внимания на крики и угрозы, что сейчас сюда приедет городской прокурор и нас, как собак, выгонят со службы к чертовой матери… В левой руке у него болталась щегольская трость, бросить которую он не решался — маскарад поломается. Картина от всего этого получалась совершенно и окончательно нелепая. Администратор, который раньше не хотел давать Жеглову надлежащих мест, проникся сейчас важностью нашей задачи. Он метался по кабинету, воздымал руки, грозил Ручечнику и его подруге ужасными карами, предлагал всю необходимую помощь Жеглову, беспрерывно повторял: — Какой позор! Какой позор! Так осрамить нас перед иностранцами! Очень он мешал, и Жеглов, осмотревшись слегка, скомандовал: — Прошу всех посторонних на некоторое время оставить кабинет! Кто понадобится — позову. Администратор, наверное, не привык, чтобы его вот так бесцеремонно выставляли из собственного кабинета, и не чувствовал он себя здесь посторонним, но Жеглов уже внушил ему ощущение бесполезности спорить или возражать. И, вздохнув, администратор вышел. — Пусть гардеробщики подождут, не отпускайте их! — крикнул ему вслед Жеглов, снял телефонную трубку, вызвал дежурную часть и велел пригнать «фердинанд», ‑ …Пусть Пасюк с Тараскиным едут сюда тоже, им сейчас найдется работа. Одной рукой он держал трубку, а другой перевернул сумку воровки и вытряхивал из нее на стол все, что там было. А я смотрел на соучастников — лица у них были отчужденные, будто полчаса назад не они шли под руку, тесно прижимаясь друг к другу, — совсем незнакомые, чужие люди, испытывающие взаимную неприязнь оттого, что свело их вместе противное случайное обстоятельство. Жеглов рассматривал какой‑ то пропуск или удостоверение, выпавшее из сумки, потом опять набрал номер и сказал: — Это снова Жеглов. Ну‑ ка, браток, запроси в адресном установочные сведения на Волокушину Светлану Петровну, двадцать первого года рождения. А может быть, двадцать второго — я ее не крестил, а она со мной еще не откровенничала. Ну, привет. справочку дайте Тараскину, побыстрее шевелитесь. Ага… Положил трубку и сел в кресло администратора — большущее, красиво изогнутое, обитое полосатым коричневым шелком, — и по тому, как лениво‑ хищно потянулся в этом кресле Жеглов, я видел, что кресло ему нравится. Честно говоря, Жеглов и впрямь хорошо выглядел за этим огромным красным столом в дорогом старинном кресле. Потянулся он, погулял комьями мышц на плечах, будто разминался после короткой схватки с Ручечником, весело заулыбался и сказал: — Ну‑ с, дорогие мои граждане уголовнички, приступим к нашим играм? И Ручечник, и Волокушина даже не посмотрели на него, а ему хоть бы хны — видно было, что совсем его не обижает воровское пренебрежение, — и он, быстро выбив пальцами дробь на полированном столе, как на барабане, спросил: — Вы мне разрешите раскрыть вам одну маленькую служебную тайну? Ручечник и его распрекрасная дама и бровью не шевельнули, но Жеглова это, наверное, устраивало, поскольку он по‑ прежнему дружелюбно, почти по‑ товарищески, продолжил разговор: — Молчание — знак согласия. Так, по‑ моему, говорится? Значитца, очень я вам признателен за то, что вы согласились меня выслушать. В первую очередь это касается вас, гражданочка Волокушина, или как вас там по‑ настоящему? Жаль, что я не художник, а то бы я с вас картины писал… Волокушина зло усмехнулась уголком рта, но особого испуга я в ней не заметил. А Жеглов разливался соловьем: — Рисовать не сподобил меня создатель, а одарил он меня умением угадывать всякие маленькие людские тайны. И одну такую тайну из вашего прошлого, не очень давнего, я вам поведаю… Они одновременно подняли на Жеглова глаза, и это понятно — тайн у них из не очень давнего прошлого было предостаточно. — Когда замечательный молодец Петр Ручников уговаривал вас, Волокушина, совершить с ним первый вынос, вы, как всякая женщина, естественно, сильно боялись, плакали и говорили, что никогда этого не делали. А он отвечал, что все раньше никогда этого не делали, надо просто попробовать, и вы убедитесь, до чего это легко и просто, поскольку вам и делать‑ то нечего — главное в его умении взять номерок у фраера ушастого. Вы это помните, Волокушина? Жеглов заглядывал ей в глаза добро и заботливо, как исповедник — заблудшей овце, а она упорно отворачивалась от его взгляда, и только мочки ушей начали наливаться тяжелым багровым цветом. — Значит, помните, — удовлетворенно вздохнул Жеглов. — Но вы ему еще не совсем верили, и он вам даже Уголовный кодекс показывал, доходчиво объяснял, что за кражу личной собственности полагается трешник — это уж в самом пиковом случае, а с его мастерством да с вашей красотой и случая такого никогда быть не может. И однажды уговорил… — Тебе бы, мент, не картины, а книжки писать, — сказал неожиданно из своего угла Ручечник, тяжело двигая нижней челюстью. А Жеглов будто забыл про Ручечника. Журчал его баритончик над ухом у Волокушиной, и слушала она его все внимательнее. — С этого момента возникло преступное сообщество, именуемое в законе шайкой, которая с большим успехом начала бомбить фраеров. Я уже велел подобрать материалы по кражам в Третьяковской галерее, в зимнем театре «Эрмитаж», в филармонии в Ленинграде и все прочие песни и рассказы — с этим мы позже будем разбираться. Но сегодня вышла у вас промашка совершенно ужасная, и дело даже не в том, что мы сегодня вас заловили… — А сегодня что, постный день? — подал голос Ручечник. — Да нет, день‑ то, как все будни, скоромный. А вот номерок ты не тот ляпнул… — Это как же? — прищурился на него Ручечник. — Вещь‑ то вы взяли у жены английского дипломата. И по действующим соглашениям, стоимость норковой шубки тысчонок под сто — всего‑ то навсего — должен был бы им выплатить Большой театр, то есть государственное учреждение. Ты, Ручечник, усекаешь, про что я толкую? — Указ «семь — восемь» мне шьешь…— ни на миг не задумался Ручечник. Жеглов выскочил из своего роскошного кресла и воздел руки вверх, совсем как недавно это делал здесь администратор: — Я шью? При чем здесь я? Поглядел бы ты на себя со стороны — ты бы увидел, что Указ от седьмого августа, то, что ты «семь — восемь» называешь, уже у тебя на лбу напечатан! — Сделал паузу и грустно добавил: — И у подруги твоей Волокушиной тем паче! По десятке на жало! По десятке! Лицо у Волокушиной уже не было неподвижно‑ каменным, как у мраморного бюста полуголой богини, что стоял в углу кабинета на высокой деревянной тумбе. Она испуганно переводила взгляд с Жеглова на Ручечника, потом снова смотрела на спокойное доброжелательное жегловское лицо. Глеб сочувственно цокал языком, грустно качал головой, и весь вид у него сейчас был такой: ай‑ ай‑ ай, какая беда приключилась с вами, дорогая гражданочка Волокушина! А она снова всматривалась в серые глаза Ручечника, надеясь, что засмеется он, достанет из кармана Уголовный кодекс и так же быстро, весело и ловко, как в рачгоьооах с ней, объяснит Жеглову, что ничего тот в законах не смыслит, что все там написано по‑ другому и уж коли вышла такая проруха, то так тому и быть, свои три годика он уж отсидит, а с нее‑ то и вообще спрос невелик — так, пособница, пустяками занималась… Но Ручечник на нее совсем не смотрел, а вглядывался он пристально, тяжело в сокрушенного их горем капитана Жеглова и что‑ то быстро прикидывал. Долго тянулось это молчание, пока Ручечник медленно, врастяжку не спросил: — А тебе‑ то какая забота про нас думать? Ты чего от нас хочешь? — Помощи. Советов. Указаний, — коротко и спокойно сказал Жеглов. — Не понял…— хрипло бормотнул Ручечник. — Чего непонятного? Я с вами был откровенен. Геперь хочу, чтобы ты со мной пооткровенничал про дружка твоего Фокса…— Жеглов говорил легко, без нажима, даже весело, и так это звучало, будто пустяковее не было у него на сегодня дел. — Клал я на твою откровенность! — так же легко казал Ручечник. Жеглов блеснул своими ослепительными зубами: — Невоспитанный ты человек. Ручников. Прошу тебя выражаться при женщинах прилично, а не то я тебя очень сильно обижу. Огорчу до невозможности! — Ты меня и так уже обидел! — хмыкнул Ручечник. — Ты объясни, мне‑ то какой резон с тобой откровенничать? — Полный резон. Ты мне интересные слова шепнешь, а я вешаю на место шубу. Махнем? Ручечник сидел на стуле, опустив руки меж колен, и долго, тяжело думал. Потом поднял голову: — Ничего я тебе не скажу. Не купишь ты меня на такой номер. По зекалам твоим волчьим вижу — подлянка. Так что я лучше помолчу, здоровее буду… — Здоровее не будешь, — заверил Жеглов. — Снимешь свой заграничный костюмчик, наденешь телогреечку — и на лесосеку, в солнечный Коми! — Может быть, — пожал плечами Ручечник. — Только лучше в клифту лагерном на лесосеке, чем в костюмчике у Фокса на пере! Жеглов встал, сложил руки на груди и стоял, покачиваясь с пятки на носок, внимательно глядя на Ручечника; и длилось это довольно долго, пока Ручечник не выдержал и тонко, с подвизгом, крикнул: — Ну что пялишься! Я вор в законе, корешей не продавал, да и тебя не побоюсь! Жеглов помолчал, потом задумчиво сказал: — Я вот как раз сейчас и думаю о том, что ты закона опасаешься меньше, чем своих дружков бандюг. Пожалуй, правильно будет тебя… отпустить. От неожиданности даже я чуть не вякнул, а Ручечник спросил медленно: — То есть… как? — Как, как! Обычно. На свободу. Никто ведь не видел, как ты номерок у англичанина увел, а с шубой задержана Волокушина — тебя ведь там и поблизости не было. Так что мы ее будем судить, а ты иди себе. Иди спокойно… — А я?! — закричала Волокушина. — Вы, милая моя, будете отвечать по всей строгости закона, — развел руками Жеглов. — А приятеля вашего, Светлана Петровна, мы отпустим. Ты, Ручечник, свободен. Пошел вон отсюда… — Но я не хотела! Я не виновата! Я думала…— забилась в вопле Волокушина. — Иди, Ручечник, иди, не свети здесь. Ты нам мешаешь, — сказал резко Жеглов, и Ручечник вялой, скованной походкой двинулся к выходу, все еще не веря в то, что ему разрешили уйти. — Шарапов, проводи его на улицу, — кивнул мне Жеглов и еле слышно, одними губами, добавил: До автобуса… Я вытолкнул Ручечника в коридор, и он все еще двигался сонным заплетающимся шагом, но не прошли мы и половины коридора, как он повернулся ко мне: — Спасибо, я дорогу знаю… — Да нет уж, — засмеялся я. — Со мной будет надежнее. Мы прошли несколько шагов, и я ему доверительно сказал: — Через день‑ другой поймаем мы Фокса, вот он порадуется, что взяли тебя за руку, поговорили о нем немного и сразу отпустили, а подельщицу посадили… — Я вам, суки лягавые, ничего не говорил! — заорал Ручечник. — Не говорил, так скажешь, — пообещал я и увидел, что навстречу мне идут Пасюк и Тараскин. — Вот вам особо ценный фрукт. — Это что за персонаж? — поинтересовался Тараскин. — Настоящий уголовный кореш. Он Фокса сдавать не хочет, ножа от него словить опасается, а женщину, которую втравил в уголовщину, оставил за себя отдуваться. — Парень гвоздь — сам в стену лезет, — ухмыльнулся Тараскин. — Что с ним делать? — Отведи его в «фердинанд» и подожди нас — мы скоро все придем. На обыск поедем, к ним домой… — Меня отпустили! — заблажил Ручечник. — Не имеешь права меня задерживать — тебе старший приказал! — Иди, иди, не рассуждай, — сказал Тараскин. — Твое место в буфэте! Я вернулся назад, в кабинет администратора, и в этот момент в полутемных коридорах загорелся пригашенный свет, зашумели люди, зашаркали подошвами, засуетились вокруг — это окончилось первое действие, антракт. Вот те на! Мне показалось, что минули часы — столько всякого напроисходило с нами, — а там только одно действие протанцевали. Жеглов устроился на ручке кресла, в котором сидела Волокушина, и голос у него был такой, будто они в парке на скамеечке про жизнь и про чувства свои высокие беседуют. — Светлана Петровна, вы мне глубоко симпатичны, только поэтому я веду с вами эти занудные разговоры. Вы поймите, что проще всего мне было бы отправить вас сейчас в тюрьму, а дней через двадцать ваше дело уже кувыркалось бы в суде. Вы ведь не маленькая, сами понимаете, что с того момента, как вас предал Ручечник, нам и доказывать нечего — задержали вас в манто, пять свидетелей, «Встать, суд идет! ». Дальше как в песне: «И вот опять передо мной параша, вышка, часовой…» — Чего же вы от меня хотите? — спрашивала она, и все ее лицо расплывалось, текло, слоилось от обильных слез. И все равно она была ужасно красивая, может быть, даже сейчас, несчастная и заплаканная, она была еще лучше. — Чтобы вы сами себе помогли в суде, а путь для этого у вас только один. Абсолютно чистосердечным раскаянием, рассказом обо всем, что вас связывало с позорным прошлым, вы расчистите себе дорогу к новой жизни… В общем‑ то Жеглов объяснял правильно, но меня удивляло, что он все это проповедует больно уж красиво, в таких возвышенных тонах, и я никак не мог сообразить, то ли у него на это есть расчет какой‑ то, то ли просто не может удержаться, чтобы не погарцевать маленько перед очень привлекательной женщиной, пускай хоть и воровкой. — Я расскажу обо всех… обо всех…— Она явно не решалась выговорить «кражах» и все подыскивала какое‑ нибудь подходящее, не такое ужасное слово. — Обо всех случаях, когда мы брали… чужое… — Верю! — вскочил с ручки кресла Жеглов. — Верю, что вы многое поняли и сможете пройти через этот отрезок вашей жизни, как через ужасный сон. Но для начала у меня к вам вопрос — я хочу еще раз проверить вашу искренность. — Пожалуйста, спрашивайте! — Вы ведь не единожды вместе с Ручечником встречали Фокса? Когда это было последний раз? — Мне кажется, это было дня три назад. Или четыре. — Где? — В коммерческом ресторане «Савой». — Фокс был один? — Нет, с Аней… — Кто назначал встречу в «Савое»? Ручников? Или Фокс? — Фокс. Я это точно знаю. Ручников говорил с ним по телефону. — А кто кому звонил? — Фокс ко мне домой позвонил, и я слышала, что Ручников его спросил: «Где встретимся? » — А сколько раз вы видели Фокса? Она пожала плечами: — Точно я не помню, но, наверное, раз пять… Они ведь с Петром вроде дружков. Жеглов наклонился к ней вплотную и спросил задушевно: — Светлана Петровна, а может быть, делишки у них есть общие? — Нет‑ нет, я уверена, что Ручников ни с кем никаких дел не имеет. Он мне всегда говорил, что у него специальность ювелирная и компаний ему не надо… — А Аня, она всегда с Фоксом бывает? Я смотрел на Жеглова — очень хорошо он допрашивал, в его вопросах не было угловатой протокольной жесткости, он давил ее очень мягко, настырно, словно любознательный сосед‑ сплетник в домашнем разговоре за стаканом чая, и сыпались вопросы безостановочно, вроде бессистемно, но таким образом, что она сосредоточиться не успевала. — Аня? — переспросила Волокушина. — Кажется, всегда. Она ему жена. Или полюбовница, точно уж не могу сказать. — А где живут они? Волокушина руки прижала к груди: — Честное слово, не знаю! — Она блатная? — быстро и жестко спросил Жеглов. — Нет, она похожа на приличную женщину…— удивилась Волокушина, и я видел, что Жеглов усмехнулся уголком рта: по тону Волокушиной было очевидно, что она и себя считает безусловно приличной женщиной. — Они при вас разговаривали о своих делах? — поинтересовался Жеглов. — Ну как‑ то так, между прочим. Они вообще о своих делах мало говорили. Но и от нас вроде бы не таились… — Понятно…— протянул Жеглов. — Понятно… А чем Аня занимается? — По‑ моему, она на железной дороге работает. — На железной дороге? — Жеглов вцепился в нее бульдогом. — Кем? Стрелочницей? Проводницей? Кочегаром? — Нет, что вы! Она как‑ то говорила — я не придала этому значения, — про вагон‑ ресторан. Может быть, она официанткой работает? Или на кухне?.. — На кухне, на кухне, на кухне…— быстро повторял Жеглов, потом поднял на меня взгляд, через голову Волокушиной спросил: — Володя, смекаешь? — Продукты с базы и магазина, — кивнул я. — Это ведь Эльдорадо, Клондайк, золотые россыпи — через вагон‑ ресторан пропустить такую тьму продовольствия — покачал головой Жеглов, потом поднял тяжелый взгляд на Волокушину и сказал очень внушительно: — А теперь вспоминайте, Светлана Петровна, очень старательно, изо всех сил припоминайте — от этого, может быть, вся ваша судьба зависит… Как они связывались — Ручников с Фоксом? В глазах у Волокушиной была затравленность насмерть перепуганного животного. Жеглов, с его плавными движениями, мягкими жестами, вкрадчивым голосом, приковывал к себе ее внимание, как удав, и, если бы из дырки в полу вдруг вылетел Змей Горыныч, наверное, он не привел бы ее в такой ужас. — Ручников звонил пару раз к Ане по телефону, — срывающимся голосом говорила Волокушина. — Но обычно Фокс сам звонил ко мне домой… — Так, хорошо, — мотнул головой Жеглов. — Давайте, давайте припоминайте: о чем говорил Ручников с Аней по телефону? — Я не уверена, но мне кажется, что он с ней и не разговаривал… — А как же? — Он говорил, один раз я это точно слышала: «Передайте Ане, что звонил Ручников». — И я видел, что Жеглов добился от нее искренности, она сейчас наверняка говорила правду. — И что, Аня перезванивала вам после этого? — Жеглов стоял около нее, и я все ждал, когда он поставит свой хромовый сапожок на перекладину ее стула, но он удержался, а может, это было излишним — он уже достиг с ней контакта. — Нет, после этого звонил Фокс; мне кажется, что Аня никогда к нам не звонила…
|
|||
|