Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мухина-Петринская Валентина Михайловна 15 страница



До перерыва на обед оставалось еще минут шесть, я присела в коридоре на подоконник и решила пока прочесть письмо.

Без подписи... Анонимка. Печатными буквами было выведено следующее гнусное предупреждение:

" Дорогая Владя, напрасно ты выходишь замуж за легавого Ермака. Дни его считаны. Все равно скоро овдовеешь. Держалась бы лучше своего морячка. И подальше от угрозыска, себе сделаешь хуже.

Тот, кто убьет Ермака".

Я вскочила как ошпаренная и бросилась к ближайшему телефону. Только бы Ефим Иванович был у себя!

Мне даже легче стало от одного его голоса, такого спокойного и уверенного. Говорила я сбивчиво, он понял, что я смертельно напугана, и велел сейчас же ехать к нему.

Через сорок минут я сидела в его кабинете.

Ефим Иванович серьезно, очень серьезно прочел письмо.

Медленно положил его на стол, поднялся и, обойдя стол, погладил меня по голове.

- Не бойся, Владя. Ничего они ему не сделают. Примем меры. Это хорошо, что ты принесла письмо нам.. Но...

Он сел в другое кресло, напротив меня.

- Видишь ли, Владя, ты выходишь замуж за работника уголовного розыска. Бояться за мужа тебе придется каждый день. Все наши жены боятся. Такая работа. Поняла? Выходя замуж за Ермака, ты берешь себе в придачу к счастью постоянную тревогу. Ничего уж тут не поделаешь. Вот так. Письмо оставь мне.

- Может, это... розыгрыш?

- Не знаю.

Он вызвал по телефону Ермака и до его прихода расспрашивал, где мы будем жить, почему меняем квартиру. Я успокоилась и объяснила ему, как все получилось. Это папа попросил Ермака поменяться. Причин у отца было несколько. Во-первых, если мама не сможет работать на периферии... ну, если ей станет хуже, куда она вернется? Не в квартиру же, где вторая жена. А к дочери она всегда сможет приехать, и ее ждет прежняя комната.

Во-вторых, Шуре удобнее рядом с Мосфильмом. Может чаще забегать домой.

Я не сказала об этом Бурлакову, но папа еще думал о том, что у нас с Ермаком будут дети. Он знал, что я всегда мечтала о большой, дружной, веселой семье.

Ермак очень удивился, увидев меня в кабинете начальника.

- Что-нибудь случилось, Владя? - спросил он испуганно. Ефим Иванович дал прочесть ему письмо. Ермак прочел и улыбнулся мне.

- А ты испугалась за меня, глупышка? Мне уже года два грозят. Понятно. Кое-кому не по вкусу, что я перехватываю у них кадры.

- Но они грозятся убить?

- Такая уж у меня работа, Владенька. Ефим Иванович, я сейчас располагаю временем... Можно ее проводить?

- Иди, пожалуйста. Ты до завтра свободен. Успокой ее. Когда свадьба-то?

- В будущую субботу, - ответили мы вместе.

- Значит, в субботу гуляем. Будем кричать: " Горько! " Мы простились и вышли в коридор.

- Давай поедем к тем соснам... Нашим соснам. Мы ни разу с тех пор там не были, - предложил Ермак.

Я с радостью согласилась. Мы пообедали в буфете угрозыска. Сотрудники с любопытством поглядывали на меня. Все знали, что Ермак женится на работнице завода приборостроения.

Я рассказала Ермаку, что папу посылают в Англию на ярмарку, со " сборочным центром".

- Ярмарка вряд ли его обрадует, - покачал головой Ермак, - но побывать в Англии ему, наверно, будет интересно!

- Страна Диккенса, - заметила я.

- Она уже давно не страна Диккенса - ничего похожего.

- Ну, страна Пристли, Кронина, Чарлза Сноу, Айрис Мердок, Грэм Грина...

- Да, почему-то мы всегда судим о стране по ее писателям, - задумчиво сказал Ермак.

Мы долго бродили среди высоких, бронзовых сосен. Я не выпускала руки Ермака, сжимала ее все сильнее и сильнее.

Если с ним что-нибудь случится, я не переживу! Теперь я всегда буду за него бояться. Каждый день!

Непонятно, почему я до этого письма не боялась? Наверное, потому, что, рассказывая о своей работе, Ермак никогда не упоминал о тех опасностях, которым он подвергался. О себе он говорил вообще меньше всего. Рассказывал о разных мальчишках и девчонках, которым очень трудно (их потому и зовут трудными) и которым надо помочь. Вот он и ломал голову, как им помочь, как их вовремя отвлечь от всяких морлоков, несущих растление и гибель таким, как Зина Рябинина или Валерий Шутов... Зомби еще не был осужден - ждал суда. Убийцу Зины поймали. Он был исполнителем. Подлинным убийцей был Морлок.

- Не тревожься, Владя, смотри веселее! Ну! - укоризненно сказал мне Ермак.

- Всегда теперь буду за тебя бояться! - воскликнула я, останавливаясь и обнимая его за шею. - Какие-то темные морлоки... Зачем они? Ведь от них только зло людям.

Мы поднялись на холм, откуда было видно далеко, и там решили отдохнуть. Ермак растянулся на траве, а я села рядом.

Шумели сосны на ветру, высоко в небе плыли белые кучевые облака с густыми синими тенями. Впереди голубели подмосковные леса - до самого горизонта.

А Ермак говорил о том, как он меня любит, и как хорошо жить на свете, и какая долгая впереди жизнь.

- В двухтысячном, - сказал Ермак, - мы будем еще молодые. Тебе, Владька, сорок лет, а я буду чуть старше твоего отца. Еще работать и работать. Скажи мне... жена моя, ты любишь людей?

- Я буду учиться любить их на деле, не на словах.

... Мы приехали сюда еще раз в ясный осенний день и бродили вдвоем до вечера - муж и жена. Я была очень счастлива! Радость пребывала со мной. Единственно, что омрачало мое счастье, - это вечный страх, что я могу потерять моего мужа.

К нам скоро приезжают сестра Ермака Ата, а с ней Виктория Александровна, ее свекровь, заменившая в трудном детстве Ермака и Аты родную мать. Мы отведем им папину комнату. Мне очень хочется узнать их поближе.

Санди пишет, что скоро вернется из плавания (вы помните, он океанолог) и тоже заявится к нам. Он будет работать в Московском океанографическом институте.

Мама пишет мне письма. Она довольна своей работой. Ее крайне поразило, что папу командировали в Лондон. " Простой рабочий, и вдруг - в Англию... "

Я надеялась, что мама после стольких потрясений многое передумает, но, кажется, она так никогда ничего и не поймет.

Папа пишет длинные письма мне и Шуре. Ему до чертиков надоела ярмарка, где он дает объяснения всяким фирмам, что есть " сборочный центр".

В Лондон он уехал сразу после нашей свадьбы. На свадьбе было очень весело. Пришли все мои подруги, Ермаковы друзья, вся наша бригада в полном составе и, разумеется, Мария Даниловна. Жаль, что Даниил не пришел: не мог себя пересилить. Я уж потом- радовалась за него, что он не пришел: слишком часто кричали " горько". Ему было бы действительно горько, а мне при нем было бы неловко целоваться с Ермаком.

Славная Мария Даниловна всплакнула: ей хотелось, чтоб Даня женился на мне. Я ей шепнула, что если Даня женится на Геленке, это будет гораздо лучше. Но Даня редко встречался с Геленкой: обоим некогда.

Последнее время Даня начал к нам заходить. Ермак его встречает хорошо, тем более что у Дана неприятности с его режиссером. Я уговариваю его сходить к Гамон-Гаману. Хорошо, если бы тот взял его к себе в театр. Даня работает в театре и учится в театральной студии.

Шура наша загружена до предела. Скоро приступят к съемкам двухсерийного фильма " Скоморохи". Кроме всего прочего, Шура готовится к поступлению в институт кинематографии. Если хочешь быть большим артистом, надо не только много работать, но и много учиться - всю жизнь.

Заглядывает к нам и Миша Дорохов, и Алик Терехов, и Наташа, и Майя. И особенно часто дядя Александр и тетя Аля (не иначе как дали слово папе присматривать за молодыми). Я не пишу об университете, потому что это была бы уже другая книга- о студентах. В ней, наверно, тоже хватило бы туманов и штормов и герои не раз садились бы на мель.

Мы снова вскарабкались на тот холм, откуда далеко видно. Но земля была сырая, и мы только постояли, обнявшись. Мы были в плащах и шли быстро, к тому же день солнечный, и все же мы немного продрогли. Осень... И вдруг я замерла, услышав далекое курлыканье. Высоко-высоко, в прозрачной голубизне, уже тронутой желтизной заката, летели клином журавли. Летели, вытянув шею, откинув назад длинные ноги, и трубно мурлыкали... Только теперь они летели на юг.

- Зина,! - закричала я.

Что-то говорил мне взволнованный Ермак. Он знал... Я ему рассказала.

Быстро летели журавли и скоро скрылись в голубом тумане, но все еще доносилось их глухое курлыканье - все слабее и слабее.

Эх, если бы и вправду возможно было так, чтоб человек не умирал, а парил бы в синеве вместе с журавлями...

Не спеша спустились с холма. У меня вдруг ослабели ноги, и я тяжело повисла на руке Ермака. Мы молча подходили к железнодорожной линии, когда Ермак, над чем-то глубоко задумавшийся, вдруг сказал нетерпеливо и страстно:

- Самое большое зло, которое можно причинить человеку, это не дать ему осуществить себя. Каждый Человек - единственный от природы на все времена, ведь даже узор на пальцах не повторяется, а не то что склад души! Пойми, Владя, он верит во что-то, он надеется, мечтает, ему больно - он плачет. А вот у Человека радость - и он смеется, как ребенок. Так надо чаще доставлять ему эту радость!

- Спасибо, Ермак! - сказала я. - Знаешь что, мы будем с тобой работать ради Человека. Ладно? Всю жизнь ради Человека!

- Ладно, Владенька, это тебе спасибо... Электричка!.. Побежали? Может, успеем...

И мы припустили бегом на станцию.

ЖИЗНЬ РАДИ ЧЕЛОВЕКА

Романы, повести и рассказы В. М. Мухиной-Петринской давно уже завоевали признание юношеской аудитории, вошли в круг чтения нашей молодежи. Да это и неудивительно. Ведь книги писательницы адресованы всем тем, кто стоит на пороге большой жизни, впервые открывая для себя огромный мир, полный неизведанного, кто выбирает свой жизненный путь, свое призвание.

Сами названия книг-" Побежденное прошлое" (1935), " Тринадцать дней" (1936), " Под багровым небом" (1936), " Если есть верный друг" (1958), " Гавриш из Катарей" (1960), " Смотрящие вперед" (1961), " Обсерватория в дюнах" (1963, ) " Плато доктора Черкасова" (1964), " На вечном пороге" (1965), " Корабли Санди" (1966), " Путешествие вокруг вулкана" (1969), " Встреча с неведомым" (1969), " Океан и кораблик" (1976), " Утро. Ветер. Дороги" (1978) обещают читателю знакомство с миром путешествий, научного поиска, познания тайн мира и собственной личности.

Прежде чем стать профессиональной писательницей, В. М. Мухиной-Петринской пришлось пройти трудный жизненный путь, сменить множество профессий, поработать и на заводе, и на стройках, и в сельском хозяйстве, и в школе, и в научно-исследовательских учреждениях. Писательница досконально, " изнутри" знает труд слесаря и прессовщицы, метеоролога и лаборанта, маляра и грузчика, учителя средней школы и ученого-исследователя. Обширна и география ее жизненных дорог - Поволжье, Каспий, Средняя Азия, Дагестан, Крым и Дальний Восток...

Все это придает ее книгам жизненную достоверность и правдивость, точность описаний природы, добротную фактичность.

Через все творчество писательницы проходят три сквозные темы - открытие мира, научный поиск, самоопределение героя. Темы эти внутренне взаимосвязаны, они своеобразно переплетаются и взаимопроникают друг в друга.

В произведениях В. М. Мухиной-Петринской жизнь развивается по законам добра и справедливости. Ее герои - ученые, путешественники, рабочие, инженеры - живут широкими духовными интересами, творчески осваивают мир, стремятся наши и осуществить свое призвание. Особенно ярко это проявляется в образах юношей и девушек, только начинающих свой жизненный путь. Таковы Яша и Лиза Ефремовы, Ермак Зайцев и его друг Санди Дружников, Марфа Петрова, Владя Гусева и другие. Юность с ее дерзанием и порывами, высоким настроем души, благородными стремлениями и большими, сильными чувствами - вот идейно-художественный центр произведений писательницы. Ее интересует самый процесс формирования личности. Какие факторы - общество, среда, воспитание, семья - влияют на складывающийся характер? В каких случаях и почему формируется человек активный и общественно полезный или пассивный потребитель материальных благ, а порой и преступник? На все эти вопросы нет простого, однозначного ответа. В каждом конкретном случае авто] исследует, анализирует, ставит своего героя в различные жизненные ситуации, почти всегда оставляя для человека споткнувшегося, даже преступника, путь к нравственному исправлению и возрождению.

У писательницы есть свои любимые герои. Они переходят из одного произведения в другое, встречаются на жизненных дорогах, вступают в различные отношения - знакомятся, дружат, сотрудничают, спорят. Это обычно личности становящиеся, растущие, ищущие. Основное внимание автора привлечено к детству и юности героев. Когда они вырастают и взрослеют, то уходят как бы на второй план, уступая место новому поколению юных персонажей. Так создается эффект постоянного движения и развития жизни, смены поколений в созданном писательницей воображаемом мире. Иллюзия достоверности, " всамделишности" происходящего в книгах В. М. Мухиной-Петринской создается также переходящими из одной книги в другую второстепенными персонажами.

Интерес писательницы к становящемуся, растущему герою постоянен. Один из них: - Ермак Зайцев, который впервые появляется мальчиком-подростком в романе " Корабли Санди" (1966), а потом - уже в качестве сотрудника милиции, занятого работой среди малолетних правонарушителей, - в романе " Утро. Ветер. Дороги" (1978).

Ермак - носитель глубоко гуманного чувства. Образ это-го невзрачного, тщедушного мальчика из неблагополучной семьи, с ранних лет столкнувшегося с изнанкой жизни, оказался своеобразным художественным открытием автора.

Как могло получиться, что у талантливого, но ленивого и эгоистичного, самовлюбленного Станислава Львовича и его жены-пьяницы вырос такой заботливый, любящий сын, мальчик с высокими моральными требованиями, принципиальный и самоотверженный? Это кажется странным окружающим, соседям по дому, школьным учителям.

Писательница дает вполне определенный ответ на этот вопрос. Несомненно, что характер Ермака складывался как бы в противовес дурным семейным влияниям и в то же время в полном соответствии с теми принципами гуманизма, которые лежат в основе советского общества.

Ермак учился в школе, читал хорошие книги, ему помогали простые люди, он видел проявление добра в окружающей его среде, и все это сформировало в нем своеобразную жизненную философию - видеть во всех людях человеческое и бороться во имя любви к ним.

И Ермак борется. Он оказывает большое влияние на своего друга Санди, который от бездумно-радостного восприятия жизни только в ее светлых, положительных проявлениях переходит к более глубокому пониманию людей, становится требовательным к себе и внимательным к близким и товарищам.

Ермак помогает своей сестре Ате мужественно переносить слепоту, поддерживает ее в трудные дни. С большой сердечной заботой относится он к детям и подросткам, попавшим под дурное влияние улицы, помогает им найти правильную дорогу. Под несомненным воздействием Ермака внутренне возрождается один из членов воровской шайки дядя Вася. Чтобы помочь Ермаку, он идет на открытый разрыв с преступниками.

Свой жизненный путь Ермак определяет именно там, где он всего нужнее, работать по перевоспитанию правонарушителей, освобождать нашу жизнь от зла в его самых грубых и антиобщественных формах.

Следует отметить активность героев В. М. Мухиной-Петринской в их борьбе за свои идеалы, за осуществление высоких творческих и человеческих принципов. С этими качествами сочетается и нравственный максимализм.

Сюжетная напряженность и внутренний драматизм произведений писательницы во многом определяются столкновением персонажей контрастных, взгляды и жизненные позиции которых оказываются полярно противоположными. Примирение здесь невозможно, а возможна лишь борьба - решительная, смелая, до конца. Именно в такой борьбе сталкиваются любимые герои писательницы - Ермак Зайцев, Коля Черкасов, Владя Гусева - с выходцами из темного мира воров и преступников. В. М. Мухина-Петринская различает здесь жестоких главарей (Гусь, Морлок), с которыми не может быть иного обращения, кроме их изоляции от общества, и людей слабых, несчастных, временно и в силу неблагоприятных обстоятельств попавших под влияние преступников (дядя Вася, Сурок, Зомби). Для таких есть возможность вернуться к честному труду, к людям. Их спасение и является жизненной целью Ермака.

Такой же активной защитницей добра является и Владя Гусева (" Утро. Ветер. Дороги" ). Она вступается за свою подругу Геленку, которую преследует банда хулиганов. Владю волнует и драматическая судьба другой ее подруги Зины Рябининой. После смерти матери и новой женитьбы отца Зина ожесточилась, замкнулась в себе и, оказавшись втянутой в преступную шайку, погибает от ножа одного из бандитов. Борьба за, торжество добра и справедливости, за жизнь и счастье окружающих помогает Владе определить свое место в жизни, найти себя.

Мотив жизненного призвания является основным в этом романе В. М, Мухиной-Петринской. Призвание - это цель и смысл жизни, но порою люди представляют его однобоко и извращенно. Так, например, мать Влади Зинаида Кондакова, в прошлом работница завода, понимает свою жизненную задачу весьма прямолинейно - как служебное продвижение, карьеру, путь наверх, к вершинам успеха и всяческого благополучия. Красивая, хорошо причесанная и элегантно одетая, Кондакова духовно бедна и примитивна, а в своих стремлениях грубо эгоистична и расчетлива.

Однако жизнь жестоко наказывает Зинаиду. Она тяжело заболевает и вынуждена уехать в другой город, так как в Москве и семейные и служебные ее дела серьезно подорваны.

Эгоисты и приспособленцы терпят крах и в других произведениях писательницы.

Следует, однако, отметить, что в подобных ситуациях " наказания дурных людей" автор порой выступает в роли всесильного и мудрого демиурга. Понятно, конечно, что, наказывая подлеца, В. М. Мухина-Петринская отстаивает высокое -звание человека, борется за торжество справедливости. Хотелось бы все же, чтобы разрешение жизненных противоречий больше вытекало из естественного хода и развития жизненных обстоятельств и человеческих характеров, нежели из добрых намерений автора.

В критике уже отмечалась романтическая настроенность творчества В. М. Мухиной-Петринской, его несомненные связи с традициями А. Грина. (См.: Приходько Владимир. Адресовано первопроходцам. - В кн.: В. М. Мухина-Петринская. Океан и кораблик. Детская литература, 1976, с. 5-6. )

Конечно, традиции романтизма проявляются не только и не столько в отдельных гриновских именах и названиях (корабль " Ассоль", имя мальчика Санди, названного так в честь Санди Прюэля), сколько в самом видении мира, приподнятом, ярком, романтизированном.

Писательница любит контрастные образы, сталкивает полярно противоположные характеры, рисует экзотические картины природы, переданные через обостренное юношеское восприятие.

Следует назвать и другого литературного учителя В. М. Мухиной-Петринской - Константина Паустовского. В свое время, познакомившись с книгой " Если есть верный друг", К. Паустовский увидел в ней несомненное дарование автора, отметил высокий идейно-воспитательный пафос произведения. Паустовский прочел повесть " Смотрящие вперед" еще в рукописи и рекомендовал ее к изданию.

Порою при чтении произведений В. М. Мухиной-Петринской мелькает и мужественный профиль Жюля Верна - признанного отца приключенческой литературы и научной фантастики. Во всяком случае, серьезный интерес к науке и раскрытию тайн и загадок нашей планеты идет от традиций Ж. Верна.

В романтической литературе особое место занимает мечта. В. И. Ленин в своей знаменитой работе " Что делать? " сочувственно цитирует слова Д. И. Писарева о роли мечты в жизни человека: " Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьезно верит в свою мечту, внимательно вглядываясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения со своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей фантазии. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда все обстоит благополучно"

По мнению В. И. Ленина, мечта открывает перед человеком новые горизонты, помогает преодолевать трудности, неизбежно возникающие при выполнении того или иного большого дела, благодаря мечте жизнь становится окрыленной и целенаправленной.

Именно такая мечта освещает мир любимых героев В. М. Мухиной-Петринской. Мечта вдохновляет, дает цель жизни, делает ее интересной, наполненной, яркой. Отказ от мечты равносилен отказу от жизни творческой и означает серое, бессмысленное существование обывателя.

... В финале романа " Утро. Ветер. Дороги" Ермак Зайцев и его юная жена Владя полны веры в будущее, мечтают о счастье всего человечества. Сделать каждого человека счастливым - вот великая задача нашего времени - считают герои.

" Каждый Человек - единственный от природы на все времена, ведь даже узор на пальцах не повторяется, а не то что склад души! Пойми, Владя, он верит во что-то, он надеется,, мечтает, ему больно - он плачет. А вот у Человека радость - и он смеется, как ребенок. Так надо чаще доставлять ему эту радость! " - говорит Ермак. И Владя отвечает: " Знаешь что, мы будем с тобой работать ради Человека. Ладно? Всю жизнь ради Человека".

И. Винникова

(Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 6, с. 172)

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке BooksCafe. Net

Оставить отзыв о книге

Все книги автора



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.