Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ В ЧЕКИСТЫ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛ АНАТОЛИЙ СОБЧАК»



«ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ В ЧЕКИСТЫ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛ АНАТОЛИЙ СОБЧАК»

- Вы принимали участие в знаменитой реорганизации российских спецслужб. Известно, что в декабре 1991 года Михаил Горбачев подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». А в январе 1992 года вы уже стали заместителем министра безопасности РФ и начальником УМБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Впоследствии вас назначили первым директором ФСБ. Каково ваше отношение к этой реорганизации: она ослабила или в итоге все-таки усилила отечественные спецслужбы?

- Да, вначале возникла межреспубликанская служба безопасности (МСБ, правопреемница КГБ - прим. ред. ), но она недолго просуществовала. К тому же первый руководитель МСБ Вадим Бакатин, продержавшийся на этой должности всего три месяца, зачем-то передал американцам техническую документацию и чертежи подслушивающих устройств в посольстве США в Москве. Это была дикость полнейшая - ведь все слушают, и американцы, и мы. Иначе для чего спецслужбы?

С чего все началось лично для меня? Осенью 1991 года меня назначили председателем, государственной комиссии по расследованию деятельности КГБ во время ГКЧП, причем назначили одновременно двумя указами Горбачева и Ельцина. Это, по-моему, единственный такой случай в истории. К тому времени уже было создано КГБ России - его возглавил Виктор Иваненко. И по этому поводу у меня был аргумент, который я докладывал и Горбачеву, и Ельцину, и президиуму Верховного Совета, о том, что КГБ РСФСР путч не поддержал. А собственно КГБ СССР мы разделили: бывшее Девятое управление перешло в ФСО, на базе Восьмого главка возникло ФАПСИ, разведка стала совершенно независимой, и это правильно - Евгений Максимович Примаков сразу возглавил СВР (это была личность выдающаяся, что и говорить). В конечном счете осталось министерство безопасности, которое потом стало ФСК - федеральной службой контрразведки.

Когда раздавались голоса о том, что спецслужбы надо бы вообще упразднить, я на это возражал: «Ну, хорошо, не нравятся вам те или другие чекисты. Но контрразведка всегда нужна в любой стране мира, особенно в оснащенной ядерным оружием, правильно? » «А второе... » - и тут на меня все накидывались, особенно Сергей Адамович Ковалев(известный диссидент и правозащитник - прим. ред. ). Я говорил: «Пока существуют государства и власть, мы никуда не денемся от так называемого Пятого управления или политического сыска. Вопрос лишь в том, как это Пятое управление будет работать. Нужно знать обстановку и влиять на нее». Иначе будет как в той же Грузии в начале 90-х, где президентом стал бывший диссидент Звиад Гамсахурдия, которого сами же грузины, судя по всему, в 1993-м и убили. Вопрос в другом: ни КГБ, ни нынешнее ФСБ не должно быть передовым отрядом какой-либо партии. Для этого и была проведена департизация. Между тем КГБ долгое время был именно передовым отрядом партии, которая потом и кинула комитет, и сама себя кинула. Разбежались со Старой площади - так, что только пятки сверкали! И еще один аргумент я приводил: «Важно, какие задачи вы ставите перед спецслужбами. Там ведь нормальные люди, все с высшим образованием. Им ставится задача - они ее выполняют». И потом - должен быть жесткий парламентский контроль, который и был до 1993 года, пока существовал Верховный Совет. В США, кстати, существует сенатская комиссия со схожими функциями, и в Бундестаге ФРГ тоже.

Вот такие у меня были аргументы, их приняли и поддержали, в результате чего моя покойная подруга Галина Старовойтова не сумела провести свой законопроект о люстрации. А он уже был внесен на рассмотрение в Верховный Совет. Когда мне некоторые мои товарищи сегодня пеняют: «Зачем ты это сделал? », я им отвечаю: «Я за справедливость».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.