Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2.Специальные отрасли права. 3. Комплексные отрасли



2. Специальные отрасли права

Трудовое право. Предметом являются трудовые отношения, а метод правового регулирования в них – смешанный, то есть в зависимости от регулируемого вопроса может использоваться императивный, диспозитивный метод.

 

Семейное право (предмет – брачно-семейные отношения, метод – смешанный)

 

Финансовое право (предмет – отношения по поводу формирования, распространения и использования централизованных денежных фондов; метод – императивный).

 

Муниципальное право (предмет – общественные отношения, связанные с организацией местного управления и самоуправления, метод – смешанный)

 

3. Комплексные отрасли

 

Характерная черта последних – соединение разнородных институтов из профилирующих и специальных отраслей, объединенных предметом регулирования.

В качестве примеров могут быть упомянуты:

 

1. ая черта последних - соединение Экологическое право (предмет – общественные отношения в сфере взаимоотношения человека и природы, охраны природы, метод предполагает императивный)

 

Аграрное право (предмет: отношения в области сельского хозяйства, в том числе земельные, управленческие и др.; метод преобладает императивный).

 

Предпринимательское право (предмет – общественные отношения, связанные с порядком ведения физическими и юридическими лицами деятельности, направленной на получение прибыли и связанной с риском самостоятельной имущественной ответственности; метод – регулирования – смешанный).

 

 

Основные источники права

 

 

Нормативно-правовые акты и их классификация

 

По юридической силе (то есть в зависимости от положения и полномочия органа, принявшего этот акт) нормативно-правовые акты подразделяются: на законы и подзаконные акты.

 

Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в особом законодательном порядке и регулирующие наиболее важные общественные отношения.

 

По иерархии законы делятся на три вида:

 

Конституция (Основной закон) – обладает высшей юридической силой на всей территории государства.

 

Федеральные конституционные акты (регулируют наиболее важные общественные отношения и принимаются в особом законодательном порядке квалифицированным большинством в 2/3 голосов обеих палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федераций) примеры: федеральные конституционные законы «о Референдуме», «о Конституционном Суде», «О выборах Президента» и т. д., т. е. в основном регулируются вопросы, связанные с избранием, полномочиями и деятельностью высших органов государственной власти РФ.

 

Федеральные законы (принимаются простым большинством голосов, делятся в свою очередь на текущие (например, об изменении ставок налога на прибыль, о бюджете на следующий финансовый год, и т. п. ) и кодифицированные (т. е. принимаются Кодексы, в которых систематизируется законодательство определенной отрасли права, например: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс административных правонарушений и т. д. ).

 

 

Подзаконные акты, обладающие меньшей юридической силой, должны полностью соответствовать законам.

 

Выделяют три основных вида подзаконных актов:

 

Общие (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства – распространяются на всю территорию страны и на все сферы общественных отношений);

 

Местные (постановления и распоряжения региональным местных органов власти - сфера действия ограничена определенной территорией);

 

Ведомственные (директивы министерств и ведомств – сфера действия ограничена рамками отрасли управления, где осуществляет свои полномочия данный орган исполнительной власти, например: директивы и распоряжения МВД и т. п. )

 

Правотворчество или правотворческая деятельность – это особая форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

 

Правотворчество осуществляется тремя основными способами:

 

1.

 

 

Правовая система и ее виды

 

Правонарушение – виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписанным нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

 

К признакам правонарушения относятся:

1. поведение человека должно быть выражено либо в форме действия (например, угон автомобиля), либо в форме бездействия (например, неоказание помощи терпящим бедствие);

2. общественная вредность противоправного деяния;

3. противоправность деяния в различных формах (прямое нарушение правового запрета, неисполнение обязанностей, превышение должностных полномочий и т. д. )

4. виновность поведения субъекта права (сущность вины заключается в отрицательном отношении к охраняемым правом интересам общества)

5. наказуемость противоправного деяния (это угроза или возможность применения к правонарушителю мер государственного воздействия).

 

Выделяют два основных вида правонарушений: преступление и проступок.

 

1. Преступления – это общественно-опасные, противоправные, виновные и наказуемые деяния (действия или бездействия), причиняющие существенный вред охраняемым законом общественным отношениям или создающие угрозу причинения такого вреда, а также характеризующие повышенной степенью общественной опасности.

 

По объекту посягательства преступления делятся на преступления против жизни, здоровья, личности, против собственности, правосудия и т. д.

 

Проступки – характеризуются более низкой степенью общественной опасности, чем преступления.

 

К преступлениям относятся те правонарушения, которые зафиксированы в Уголовном кодексе. Все остальные правонарушения считаются проступками.

 

Виды проступков:

 

Граждански е – совершаются в сфере имущественных и ряда неимущественных отношений; вред заключается в нанесении имущественного ущерба (например из-за неисполнения обязательств по договору).

 

Дисциплинарные – совершаются в сфере служебных отношений; вред наносится порядку нормального функционирования предприятия

 

Административные – посягают на общественные отношения, связанные с государственным управлением (например, нарушение безопасности правил дорожного движения, противопожарной безопасности и т. д. )

 

Юридическая ответственность и ее виды.

 

Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организованного или имущественного характера в рамках процессуального порядка, строго определенного законом.

 

Виды юридической ответственности:

 

Гражданско-правовая ответственность носит в основном имущественный и компенсаторный характер (т. е. направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов потерпевшего), основана на принципе полного возмещения ущерба, который причинил правонарушитель.

 

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий (по действующим нормам Трудового кодекса РФ ими могут быть замечание, выговор, строгий выговор, увольнение) на работника администрацией предприятия, учреждения, организации. Характерной чертой являются отношения подчинения, которые должны существовать между лицом, совершившим правонарушение, и органом, применяющим меру дисциплинарной ответственности.

 

Административная ответственность – основана на факте совершения административного проступка, предусмотренного законодательством об административных правонарушениях (Кодекс об административных правонарушениях) - некоторые виды административных взысканий (штраф, исправительные работы, административный арест) налагаются только судом; другие – соответствующими уполномоченными государственными органами и должностными лицами (например, работниками ГИБДД, пожарной охраны).

 

Уголовная ответственность характеризуется наиболее суровыми мерами государственного воздействия в форме лишения свободы, ограничения свободы, ареста и т. д. Характерные черты: применяется только по решению суда; носит публичный характер (субъектом привлечения к уголовной ответственности является государство) и персональный характер (применяется только к конкретным юридическим лицам).

 

Правосознание – одна из форм общественного сознания, выражающая представления и чувства людей о праве и его реализации.

 

Конституция – (от лат. «установление») это основной закон государства, единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого от имени народа учреждаются основные принципы устройства государства и общества, закрепляются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

 

Конституция как основной закон государства обладает рядом признаков:

 

  1. В отличие от других законодательных актов она имеет основополагающий характер (закрепляет основы общественно-экономического строя, права и свободы человека, систему органов государственной власти).
  2. Конституция является ядром системы права, всего текущего законодательства, определяет его характер.
  3. Обладает высшей юридической силой и верховенством.
  4. В отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью (т. е. устойчивостью, неизменностью предписаний в течение длительного времени, что обеспечивается усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок).
  5. Имеет прямое действие на всей территории государства.

 

 

Конституции различных стран могут различаться.

Среди них выделяют:

  1. В зависимости от формы государственного устройства – унитарные и федеративные.
  2. В зависимости от предполагаемой продолжительности действия – постоянные и временные.
  3. В зависимости от реальности осуществления конституционных положений на практике – постоянные и временные.
  4. В зависимости от способа объективирования, то есть каким образом выражена вовне воля учредителя – писанные (в виде отдельного единого документа по определенной системе: наличием преамбулы, основного текста, переходных положений, сопроводительных документов – Франция, США, Россия) и неписанные (отсутствует единый конституционный акт – Великобритания, Новая Зеландия).
  5. В зависимости от того, кто является источником государственного суверенитета по конституции – октроированные (конституция «даруется» монархом, который и является источником власти) и народные (источником власти в конституции провозглашается народ).
  6. В зависимости от способа внесения изменений и поправок и дополнений к конституции – жесткие (усложненный порядок изменения) и гибкие (изменения вносятся так же как и принимается обычный парламентский закон, то есть обычным большинством голосов – например – Великобритания).

 

Основные понятия конституционного строя.

 

Конституционный строй – это общественный строй (т. е. сочетание экономической и политической систем общества) и устройство государства, закрепленное в конституции.

 

Основы конституционного строя – закрепленные в конституции исходные положения, в соответствии с которыми определяется конституционный строй страны, строится все правовое регулирование.

 

В основу конституционного строя Российской Федерации положены следующие принципы:

 

  1. Принцип демократизма – это свободное участие народа в осуществлении государственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной власти), а также свобода народа от чрезмерной опеки со стороны государства (выражается в многообразии взглядов и идеологий, системе и гарантиях прав и свобод человека).
  2. Принцип верховенства права и закона (означает, что нормативно-правовые акты должны быть изданы с соблюдением процедуры их принятия и не должны противоречить нормам высшей юридической силы).
  3. Принцип приоритета прав человека (закреплен в ст. 2 Конституции, которая объявляет права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, что означает подчинение государства законным интересам личности и общества).
  4. Принцип суверенитета Российской Федерации (независимость, самостоятельность государства в международных делах).
  5. Принцип федерализма государственная власть на территории России осуществляется на основе разделения полномочий между органами федеральной и региональной власти (субъектов Федерации).
  6. Принцип разделения властей провозглашает существование независимых друг от друга законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти с самостоятельной компетенцией и правом взаимного контроля, что позволяет предотвратить возможное сосредоточение властных полномочий в одних руках.
  7. Принцип экономической свободы – (закреплен в ст. 8 Конституции, где провозглашается единое экономическое пространство и равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, которые государство равным образом признает и обязуется защищать).
  8. Принцип правового и социального государства.

 

 

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

 

Принципы гражданства в Российской Федерации включают в себя:

1. Равенство в способах приобретения гражданства.

2. принцип единого гражданства (российское гражданство автоматически означает и гражданство того субъекта Федерации, где проживает гражданин – например, гражданин, проживающий в Татарстане, является и гражданином Татарстана и России).

3. Открытый и свободный характер гражданства (означает, во-первых, достаточно льготный характер получения гражданства, во-вторых – свободное право на прекращение гражданства, приобретение двойного гражданства).

4. Принцип добровольности решения вопросов о гражданстве (означает, что никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ).

 

Основаниями для приобретения гражданства являются:

 

  1. Признание (автоматическое приобретение гражданства РФ всеми желающими, проживающими на территории РФ к 1991 году, если они не изъявили желания в течение года приобрести другое гражданство).
  2. По факту рождения на территории РФ (по «праву почвы») или если один из родителей – гражданин РФ (по «праву крови»).
  3. в порядке регистрации (например, имеются родственники в РФ – в этом случае подается заявление в органы МВД или дипломатические учреждения за границей).
  4. прием в гражданство через специальное ходатайство на имя Президента (требования: проживать на территории РФ в течение 3 лет непрерывно, 5 лет - с перерывами; дееспособность и пр. )
  5. восстановление в гражданстве через ходатайство.
  6. оптация (выбор гражданства) возможна в случае территориальных изменений (например, если часть территории отходит другому государству).

 

Прекращения гражданства возможно в следующих случаях:

 

  1. Выход из гражданства (гражданин сам принимает решение о намерении выйти из гражданства)
  2. отмена решения о приеме в гражданстве (если представлены ложные документы)
  3. оптация

 

Народовластие и формы его осуществления

 

Народовластие дословно означает «власть народа», так как именно многонациональный народ России, согласно ст 3 Конституции является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

 

Народовластие осуществляется в трех основных формах: непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.

 

Непосредственная форма народовластия проявляется через прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни.

Существуют две главные разновидности (формы) непосредственной демократии, влекущие юридические последствия виде общеобязательности решения или правомочия депутатов на осуществление своих полномочий:

 

А) Референдум – всенародное голосование по законопроектам, законам и другим вопросам общегосударственного (общерегионального, муниципального) значения – регулируется законом «О референдуме РФ» от 1995 г.

 Б) Выборы в законодательные собрания разных уровней.

Основные принципы: равенство, прямое избирательное право, тайное голосование.

 

Через органы государственной власти

 

Через органы местного самоуправления

 

По мнению некоторых ученых, права и свободы личности не одно и то же. Свободы принадлежат любому человеку от рождения, изначально (свобода совести, свобода слова и т. д. ) а права приобретаются по мере социализации личности (например, избирательное право). Большинство же исследователей ставят знак равенства между понятиями «права» и «свободы». Именно эта точка зрения нашла отражение в Конституции РФ от 1993 г.

 

 Права и свободы человека и гражданина традиционно делят на четыре группы:

 

  1. Личные права – являются основополагающими, не зависят от каких-либо отношений личности с государством и обществом: право на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность, определение национальной принадлежности, тайну личности и семейно жизни и т. д.
  2. Политические права заключаются в возможности участия в управлении делами общества и государства, доступ к государственным должностям, право на объединение, собрания, митинги, шествия, обращение в государственные органы, право избирать и быть избранным.
  3. Социально-экономические права: право на собственность, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на социальное обеспечение, право на труд в справедливых и благоприятных условиях, право на отдых, право на забастовку и объединение в профсоюзы и др.
  4. Культурные права – право на образование, право на свободное осуществление литературного, художественного и др. видов творчества, право на свободное участие в культурной жизни и др.

 

Гарантии основ правового статуса личности, то есть способы обеспечения и реализации прав:

 

  1. Политические - определяют направленность политики государства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества (например, введение должности Уполномоченного по правам человека в РФ)
  2. социально-экономические (например, для достижения достойного уровня жизни – установление достаточно высоких размеров пенсий и социальных пособий).
  3. Юридические гарантии – провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответственности за одно и то же преступление и т. д.

 

Помимо прав и свобод существует круг обязанностей личности перед государством, которых в количественном плане значительно меньше.

 

Основные обязанности личности, закрепленные в Конституции:

  1. Для всех лиц, находящихся под юрисдикцией России (обязанность платить налоги, охранять окружающую среду, беречь памятники истории и культуры и т. д. )
  2. Для граждан РФ (защита Отечества и несение военной службы в соответствии с законом).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.