Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социология



 

Основные определения необходимые для усвоения в рамках дисциплины « обществознание ».

 

Наука – систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей действительности.

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности. Основной функцией науки выступает производство нового знания. Наука - одна из форм общественного сознания.

Для познания действительности науки используют определенную методологию и понятийный аппарат. Научное познание действительности базируется на установлении законов и закономерностей развития природных и социальных процессов.

 

Научные дисциплины, в зависимости от объекта исследования, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) — естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение.

 

Общественные науки в качестве объекта своего исследования рассматривают общество со своей совокупностью взаимосвязей. К общественным наукам принято относить: политологию, социологию, экономику, юриспруденцию, культурологию, историю и т. д.

 

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов (закономерностей), управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа.

 

В рамках общества выделяют следующие подсистемы:

1. политическая 2. социальная 3. экономическая 4. духовная

 

 

Политология – наука, изучающая политику во всех ее проявлениях и взаимосвязях

 

1. Политика – совокупность общественных отношений связанных с властью и государственным устройством, человеческая деятельность, направленная на принятие и реализацию решений от имени и для общества.

 

2. Власть – способность воздействовать на деятельность и поведение индивидов, групп, масс и пользуя широкий ряд механизмов влияния – от убеждения до насилия.

 

3. Государство - политическая организация, обладающая суверенной властью на определенной территории и отправляющая посредством постоянно действующих институтов.

Для государства необходимо:

  1. Наличие специального аппарата управления;
  2. Территории, на которую распространяется его власть;
  3. Системы норм и исключительного права контроля за их исполнением (монополия на легальное использование принуждения).

 

 

4. Государственный суверенитет (франц. – верховная власть) – политико-правовое свойство, определяющее ее верховенство и независимость.

 

5. Народный суверенитет - полновластие народа, который выступает носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Народ осуществляет власть непосредственно (на выборах и референдумах) и через органы государственной власти и местного самоуправления.

 

6. Принцип разделения властей – принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви – законодательную, исполнительную, судебную, которые создают механизм «сдержек и противовесов». Принцип разделения властей был сформулирован в трудах Дж. Локка и Ш. -Л. Монтескье.

 

7. Форма правления – способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношения ее органов и степень участия населения в их формировании.

 

По формам правления государства подразделяют на монархии и республики.

 

8. Монархия – форма правления, при которой государство возглавляет один человек и его власть передается по наследству.

 

Монархии подразделяют на абсолютные и конституционные (ограниченные).

 

9. Абсолютная монархия характеризуется неограниченной властью монарха (например, в Саудовской Аравии, Омане, Брунее, Бахрейне, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах).

 

10. Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой такую форму государственного правления, при которой власть монарха ограничена конституцией.

Конституционные монархии делятся на дуалистические и парламентские.

11. Дуалистическая монархия – в которой монарх напрямую возглавляет исполнительную власть (Марокко, Иордания).

12. Парламентская монархия – в которой реальная власть принадлежит главе правительства, который назначается парламентом.

При  парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия. Швеция, Дания, Испания, Япония, ).

 

13. Республика (лат. Respublica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определенный срок ( государство с выборной формой правления ).

 

В зависимости от способов распределения власти между высшими органами власти выделяют президентскую, парламентскую и смешанную республики.

 

14. Особенностью президентской республики является то, что президент избирается на всенародных выборах и соединяет полномочия главы государства и главы исполнительной ветви власти, например, администрации США (США, страны Латинской Америки).

 

15. В парламентской республике решающая роль в организации государственной власти принадлежит парламенту, формирующему правительство из состава партий, получивших большинство голосов избирателей на выборах. Президент же, как глава государства, выполняет представительские функции. Характерна для европейских стран (Германия, Австрия, Италия, Греция и пр. ).

 

16. Смешанная республика характеризуется большим, по сравнению с парламентской республикой, объемом полномочий президента, который при этом не является главой исполнительной власти. Правительство в такой республике формируется и контролируется одновременно и парламентом и президентом (Франция, Финляндия, Португалия, Швейцария, Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и т. д. )   

 

По горизонтальному разграничению полномочий между центром и регионами выделяют федеративные и унитарные государства.

 

17. Унитарное государство – единое по своей основе и однородное по своему территориально-политическому устройству государство. Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы.

 

18. Федерация – форма государственного устройства, предполагающая наличие в составе государственного ядра государственных образований, которые обладают определенной самостоятельностью, имеют свое административно-территориальне деление и законодательство (республик, краев, областей – в России, провинций – в Аргентине, Канаде, Пакистане, штатов – в США, Индии, Бразилии, Мексике, кантонов – в Швейцарии земель - Германии, эмиратов - ОАЭ и т. д. ). Федерация характеризуется распределением полномочий между центральными органами государственной власти и субъектами федерации, двойной системой органов государственной власти и законодательства. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны. Выделяют: исторические федерации (ФРГ, Швейцария), национальные (СССР, Чехословакия, Индия, Бельгия) и смешанные – национально-территориальные (Россия, Канада).

 

19. Конфедерация – форма территориально-политического устройства, представляющая собой союз независимых (суверенных) государств, объединенных для выполнения определенных задач (экономических, политических, военных и др. ). Государства входящие в конфедерацию сохраняют суверенитет (независимость), собственные органы власти, и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта, связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787 гг. ), Швейцарии до 1848 г. ), ОАР (объединение Египта и Сирии) – 1958-1961, Германском Союзе _1815-1867 г. ) и др. СНГ так же можно рассматривать в качестве конфедеративного образования.  

 

20. Гражданское общество – сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

 

 

21. Политическая система – одна из сфер общественной жизни обеспечивающая реализацию властных отношений через совокупность политических институтов, норм, форм взаимодействия.

Другими словами политическая система совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, то есть направлена на практическое осуществление политических интересов социальных групп, национальных общностей и др.

 

Признаки политической системы:

  1. Является универсальной и охватывает своим действием все сферы жизни общества;
  2. Обусловлена общественной средой, социально-экономической структурой;
  3. Предполагает наличие специальных структур, обеспечивающих ее относительную самостоятельность и независимость;
  4. Имеет исключительное право на легальное применение принуждения;
  5. Обладает возможностью преобразовывать желания, взгляды отдельных людей в значимые для всего общества решения.

                                                                                         

 

22. Партия (от лат. – часть, частица) организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, группа, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти. Партия представляет собой устойчивое объединение людей, возникающее для достижения общих политических целей.

Для партии характерно:

  1. Наличие организации, борющейся за власть
  2. Наличие у этой организации идеологии
  3. Борьба за поддержку народа, в том числе и на выборах.

 

23. Партийная система – совокупность парламентских партий данной страны, с их взаимосвязями, их взаиморасположением с учетом политического веса каждой партии.

Выделяют:

  1. Однопартийные
  2. Двухпартийные
  3. Многопартийные системы

 

24. Группы интересов – ассоциации людей, организованные для влияния на процесс принятия решений или продвижение дела.

 

25. Выборы – способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической волей граждан.

 

26. Избирательная система -  совокупность основных принципов и правил, по которым проходят выборы и формируются органы власти.

Выделяют:

  1. Мажоритарную
  2. Пропорциональную
  3. Смешанную избирательные системы.

 

27. При мажоритарной системе конкретные кандидаты баллотируются в определенном избирательном округе, претендуя на соответствующее место в избираемом органе власти, и завоевывает его тот, кто получает в итоге наибольшее число голосов. Остальные участники остаются в полном проигрыше.

Выделяют мажоритарную систему простого и абсолютного большинства. По мажоритарной системе абсолютного большинства проходят выборы Президента РФ, по мажоритарной системе простого большинства избирается состав Городской Думы Перми.

 

28. При пропорциональной системе происходит распределение мест в парламенте в соответствии с долями голосов, полученных на выборах. По пропорциональной избирательной системе проходят выборы в Государственную Думу РФ

 

29. Смешанная – такая избирательная система в которой используются как мажоритарный так и пропорциональный принципы. По смешанной избирательной системе избирается Законодательное Собрание Пермского края (региональный парламент). 50% состава депутатов избираются от одномандатных округов (мажоритарная система простого большинства), остальные 50% по партийным спискам (пропорциональная избирательная система).

 

30. Идеология – форма общественного сознания, представляющая собой относительно систематизированную совокупность идей, взглядов, а также вытекающие из них цели и средства воздействия на действительность.

Другими словами идеология – система взглядов, отражающая политические интересы определенной социальной группы.

В идеологии выделяют 3 уровня:

1. Теоретико-концептуальный

2. Программно-политический

3. Актуализированный.

 Идеологии могут быть:

  1. Либеральной
  2. Консервативной
  3. Социалистической
  4. Анархистской
  5. Фашистской
  6. Националистической
  7. феминистской
  8. альтерглобалистской и пр. направленностей.

 

31. Либерализм (лат. Liberals – свободный) – идеология, ставящая на первое место в иерархии ценностей свободу индивида. Исходящая из абсолютной ценности личности, признания ее неотъемлемых прав и свобод, выступающая за ограничение вмешательства государства в жизнь общества, свободу предпринимательской деятельности, развитие гражданского общества.

 

32. Консерватизм (лат. Conservo – сохраняю, предохраняю) – политическая идеология в которой основной приоритет отдается государству, церкви, нации, семье, порядку. Консерватизм характеризуется стремлением удержать общество в рамках уже найденного пути развития, защитить прошедшие проверку временем жизненные нормы и институты от разрушения и преобразований, последствия которых невозможно предугадать.

 

33. Социализм (лат. Socialis – общественный) – идеология, выдвигающая на первое место интересы социальной справедливости (равенства) и общественной солидарности (коллективизма).  

 

34. Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – идеология, в основе которой лежит отрицание политического принуждения, стремление к уничтожению государственной власти и замене ее политической организацией основанной на добровольной ассоциации граждан.

 

35. Национализм – политическая идеология, в которой нация, понимаемая в качестве культурно гомогенного сообщества, выступает источником суверенитета, преимущественным объектом лояльности и предельным основанием легитимности власти. Национализм стремится отстаивать в первую очередь интересы собственной нации, понимаемой по преимуществу либо исключительно в качестве этнической общности. Формирование политической доктрины национализма происходит в эпоху Нового времени, когда термин «нация», (в первоначальном значении «суверенный народ») приобретает самостоятельное политическое значение.

 

36. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которая складывается в процессе формирования общности территории, экономической жизни, культуры, языка и особого самосознания.

 

37. Фашизм (итал. – пучок, связка) – политическое движение и идеология, представляющая собой разновидность правого радикализма и характеризующаяся предельной формой расизма и агрессивным популизмом. Фашизм крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение. Важнейшими чертами идеологии фашизма является стремление к сильной власти,  воинствующий антидемократизм, расизм и шовинизм. Фашистский политический режим был впервые установлен в Италии в 1922 г.

 

38. Расизм – (фр. род, порода) – идеология, основу которой составляет положение о физической и психологической неравноценности различных рас. Разделение народов на «низшие» и «высшие», «полноценные» и неполноценные» в зависимости от расовой принадлежности используется для обоснования расовой дискриминации, сегрегации, геноцида народов. Расизм – официальная идеология фашизма (национал-социализма). Расизм является грубым нарушением фундаментальных (естественных) прав человека.

 

39. Политический процесс – упорядоченная последовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанная с реализацией властных интересов и целедостижением.

 

40. Политическая элита – группа людей, занимающая особое положение в обществе, выделяющаяся своим влиянием на политический процесс, систематически участвующая в принятии стратегических решений.

Политическая элита не только совокупность людей, занимающих высокие посты, это устойчивая социальная общность, основанная наглубоких внутренних связях входящих в нее политиков, объединенных общими интересами: обладание властными рычагами, стремление сохранить на них свою монополию, отсечь и не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить свои позиции.

 

41. Политическое лидерство – способность индивида, как правило, наиболее авторитетного члена какой-либо группы принимать решения, оказывать влияние на общество и группы интересов.

Другими словами политическое лидерство – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на общество, организацию или группу.

 

42. Политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти, характеризующая, в отличие от формы правления, содержание деятельности политических институтов.

Другими словами политический режим – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь при этом на сложившееся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы.

  

Политические режимы подразделяют:

1. Демократические

2. Авторитарные

3. Тоталитарные

 

43. Под демократией («власть народа») – понимается политический режим характеризующийся равноправием граждан и их участием в политической жизни, соблюдением прав и свобод, выборностью государственных органов, предпочтением большинства меньшинству при принятии решений, охраной прав меньшинства.

Демократия – постоянный процесс согласований и переговоров, позволяющий учитывать интересы различных общественных групп и структур, исключающий диктатуру как большинства, так и меньшинства.

Примеры демократических государств: США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Дания, Швеция, Швейцария и др.

Для демократического политического режима характерно:

1)Наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством;

2)Реально существующее и функционально работоспособное разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная и судебная) и по горизонтали (власть центра и регионов);

3)Свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации;

4)Свобода выражения политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы.

 

 

44. Авторитаризм одна из разновидностей политического режима, наиболее распространенная форма современной диктатуры.

 

Авторитаризм (лат. autoritas – влияние, власть) – разновидность недемократического политического режима, основанного на принципе централизации власти, при котором власть единоличного правителя (диктатора) или правящей элиты н6е ограничивается правом, представительными органами власти и системой разделения властей.

Для авторитаризма характерно стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти.

В отличие от демократии, при авторитарных режимах отсутствует свободная игра политических сил и широкое участие граждан в принятии или даже обсуждении политических решений. С другой стороны, в отличие от тоталитаризма, свобода граждан жестко ограничивается лишь в политической сфере.

Выделяют военные авторитарные режимы (диктатура «черных полковников в Греции 1967-1975 гг. ), Хунта Пиночета в Чили (1973 – 1989 гг. и др. ),

Традиционные авторитарные режимы, получившие распространение в государствах с абсолютной формой правления (Королевство Саудовская Аравия, Оман, Бруней, и т. д., государства эпохи средневековья и древнего мира как европейские, так и восточные, клановые авторитарные режимы (клан Алиевых в Азербайджане, Назарбаева в Казахстане, Каримова – в Узбекистане и т. д. ); Персонифицированные режимы (режимы личного правления, в которых власть принадлежит лидеру, опирающемуся не на политические институты, а на репрессивно-полицейский аппарат (Индии амина в Уганде (1971 -1979), А. Г. Лукашенко в Белоруссии и т. д. )

Неоавторитарные режимы, однопартийные, популистские и т. д.

 

45. Тоталитаризм – разновидность политического режима диктаторского типа, характеризующаяся, в отличие от авторитаризма, абсолютным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Примерами тоталитарных режимов являются нацистская Германия (1933 – 1945 гг. ), Сталинский Советский Союз (с кон. 1930-х – 1953 гг. ), Китайская Народная Республика при Мао Цзэдуне, Северная Корея при Ким Ир Сене и пр.

Тоталитарный режим предполагает изоляцию населения страны от внешнего мира, отсутствие настоящих свободных выборов, подмену личных интересов общественными, стремление установить контроль над личной жизнью индивида, политизацию всех сфер жизни общества.

Установление тоталитарного режима связано с приходом к власти радикальных политических сил, ставящих своей целью преобразовать существующий порядок и изменить самого человека.

Тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации.

Признаками тоталитарного режима являются:

1)  «тщательно разработанная идеология, представляющая собой официальную доктрину, охватывающую все жизненно важные стороны человеческого существования и поддерживаемую всеми живущими в данном обществе;

2) единственная массовая партия… возглавляемая одним человеком… и включающая в себя относительно небольшой процент всего населения (до 10%);

3) система террора, физического и психологического, осуществляемая через партийный и полицейский контроль…;

4) технологически обусловленный, практически монопольный контроль партии государства над всеми средствами массовой коммуникации…;

5) точно так же технологически обусловленная почти полная монополия на использование всех видов вооруженных сил;

6) централизованный контроль и руководство всей экономикой».

 

 

46. Политическое участие – влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

 

 

47. Процесс принятия решений – центральный элемент политического процесса, означающий преобразования политических требований в действия властных структур.

 

48. Политическая культура – система ориентаций и установок относительно политической системы и ее составляющих, а также относительно образцов политического поведения. Иными словами, политическая культура – совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

 

Выделяют патриархальную (приходскую, традиционную), подданническую и партисипаторную (культуру участия) типы политической культуры.

 

49. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней. В таких обществах отсутствуют специализированные политические роли, основные акторы (вожди, шаманы и др. ) реализуют одновременно и политические, и экономические, и религиозные ориентации населения. Кроме того, не дифференцируются политические, экономические и религиозные ориентации населения. Преобладает территориальная и социокультурная дифференциация: человек идентифицирует себя, в первую очередь, как чак качть локального сообщества (рода, деревни и т. п. ).

 

50. Подданнической политической культуре свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. В целом у людей преобладает своего рода  потребительско-патерналистское отношение к политической системе: члены сообщества либо ожидают благ, либо боятся наказания.

 

51. Партисипаторной политической культуре или культуре участия (активистской политической культуре) свойственно активное участие индивидов в политической жизни, основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности влиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия.

В современном мире вышеназванные типы политической культуры в чистом виде отсутствуют.

 

 

52. Политическое сознание – совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса

 

53. Абсентеизм – уклонение населения от участия в выборах.

 

54. Легитимность – общественное признание правомерности политической власти (согласие населения с тем, что им управляет определенная политическая сила).

Легитимность (от лат. согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

 

Легитимность подразделяется на: традиционную, рационально-правовую и харизматическую.

 

55. Традиционная легитимность  формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;

 

56. Рационально-правовая легитимность  возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

 

57. Харизматическая легитимность  складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

 

 

58. Легитимация – процесс обеспечения легитимности власти, т. е. достижение политическим лидером, институтом или политической системой в целом общественного признания.

 

59. Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К СМИ относятся: пресса, радио, телевидение, Интернет.

Функции СМИ:

 

  1. Информирование населения (получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органах власти событиях).
  2. Социализация (обеспечение усвоения населением политических норм и ценностей, существующих в данном обществе).
  3. Критики и контроля (
  4. Выражения различных общественных интересов
  5. Мобилизация населения на политические действия (например

 

60. Радикализм – тип политики, характеризующийся направленностью на решительное изменение всего существующего порядка вещей.

Другими словами, радикализм – политические идеи и деятельность, направленные на решительное, кардинальное изменение политических отношений, а также основных институтов политической системы.

 

Социология

 

1. Общество (в широком смысле) - обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов, наделенных волей и сознанием, и включает: формы их объединения и способы взаимодействия;

Общество (в широком смысле) – это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и общественных отношений как между большими, так и малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Общество (в широком смысле) - вся история человечества в его прошлом, настоящем и будущем.

2. Общество (в узком смысле)

- этап исторического развития (первобытное, феодальное, капиталистическое социалистическое общества);

- группа людей с общими интересами (общество книголюбов);

- страна (французское общество XIX века);

- группа людей, объединенных общим происхождением (дворянское общество).

3. Общество как система:

А. Самодостаточная, саморегулирующаяся, динамическая, саморазвивающаяся самовоспроизводящаяся

Б. Признаки:

-целостность, общность условий существования;

- наличие определенной структуры – элементов и подсистем;

- наличие коммуникаций – связей и отношений между элементами системы;

- взаимодействие данной системы и других систем;

- качественная определенность, т. е. признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем.

В. Функции общества - деятельность системы, направленная на удовлетворение одной из ее потребностей.

- адаптация - умение найти формы продуктивного приспособления к внешней (социальной и природной) среде; Функцию адаптации общества выполняет подсистема экономики.

- целеполагание - установление целей для действия; Функцию целеполагания — подсистема политики.

 - поддержание образца - сохранение себя в некоем постоянном виде; Функцию сохранения образца — подсистема социализации.

- интеграция - общество должно быть внутренне соединено в единое целое; Функцию интеграции — подсистема права.

Г. Подсистемы – сферы общественной жизни.

- Экономическая – материальное производство и отношения, возникающие в прцессе производства, распределения, обмена и потребления. Система жизнеобеспечения, являющаяся материальным основанием общественной системы.

- Социальная – состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий; Группы людей формируются по их месту в экономической жизни, по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам.

- Политическая – включает в себя государство, политические учреждения и организации, политические отношения и связи, политические нормы. Основой политической системы является власть.

- Духовная – включает в себя идеологию, образование, науку, культуру, религию, искусство, мораль.

4. Природа (в широком смысле) - весь мир в целом, во всем бесконечном многообразии его проявлении.

Природа (в узком смысле) - естественная среда обитания человека, среда социальной системы.

5. Три уровня рассмотрения общества:

А. Социально-философский – модели общества: - формационная, цивилизационная, стадиальная, циклическая. Локальная, глобальная;

Б. Историко-типологический – традиционное, индустриальное, постиндустриальное; цивилизации западные и восточные;

В. Конкретно-исторический - такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, — их объективные закономерности.

6. Традиционное общество – этап, общественный уклад, который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Признаки:

- традиционная экономика

- преобладание аграрного уклада;

- зависимость от природы;

- стабильность структуры;

- сословная организация;

- низкая мобильность;

- высокая смертность;

- низкая ожидаемая продолжительность жизни.

7. Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации. Вырастает из традиционного общества. Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

8. Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий попадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69, 4 % ВВП, 2004 год), Австралия (69 % ВВП, 2003 год), Япония (67, 7 % ВВП, 2001 год), Канада (70 % ВВП, 2004 год), Россия (58 % ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена.

9. Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (земледелию и скотоводству). Переход к традиционному обществу.

10. Промышленная революция - 1. Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. 2. Производство машин, производящих машины. Переход к индустриальному обществу.

11. Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок, коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология.

Современный этап НТР – иинформационная революция.

12. Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

13. Субъекты исторического процесса – индивиды, социальные общности, организации, великие личности.

14. Прогресс - (от лат. progressus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Критерием прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.

15. Регресс - (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга.

16. Революция - (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности, отличают и от эволюции.

17. Эволюция — постепенное, необратимое и направленное историческое развитие общества. Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа.

18. Модернизация

1. изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.

2. макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу

 

Сегодня понятие модернизации в таком социальном смысле рассматривается преимущественно в трёх различных значениях:

1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;

2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;

3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), то есть модернизация как некий перманентный (непрерывный) процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.

19. Реформы – властное действие, преобразование, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности, при сохранении существующего общественного строя. Реформа является внешним проявлением эволюции.

20. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

21. Антиглобализм - политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).  

22. Глобальные проблемы – (globysterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации. Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи. Выделяют экономические, политические, экологические, демографические.

Причины возникновения глобальных проблем:

1. резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов;

2. отрицательное воздействие производства на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей;

3. усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами;

4. создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.

5. рост населения прежде всего в развивающихся странах

6. отрицательные последствия НТР

23. Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп.

24. Социальные связи - представляют собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

25. Общественно-экономическая формация — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ.

26. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) - одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д. ), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным. Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности.

27. Социальные институты - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Существуют политические, экономические, социальные и социальные институты в духовной сфере.

Функции социальных институтов:

- удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества –

- социализация людей - усвоение культурных норм и социальных ролей -

 

1. Общество — в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

Современные исследователи выделяют: традиционные, индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества.

2. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

 

3. Индустриальное общество — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

 

4. Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики.

 

Модернизация – переход от одного типа общества к другому. Характеризуется масштабными изменениями во всех сферах жизни общества.

 

5. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни (критериями деления общества выступает: доход, уровень образования, наличие или отсутствие доступа к власти, а также престиж профессии. В соответствии с этими критериями выделяют высший, средний и низший классы).

 

6. Высший класс отличается высоким уровнем благосостояния и власти.

 

7. Средний класс – образуется пестрым конгломератом большого числа социальных групп.

 

8. Низший класс – включает в себя людей, занятых на наиболее низкооплачиваемых и наименее привлекательных местах.

 

9. Социальная мобильность – изменение индивидом или социальной группой своего социального статуса: переход из одной социальной страты в другую.

 

Выделяют вертикальную/горизонтальную, межпоколенческую/внутрипоколенческую и географическую мобильность.

 

10. Вертикальная мобильность – изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса (автомеханик становится директором завода – пример восходящей мобильности; если же автомеханик становится мусорщиком – это уже пример нисходящей мобильности).

 

11. Горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое не приводит к понижению или повышению социального статуса (напр. смена гражданства).

 

12. Межпоколенческая мобильность повышение или понижение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего. Предполагается, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку чем их родители (сын шахтера становится инженером – восходящая мобильность, сын профессора работает слесарем – сантехником – нисходящая).

 

13. Внутрипоколенческая мобильность – относится к ситуации, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, несколько раз меняет свои социальные позиции (социальная карьера).

 

14. Географическая мобильность подразумевает не изменение статуса или группы, а смену места жительства, перемещение на другую территорию.

 

 

15. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

 

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни индивида. Выделяют первичную социализацию (этап младенческого возраста), вторичную социализацию (этап, совпадающий с получением формального образования), социализацию зрелости (этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи) и социализацию старости (этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца»).

 

16. Отклоняющееся поведение (девиация) – поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Отклонения могут носить самые разные формы (преступники, отшельники, аскеты, гении, художники-новаторы и т. д. ). Девиация грозит нарушением стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего. Выделяют индивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные, культурно одобряемые и осуждаемые.

 

17. Социальный контроль – процесс с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется отклоняющееся (девиантное) поведение и поддерживается социальная стабильность.

 

18. Социальные нормы - образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении. Социальные нормы основываются на привычках, обычаях, традициях и законах.

 

19. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы подразделяют на первичные и вторичные.

 

20. Под первичными группами понимаются группы, состоящие из двух или более человек, имеющих непосредственные, личные, тесные эмоциональные взаимосвязи друг с другом.

 

21. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшиеся вместе для достижения некой конкретной практической цели.

 

22. Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

Семья – специфическое образование, малая социальная группа и социальный институт одновременно.

 

23. Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требова­ний, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание со­циальной роли.

Статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Статус – положение человека в обществе .

Выделяют два основных вида социального статуса: личный и социальный.

Личным статусом называется положение человека, которое он занимает в так называемой малой или первичной группе в зависимости от того, как в ней оценивают его индивидуальные качества.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанные с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение, ко второй – профессия, образование и др.

Социальный статус личности оказывает влияние на поведение человека. Ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

 

24. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.   

 

25. Социальная роль — это совокупность действий, кото­рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Со­вокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется роле­вым набором.

 

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро­левого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя ас­пектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли опреде­ляются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он всту­пает в определенный конфликт с обществом.

 

26. Страта – совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве.

 

27. Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Является неотъемлемой частью бытия, источником происходящих в обществе изменений.

 

28. Социальный конфликт  - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.