|
|||
Ш.А.Амонашвили 5 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
* * *
Сколько славных держателей Истины Школы подарили нам небеса! Они наши! Директора школ, чего вы медлите? Кто-то из вас не может поднять головы – всё в бумагах, отчётах! В бумагах и отчётах правды нет. Они не воспитывают, ими не образовываются, в них только как в песок уходит школьная жизнь. Поднимите голову, милый директор! Обратите взгляд на духовную высь, ибо сказано: «Лучу легче искать поднятые головы». Видите, в ваш кабинет вошла Истина Школы – это Василий Александрович Сухомлинский. Он вам дары своего духа протягивает – «Павлышская средняя Школа». Берите! Директора школ! Кто-то из вас всё в бегах: то по инстанциям, то по совещаниям, то по коридорам школы. Получает приказы, отдаёт приказы, бегает, проверяет, и скажет, что нет времени думать. Стойте, милый директор, не бегайте, в ногах правды нет. Правда в глазах. Посмотрите: перед вами прекрасная Истина Школы – это П. П. Блонский. Он вам трактат свой протягивает – «Школа жизни». Берите, и вдохните в вашу школу дух Блонского! Кто-то из вас озирается – где лучший опыт искать, где лучшая система? Ничто, что дома, для него не годится. Надо брать с Запада! Что вас прельстило там – Вальдорфско-Штайнерская школа? Константин Дмитриевич Ушинский предупредил: «Германская педагогика не более как теория немецкого воспитания». Однако немецкая школа не самая плохая в мире. Антология гуманной педагогики пополнится в этом году рассказом об этой системе образования. И ваше право взять из нее все ценное. А вы, уважаемый директор! Не хотите ли Истину от Сорока-Росинского? Оживёт ваша сельская школа, станет Школой для всего села! А вы, милый наш директор! Вдохновились бы вы Истиной Школы от Вентцеля, и ожил бы у вас космический взгляд на ребёнка, дети ваши устремились бы к Звёздам! Назвать ли вам, милые директора, ещё держателей Истины Школы? Вот они: Толстой, Макаренко, Зеньковский, Узнадзе, Лесгафт, Френе, Сковорода. …………. …………. Вот какое созвездие имён! Мы не можем мыслить в педагогике так, как если бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Корчака, Сухомлинского. Почему слабеют наш образовательный мир и наше педагогическое сознание? Потому что мы ухитряемся жить без них, без держателей Истин педагогического искусства. В наших мытарствах в лабиринтах образования происходит великое топтание у подножия гор, вместо того, чтобы поднять голову, восхититься вершинами и рискнуть забраться на них. Держатели Истины Школы говорят с нами на языке Будущего. Чтобы их понять, надо устремиться к ним, надо войти в это вечное Будущее, откуда они ведут с нами неспешный диалог. Соприсутствовать нужно с Коменским и Ушинским, с Песталоцци и Сухомлинским, с Макаренко и Корчаком. Милые директора школ! Вы есть лидеры образования! От вас веет надеждой!
* * *
Мы стоим у парадного входа в школу. Смотрите, какая вывеска: «Средняя общеобразовательная Школа имени Пирогова». Необычная Истина Пирогова! Вывеска отличная, позолоченная. Что же внутри Школы? Давайте вообразим. В руках учеников каждого класса красочные учебники о Пирогове – о его героической жизни полевого хирурга и его открытиях в хирургии и не только; о том, как он нашёл высший Идеал, который долго искал – нашел его в Библии... По всему видно – дети любят Пирогова и гордятся им. А учителя живут со своими учениками по педагогическим воззрениям Пирогова, на уроках претворяют его идеи. Ещё – музей Пирогова. Ещё – пироговские традиции. Всюду висят изречения Пирогова. Ещё – Школьная Академия Наук имени Пирогова. Ежегодные Пироговские Чтения. Ещё... Ещё... Всего не назовёшь. Истина Пирогова утверждается в каждом уголке Школы... Это воображение наше. Но, может быть, оно очень даже скудное. Хотя видел я школу Добролюбова, где никто не знает, зачем им это имя. У работников школы нет дела до Истины Добролюбова... Педагогика есть общечеловеческая культура мышления, а мудрость педагогическая есть общечеловеческое достояние. Общечеловеческая мудрость питает корни Школы. Но корни сами по себе тоже мудрые: они из общечеловеческой мудрости взращивают Школу Национальную. Это есть Истина Школы.
* * *
Друзья Школы! Соберём все Истины Школы и сложим их как мозаику. Что мы увидим? Мы увидим, что мозаика создаёт нам далеко не полную картину Великой Истины Школы. Вся Планета есть Храм и Школа. Всё человечество есть дети Великого Храма Веры и Великой Школы Жизни. И если мы создаём для наших детей Школу, которая Скале, это потому, чтобы помочь им понять жизнь и обрести свой путь восхождения, ибо они нуждаются в нашей помощи так же, как мы нуждаемся в помощи своих учителей. Школа есть сущность из Будущего, и она умеет направлять детей только в Будущее. Если кто из её воспитанников застрянет в прошлом, это будет боль для Школы. Если кто уцепится за настоящее и не захочет шагнуть в Будущее, это тоже будет боль Школы. Она радуется только устремлённым. Но Будущее хранит в себе замыслы, которые открываются нам лишь отчасти, открывается то, что наше сознание может вместить. Потому нам трудно охватить Великую Заботу Школы, ибо ступеньки её уходят в Небеса. Только чувствознание, и только оно, даст нам понять, как прекрасна и величественна наша несовершенная мозаика. Оно подскажет нам: через утверждение Жизни на Земле Школа направляет нас к Звёздам, к Высшему Миру.
* * *
Владыка! Ты сделал меня учителем детей И вложил в меня Скале, Что от Земли до Небес. Дай же мне мудрость, Чтобы наставления мои Озаряли их сердца и души. Дай мне полную чашу любви, Чтобы поливать ею детей Обильно и неустанно. Дай мне зоркость сердца, Чтобы не упускать Движение души каждого ребёнка. Но не давай мне сомкнуть глаз, Чтоб хоть на минуту я не видел детей. Не давай мне озлобиться на людей, Ибо не многие поймут мой порыв. И не делай меня несчастным, Чтобы от обездоленного Не пострадали дети. Аминь!
|
|||
|