Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ш.А.Амонашвили 1 страница



Ш. А. Амонашвили

Истина школы


Друзья школы!

Дорогие учителя!

Уважаемые родители!

Нынешние и бывшие ученики!

Скажем доброе слово о Школе!

Она ждёт от нас ласки, любви, признательности!

Она страдает, страдает сердцем.

Страдает, потому что высказывают ей недоверие, оскорбляют, калечат её.

Постоянно реформируют, модернизируют, об­новляют. Не дают спокойно и преданно отдаваться своему долгу и служению всей своей мудростью.

Реформация школы переходит в деформацию.

Модернизация переходит в модничанье.

Обновление не уходит далеко от сегодняшне­го дня.

Школу вербуют, захватывают, оголяют, продают.

Навязывают чуждые её природе смыслы, дела, задачи, пути.

Принуждают предавать своих детей.

Но она скорее сгорит, чем предаст их.

Школа бедствует, нищенствует.

Разве не видите, как она протянула людям обе руки и молит о помощи: «Ради Христа, ради Детей, ради Будущего, помогите! »

Поможем Школе по мере наших сил.

Поможем мыслями, чувствами, молитвами, лю­бовью, заботой. Поможем делами.

Скажем мощное Слово в её защиту, чтобы поня­ли те, кому это нужно: мы – общество – не предадим Школу!

 

***

 

Мы все, все исключительно, в долгу перед Школой.

Школа воспитывала каждого из нас.

Она очеловечивала и одухотворяла нашу приро­ду, наполняла каждого из нас светом и знаниями, об­лагораживала наши сердца, сеяла в нас доброе и ду­ховное.

Может быть, не всегда и не всё у неё получалось, и потому:

– В ком-то остались осадки и горькие воспомина­ния о школьном авторитаризме, о школьных порядках.

– Кто-то мучается из-за пустых и некачественных знаний, полученных в Школе.

– Кому-то не достался полный набор жизненных наставлений.

– В ком-то остались не раскрытыми устремления и природные дары.

И скажем откровенно: всем нам недостаёт от Школы полноты бытия.

Но разве это вина только Школы?

Может быть, мы тоже грешили перед ней, не внимая её голосу и наставлениям? Школа хотела сде­лать каждого из нас личностью, но разве многие из нас поддавались её устремлениям?

Отдадим должное и тому насилию, которому подвергалась Школа со стороны властей, навязывав­ших чуждые ей задачи.

Всё уже позади.

Мы – люди сознательные. Если кто сможет, пусть исправит упущенное. Но, если сделать это уже невозможно, проявим великодушие и не будем таить в себе злобу в отношении Школы.

Лучше сказать нашим детям доброе слово о Школе, чтобы они доверились ей и полюбили её. Детс­кая любовь и доверие есть лучшее условие совершенствования Школы.

 

***

 

Друзья Школы!

Дорогие учителя!

Уважаемые родители!

Нынешние и бывшие ученики!

Скажем Слово о Школе, которая есть:

– очаг духовности и нравственности,

– мастерская человечности,

– законодательница качества жизни,

– дарительница Света и мощи знаний,

– хранительница культуры и языка,

– сеятель духовного и доброго.

Чем созидается мир?

Скажете: «Мыслью, трудом и творчеством людей».

Верно. Но Школа тому первооснова.

Чем славится общество?

Скажете: «Своими духовными устремлениями».

Верно. Но их зарождает Школа.

Чем сильно государство?

Скажете: «Своими гражданами, их устремлён­ностью».

Совершенно верно. Но Школа тому тоже перво­основа.

Это есть Истина Школы.

 

***

 

Школа – живое духовное существо со своим предназначением.

Она ведёт общество, но не является слугой об­щества.

Она укрепляет государство, но не есть оружие в руках государства.

Она служит человеку, но не обслуживает его.

Какая же сила направляет Школу?

Её направляет сила собственного Духа.

Дух Школы имеет свои вечные основания и из­менять их не будет. Иначе не будет самой Школы.

Этими основаниями являются общечеловеческие ценности, которые определяют норму и качество жиз­ни: Вера, Праведность, Любовь, Гуманизм, Справедли­вость, Культура, Совесть. То, что возникает в человеке путём образования на основе этих ценностей, можно назвать духовностью и духовной жизнью.

Но общечеловеческие ценности не существуют как абстракт, они проявляются как национальный дух, национальное самосознание, национальная культура.

Всё национальное есть источник общечеловечес­кого.

Школа есть ревнивый хранитель национального духа. Миссия Школы устанавливает закон: Школа каждого народа должна взращивать в своих питомцах национальный дух этого народа. Российская Школа обязана взращивать русскую духовность и духовность объединенных Россией народов, украинская Школа должна взращивать украинскую духовность, грузинс­кая Школа должна взращивать грузинскую духов­ность, латышская – латышскую, армянская – армянс­кую, азербайджанская – азербайджанскую, литовская – литовскую, индийская – индийскую, китайская – ки­тайскую, японская – японскую, французская – фран­цузскую, немецкая – немецкую и т. д. Нарушение этого закона вызывает вырождение нации, народа, крах го­сударства.

Национальный дух не есть национализм, тем бо­лее не есть шовинизм и фашизм. Национальный дух на­рода есть общечеловеческое достояние и украшение земной жизни так же, как разные цветы украшают поле.

«Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и, если он забыл эту роль, должен удалиться со сцены: он более не нужен. Народ без на­родности – тело без души, которому остаётся только подвергнуться закону разложения и уничтожения в других телах, сохранивших свою самобытность. Особенность идеи есть принцип жизни... » Потому «общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории». Это мысли Константина Дмитриевича Ушинского. Это есть Истина Школы.

 

***

 

Что умеет и чего не умеет Школа?

Школа умеет любить и воспитывать любовь.

Но она не умеет ненавидеть и воспитывать нена­висть.

Школа умеет быть преданной и воспитывать пре­данность.

Но она не умеет предавать и воспитывать преда­тельство.

Школа умеет созидать и вдохновлять на созида­ние.

Но не умеет разрушать и напутствовать на раз­рушение.

Школа умеет защищать ребёнка и выправлять его судьбу.

Но она не умеет ущемлять ребёнка и искажать его судьбу.

Школа умеет творить добро и воспитывать доб­роту.

Но она не умеет быть злой и воспитывать зло.

Школа умеет быть честной и воспитывать чест­ность.

Но она не умеет быть лживой и воспитывать лживость.

Школа почитает родной язык и воспитывает доброречие.

Но она не умеет сквернословить и воспитывать сквернословие.

Школа есть Царство Мысли и воспитывает свободомыслие

Но она не есть тюремщик мысли и не умеет воспитывать раба.

Школа умеет расширять сознание.

Школа живёт духовностью и Верой.

Она гибнет без Духа и Веры.

Школа умеет всё хорошее.

Но не умеет ничего плохого.

Школа – Светлый Ангел и несёт только Свет.

Всё, что не от неё, то от лукавого.

Это есть Истина Школы.

 

***

 

Русское слово «школа» восходит к латинскому «скале» – «лестница», – сообщил об этом академикам РАО Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Речь идёт, сказал он, о лестнице духовного восхожде­ния человека. Эта лестница, сказал он ещё, классичес­ки описана преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитой книге «Лествица». В ней раскрыты 30 сту­пеней восхождения, и последняя, вершинная, названа «Любовью».

Человек прежде всего есть духовное существо, но каждый из нас должен признать себя таковым. Только в этом случае становится возможным расши­рение сознания. Если мы смотрим на мир через духов­ное зрение, то больше и глубже постигаем его матери­альную суть и стремимся к её одухотворению. Если же смотрим на мир только через материалистический взгляд, то начинаем искать в нём больше личную выго­ду, чем общее благо.

Поднимаясь по ступенькам скале, каждый расту­щий человек раскрывает свои духовные и природные дары, познаёт себя, обогащается опытом и знаниями, облагораживается духовно и нравственно.

Скале – Школа выявляет и утончает неповтори­мость каждого, направляет на поиск смысла жизни, предназначения, зарождает в каждом чувство служе­ния великому и всеобщему.

Каждая ступенька Скале – Школы развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисциплину духа, окрыляет мысль и творчество.

Это есть Истина Школы.

 

***

 

Из каких глубин тысячелетий идут корни Шко­лы, которая Скале?

Моё воображение рисует следующую историю.

Один из правнуков Адама, запутавшись в лаби­ринте жизни в поиске пути к Создателю, взмолился:

– Господи, дай мне лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Тебе!

И услышал голос:

– Найдёшь её в первом встречном!

– Кто этот встречный? – спросил правнук Адама.

– Наречён он Мною Учителем! – сказал голос.

Встретился правнук Адама с человеком старым и сказал:

– Учитель, дай мне лестницу, чтобы приблизить­ся к Создателю!

– Ты – правнук Адама и сам тоже Адам, назван­ный так в честь своего прадеда?

– Да, – ответил правнук Адама, – меня тоже зо­вут Адам!

– Следуй за мной! – сказал Учитель.

И повёл он правнука Адама по лабиринтам жизни.

Путь преградил им бушующий огонь.

Учитель пять лет учил правнука Адама, как пройти через огонь, и наконец сказал:

– А теперь иди!

– Огонь ведь сожжёт меня! – возмутился правнук.

– Огонь сожжёт не тебя, а страх в тебе, а ты об­ретёшь смелость.

И прошёл правнук Адама через огонь и обрёл смелость.

Пошли дальше, и вот другая преграда: болото, у которого не было видно края.

Учитель пять лет учил, как нужно пройти через болото, и сказал:

– Иди!

– Болото же без края и затянет меня! – восклик­нул правнук.

– Но ты обретёшь волю и терпение, в которых почерпнёшь великую силу!

И правнук Адама, который сам был тоже Ада­мом в честь своего прадеда, прошёл через болото и обрёл волю и терпение.

Пошли дальше, и опять преграда: непреодолимая стена.

– Как мы через стену переберёмся? – спросил правнук Адама у Учителя.

– Садись на этот камень, подумай и поищи спо­соб! – ответил Учитель.

Сел на камень правнук Адама и палкой стал чер­тить на песке свои мысли и воображения. А Учитель ходил вокруг начертанного, то и дело стирая его но­гой. Тогда ученик начинал всё сначала. Так прошло пять лет.

– Нашёл выход! – воскликнул он наконец. – Можно в стене высечь ступеньки и постепенно под­няться вверх!

– Значит, разум твой расширяется. Так высекай ступеньки в стене!

– Но я могу упасть и разбить себе голову!

– Возможно. Но взамен обретёшь предупредительность!

И они преодолели стену.

А там перед ними сразу три пути.

– По какому пути идти? – воскликнул правнук Адама.

– А ты спроси у своего сердца и выбирай! – ска­зал Учитель.

Правнук Адама погрузился в себя. Пять лет он задавал вопрос сердцу своему: «Скажи мне, какой путь выбрать»? Наконец твёрдо сказал Учителю:

– Надо идти по среднему пути!

– Значит, ты научился говорить со своим сердцем!

В конце пути перед ними возникли высокие во­рота.

Учитель открыл их, и правнук Адама увидел за воротами другой лабиринт жизни, более сложный и запутанный.

– Дальше пойдёшь сам! – сказал Учитель.

– Как?! – удивился правнук Адама. – Я шёл с то­бой двадцать лет, чтобы получить лестницу для приб­лижения к Создателю! А там лабиринт, где я могу за­путаться и потеряться!

– Ты сам уже лестница и для себя, и для других. А более высшие ступеньки ищи в любом встречном, ибо каждый для тебя будет Учителем, и сам будешь для каждого Учителем.

– Тогда дай мне напутствие!

– Запомни моё напутствие:

Вера в Творца будет собирателем твоих сил.

Любовь ко всему станет вершиной твоей лестницы.

Сердце твое будет обителью твоей мудрости.

Так живи.

Правнук Адама, который тоже был назван Ада­мом в честь своего прадеда, глубоко поклонился Учи­телю, и когда поднял голову, то перед ним не было ни Учителя, ни лабиринта, из которого он только что вы­шел. А в душе услышал голос:

– Иди, тебя ждут!

– Это был Ты моим Учителем?! – изумился прав­нук Адама.

Но ответ не последовал.

Он повернулся и шагнул в более сложный и за­путанный лабиринт жизни.

Первыми встречными оказались мальчик и де­вочка.

Правнук Адама, имя которому тоже было Адам в честь прадеда, узнал в мальчике самого себя. «Это же я! Это же моё детство двадцатилетней давности! » – удивился он.

А дети, увидев его, порадовались.

– Учитель, мы ждали тебя! Дай нам лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Господу! – взмо­лились они.

– Дети, кто вы будете? – спросил правнук Адама.

– Я – Адам! – ответил мальчик.

– Я – Ева! – ответила девочка.

– Вас назвали в честь ваших прапрадеда и прап­рабабушки?

– Да! – ответили они.

«Значит, я – Учитель своего детства, то есть – самого себя, а моё детство – Учитель мой! Так ли, Господи? » – но ответ не последовал.

– Следуйте за мной! – сказал он Адаму и Еве и смело повёл детей в непознанный ими лабиринт жизни.

 

***

 

 «По свидетельству Иосифа Флавия, первую Школу открыл вскоре после Потопа патриарх Сим».

Это сказано в «Великой Дидактике» Яна Амоса Коменского.

Патриарх Сим был сыном Ноя.

 

***

 

 «Вот, лестница стоит на земле, а верх её касает­ся неба; и вот, Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит... »

Так видел лестницу духовную Библейский Иаков.

 

***

 

Святое и великое Слово – Скале (лестница).

Спасибо латинянам, что уберегли и подарили миру это слово. Каждый народ обласкал его и принял как достояние собственного языка.

«Школа» – говорят русские.

«Шуле» – говорят немцы.

«Скул» – говорят англичане.

«Скоула» – говорят итальянцы.

«Эколе» – говорят французы.

«Эскуела» – говорят испанцы.

«Скола» – так говорят грузины.

«Схоле» – это греки.

«Сколе» – это норвежцы.

«Скола» – это латыши.

«Школа» – это белорусы.

«Школа» – это украинцы.

Рядом с каким словом среди сотен тысяч других можно поставить слово «Школа»?

Есть только одно единственное священное слово – Храм.

Храм и Школа.

Они достойно возглавляют не только легионы светлых, честных, одухотворённых слов, но и духовно-нравственное и интеллектуальное восхождение наро­дов.

Храм и Школа –

стоят у истоков и на страже Веры и Культуры.

Храм и Школа –

дают духовно-нравственные ориентиры нау­кам, искусствам, творчеству.

Храм и Школа –

стражи Света и враги тьмы.

 

***

 

Речь идёт не о дворцах, не о замках, на каких возвышенностях они бы ни стояли. Речь идёт о Храме и о Школе.

Замки и дворцы – творения человеческих рук.

Храм и Школа – творения духовные.

Сам владелец замка не есть замок, и сам владе­лец дворца не есть дворец.

А Храм есть сам Человек, каждый Человек есть Храм. «Братья мои, – говорят нам, – неужели не знае­те, что вы и есть Храм Христа».

И Школа есть сам Учитель, каждый Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале для ученика. Где Учитель – там и Школа.

Но, если люди строят Храм и Школу, это потому, чтобы им было удобнее объединять свои усилия в мо­литве и образовании.

Замки и дворцы не есть творцы настоящей жизни, и не закладывают они основ будущей жизни народов.

Храм и Школа есть творцы настоящего, они же строят основы будущего.

Пока у народа есть Храм и есть Школа, у него есть путь.

Пока народ почитает Храм и Школу, его не по­кинет судьба.

Если народ заботится о Храме и о Школе, к не­му придёт могущество.

Но, если кто разрушит Храм, сам Бог разрушит его.

Если кто погубит Школу, гнев народа погубит его.

 

***

 

«... Всякая школа, позабывшая изречение Спаси­теля: “Не о хлебе едином жив будеши”, и приготовля­ющая человека только к материальной жизни, как бы утончённа эта жизнь ни была и сколько бы ни требо­валось для неё познаний, не выполняет своего начер­тания; она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает его с настоящей дороги. Всякая школа, прежде всего, должна показать челове­ку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым ор­ганом мирового, духовного развития человечества. Без этого все фактические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических ис­следований – не только не принесут пользы, но нане­сут положительный вред самому человеку, хотя, мо­жет быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве».

Об этой Истине Школы предупреждает нас ми­ровой Метр педагогики – Константин Дмитриевич Ушинский.

 

***

 

Но, друзья Школы, бейте в тревожные колокола!

Родная Школа в опасности!

Общество забывает о предназначении Школы.

Общество требует от Школы только одного: «Дайте нашим детям знания, которые помогут им про­биваться в лабиринте жизни! » Именно пробиваться – качество знаний ценится не тем, как они складывают­ся в духовном мировоззрении молодого человека, а тем, как этот молодой человек с помощью школьных знаний выигрывает конкуренцию, побеждает других, преуспевает.

«Знания... Знания!.. » – требует общество от Школы.

Но Школа не умеет так: давать знания и не да­вать духовность и нравственность своим воспитанни­кам. Школа знает мудрость великого мыслителя: «Знания в руках необлагороженного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Что сделает сумасшедший с саблею? То же самое ждите от челове­ка, который знает всю науку, но не имеет духовной опоры, не имеет нравственности.

Многие думают, что понятия личности, нрав­ственности, духовности – пустые слова, главное – иметь знания для преуспеяния, остальное приложится.

То, что слабеет духовно-нравственное превосхо­дство над знаниями – идёт от лукавого.

Что делать Школе, если принуждают её отхо­дить от воспитания, забывать о воспитании, или, в лучшем случае, заниматься им время от времени с по­мощью отдельных мероприятий?

Это от лукавого. Школа уже не Школа, а сурро­гат Школы.

 

***

Знаете, чем это чревато?

Сейчас узнаете.

Маленькая газетная зарисовка, которая называ­ется: «Халява кончилась, пора платить».

«Как наши дети начинают курить и колоться?.. Вечер. Двор. Лавочка в укромном уголке. Сидят, ку­рят, болтают о том, о сём мальчики и девочки четыр­надцати лет. К ним подходит группа парней и девушек чуть постарше. Один спрашивает:

– А что это вы делаете?

– Сидим, курим...

– А что курите?

– Как что, сигареты...

– Ну вы совсем как маленькие! – изумляется парень. – Другие пацаны давно от травки балдеют...

Всегда находится мальчишка, который скажет:

– А у нас же нет...

Разговор в нужное русло мгновенно направит кто-нибудь из старших:

– Видишь, Вася, у них нет, они ещё маленькие...

– Как нет? – воодушевляется Вася, – Нон проб­лем, у нас есть, чего хотите, ребята, травку, винт...

Расчёт беспроигрышный. Как говорят, на «сла­бо» берут. Если бы подросток был один, он ещё мог бы отказаться. Но в компании! Да ещё когда всех ма­ленькими назвали...

Отказаться невозможно. Курят, колются, кайфуют, входят во вкус, привыкают. Так продолжается ме­сяца три-четыре. Пока тот же искуситель однажды не скажет:

– Мальчики-девочки, а вам ещё не надоело ширяться на халяву? Оно ведь бабок стоит, платить надо!..

Всё. Игры закончились. Ловушка захлопнулась».

Может быть, нужно приводить результаты ис­следований, сколько курящих среди школьников? Их очень много – в старших классах курят и девочки, и мальчики, если не все, то почти все. И начинают де­ти курить с третьего, а то и с первого класса. Губит­ся здоровье детей. И мы знаем аксиому: курящая женщина никогда не рождает здорового ребёнка.

Многие, многие, очень многие дети – не нужны цифры и проценты, они ужасают – принимают нарко­тики, выпивают пиво и водку. Выпивки и курение сре­ди детей становится не только для них – но беда – для родителей естественной нормой. «Ну и что... Взрослеют, надо же попробовать! » – скажут многие мамы и папы.

Раньше, при советской власти, обнаруживая факты детского курения, тем более алкоголизма и наркомании, строго сказали бы: «А где школа? » Но теперь скажут: «А что школа, что она может сде­лать! »

Но если школа ничего не делает и не может ни­чего сделать, то это не Школа, а обман.

 

***

 

Где-то в газете пишут: «Подлинным бедствием стало в последние годы засилье сквернословов в шко­лах Франции! »

В школах Франции?!

А в России? А в Грузии? А на Украине? А в... и т. д.?

И что же предпринимают французские попечи­тели образования, наследники Франсуа Рабле, Жан Жака Руссо, Селестена Френе?

Газета сообщает: чтобы покончить с бранным бедствием, введён закон относительно такого рода преступления, как словесное оскорбление школьных учителей.

Заметьте, пожалуйста, закон защищает учителей, но не требует усиления воспитательной работы. Каковы меры наказания?

Учащихся в возрасте от 13 лет, посмевших обру­гать педагога, отсылают сроком до шести месяцев в специальное заведение для несовершеннолетних пра­вонарушителей. Тех же, кому перевалило за 18 лет, ждёт настоящая тюрьма с тем же сроком заключения, и к тому же штраф до шести тысяч евро.

Одни педагоги Франции рады новому закону, другие же считают, что поведение школьников после отбытия срока в тюрьме или изоляторе станет ещё бо­лее скверным и неисправимым. Вот о чём сообщает газета.

Грустно?

Конечно, грустно. Грустно потому, что сквернос­ловят и наши дети. Правда, школьники пока не оско­рбляют своих учителей бранными словами (бывает, но не так, как во Франции или где-то ещё), но ругают друг друга, сквернословят на каждом шагу.

Может быть, скажет учитель литературы и язы­ка, что пора за-пре-тить сквернословие? Может быть, поддержат его и другие учителя?

Но сами-то учителя запрещают самим себе оско­рблять своих учеников?

Вот какие «перлы» учительской речи записали ученики из разных городов России (выписки из газет):

«Пора кончать дурака».

«Что вы спите, стоя на ходу? »

«Переубедить ваши мозги невозможно! »

«Иванова, я вижу, тебе не нравится мой предмет, а ведь я педагог мужского пола – один на весь микро­район! »

«Петров, ты окончательно сел мне на голову! Я тебе русским языком говорю: “Слезь с моей головы! Слезь с моей головы! Слезь с моей го-ло-вы-ы ы ы ы ы ы! ”»

«Сидоров, это тебе русский язык, между прочим! А не говяжий, телячий, свинячий или ещё какой-ни­будь национальности! »

«Мозги должны быть хоть в одной части тела! »

«Ты напоминаешь мне князя Мышкина, то есть идиота! »

«И чтобы ни одной твоей ноги не было на моём уроке! »

Вы же знаете, что такое эхо?

Достаточно зазвучать в горах одному голосу, и сразу же за ним последует несколько десятков отзву­ков. И эхо будет длиться дольше, нежели сам звук, вызвавший его.

 

***

 

Друзья Школы!

Бейте в тревожные колокола!

Школа в опасности!

Знаете, что происходит во многих школах?

Прямо в стенах одной школы младшеклассники зверски избили старшеклассника, который спустя двое суток скончался в больнице.

Предан огласке факт изнасилования 14-летней девочки прямо в одном из кабинетов школы.

Группа учеников ограбила собственную школу – забрала компьютеры, физические и химические прибо­ры и реактивы.

Семиклассницы у стен школы избили до смерти подружку за то, что она не такая, как они.

Старшеклассники вечером у подъезда дома огра­били старую женщину и избили её.

Девочка из восьмого класса в течение года снаб­жала наркотиками несколько десятков учеников.

Учитель на протяжении ряда лет извращал и на­силовал своих учениц.

Банда старшеклассников долгое время занима­лась рэкетом в школе – принуждала многих учеников приносить каждодневные поборы.

Педсовет школы разрешил своим ученикам ку­рить не прямо в коридорах и классных комнатах, а в специально выделенной курильне. Только они должны представить письменное разрешение родителей. Мно­гие папы и мамы дали своим детям такие справки, и курильня открылась.

Дирекция школы устроила соревнование среди своих учеников всех классов: кто бросит курить, полу­чит в подарок диктофоны и плееры. Конкурс практи­чески провалился.

Во многих классах школ дети находят среди сво­их одноклассников изгоя, которого всячески унижа­ют, мучают, избивают, грабят, насилуют, и ребёнок этот, живущий в аду, ничего не может поделать. Учи­теля тоже знают об этом, но не находят времени на воспитание.

Суициды, детские суициды! Каждый год в России кончают жизнь самоубийством более шести тысяч де­тей разного возраста.

Директор одной школы рассказал мне о своей инновации: в школе открыт милицейский участок. «Сами понимаете, школа как школа, – сказал он мне, – драки, кражи, насилие, сквернословие. В школе своя милиция (милиционерам платят родители), она и раз­бирается в детских криминалах – кого-то штрафует, кому-то запрещает ходить в школу три дня или три недели, а кого-то наказывают построже. Это нам очень облегчило работу. Учителя теперь не мучаются разборками и не тратят время на нравоучения».

Что вы на это скажете?

«А знаете, наша школа не одна! » – заверил меня директор.

Складываются новые понятия, в которых отра­жается особая «образовательная» действительность: «школьная аллергия» (думаю, не нуждается в поясне­нии), «безопасность от учителя» (тоже ясно выражен­ное понятие), «школьная биография» (это особый пе­риод жизни, который наконец-то, слава Богу, позади или вот-вот уйдёт в прошлое, но раны от него оста­нутся надолго).

 

***

 

Психологи работают на славу.

Они могут объяснить психологическую природу любой школьной драмы и трагедии, любого так назы­ваемого девиантного поведения. Они знают, каковы мотивы, возрастные и социальные причины курения, наркомании, детского алкоголизма, агрессии, конф­ликтов с взрослыми и т. д. и т. п. А учителя не устают твердить, что они учитывают психологические особен­ности детей.

Но так ли это?

Во-первых, психологию ребёнка надо не учиты­вать, а принимать как основу педагогического созна­ния и практики.

Во-вторых, многие учителя учитывают психоло­гические особенности не своих учеников, а самих се­бя, чтобы им – учителям – было хорошо и комфортно; поэтому надо запрещать ученикам проявлять свой нрав.

В-третьих же, и это как норма, многие и многие учителя говорят о психологии детей, не зная саму психологию. Они учитывают, не зная что.

Вот беда какая!

 

***

 

Друзья Родной Школы!

Бейте в тревожные колокола!

На Школу нахлынуло стихийное бедствие – на­воднение тестов!

Бедствие идёт с Запада и США.

Что такое хорошее сделали тесты и тотальное тестирование школьной молодёжи, скажем, в США, чтобы их немедленно внедрять в наши школы?

Именно внедрять, то есть, вводить тотальное тестирование насильно, властно, не спрашивая ни у народа, ни у учителей и, конечно, ни у самих школь­ников.

В чём американское образование преуспело, при­меняя тесты?

Может быть, тесты установили у них демокра­тию и справедливость в образовании?

Нет, конечно. Демократия и справедливость в образовании зависят от доллара.

Может быть, тесты помогают им выявлять буду­щих Эйнштейнов?

Нет, конечно. Таланты так же проявляются или гибнут, как это бывает в обычной авторитарной школе.

Может быть, с помощью тестов они опередили уровень бывшего советского, а теперь российского об­разования?

Ни в коем случае! Не унижайте, пожалуйста, Родную Школу – она была и пока ещё есть одна из прекрасных Школ в мире.

Может быть, тестирование гуманизирует образование, повышает его воспитательный потенциал, выяв­ляет личность?

Тоже нет. Не гуманизирует, а авторитаризирует; не личность выявляет, а обезличивает её.

Сколько десятков лет в США тестируют школь­ников, но образование от этого ничуть не продвину­лось, и общество тоже не выглядит возвышенно.

Вот действительная картина США: 55 миллионов наркоманов; около 30% населения являются гомосексу­алистами и лесбиянками; 37 миллионов американцев нуждаются в серьёзной психиатрической помощи; по­ловина взрослого населения не в состоянии написать даже письма; 44 миллиона взрослых не способны подс­читать, сколько денег израсходовано на покупки в су­пермаркете; с каждым годом усиливается тенденция правонарушений среди молодёжи, устрашающее коли­чество самоубийств среди школьников и взрослых...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.