Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2 этап обучения.



На этом этапе дети осваивают формулы самовнушения, команды выхода и тренируются в приведении себя в гипноидное состояние. Другими словами, они учатся приемам саморегуляции. Самая главная задача этого этапа - освоение формул самовнушения. При этом психологу необходимо помнить, что управление функционированием мышц и внутренних органов в аутогенной тренировке не опирается на волевые усилия. Более того, сознательный волевой приказ вызывает противоположный эффект. Психолог, обучая детей приемам аутогенной тренировки, должен стараться помочь ребенку сконцентрироваться на чувствах, образах, представлениях и ощущениях, не обращаясь к его воле, которая автоматически повышает уровень напряжения и делает расслабление невозможным. Важно научить детей отдаваться потоку представлений. Формулы самовнушения сначала произносятся вслух. Здесь очень важна точность. Нужно создать образ состояния, затем дается формула выхода из этого состояния. Детям на первых порах бывает довольно трудно сконцентрироваться, они плохо представляют себе смысл деятельности, поэтому надо проявить терпение и настойчивость. Следует учесть и специфику мышления ребенка. Если, например, он слышит фразу " Моя рука теплая", то к себе эти слова не относит. Также на первой стадии обучения формулам самовнушения он не относит к себе фразы типа " твоя рука теплая". Как правило, он вступает с тренером (или диктором) во внутренний диалог, отрицая эти установки в силу конкретики своего мышления.

Эффективно использование образов сказочных персонажей любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Поэтому психологу следует научиться составлять соответствующие возрастному восприятию детей тексты, чтобы они легко могли войти в нужный образ. Кроме того, эти тексты должны содержать завуалированные в образах команды входа в состояние релаксации и выхода из нее. Если удается достичь хорошего уровня представления действия в сознании ребенка, то мысли его превращаются в действительность и происходит релаксация. Обычно дети хорошо реагируют на такие и подобные им тексты: " Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Ваня прилег, и пушистый зайчик Света прилегла, и шустрый зайчонок Миша прилег. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжелые, теплые. И у зайки Тани теплые, и у зайчика Оли теплые, и у зайчонка Андрюши теплые и тяжелые, никак не поднять. Ласковый теплый ветерок нежно гладит зайчишек и зайчика Катю, и заиньку Сашу. Закрываются глазки зайчат. Заснул зайчонок Никита, слипаются глазки у заиньки Марины. Спят зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка. Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки".

Приемам саморегуляции состояния с использованием классических формул аутогенной тренировки лучше учить детей во время укладывания на дневной сон. При этом формулу выхода произносить не нужно. По тому, как скоро дети начнут засыпать, можно судить о степени их релаксации. О процессе выхода можно не беспокоиться, поскольку спокойный, здоровый сон в этом случае является выходом.

Когда психолог убедится, что дети достигают определенной степени расслабления, понимают его и охотно подчиняются командам, можно переходить к собственно аутогенной тренировке методом самовнушения.

Комплекс тренировки методом самовнушения состоит из следующих составляющих:

- принятия соответствующей позы,

- произнесения формулы самовнушения,

- гипноидного состояния или расслабления,

- команды выхода.

Начинается тренировка методом самовнушения с выяснения, какие образы создают у детей ощущения тепла, тяжести, покоя. Это может быть представление о пуховом одеяле, теплой норке, мягком кресле, теплом котенке и т. п.

Программа обучения приемам самовнушения состоит из шести серий занятий.

В первой серии занятий детей учат расслаблению мышц конечностей и тела.

Вторая серия занятий направлена на то, чтобы ребенок научился ощущать тепло в нужной области или во всем теле.

Задачей третьей серии занятий является освоение упражнений, помогающих нормализовать работу сердца.

Четвертая серия помогает детям освоить упражнения, нормализующие дыхание.

Пятая учит детей концентрироваться на ощущении тепла в солнечном сплетении.

Шестая - на ощущении прохлады лба.

Количество занятий в серии зависит от того, как дети осваивают приемы самовнушения. Обычно на первую серию отводится две недели, а на остальные достаточно от одной недели до двух-трех дней.

Первая серия занятий начинается с упражнений на расслабление мышц конечностей и тела.

Первое упражнение формулируется так: " Моя правая рука тяжелая". Нужно, чтобы дети смогли это себе представить. Представления о тяжести у детей субъективны. Поэтому следует вспомнить, когда детям приходилось испытывать ощущения тяжести, сконцентрироваться на них. Главное, чтобы они не были связаны с негативными переживаниями. Если нужный образ не создается, то можно предложить детям подержать в руках тяжелые предметы (набивные мячи, мешочки с песком, например). Формулу самовнушения " Моя правая рука тяжелая" дети мысленно повторяют пять-шесть раз, затем включают формулу: " Мне хорошо, я спокоен".

К занятиям второй серии нужно приступать не позднее, чем через две недели, независимо от того, как достигнута цель первого упражнения. Произносится формула: " Правая рука теплая". Все упражнения для правой руки, учитывая и первую формулу, приобретают следующий вид:

Мне хорошо, я спокоен (1 раз).

Правая рука тяжелая (6 раз).

Мне хорошо, я спокоен (1 раз).

Правая рука теплая (6 раз).

Мне хорошо, я спокоен (1 раз).

Правая рука теплая (6 раз).

Далее следует формула выхода. Следует знать, что формулы произносятся ребенком мысленно. Взрослый уже не вмешивается в этот процесс. Но по окончании упражнения нужно поговорить с детьми о том, что они ощущали.

Правильное произнесение формулы выхода имеет большое значение. Сначала детям дается команда на напряжение мышц (согнуть руки, напрячь руки), затем на дыхание (дышать глубоко) и, наконец, команда открыть глаза. Если сначала открыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание - выход из состояния релаксации замедлится. Может сохраниться чувство тяжести, появиться ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Мысленный приказ выхода должен отдаваться решительно.

При правильных и регулярных тренировках ощущение тепла и тяжести возникает рефлекторно сразу при мысленном произнесении формул. Это легко проверить объективными методами. Температура руки, в которой ощущается тепло, действительно повышается примерно на 2 градуса. Это может быть зафиксировано термометром. Ощущение тяжести появляется из-за расширения сосудов и интенсивной циркуляции крови.

При первом упражнении повышается содержание кислорода в крови, при втором происходит усиление кровообращения, приводящее к повышению температуры. Эти процессы напрямую связаны с психическим состоянием ребенка: расслабленность мышц ведет к снижению эмоционального напряжения.

В занятиях третьей серии осваивается формула " Сердце работает равномерно, как хороший мотор. Мне приятно и хорошо". В комплексе аутогенной тренировки она занимает 8-е место после формулы " Я спокоен".
Формула четвертого упражнения: " Мое дыхание спокойно".

При выполнении этого упражнения создатель аутотренинга И. Шульц советовал представить себя во время плавания на спине. Поскольку многие дети не умеют плавать, мы советуем им представить себя лежащими на лужайке или на пляже и смотрящими в бескрайнее высокое синее небо, по которому плывут облака.

Иногда, на первых этапах обучения, дети лежат с закрытыми глазами и пальчиками рисуют в воздухе представляемые ими облака. В комплексе аутогенной тренировки эта формула ставится после формулы упражнения для сердца (после фразы " Я спокоен" ).

Во время этого упражнения регулируются окислительные процессы в организме, что влияет на уровень психической и физической активности человека.

В пятой серии занятий дети осваивают формулу " Живот теплый".

Быстро получить желаемый эффект помогают, например, представления теплой грелки, лежащей на животе, или теплого пушистого котенка.

Формула шестого упражнения аутогенной тренировки: " Лоб прохладный". Дети, как правило, осваивают это упражнение быстрее других.

Для получения нужного эффекта можно предложить детям повернуться к стене, выходящей на улицу. Обычно она холоднее, и человек чувствует это. Образные представления помогают детям быстрее освоить это упражнение. Дети могут, например, представить, как они ополаскивают лицо прохладной водой, или представить холодное полотенце на лбу и т. п. При появлении первых результатов у психолога возникает возможность наблюдать со стороны за тем, как ребенок погружается в состояние релаксации. Вот тогда можно переходить к третьему этапу обучения детей аутогенной тренировке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.