![]()
|
|||||||
Говард Филлипс Лавкрафт. Рецензия на «Чёрное дерево и Кристалл». Кларка Эштона СмитаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Говард Филлипс Лавкрафт Рецензия на «Чёрное дерево и Кристалл» Кларка Эштона Смита Кларк Эштон Смит. ЧЁРНОЕ ДЕРЕВО И КРИСТАЛЛ (стр. 4-152. " The Auburn Journal", Оберн, Калифорния, 1923) Американской поэзии живется очень плохо между учтивым бесплодием наших бородатых аристократов и клиниками психоанализа, принадлежащим молодым интеллектуалам. Такое бедственное положение поэзии с присущей ему силой меланхолии выразил Джордж Стерлинг1 в своем предисловии к третьему сборнику стихов Кларка Эштона Смита. Смит более чувствителен к безумным сновидениям людей, и он обладает большим размахом воображения в живописании космического хаоса, чем какой-либо другой американский поэт со времён Эдгара По. Мистер Смит не особо известен за пределами Калифорнии, потому что публика обучена недоверию красоте и духовным приключениям. «Чёрное дерево и Кристалл» – это бесстрашное отречение художника от мира троллейбусов и кассовых аппаратов, фрейдистских комплексов и тестов Бине-Симона. Смит воспевает царство возвышенных и радужных странностей за пределами космоса и времени. Эти странности все еще реальны, потому что были созданы во сне. Мистер Смит избежал поклонения этой жизни и миру, он мельком увидел порочную колоссальную красоту смерти и вселенной. Взяв бесконечность как свой холст, он записывает в благоговении причуды солнц и планет, богов и демонов, и слепые аморфные ужасы, что обитают в садах многоцветных грибов в мирах более отдаленных, чем Алголь и Ахернар. Он прославляет космос живого пламени и ледяных пропастей, и красочное изобилие, которым населены эти миры, могло родиться только в голове истинного гения. Подведение итогов экзотических видений мистера Смита, возможно, достигнуто им в длинном фантастическом пятистрочном стихе, названном «Поедатель гашиша, или, Апокалипсис зла». В этом сумасшедшем падении сквозь безымянные пропасти межзвездного ужаса житель Калифорнии представляет наркотическое шествие ядовитого ярко-красного цвета и парализующих теней, чье содержание соответствует только его мыслям; и для этого описания мистер Смит выбрал наиболее утонченные слова, которыми когда-либо выражал свои чувства писатель на английском языке. Мистер Смит, родившийся в 1893 году, стал автором удивительного сборника стихов уже в 19 лет. 2 Он сохранил верность великолепию, что не знает оков; и в его космических оргиях или в его простейших любовных поэмах всегда исполнялось кейбелловское стремление – " писать совершенно о красоте происходящего. " 3
|
|||||||
|