|
|||
Опыт №1 (слайд). Опыт №2 (слайд) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Опыт №1 (слайд) Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх. - Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух) Воспитатель: Еще мы говорили, что в почве есть вода, поэтому и растут растения. - Откуда она берется в почве? (ответы детей) - Все правильно, дети, вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах. Опыт №2 (слайд) Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. В почве есть вода (Схема проведения опыта)Воспитатель: - Почва - это верхний плодородный слой земли, который питает и кормит растения. - Почему почва плодородна? (выслушать ответы детей) - Почва плодородна, потому что в ней содержатся вещества, необходимые растениям для жизни, это- перегной, глина, песок, соли. - И так, ребята, запомнили, что входит в состав почвы? (дети перечисляют) Опыт №3 - Рассмотрите под лупой комочек почвы. Что вы увидели? - Правильно, песок, камешки, палочки, корешки, различный мусор - это и есть перегной. Воспитатель (подводит итог опытов)
Физкультминутка: Это легкая забава (повороты туловища вправо —влево) Повороты вправо - влево. Нам известно всем давно - Там стена, а там окно. Приседаем быстро, ловко. (приседания) Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо чаще приседать. А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте) Это тоже интересно. Мы размяться все успели, И на место снова сели. Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух - значит там можно жить. - Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
- Кто живет под землей? (ответы детей) Боровичок: А сейчас я загадаю вам загадку про одного из подземных жителей, а выпопробуйте ее разгадать. Я, друзья, подземный житель, Землекоп я и строитель, Землю рою, рою, рою, Коридоры всюду строю, А потом построю дом И живу спокойно в нем. (крот)Воспитатель: . Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки, слайда). Крот- небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. Две передних быстрых лапки. У крота, как две лопатки. Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Боровичок: Отгадайте о ком загадка. Мой хвост не отличишь от головы Меня всегда в земле найдете вы. А если вдруг пролился дождик Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь) Воспитатель: Дождевой червь всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев. Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можноувидеть во время дождя. Вот такое стихотворение о дождевом черве сочинила писательница ЮлияБогодист (сценка) В сильный ливень грозовой, В луже на дороге, Мне попался дождевой Червячок под ноги...
Все раскрыли зонтики... По домам бежали... Дождевые червяки – Под дождем лежали. Попросил я червяка: «Ты скажи мне честно, Может все же червякам Под землею тесно? » «Или вас дождливым днем Мамы отругали... Вы обиделись и всё! Разом - убежали. » Мне сказал червяк в ответ: " Никакой проблемы нет "!!! «Под землёю - благодать, Мир и процветание! Мы выходим погулять – Вместе, за компанию». Червяка я отпустил: Приближался ужин, И с друзьями побежал, Погулять по лужам... -Ребята, как поступил мальчик с дождевым червяком? (ответы детей)-Если вы увидите на дороге дождевого червяка, как вы поступите с ним? -Пользу или вред приносят дождевые червяки почве? Подвижная игра «Деревья и червячки» Боровичок: Как я люблю загадки загадывать, ну эту вряд ли отгадаете: Погляди на молодцов: веселы и бойкиВолокут со всех концов, материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей, И спешит на помощь друг, тут народ хороший. Без работы, хоть убей, жить не может., . (муравей) Муравьи - живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьисолдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьиняньки заботятся о потомстве. Воспитатель, (слайд) У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой. Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши лес А как называется дом муравьев? Дети. Муравейник. Боровичок: Попробуйте отгадать еще одну загадку: Маленький рост длинный хвост, Буроватая шубка, остренькие зубки, Под землей таится, в поле ходит покормиться, (полевка) Воспитатель. Правильно отгадали - это полевая мышь (полевка)- мелкий зверек, живет на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками. Пальчиковая гимнастика «Норка» Воспитатель - А теперь подумайте и скажите как подземные жители, живущие в почве, улучшают ее плодородие? - Послушайте. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легкопроникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшаютплодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе взаимосвязано. Человек тоже часть природы - самое разумное существо на планете. Но зачастую люди сами разрушают свою планету. Послушайте об этом стихотворение. (Во время чтения показ схем, иллюстраций) Гудят заводы, всюду пыль, Бежит, дымит автомобиль, А между тем деревья стонут, В грязи и пыли просто тонут, А чтоб построить нам заводы- Рубят лес и губят воды. Стала грязной наша Земля, От растений нет и следаОтнят дом у наших зверей, Птицам, рыбам плохо теперь. Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась. -Как же мы можем уберечь нашу Землю от гибели? Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве). Боровичок: - А сейчас я хочу узнать, какие правила поведения в природе вы запомнили. Игра «Да и нет» Педагог подводит итог занятия. -Сегодня мы побывали с Вами в Подземном царстве, познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) (Слайд)-
Боровичок: Вот сколько интересного и полезного вы сегодня узнали Ну а мне пора в свое Подземное царство, устал, я ребята, пойду - ка домой запорядком следить, да червей дождевых считать. А за почву и ее обитателей яспокоен, ребята наши много знают, и будут ее беречь, оберегать «поземных жителей» от беды. .
|
|||
|